Китай: традиции и современность
Китай: традиции и современность
I. Введение
Китай… Древняя и немного загадочная страна…
Сегодня Китай – это страна, преодолевшая тяжелые последствия
“культурной революции”, трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой,
ни с революционными традициями; это страна соединившее в себе старое и
новое, древность и современность, молодое и отжившее. Всё это пришло в
движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует
нынешний день страны.
В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и
обычаям этого государства.
Побывав в этой загадочной и интересной стране не один раз, меня
поразило изобилие разных сувениров в виде драконов, Будды и изображение
китайских иероглифов на небольших кусочках ткани или деревяшках, также
трудолюбие этого народа, верность к своим старым традициям, которые
передаются из поколения в поколение. Один китаевед сказал такие слова:
“Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не
люблю их литературы больше русской, французской, английской, их язык….
Но когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как
будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к
карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно…..
Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!”
В.М. Алексеев
(знаменитый китаевед)
Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что
моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому
другому источнику информации о Китае, его традициях и современной жизни. Об
этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее
традициях, которые очень необычны и своеобразны, ибо это одна из древнейших
и интереснейших стран мира.
Возможно, в дальнейшем будущем моя жизнь будет связана с этой
страной, а выбор именно этой темы для реферата поможет мне больше узнать
об их жизни, обычаях, и конечно же, традициях.
1. В.С. Куликов “Китай” – 1989 г. (с. 39)
1
II. Экономико-географическое положение
Китайская Народная Республика – третье по размерам территории
государство мира, уступая лишь территории России и Канаде. Китай расположен
в Восточной и Центральной Азии. Территория – 9,6 млн. кв. км. С востока на
запад страна протянулась на 5,7 тыс. км., с севера на юг – 3,7 тыс. км. КНР
граничит более чем с десятью государствами: на севере – с Монголией и
Россией; на западе – с Казахстаном и Афганистаном; на юго-западе – с
Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом; на востоке
– с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Большая часть
страны лежит в глубине материка и удалена от морей Тихого океана на тысячи
километров, а значение морей в жизни Китая очень велико. Морские границы
составляют 11 тыс. км. (а включая длину береговых линий островов – 21 тыс.
км.). Длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. Но поскольку они
большей частью проходят по труднодоступным природным рубежам, для внешних
экономических связей используются главным образом выходы к Желтому,
Восточно-Китайскому и Южно-Китайскому морям. Выход к морю глубинным районам
даёт речной путь до Янцзы. Длинная береговая линия со многими портами даёт
Китаю выход к мировым морским путям. Морские суда поднимаются вверх по
течению Янцзы более чем на 1000 км.
Политико-географическое положение КНР имеет важные особенности. Во-
первых, он расположен в регионе, где живет (включая Китай) более Ѕ
населения земного шара. Естественно, что часто изменения внешней политики
Китая прямо или косвенно касаются одновременно многих государств с огромной
численностью населения.
Во-вторых, более 2/3 длины границ Китая на суше приходится на пять
социалистических стран, в том числе самая длинная (7518 км.) и удобная для
транспортных связей граница – с Россией. Китай граничит также с четырьмя
миролюбивыми развивающимися странами (из них Афганистан и Бирма – страны
социалистической ориентации), которые придерживаются
антиимпериалистического курса во внешней политике. Наиболее протяженная
граница среди них – с Индией. Соседство с социалистическими и
развивающимися странами объективно очень благоприятно для Китая. Однако в
последнее время вследствие враждебного отношения правительства КНР к
большинству соседних государств, в том числе и территориальных претензий к
ним, серьезные преимущества такого положения используются слабо.
В-третьих, на юге Китая сохранились иностранные владения с почти
целиком китайским населением: Сянган (Гонконг) – колония Великобритании и
Аомынь (Макао) – территория под управлением Португалии. Имея в Сянгане и
Аомыне значительные финансовые и другие интересы и поддерживая через них
выгодные для себя связи с капиталистическими странами, Китай не стремится к
ликвидации этих остатков колониализма на своей территории.
В административно-территориальном отношении Китай подразделяется на 23
провинции (включая Тайвань); пять автономных районов и четыре города
центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица КНР –
Пекин. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского
морей Тихого океана на востоке. Главные морские порты – Далянь,
Циньхуандао, Тяньцзинь, Циндао, Ляньюньган, Шанхай, Гуаньжоу. Так же в
состав территории Китая входит около 5 тыс. островов общей площадью 80 тыс.
кв. км. Крупнейшие из них Тайвань (36 тыс. кв. км., население 20 млн.
человек) и Хайнань (34 тыс. кв. км.)
С древнейших времен Китай связывал страны Европы и Центральной Азии.
Через него проходил знаменитый “Шелковый Путь”. А в ХIХ веке Россию и Китай
связывало строительство железнодорожной магистрали в Северо-Восточной части
страны. Это была Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД), которая после
1904-1905 гг. находилась под совместным управлением России, Китая и Японии,
а в последствии была безвозмездно передана властям Маньчжоу-Го. Сейчас
Россия, Китай и Японию связывают новые авиалинии и оживленные морские пути.
Крупнейший порт Китая – Шанхай, город, который связывает республику со
всеми странами
3
мира: Америкой, Англией, Францией, Бразилией, Канадой, Австралией и
другими. А в 1984 году Китайское правительство приняло решение открыть для
внешнего мира 14 приморских городов, получивших право прямых
внешнеэкономических связей.
Были также созданы четыре свободные экономические зоны. Крупнейшие из
них – Шэньчжень – находится недалеко от Гонконга.
Положительным в экономико-географическом положении Китая является то,
что большая часть границы лежит на суше, а это удобно для транспортных
связей. Также КНР граничит с четырьмя миролюбивыми развивающимися странами
(из них Индия, Афганистан, Бирма), с хорошо развитыми странами – Кореей и
Японией. Довольно длинная береговая линия со многими портами дает Китаю
выход к мировым морским путям, что благоприятно влияет на развитие
экономики и хозяйства страны.
Экономико-географическое положение Китая не благоприятно влияет на его
экономику в связи с отдаленностью от крупных торговых центров и путей.
____________________________________________________________________________
________
1. С.С. Разов “Китайская Народная Республика” – 1989 г. (с. 3-19)
2. А.А. Пименов “Китайская Народная Республика в 1989 году: политика,
экономика, культура” – 1991 г. (с. 4-20)
3. В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география зарубежных
стран” – 1980 г. (с. 309-310)
III. Традиции
А теперь я смогу более подробно узнать о традициях Китая.
Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая,
стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой
нитью преемственности.
Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и
вышивания, национальной кухни, живописи и другие.
При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью
китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества –
трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и
таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и
техники.
Еще в 1990 году английский китаевед Д.Макгован в своей книге “Китайцы
у себя дома” так выразил свои впечатления о китайском крестьянине: “Всякий
кто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет его
добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всего
привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное – отсутствие
жалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко не
могут быть названы легкими.” Оценка данная крестьянину остается верной и
поныне.
Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в
жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.
Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе
спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности
своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его
женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.
В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире,
усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда
обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали
себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым
родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков
испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и
навлекали на живых родственников всевозможные несчастья.
Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего
мужского: дочь, выйдя
замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену
и будет
4
продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает
число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь
именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и
лишалась права служить своим родственным предкам.
Она обязана была служить предкам мужа.
Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ
предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а
поэтому в глазах
китайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье.
Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким
уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом
для развода.
Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим
последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает
бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых
женщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались от
новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет старое
представление о продолжении своего рода: рождается мальчик – неимоверная
радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков;
рождается девочка – великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить
замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат,
совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти до
крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном
обществе ХХI столетия.
Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал “Чжунго
шэхой кэсюэ” (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской
молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: “Кое-где день свадьбы
назначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет
“счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан,
бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим
предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши “напиток
потомков”, совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора
до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много
душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот
ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае.
Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по
сравнению с прежними”.
В жизни современной китайской семьи большой проблемой является
демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское
правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не
более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от
государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются
различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и
т.п.).
2. Религии.
В Китае много верующих людей и функционируют различные религии:
буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее
распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их
называют в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.
Конфуцианство.
Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся
мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй»
(«Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. В центре его
внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика.
Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы),
благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе
высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен
обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления
жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал очень
большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели.
Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны
подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать
цзюньцзы, все
5
зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный
муж.
Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы
народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы
непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей
он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем,
но не нужно объяснять, почему.”
Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое
повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это
элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках
государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что
государство – это большая семья, а семья малое государство.
Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа
специального порядка и
превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал
учение о сяо,
сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли,
похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.
Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству
изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли -
этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в
разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком
иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин -
выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их
названием…
Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа
семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного
превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к
росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к
совместному проживанию близких родственников резко преобладало над
сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и
родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.
И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава
семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего
социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти
за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а
потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы
не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего
облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и
соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на
шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и
обязательным для всех.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,
нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во
чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|