Германия
Германия
Реферат
по экономической географии
на тему:
«Федеративная Республика Германия»
Краснодар, 1999 год
План:
Геополитическое положение
Население
Государственный строй и политические партии
Экономика
Сельское хозяйство
Налоговая система
7.Транспорт
Экологические проблемы
Районные различия
Объединение Германии в октябре 1990 года стало событием не
только европейского, но и мирового значения, одним из наиболее важных
после второй мировой войны. Во-первых, оно, разумеется, привело к
большим изменениям в самой Германии, стране, как будто бы хорошо
известной, но теперь с новыми заметными чертами. Во-вторых, оно
вызвало серьезные, далеко идущие последствия за пределами Германии.
Геополитическое положение
Объединенная Германия или по-прежнему официально – Федеративная
Республика Германия (ФРГ) занимает 357 тыс. км2, т.е. территории ФРГ,
бывших ГДР и Западного Берлина. Последний утратил статус особой
отдельной политической единицы и вместе с Восточным Берлином, бывшей
столицей ГДР, вновь стал Большим Берлином. Из 16 федеральных земель 10
– «старые», не претерпевшие перемен: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-
Пфальц, Саарланд (Саар), Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя
Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен (включая Бремерхафен,
аванпорт Бремена, расположенный в 56 км к северу от него, вниз по
течению реки Везера).
На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР
административное деление на 15 округов, в том числе Берлин
(Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5
земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма):
Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Брандебург (Потсдам),
Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт).
В отдельных случаях, однако, изменены их границы: некоторые
административные районы (крайсы) и общины, исходя из хозяйственной и
иной целесообразности, переданы соседним землям. Более трех лет идут
споры о центрах – столицах земель. Временами поднимают и более сложные
вопросы, в частности об экономической жизнеспособности некоторых
земель в условиях общегерманского рынка.
Вопрос о столице ФРГ – Бонн или вновь объединенный Берлин,
служивший столицей Германии до второй мировой войны, - после жестоких
парламентских споров и серьезных разногласий в правительственных
кругах был решен в пользу Берлина. Однако переезд столичного аппарата
и крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно
подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть
завершены лишь в начале будущего столетия. Между тем президент ФРГ уже
начал осуществлять там некоторые правительственные функции.
Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран.
Центральное положение определяет и наибольшее число соседей – 9: Дания
на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе,
Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и
востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в первой и
второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее
нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии.
Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются
членами ЕС, наиболее мощной страной которого является ФРГ. На ЕС
приходится более Ѕ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных
стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз.
Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном
блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер)
больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена
самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток,
оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в
военной акции против боснийских сербов, имеет сильные позиции в
Хорватии.
Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за
счет побережья Балтики. Но все-таки фасадом немецких внешних связей
остаются порты Северного моря – ее «окно в Атлантику». Гамбург, Бремен
и нефтяной порт Вильгельмсхафен превосходят балтийские – Киль, Любек и
Росток, ведь основные торговые партнеры ФРГ – страны Запада: Франция,
Италия, Нидерланды, Великобритания, США.
Южная граница Германии идет по ярко выраженному природному
рубежу – Альпийской цепи. Но она не является ныне серьезным
препятствием – через альпийские перевалы проходят железные и шоссейные
дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов
Средиземного моря поступает на юго-запад ФРГ и к баварскому городу
Ингольштадт.
Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас
объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше
в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в
Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился.
Экономические и политические интересы ФРГ расширились.
Экономический гигант перестал быть политическим карликом.
Население
В объединенной Германии живет более 80,3 млн. человек, это
значит, что она – крупнейшая по населению страна Западной Европы.
Особенностью Германии является то, что ее население с начала 70-
х годов не растет, а сокращается: низкая рождаемость не перекрывает
невысокую смертность. Только за 1985 – 1992 годы рождаемость упала на
70%. Это имеет свои причины:
возрастная пирамида 90-х гг. отличается от пирамиды 1910 г.
повышенной долей старших возрастов, население страны сильно
«постарело». В строении пирамиды видны «провалы» в тех возрастных
категориях, которые стали жертвой двух мировых войн, а следствие этого
– падение рождаемости в те годы и демографические «волны» после;
невысокая рождаемость характерна для всех развитых промышленных
стран, типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей. В
городах все это проявляется еще резче, чем в сельской местности, а ФРГ
– высокоурбанизированная страна, где в городах живет более 90%
населения.
И все же низкую рождаемость в ФРГ нельзя объяснить только этим.
В 1994 г. всего три страны имели превышение смертности над
рождаемостью: ФРГ, Россия, Украина. А ведь они очень разные.
Есть и необычные следствия невысокой рождаемости. Численность
германской армии – бундесвера – в 1991 г. составляла 495 тыс. человек,
но в 1995 г. уже всего 340 тыс. Конечно, дело здесь в основном в
изменении всей военно-политической обстановки в Европе, но в ФРГ есть
и другая причина – для сохранения армии такой численности, какой она
была в 1991 г. просто не хватило бы молодых людей, вступающих в
призывной возраст.
Западные и восточные немцы несильно отличаются друг от друга, и
все же долгий период раздельного существования отражается в социальной
и особенно религиозной структуре населения. В «новых землях» 67,1% -
неверующие, 27,0 % - принадлежат к евангелической церкви, 5,9% -
католики. Иная картина в «старых землях», где влияние церкви гораздо
сильнее – не принадлежит к ней лишь 19,0% населения, католики (Юг)
составляют 42,9% населения, а приверженцы евангелической церкви
(Север) – 38,1%. Самой католической землей ФРГ является Бавария.
Имеются различия и в жизненном уровне – заработная плата в
«новых землях» составляет 70 – 72% от западногерманского уровня, выше
здесь и доля безработных. Есть и такие парадоксы, когда водитель
автобуса в Восточном Берлине получает меньшую зарплату, чем его
коллега в западной части города, выполняющий точно такую же работу.
«Сращивание» двух частей ФРГ идет отнюдь не беспроблемно.
Как богатая страна с высоким жизненным уровнем, ФРГ привлекает
иностранных рабочих и беженцев из многих стран. Во многих странах Юга
иностранцы составляют 20 – 25% населения (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен).
Это создает целый ряд проблем:
социальное положение «рабочих-гостей» гораздо хуже, чем
коренного населения, они часто не владеют языком, получают, как
правило, низкооплачиваемую «черную» работу, живут в худших условиях,
особенно не получившие гражданства ФРГ;
в городах, особенно у вокзалов, выросла преступность,
наркомания;
с ростом безработицы обострилась конкуренция за рабочие места,
ухудшилось отношение к «рабочим-гостям», в западных землях это
использовалось реакционными националистическими группировками, имели
место акты насилия;
идут и внутренние «разборки» между иностранцами, в частности
между турками и курдами.
Государственный строй и политические партии
Объединенная Германия - федеративное государство, состоящее из
16 равноправных земель (смотри таблицу 1).
Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые
земли). Земли под N 11 - 15 ранее входили в ГДР (новые земли). Земля
Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с
особой политической единицей - Западным Берлином. Столица ФРГ -
Берлин. Однако до сих пор парламент и правительство объединенной
Германии работают в - Бонне.
ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире
систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие
возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав,
закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение
законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховным выборным
законодательным органом на уровне федерации и земель являются
парламенты - бундестаг и ландтаги.
Первые выборы в бундестаг объединенной Германии состоялись 2
декабря 1990 года. В нынешнем бундестаге заседают 662 депутата от пяти
партий. Весь парламент избирается сроком на четыре года. Блок
Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального
союза (ХСС) имеет 319 мандатов, Социал-демократическая партия Германии
(СДПГ) - 239, Свободная демократическая партия (СвДП) - 79, Партия
демократического социализма (ПДС) - 17 и блок А 90/Зеленые - 8
мандатов.
В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна
достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая
обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны. В ФРГ все
основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг
центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации
общества. ХДС/ХСС и СвДП придерживаются правоцентристской позиции,
выражая интересы предпринимательских кругов. СДПГ находится несколько
левее центра и выступает за модернизацию капитализма путем соединения
политической, экономической и социальной демократии. СДПГ активно
защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких
товаропроизводителей. ПДС образовалась на базе правившей в ГДР
Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Она в основном
действует в новых землях и по существу, это тоже социал-
демократическая партия, находящаяся, правда, несколько левее СДПГ.
Блок А 90/Зеленые находится в левой части политического спектра и
выступает нередко против частного бизнеса, особенно, если он своими
действиями наносит ущерб природной среде.
С бундестагом тесно взаимодействует бундесрат - палата земель,
которая состоит из 68 представителей земельных правительств. Каждая
земля располагает в бундесрате от трех до шести голосов, в зависимости
от численности населения. Бундесрат может потребовать изменения
законопроектов бундестага, хотя он реально не в состоянии парализовать
деятельность бундестага.
Главой государства является избираемый на пять лет федеральный
президент, пост которого сейчас занимает Р. фон Вайцзеккер (ХДС). С
1982 года боннское правительство формирует коалиция ХДС/ХСС во главе с
федеральным канцлером Г.Колем.
Экономика
Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке,
сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже
длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в
мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим
потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта
объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд.
марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9
млрд. марок.
Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни
населения и насыщение рынка товарами производственного и
потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях
неодинакова.
В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во
внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим
фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с
начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики
глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому
взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России
после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого
увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в
период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7
раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс
расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до
первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский
капитал основательно внедрился в российскую промышленность,
железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между
двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало
достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической
обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с
образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами
складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое
место среди торгово-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с
ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с
подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и
экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в
положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-
западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов,
создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества
между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место
главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года
товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987
годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за
сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на
нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют
ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического
сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом
сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года
советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало
прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме
совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется
коренным образом:
- к началу 1992 года на территории бывшего СССР было
зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала.
Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания
валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ
оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале.
Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному
рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики,
развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных
кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот
населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с
западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно
инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно,
что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к
осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло.
Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в
отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было
приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая
часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм.
Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы
общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном
производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991
года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне
сложной. По оценкам ряда экспертов, она достигла критической точки. По-
прежнему отсутствует конкурентоспособная продукция, нет современного
производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен.
Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР
в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5
млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в
1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве -
соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к
Страницы: 1, 2
|