География Банковской Системы России
земледелия (Сельхозбанк), банк финансирования капитального строительства
кооперации (Всехобанк), банк финансирования коммунального и жилищного
строительства (Цекомбанк). /5/
Роль Государственного банка страны определена постановлением СНК от 20
марта 1931 г. В нем содержалось два требования , во - первых стать
общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов,
во – вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом
выполнения планов производства м обращения товаров, за выполнением
финансовых планов. В последующие два десятилетия банки страны совершали
свою деятельность, не подвергаясь сколько -нибудь существенным
реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в банк
финансирования капитального строительства торговли и кооперации – Торгбанк.
/5/
Во второй половине 50-х гг. серьезные преобразования коснулись
специальных банков, к сокращению количества банков. С января 1957 г.
прекратил операции Торгбанк. Госбанку были переданы практически все
операции ликвидированного Сельхозбанка. Тем самым Сельхозбанк оказался
включенным в состав Госбанка, который обосновывался необходимостью
сосредоточения в одном банке краткосрочных и долгосрочных операций по
обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций. /5/
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций
в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в
«единый банк». Таким образом, в стране осталось три банка : Госбанк СССР,
Стройбанк совершавший операции на внутреннем рынке, и Внешторгбанк – на
внешнем рынке. /5/
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные
кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР .
Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в
распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования
народного хозяйства. /5/
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную
централизованную систему с развитой сетью учреждений на местах. К началу
1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения
(филиалы). Центральное звено – правление, которое руководило всей системой
через конторы – республиканские, городские, областные и краевые, (185
контор) . им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие
практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали
предприятия и организации, расположенные на территории данного района и
имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет. /5/
Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной
организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через
республиканские и областные (краевые) конторы (180 контор). Отделения
открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных
вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908. /5/
Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г.
разветвленную сеть – 78,5 тысяч сберкасс. Общее руководство их
деятельностью осуществлял Госбанк СССР, непосредственным рабочим звеном в
этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы первого и
второго разрядов и агентства по всей стране. Внешторгбанк СССР имел
небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в
Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские
отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками –
корреспондентами. /4/
Советская банковская система включала в себя также банки за границей с
участием капитала советских организаций . Совзагранбанки и их отделения
работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной
Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк Лондоне с
отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк
во Франкфурте – на Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед банк; в Австрии
– Донау банк в Венне. Вышеназванные банки были созданы для расчетно-
кредитного обслуживания предприятий и организации СССР и других
социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка
развития внешне – экономических связей страны. Банки выполняли депозитные,
кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных
финансовых рынках. /4/
В середине 80-х гг. стали предприниматься попытки реорганизации
банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено
провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой
предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою
очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления
воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено
реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с
учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В
результате была создана система банков в следующем составе: Государственный
банк СССР, Агропромышленный банк, Промышленно-строительный банк, Банк
жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), банк
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), банк трудовых сбережений
и кредитования населения (Сберегательный банк) /4/
Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным
банкам. За Госбанком сохранялись: в центре – Правление, в союзных
республиках – республиканское звено (Госбанк республики) , в областях,
краях, и автономных республиках – главные управления Госбанка. Благодаря
произведенной реорганизации в одном отделении (филиале банка)
сосредотачивались обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности
предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе
банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными./4/
Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является
тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка , переданное в состав одного
из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятие других
отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Отделение,
получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по
прежнему оставалось универсальным учреждением . Деление же клиентуры на
«профильную» и «непрофильную», «свою» и «чужую» способствовало
возникновению нездоровых отношений между банками и хозяйствами и вместо
ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам. /4/
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим
отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из
специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде
областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.
Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в
отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения
банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих
адреса. /4/
Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г..
Механизм управления системой банков усложнялся, разросшийся
административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено –
отделения, лишив их возможности решать вопросы кредитно-расчетного
обслуживания клиентуры. На рубеже 80-х и 90-х г.г. стала утверждаться
мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. Стали создаваться
первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Численность
вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возросла. На 1
января 1989 г. в СССР насчитывалось 43 коммерческих и кооперативных
банков, а через два года их число возросло до 1357 , в том числе в России
до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро
расширятся. К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции
Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал
Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось
формирование двухуровневой банковской системы. /4/
3. Третий этап с 1990 г. по 17 августа 1998 г.
В этот период возникает необходимость в соответствующей
законодательной базе , юридически запрещающей статус как центрального
банка, так и коммерческих банков. Законы были приняты в декабре 1990 г.. На
союзном уровне Верховным Советом СССР 11 октября 1990 г. были приняты
законы «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской
деятельности», в Российской Федерации – законы о «Центральном банке РСФСР
(Банке России)» и о «Банках и банковской деятельности в РСФСР (2 декабря
1990 г.)». С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков
характеризовалось более быстрыми темпами и определенной уверенностью. /4/
В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике
банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла
необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройки. Новая
банковская система должна была производится в условиях:
. Масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению
экономического и политического строя страны;
. Крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но и
прежде всего долгосрочного, перспективного управления;
. Глубокого кризиса хозяйства (падения производства и его
эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного
обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
. Неудачной текущей политики банка России в 1991 – I полугодие 1992
г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный
кризис, кризис наличности , расстройство системы безналичных
расчетов, чрезмерно жестокая и непредсказуемая монетарная политика
и т.п.). /6/
В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции
перехода России к экономике рыночного типа и демократической
государственности, которым соответствует качественная иная банковская
система, нежели для централизовано планетарной экономики и тоталитарного
государства. К сожалению проект такой концепции был разработан О. И.
Лаврушиным, Я. М. Миркиным только в 1993 г. Основными принципами этой
концепции являлись : организация банковского дела в переходной экономике.
Реальная степень «рыночности» будущей банковской системы, соотношение в ней
централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой
банковской системы на обслуживание процесса реформ:
. диверсификация собственности (приватизацию, становление
независимого частного сектора);
. демонополизацию;
. становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов,
страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.)
;
. техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства,
конверсию и сокращение военных расходов;
. перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;
. усилению открытости экономики, интеграцию в микрохозяйственных
связей;
. перераспределение положений между центром и регионами. /3/
Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна
способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но при этом
не должна нарушатся, строгая система контроля за деятельностью банков со
стороны ЦБ и представительных органов государства. /3/
На тот момент, банковская система являлась важным звеном отечественной
экономики. Именно в следствие значительной аккумуляции денежных средств,
банки могли оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и
на приток денег в казну, путем операции с государственными ценными
бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса, неплатежей банковская
система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих
функционирование экономики. Эффективное перераспределение средств в
отечественной экономике на том этапе способна обеспечить только
государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и
отечественных реалий. /12/
Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким
причинам. Россия являлась крупным должником. Коррупционные процессы в
государственном аппарате, который собственно и должен заведовать
распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных
кредиторов и не дают гарантии направления выделенных средств в экономику
страны. До сих пор в России очень высокие инвестиционные риски, частично из-
за отсутствия подобной программы. Иностранные кредиторы зачастую не
заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда
не будут выделять на это кредитные ресурсы. /12/
Необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые
должны обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в предприятия.
Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются.
/12/
В 1998 году произошло ухудшение социально-экономической ситуации. Уже
в первом полугодии ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления
от экспорта; обострился бюджетный кризис. Спад производства наметившийся в
апреле-мае, во второй половине года приобрел угрожающий характер. Шло
сокращение поступления производственных и топливных ресурсов, что создало
проблемы для функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По
оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в
2,5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.
Ускорился спад промышленного производства, обострилось положение занятости
населения. Продолжается снижение уровня населения. Рост товарооборота
сменился его падением. Резко обострился бюджетный кризис. /24/
Таким образом ретроспективный анализ банковской системы России
позволил выделить три этапа, каждый из которых характеризуется состоянием
как политических, так и экономических сегментов страны. На каждом этапе
банковская система изменялась и реформировалась в направлении наибольшего
влияния на развитие экономики и финансов.
На первом этапе идет зарождение банковской системы, закрепленной
указами Николая I и Александра I. Появились первые сберегательные кассы и
Дворянский банк, который занимался поземельными кредитами. Одновременно
был учрежден Государственный банк. Происходит оживление эмиссионной функции
Госбанка, появление первых ипотечных банков.
На втором этапе происходить координация реконструкции банковской
системы и создания Единого Народного Банка страны, который в последствии
был упразднен, реанимация государственного банка страны, оживление работы
вспомогательных банков (отраслевых и территориальных). Произошла
реконструкция банковской системы, связанная с кредитной реформой 1930 –
1932 г.г. . Госбанку СССР были переданы основные функции денежного
обращения и кредитования внутри страны, выделено три основных банка:
Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк. Это банковская система просуществовала до
1990 года.
Третий этап связан с реформации экономики страны, усиленным развитием
деятельности коммерческих банков и появлением специализированных кредитных
институтов. В результате ухудшения экономической ситуации происходит спад
производства, нарушения товарно-денежных отношений , которые привели к
экономическому кризису и изменению банковской системы.
2. Банковская Система России.
2.1. Структура банков.
Банк –финансово-кредитное предприятие, сосредотачивающее временно
свободные денежные средства (предприятий, организаций и граждан) с целью
предоставления их в кредит за плату (под проценты). В структуре современной
кредитной системы выделяют три основные группы банков : 1) эмиссионные
(ЦБ); 2) коммерческие; 3) специальные кредитные институты (рис. 1) /7/
Инвестиционные банки осуществляют долгосрочное кредитование, в
результате которого возможна реализация крупных научно-технических
проектов. Специализация в области долгосрочного кредитования
целесообразна, так как осуществление крупных инвестиционных проектов
связано со значительным риском. /7/
Специализированные банковские учреждения включают в себя банки,
специализирующиеся на кредитовании отдельных сфер экономической
деятельности. (рис 1) Специализированный небанковские учреждения
объединяют большую группу кредитно-финансовых институтов. Важнейшими
являются: инвестиционные компании, финансовые компании, пенсионные фонды,
сберегательные учреждения, страховые компании, ломбарды. Инвестиционные
компании осуществляются кредитованием мелких и средних фирм. Специальные
программы рассчитаны на менее продолжительный период и осуществляются в
более скромных масштабах, чем в инвестиционных банках . Компании бывают
открытого и закрытого типа. В первом случае инвестиционные компании
обязуются выкупить свои акции, во вторых – нет. Финансовые компании
осуществляют кредитование клиентов путем покупки их долговых обязательств.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|