рефераты бесплатно

МЕНЮ


Бельгия

Национальный музей мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum).

С расположенной поблизости обзорной площадки открывается живописный

вид на старый причал. В ясную погоду к северу отсюда вплоть до горизонта

тянутся бесчисленные краны современных портовых сооружений, а со стороны

города высится величественная башня кафедрального собора.

С широкого набережного бульвара переулок сворачивает на север и ведет к

позднеготическому зданию Дома мясников (Vieeshuis). Этот цеховой «клуб»

мясников был построен по проектам X. и Д. де Вагемакере, крупнейших

архитекторов XVI в. Попеременное использование красного кирпича и белого

песчаника должно было как бы показывать слои мяса и сала в тушах. На

верхнем этаже проводились заседания цеха, на нижнем бойко торговал магазин.

Сегодня в здании цеха размещается Музей археологии и прикладных искусств

(представлены археологические находки, фаянс, музыкальные инструменты).

Особенно интересны старинные деревянные стропила и обширный торговый зал.

Далее наш путь лежит через ул. Vieeshouwersstraat, на параллельную ей

ул. Doornikstraat. По пути нам встретится небольшой сквер. Хотя для

средневековых переулков и характерна страшная теснота, именно здесь, в

тихом центре, возник современный жилой квартал, новейшие здания которого

хорошо гармонируют с исторической застройкой города.

Церковь св. Павла/Синт-Паулускерк (St.-Pauluskerk). В конце ул. Hof-

straat расположена пл. Veermarkt, на восточном углу которой и находится

церковь св. Павла. Это позднеготическое здание ордена доминиканцев (XVI в.)

богато украшено бесчисленными скульптурами и картинами фламандских

мастеров, в т.ч. Рубенса, Йорданса и Ван Дейка. Особенно впечатляет главный

алтарь и уникальная резьба в исповедальне.

Дом пивоваров (Brouwershuis) Q. К этому историческому зданию XVI в.

ведет живописный участок набережной Шельды. Кроме зала заседаний, здесь

любопытны и водоподъемные насосы находившегося здесь прежде Водяного дома,

приводившиеся в действие лошадьми. Так как из гигиенических соображений для

производства пива не допускалось использование обычной воды, пивовары брали

воду отсюда.

Церковь св. Карла Борромеуса Синт-Каролус-Борромеускерк (St.-Carolus-

Borromeuskerk). Внимание гостей привлекает великолепно украшенный фасад

этой барочной церкви, освященной во имя итальянского архиепископа Карла

Борромеуса, причисленного к лику святых. Церковь св. Карла - один из

немногих барочных храмов Бельгии. В ее ясных формах сводов, поддерживаемых

дорическими и ионическими колоннами, четко видны элементы ренессанса.

Считается, что ее фасад создан по проекту Рубенса. В самом храме особый

интерес представляет крипта, ризница, а также капелла Рубенса.

Церковь св. Якоба/Синт-Якобскерк (St.-Jakobskerk). Строительство

позднеготической церкви св. Якоба началось в конце XV в., а завершилось

лишь более 200 лет спустя. После кафедрального собора, это — важнейший храм

города. Крестообразная в плане базилика с двумя рядами капелл, идущих по

обеим сторонам, и венцом хоров позволяет разместить в ней массу

произведений искусства, в том числе - надгробий именитых жителей города. В

одной из гробниц за барочным алтарем своей приходской церкви вкушает вечный

покой Питер Пауэл Рубенс (1577-1640).

Капеллу украшает холст «Богоматерь со святыми», одна из поздних работ

мастера. Остальные картины принадлежат кисти его ученика Якоба Йорданса.

Дом-музей Рубенса (Rubenshuis). В этом доме, построенном в 1611-1618

гг., знаменитейший живописец Антверпена прожил до своей кончины. Дом-дворец

в плане ориентирован на итальянские палаццо. Внутренний двор и сад-парк

изображены на многих полотнах мастера. Не уступает им и портик —

гармоничная оправа для многих холстов. Рядом с удобно спланированными

жилыми покоями расположены ателье и мастерская художника. Здесь можно

осмотреть работы его учеников, а также произведения других художников,

которые Рубенс приобретал во время своих странствии.

Сделав паузу в одном из уличных кафе на Keyserlei, можно заглянуть в

Музей алмазов, расположенный в бывшем Еврейском квартале. Здесь можно

увидеть огранщика алмазов за работой.

Музей Плантена и Моретуса (Plantin en Moretusmuseum). К этому музею мы

вернемся, пройдя по элегантной торговой ул. Meir и миновав пл. Schoen-

markt. Роскошь здания, особенно его интерьеров, просто поразительна. В 1576-

1580 гг. книгопечатник Кристоф Питер Пауэл Рубенс родился 28 июля 1577 г. в

Вестфалии (Германия), в городке Зиген, куда был вынужден бежать из

Антверпена его отец, ученый-правовед, спасаясь от преследований

Контрреформации. После смерти отца он в 1589 г. вернулся в родной город

своих родителей и получил здесь всестороннее образование, проникнутое духом

гуманизма, 23-летним юношей Рубенс едет в Италию и становится придворным

живописцем герцога Гонзага в Мантуе. Герцог давал юноше и дипломатические

поручения.

Вернувшись в 1608 г. в Антверпен и основав мастерскую, Рубенс начал

здесь свою блестящую карьеру. Из его мастерской вышло невероятное число

произведений, из которых сам маэстро создал не менее 600 работ. В его

мастерской, помимо учеников, работали Антонис Ван Дейк, Якоб Иордане и Ян

Брейгель, прозванный Брейгелем Бархатным. С непревзойденной легкостью

Рубенс разрабатывал почти все мыслимые сюжеты и жанры: пейзажи, портреты,

библейские, мифологические, исторические сцены. Свою универсальность он

приобрел в Италии, где помимо картин Тициана, Микеланджело и Леонардо да

Винчи, смог познакомиться с произведениями античного искусства. Знал он и

творчество своих нидерландских современников. Грандиозные исторические

полотна Рубенса исполнены солнечного колорита и бурного жизнелюбия.

Одновременно он создавал нежные интимные портреты-миниатюры своих

современниц.

Еще при жизни признанный гением, знаменитейший живописец, рядом с

роскошным дворцом часто изображавший сельскую хижину, Питер Пауэл Рубенс в

наши дни считается воплощением творческой мощи и щедрости барокко.

Плантен построил свою печатню — единственную, которой при Филиппе II

было дано право печатать богослужебные книги и молитвенники для испанского

королевства, а значит — и для доброй половины мира. При его зяте Моретусе и

их потомках печатня проработала вплоть до XIX в. В жилых комнатах и

мастерских висят портреты, написанные другом семейства — Рубенсом. Кроме

первозданной обстановки комнат, огромный интерес представляет хранящаяся

здесь одна из 13 Библий Гутенберга - «Библия Регия».

Пройдя мимо магазинчиков на ул. Hoogstroat, мы окажемся на пл. Ауде

Коорнмаркт (Oude Koommarkt). На углу этой площади виднеется небольшая

вывеска «Vlaaikens Gang», указатель прохода в пассаж задних дворов. Этот

бережно реставрированный лабиринт улочек и переходов дает яркое

представление о том, как тесно жили в средневековье. От выхода на ул. Pel-

grimstraat открывается живописный вид на башню собора.

Собор Богоматери/Онзе-ливе-Вра-уэкерк (Onze-Lieve-Vrouwekerk) с 123-

метровой башней - самый большой собор во имя Богоматери в Бельгии.

Строительство храма было начато по инициативе горожан в 1352 г. в

готическом стиле, а завершено только в 1616 г. Хоры окружают пять капелл.

Дома горожан тесно примыкают к фасаду собора. А в задних помещениях этих

домов открыты лавочки и кафе, работающие почти у самых его стен. Собор

сильно пострадал во время пожаров 1434 и 1533 гг., в годы иконоборчества и

от обстрелов в годы Французской революции, и насущно необходима его

реставрация. Просторные интерьеры собора, имеющие сравнительно мало

украшений, впечатляют своими величавыми пропорциями и архитектурным

изяществом. К числу подлинных сокровищ относятся две знаменитые картины

Рубенса, написанные им в 1610-1614 гг. специально для собора Богоматери.

Это — « Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста».

Ратуша (Stadhuis), возведенная в 1561-1565 гг. архитектором Флори де

Вриндтом, высится на западной стороне Большого рынка (Grote Markt),

исторического ядра города. Вертикальная центральная часть ратуши в

сочетании с горизонтальным членением фасада являет собой образец стиля

фламандского ренессанса и прекрасно гармонирует с соседними готическими

зданиями Цехов и Гильдий. Они восходят к XVI в., в нашем веке частично

пострадали и восстановлены по старым планам. Украшения ступенчатых

фронтонов нередко указывают на их первых владельцев (№ 5 — «дом бондаря», №

7 — «дом гильдии арбалетчиков», № 11 —«дом торговца»). В центре площади

высится необарочный фонтан «Брабо», изображающий сцену из легенды о

возникновении Антверпена.

Кроме того, не забудьте непременно посетить еще три замечательных

музея:

Музей Майера ван ден Берга (Museum van den Bergh). Собрание картин

этого музея поистине уникально. В его коллекции есть работа «Безумная

Грета» Питера Брейгеля Старшего, а также картины Дирка Баутса и Квин-тена

Матсейса. Здесь же можно увидеть средневековую скульптуру, резьбу по

слоновой кости и книжные миниатюры.

Королевский музей изящных искусств (Koninklijk Museum voor Scho-ne

Kunsten). В уютном здании в стиле неоклассицизма размещается самое обширное

в Бельгии собрание старонидерландской живописи. А живопись Фламандии

представлена работами мастеров пяти веков.

5.4. Брюгге

Посещение Брюгге (флам. Brugge, фр. Bruges; 117 000 жит.), столицы

провинции Западная Фландрия - настоящий венец путешествия в Бельгию. Старый

город, изрезанный узкими каналами, - «Северная Венеция», величественный

образец градостроительства эпохи позднего средневековья.

Достопримечательности

Рыночная площадь Гроте Маркт (Grote Markt). Эта площадь издавна была

горячей точкой городской истории. Именно здесь высится дозорная башня

Белфорд - символ стойкости горожан и независимости города. Нижняя часть

этой 83-метровой башни восходит к XIII в., а восьмигранное навершие

появилось на два века позже.

На уровне верхней смотровой площадки башни висят 50 колоколов курантов,

каждый час отзванивающих свою мелодию. Примерно в одно время с Белфордом

возникло и примыкающее к башне монументальное здание крытого рынка или

суконных рядов (Lakenhalle).

Ул. Вламингстрат (Vlamingstraat) ведет нас с площади Гроте Маркт в

«Ганзейский Брюгге». «Дом генуэзцев» (1399) — напоминание о международных

торговых связях города. На Vlamingstraat, № 35 высится и гордый дом

купеческого семейства Ван дёр Борзе (XV в.). Процветающая торговля и

богатейшие финансовые конторы, работавшие в этом доме, привели к тому, что

хозяева получили прозвище Бёрзе (ни-дерл. Бёрз - кошелек) в качестве

синонима таких сделок.

Старая таможня. В этом здании, возведенном в 1477 г., в старину

взимались пошлины с товаров, привозимых на кораблях, ныне здесь городская

библиотека. Расположенная рядом палата буржуазии Поортерслоге (Poorterslo-

ge), где сегодня расположен Государственный архив, служил «поортерам»

(богатым купцам и коммерсантам) местом собраний.

Площадь Бург (Burg). Название этой площади происходит от разрушенной

крепости фландского графа Болдуэна. Вокруг нее расположены многие старинные

здания Брюгге: роскошная ратуша (Stadthuis), построенная между 1376 и 1421

гг. и послужившая прообразом целого ряда аналогичных ратуш во всей стране,

славится своим богатейшим Залом заседаний с деревянным сводчатым потолком и

стенными росписями на сюжеты истории города Брюгге.

Базилика Святой Крови Христовой (Heiligbloedkapel) была построена для

Реликвии Святой Крови - Крови Христовой, которую фландрский граф Дитрих

Эльзасский в 1150 г. привез из Крестового похода. Нижняя, романская часть

этой церкви, привлекающая массу паломников, восходит к времени графа

Дитриха, а верхняя, перестроенная в XV в., - наглядное свидетельство

перехода от романского стиля через позднюю готику к ренессансу.

Торжественная процессия в честь св. Крови Христовой, ежегодно проводящаяся

в день Вознесения, является заметным праздником в календаре города.

С восточной стороны границей площади служит т. н. Buitenhaus, бывшее

здание таможни, входной портал которого украшают гербы знатнейших

купеческих семейств. От первоначально готического убранства здания

сохранился только Южный фасад.

Арочный переход в бывшую городскую канцелярию, возведенную в стиле

раннего ренессанса и украшенную позолоченьши колоннами, ведет через улицу

Blindenezelbrug (Слепого осла), мимо павильонов Рыбного рынка, к

Эйденветерсплац (Huidenvetter-splein, площадь Дубильщиков) в бывшем

квартале кожевников. На фасаде здания Цеха кожевников изображены сцены

ручной обработки кож в старину.

Вдоль набережной Розенхудкай (Ro-zenhoedkaai) пройдем к расширяющемуся

здесь на манер площади берегу канала - на Дийвер (Dijver), где в летние

уикэнды проходит толкучий «блошиный» рынок. На другой стороне улицы

расположен один из крупнейших музеев города — Музей Грунинге музеи изящных

искусств (Groenimie-Museum/Stedelijk Museum voor Schone Kunsten). Благодаря

богатейшему собранию ранненидерландской живописи (увы, экспонаты

бельгийского модерна держатся в тени) музей привлекает массу посетителей.

Налево от музея находится зеленый оазис Аренцхоф, в доме Аренца расположен

музей Брэнгвина.

Сразу же за музеем Брэнгвина, рассказывающем об английском художнике,

чье имя он носит, в живописном дворике высится причудливое, украшенное

башенками здание дворца Грут-хусе (Gruuthusepalais) О, возведенное в XV в.

В средневековье дворец служил резиденцией одного патрицианского рода,

богатства которого были основаны на праве повышать пошлины на компоненты

для пивоварения, т. н. груутен. В интерьерах этого здания собраны коллекции

ковров, кружев, монет, музыкальных инстументов и оружия. В числе

архитектурных изюминок следует упомянуть частную капеллу на втором этаже,

где в служении мессы участвовали жители, составлявшие хор.

Над этим архитектурным ансамблем возвышается соборная церковь

Богоматери Онзе-ливе-Врауэкерк (Опге-Lieve-Vrouwekerk) Q. В просторной

готической церкви (XII-XIV вв.) с необычайно высокой (122 м) башней

хранятся замечательные памятники культуры. Так, здесь представлена Дева

Мария с младенцем «Мадонна Брюгге» (1503), единственная скульптура

Микеланджело, при его жизни оказавшаяся по другую сторону Альп. На хорах

церкви находится внушительный саркофаг Марии Бургундской и ее отца, Карла

Смелого, герцога Бургундии.

Рядом с храмом находится госпиталь св. Иоанна Синт-Янс (Sint-Jans-

Spital) Q. Этот, по-видимому, старейший госпиталь Европы был основан в XII

в. и проработал до 60-х гг. нашего века!

Здесь же можно ознакомиться с просторным залом лечебницы и

замечательной аптекой XVIII в., а также музеем Мемлинга (Memlingmvseum),

расположенным в капелле.

Уроженец Германии, Ханс Мемлинг перебрался в Брюгге в 1465 г. и вплоть

до своей смерти в 1494 г. прослужил здесь городским художником. Его

выразительные и понятные бюргерам полотна снискали ему любовь и признание

горожан и к тому же сделали его одним из богатейших жителей Брюгге. Здесь

можно увидеть шесть центральных его полотен, в том числе роспись Ковчега с

мощами св. Урсулы, миниатюрные картины на его стенках изображают эпизоды

легенды о св. Урсуле, а также алтарное полотно «Мистическое обручение св.

Екатерины».

Двор бегинок - бегинаж (Begijnhof). Барочная арка под маленьким мостом

Девы Марии ведет в скромный, обсаженный тополями двор - бегинаж. Маленький

музей познакомит вас с повседневной жизнью бегинок. Одинокие или овдовевшие

женщины решили объединяться в общины, во многом напоминающие монастыри.

Бегинки ухаживали за больными, воспитывали девочек-подростков, варили пиво,

работали в и ныне действующей в Брюгге кружевопрядильной мануфактуре.

Рядом с бегинажем расположено озеро Любви. Механика старой шлюзовой

камеры (Schleusenhaus), регулирующей уровень озера, на южной оконечности

пл. Wijngaardsplaats действует и сегодня.

Собор Христа Спасителя или собор св. Салватора/Синт-Салватор (St.-Salva-

torskathedral) — самый старый приходский храм города. Бойницы романской

башни XII в. показывают, что ее нижняя часть служила бастионом. Центральный

неф и хоры испытали сильное влияние ранней готики, а верхняя часть башни

была завершена лишь в XIX в.

5.5. Гент

Гент (Gent; фр. Gand; 100 000 жит.), пожалуй, не сохранил, как Брюгге,

средневековую первозданность, но зато и не утратил дух деловитости и

предприимчивости. Гент - крупный культурно-исторический центр и вполне

современный город. Здесь практически без перерывов сохранилась идущая из

средневековья традиция сукноделия. В то же время Гент расположен в центре

крупнейшей бельгийской плодо- и овощеводческой провинции. Здесь

выращивается также множество цветов, и Гент по праву пользуется славой

одного из важнейших ярмарочных центров этой продукции. Благодаря своему

положению у слияния Лиса и Шельды Гент является вторым по величине портом

Бельгии. Совершая прогулку по роскошному старому городу, не следует

забывать, что Гент давно обогнал своего старого соперника — Брюгге.

Достопримечательности

Большинство интереснейших зданий Гента сосредоточены в старом городском

ядре на правом берегу Лиса, между замком графов Фландрских и кафедральным

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.