Англия
Повсюду много средних по размерам ферм, на которых ведется хозяйство без
применения наемного труда. Мелкое фермерство сосредоточено главным образом
в Шотландии и Уэльсе.
Великобритания - одна из наиболее густонаселенных и высоко
урбанизированных стран в мире. В среднем на 1 кв. км. ее площади приходится
230 человек. Однако по территории страны население распределяется очень
неравномерно. Основная часть жителей Великобритании сконцентрирована в
Англии, обладающей наиболее удобным географическим положением,
благоприятными природными условиями и играющей ведущую экономическую роль
на протяжении всей истории Британских островов. Здесь средняя плотность
увеличивается до 356 человек на 1 кв. км. В пределах самой Англии наиболее
густо заселен основной промышленный пояс страны, вытянутых вдоль оси Лондон-
Ливерпуль: в этом поясе живет половина всего населения Великобритании.
Самые же малонаселенные районы находятся в Шотландии с ее суровыми по
сравнению с другими частями страны природными условиями и менее развитым
хозяйством. На 1 кв.км. звесь в среднем проживает 86 человек, причем
население концентрируется в основном на побережьях, в долинах и
низменностях (особенно вокруг Глазго и Эдинбурга), в то время как некоторые
высокогорные районы практически безлюдны.
К концу Х1Х в. 3/4 населения Великобритании проживало в городах, и
преобладающим типом населения уже тогда были большие конурбации. С начала
ХХ в. идет интенсивное переселение сельских жителей в города, где проживает
теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу между городскими и
сельскими поселениями в такой высоко урбанизированной стране, как
Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих
городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу.
Всего в Великобритании около тысячи городов. Половина городских жителей
страны концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный
Клайдсад (1,7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные в Англии.
Это Тайнсад, в котором проживает 0,8 млн. человек, Западный Мидленд (2,4
млн.), Юго-Восточный Ланкашир (2,3 млн.), Западный Йоркшир (1,7 млн.),
Мерснсайд (1,3 млн.) и Большой Лондон(7 млн.). Свыше 1/10 горожан живет в
городах с население более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и
Эдинбург имеют более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании
относится 75 городов с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций
и половина всех больших и средних городов страны сконцентрированы в
промышленном поясе вдоль оси Лондон-Ливерпуль, который часть называют
мегаполисом.
Одно из последствий развития конурбаций и особенно их центральных городов
- непомерно высокая скученность населения. В связи с этим предпринимаются
меры по их разгрузке: часть избыточного населения переселяется в пригороды
или в новые расширяющиеся средние города.
В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает
первенствующее положение как столица, главный политический и культурный
центр страны, один из её крупнейших промышленных центров, самый большой
морской порт и ведущий город наиболее важного экономического района
Великобритании - Южной Англии. Кроме Лондона многие "столичные" функции
выполняют ещё 10 городов Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как
столицы соответственно Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго,
Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд, Бирмингем, Манчестер, Шефилд и Ливерпуль - как
центральные города конурбаций и региональные центры. Кроме того свыше 150
городов по численности жителей и той роли, которую они играют в жизни
близлежащих территорий, стоят выше основной массы городов. Эти города
называются "сити", все же остальные - "таун".
Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь
важное место, как в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44 -
приморские. Лондон возник прежде всего как морской порт для торговли с
континентальными европейскими государствами; через Гуль (Халл) издавна
велась торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль
служили "воротами в Новый свет". Вблизи крупных промышленных центров
располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона,
Блэкнул – у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье
Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья
строились все специализированные квартиры и уже дальше - жилье.
Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле
угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры:
Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо и др.
Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих рук, и рабочие
кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были
трущобами. Дома для рабочих строились по единому стандарту. Чаще всего это
однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов.
Монотонность рабочих кварталов в промышленных городах нарушается лишь
огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и
газораспределительными станциями. Железная дорога здесь, как правило, идет
до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы
промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой промышленная
зона отделена от жилой.
До самого последнего времени все города Великобритании росли
преимущественно вширь, так как малоэтажная застройка дешевле и больше
соответствует вкусам и традициям британцев. До сих пор еще некоторые
неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает жить без
своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют
территорию за счет роста пригородов, поглощая и без того дефицитные
земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие в британских городах
стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них
очень дорого. Поэтому большинство британцев продолжает жить в старых домах,
многие из которых были построены еще в прошлом веке. Острый жилищный
кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее
серьезных социально-экономических проблем страны.
В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В
низменной восточной части Англии население живет преимущественно в
деревнях. Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже
рядовой, уличной планировки.
Самая плотная сеть деревень - в северо-восточном Йоркшире, где они часто
находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно высока плотность
сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и
вокруг конурбаций Тайнсайд т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут
рабочие, занятые на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с
деревнями, хуторами и отдельными фермами.
ХОЗЯЙСТВО
Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в
международном разделении труда выступает как поставщик промышленной
продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном
мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-
фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового
национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% -
от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю,
страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и
образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте
увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности,
которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского
хозяйства - до 3% и добывающей промышленности - до 1,4%.
Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз
промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые
вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода
британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие
страны.
С образование мирового социалистического лагеря и независимых
национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи
британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций
Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф.
ст.
С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее
развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила.
В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых
капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала
превысила 3/5.
Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на
нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны
западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады
иностранных монополий в экономику Великобритании.
Национализация по-капиталистически, проведенная в конце 40-х годов в
электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и
в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные
компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих
отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с
убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом
экономии отказывали в повышении зарплаты.
Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие
экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми
месторождениями - цветных металлов, нефти, важными источниками натурального
каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки
сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на
все континенты.
Будучи дожником США и их "младшим" партнером и взяв на себя значительные
расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее
экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом.
Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро
развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами
выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля
медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений
нефти и газа в Северном море - также американские.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта,
на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное
сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для
Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих
прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее
оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых
традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие
отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической
промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная
промышленность, судостроение, черная металлургия.
Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел
к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений
промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них
практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны -
"Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и
"Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.
Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в
густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до
Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные
районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и
центральная часть Шотландии.
Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные
отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии,
Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-
запада Англии.
В течение последних лет британское правительство стремится проводить
региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое
сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся
конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов
с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения
в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются
государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,
выплаты налогов и т.д.
Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию
промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего
Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших
отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная
структура промышленности.
Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов
из-за самой сущности стихийного капиталистического производства.
Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними.
Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг.
Региональная политика не может также решить острых социальных проблем
отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все
больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько
крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при
решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят
далеко не на первом месте.
Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании – добыча
каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский
уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было
добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.
Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство
Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны
стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то
время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних
достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн
старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля.
Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это
приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа,
новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще
большему сокращению потребления этого вида топлива.
Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в
стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только
нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на
Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т.
угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.
Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы
в связи с повышением мировых цен на нефть.
Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от
импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают
ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря -
новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится
из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии,
Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных
морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса.
Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть
также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От
месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис
и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.
По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает
восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире.
В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного
газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ
поступает из природных источников.
Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой
глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают
и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч
вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже,
что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.
Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который
начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь
Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества,
кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде
покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.
Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86%
электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2%
- гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в
последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС
(мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.
Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на
Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство
единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.
Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской
промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место
в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится
государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании
развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду
часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости.
Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на
Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых
развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг
от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из
других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз
готовой продукции.
Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве
сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно
"привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам
сбыта готовой продукции.
Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она
работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных
металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости
намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из
основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий,
германий и др., которые используются в атомной промышленности, в
самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных
металлов - США и Германия.
Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких
предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке
цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три
крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у
города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они
обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.
Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с
американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.
В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении
работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает
транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на
производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям,
которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны.
Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в
большинстве городов Великобритании.
Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин.
Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер".
Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и
ЮАР.
Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими
крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной
американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами
"Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на
Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым
районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,
Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения -
самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма -
"Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд
эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках
национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби,
Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.
Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента
образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье
реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир
и Тайн.
К растущим и развивающимся производствам относится электротехника,
занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по
числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных
компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал
индастриз".
К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства
химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют
неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов.
Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться
производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых
красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы
размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир
и Чешир.
Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная
промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном
Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском
городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших
текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных
тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные
изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних
рынках.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего
населения страны. Великобритания производит боле половины
сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью
обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице,
свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты
Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5
сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в
стране говядины и телятины.
Природные условия Великобритании более благоприятны для развития
животноводства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают
соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.
Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более
влажной части острова Великобритания. Англия является одним из самых
крупных мировых поставщиков овечьей шерсти.
ТРАНСПОРТ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние
перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10
общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на
каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или
иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат
основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон,
Ливерпуль, Гулль и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты
пропускают около половины всех грузов (по стоимости).
С континентом Великобритания связана тунелем под проливом Ла-Манш, двумя
железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и
многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с
Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых
перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно
расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция.
Оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны,
удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады иностранных
монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос "невидимый
экспорт". Большая часть стоимости эк порта приходится на изделия
обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия,
электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.
Страна продолжает ввозить натуральный каучук, фосфориты, почти все
цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в целом
зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с
переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в
частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и
местного сырья.
КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране,
сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту,
привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной
культуры населения. Остается, например, стремление англичан жить
обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых
построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно
малоэтажного строительства.
В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно
забыта старая народная одежда. Народный костюм сохраняется еще в некоторых
областях Шотландии. Он состоит из белой полотняной рубахи с отложным
воротником, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой
суконной куртки с отворотами и пледа, который набрасывается на одно плечо.
На ноги надеваются гольфы и толстые грубые башмаки с металлическими
пряжками, а на голову - темный берет с широким клетчатым околышем. Килт и
плед делаются из особой клетчатой ткани - тартана, или шотландки, раньше
каждый шотландский клан имел свою расцветку этой ткани.
Наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например,
ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран.
Национальное блюдо англичан - различные пудинги.
Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии,
особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских
островов. Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского
дворца собирают ежедневно толпы туристов. Также их привлекают традиционные
сборища на "уголке ораторов" в лондонском Гайдпарке, где на специально
отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может
произнести речь или проповедь - разумеется, если она не направлена,
например, против королевской семьи. 5 ноября - "день Гая Фокса" -
национальный праздник Великобритании.
Издавна большое внимание в стране уделяется спорту. Популярны в
Великобритании такие спортивные игры, как теннис, баскетбол, хоккей на
траве, конное поло, верховая езда, гольф и др.
В общественной и культурной жизни Великобритании все еще немалую роль
играет церковь. Государственная церковь Великобритании - англиканская. По
догматам она близка к протестантизму.
ЛОНДОН
Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон - один
из самых древних городов страны. Средневековый Лондон - ту его часть,
которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский
замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.
В ХVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской
площади - Гровно-сквер и самой заметой - Трафальгарской, проложена широкая
улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.
Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-
Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале Х1Х в. Его
здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и
часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть
города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из
них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и
многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых
центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих
расходиться по домам. Вестминстер - политический и административный центр
столицы и страны. Уэст-Энд с его симметричными классическими площадями
является центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров,
ресторанов и отелей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|