Учебное пособие: Экологическое право
Учебное пособие: Экологическое право
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРАВО
Тема №1:
«Взаимодействие общества и природы на современном этапе»
1) понятие экологического права;
2) экологический кризис: пути выхода;
3) концепция взаимодействия общества и
природы.
1.
Экологическое
право регулирует экологические общественные отношения в сфере экологии.
Экология – наука о
взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
Социальная экология – наука о взаимодействии общества с
окружающей природной средой, а не со «второй природой».
Формы
взаимодействия
общества и природы:
ü экономическая форма выражается в
потреблении обществом природы, использования её для удовлетворения своих
потребностей – природопользование;
ü экологическая форма выражается в
охране природы с целью сохранения человека как биологического вида и для этого
его естественной среды обитания.
Взаимодействие общества и
природы выражается в природопользовании и охране человека и природы в процессе
природопользования.
Т.о. экологическое право – это отрасль права, регулирующая
общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, отношения по
использованию и охране в процессе использования природных объектов.
2.
Экологический
кризис –
состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека как
биологического вида.
Формы
проявления экологического
кризиса:
ü истощение природной среды вследствие
неумеренного употребления человеком природных ресурсов;
ü загрязнение окружающей среды
вследствие внесения в неё вредных не свойственных ей веществ.
истощение + загрязнение =
деградация окружающей среды
Причины экологического
кризиса:
ü физическая ограниченность земного
шара ведет к истощению;
ü отходность человеческого
производства, наряду с безотходностью жизненных циклов в природе;
ü ограниченность способности окружающей
среды к самоочищению, что ведет к накоплению вредного воздействия;
ü гносеологическая причина обусловлена
наличием трудностей в познании человеком законов природы. Воздействие человека
на природы выражается не только в момент воздействия, но и позже; не только в
месте воздействия, но и в других местах.
Пути
выхода:
ü технологический путь: внедрение
малоотходных, безотходных экологически чистых технологий;
ü экономический путь: создание
экономической заинтересованности;
ü административно-правовое воздействие:
установление определенных правил и их соблюдение;
ü экологическое воспитание имеет целью
формирование осознанной необходимости охраны окружающей среды. Когда требование
по охране окружающей среды соблюдаются лицом в силу внутреннего убеждения, а не
каких-либо внешних обстоятельств.
ü международное сотрудничество в сфере
охраны окружающей среды как единственное средство борьбы с её трансграничным загрязнением.
3.
Концепции
взаимодействия общества и природы:
ü натурфилософия: отождествление Бога и
природы;
ü потребительская концепция: в отличие
от предыдущего этапа, здесь природа предназначена для того, чтобы удовлетворять
человеческие потребности. Данная концепция формируется в Новое Время;
ü алармизм отражает обеспокоенность
судьбой человечества, вызванной экологическим кризисом. В самом общем виде все
алармистские концепции делятся на: оптимистические или пессимистические.
Расходятся эти концепции только в дате конца света. Оптимистические концепции
настаивают на том, что можем преодолеть экологический кризис. Пессимистические
можно считать, что уже не оправдались.
ü концепция причин экологического
кризиса: технологические причины – развитие НТР – и демографические причины.
Концепции
выхода из состояния экологического кризиса:
ü утопические концепции:
·
стратегия
невмешательства в природу (вплоть до нулевого развития – отказ от развития,
возвращение к каменному веку);
·
тотальное
вмешательство: стратегия наступления на природу – законы природы не совершенны
и человек должен их улучшить своей деятельности;
·
саморегуляция в
природе и адаптация человека;
ü реалистические концепции:
·
концепция
глобального управления охраной окружающей среды;
·
концепция экологической
революции в сознании;
·
сочетание охраны
и развития (или устойчивого развития).
Тема №2:
«Общая характеристика экологического права»
1) предмет и метод экологического права;
2) система экологического права;
3) источники экологического права.
1.
Предметом
экологического права
являются экологические общественные отношения по использованию и охране, в
процессе использования, природных объектов.
Виды
экологических правоотношений:
ü по содержанию:
·
по изъятию
веществ и энергии из окружающей среды (добыча нефти и газа);
·
отношения по
внесению в окружающую среду веществ и энергии, в т.ч. не существовавших ранее
или существовавших в незначительном количестве (все синтетические вещества);
·
отношения по
извлечению полезных качеств природных объектов (например: сельскохозяйственное
землепользование основывается на использовании такого свойства земли, как
плодородность);
·
преобразование
природных объектов;
·
радикальное
изменение функций природного объекта;
·
частичное
преобразование (совершенствование функций природного объекта: мелиорация);
·
отношения по
обеспечению экологической безопасности при осуществлении видов деятельности,
способных причинить вред окружающей среде;
ü по масштабу объекта:
·
отраслевые
отношения: по поводу отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов);
·
межотраслевые
(комплексные) отношения: по поводу природных комплексов, вплоть до окружающей
среды в целом.
При регулировании
экологических правоотношений применяются как публично-правовой, так и
частноправовой при ведущей роли первого.
2.
Система
экологического права.
До революции 1917 года
земельное право было составной частью гражданского (земельные отношения
регулировались в рамках имущественных). «Декретом о Земле» она была изъята из
гражданско-правового оборота.
Формируется земельное право,
с одной стороны, как самостоятельная отрасль, регулирующая отношения по
использованию земли. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других
видов природных ресурсов, формируется лесное, горное, водное право и др.
отрасли, в совокупности, составившие природно-ресурсное законодательство.
По мере ухудшения
экологической обстановки формируется природоохранное законодательство, как совокупность норм об охране
окружающей среды в процессе её использования.
Изначально термин «охрана
природы» употреблялся в консервативных значениях (природа не изменяется), а в
современном понимании консервативная охрана представлена таким институтом как
Особо Охраняемые Территории и Объекты.
Консервативная охрана – это неиспользование природных
ресурсов.
Экологическое право
состоит из природно-ресурсного и природоохранного права.
Система экологического
права состоит из:
ü общей части, в которой содержаться
нормы общие для всех правоотношений, возникающих в данной сфере:
·
экологическое
правоотношение (объект, субъект, основания возникновения);
·
государственное
управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды (экологическое
нормирование, мониторинг, контроль, экспертиза, лицензирование, сертификация);
·
субъективные
экологические права (право на благоприятную окружающую среду, право
природопользования).
Последние два пункта и
будут содержанием экологических правоотношений.
ü ответственность за экологические правонарушения
(особенная часть):
·
1 раздел:
экологические требования на разных стадиях деятельности (размещение,
проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объекта,
утилизация отходов);
·
2 раздел:
экологические требования в отдельных сферах деятельности (в промышленности, на
транспорте, в военной деятельности и т.д.);
·
3 раздел:
территории с особым статусом (с одной стороны – это особо охраняемые
территории, с другой – это зона экологического бездействия);
·
4 раздел:
особенности исполнения и охраны отдельных видов природных объектов (земель,
вод, лесов и т.д.)
ü иногда выделяют, кроме общей и
особенной частей, специальную часть – международное экологическое право.
3.
Источники
экологического права:
ü Конституция РФ:
·
ст. 9 ч. 1 закрепляет
приоритет требований по охране окружающей среды;
·
ч. 2 закрепляет
возможность природных объектов находится в разных формах собственности;
·
в ст. 36 Конституции
говорится о принадлежности частной собственности на землю;
·
ст. 42 содержит
основы правового статуса человека в экологической сфере;
·
ст. 58
сохранность природной среды;
·
ст. 72 – наличие
двух уровней: федеральный и региональный;
ü экологическое законодательство:
·
ФЗ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 года (ранее – закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об
охране окружающей природной среды»);
·
закон «Об
экологической экспертизе»;
·
закон «О
промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;
·
«О безопасности
гидротехнических сооружений»;
·
«Об отходах
производства и потребления»;
ü другие законы, в совокупности,
составляющие природоохранное законодательство, в том числе о консервативной
охране:
·
Закон «Об особо
охраняемых природных территориях»;
·
«О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
·
»Об охране озера
Байкал»;
ü природоресурсное законодательство:
·
Земельный Кодекс
и земельное законодательство в целом;
·
Водный Кодекс;
·
Лесной Кодекс
2006 года;
·
законы «О
недрах»;
·
«О животном
мире»;
·
«Об охране
атмосферного воздуха»;
·
«О
континентальном шельфе»;
·
указы президента;
·
постановления
Правительства («О государственной экологической экспертизе»);
·
ведомственные
нормативные акты.
ü к числу источников экологического
права относятся так же экологизированные правовые акты - нормативные акты иной
отраслевой принадлежности, содержащие нормы права, регулирующие экологические
правоотношения (например, ГК – подрядчик по договору строительного подряда
обязан выполнить работу методами, безопасными для окружающей среды).
Тема №3:
«Экологические правоотношения»
1)
структура
экологических правоотношений;
2)
виды экологических
правоотношений;
3)
объекты
экологических правоотношений.
1. Структура экологического
правоотношения.
- объект;
- субъекты:
Природопользователи –
физические лица реализуют в процессе природопользования прежде всего
естественные потребности, которые имеют естественные пределы. Они не нуждаются
в их искусственном установлении. Хозяйствующие субъекты – эта потребность не
имеет естественных пределов, в силу чего они нуждаются в субъективном
установлении и контроле за ихсоблюдением.
Вторая категория
субъектов – специаоьно уполномоченные органы.
3 – экологические
общественные объединения:
- участвуют в реализации
экологических интересов граждан;
- участвуют в реализации
экологических функций государсва (например, заклбчение юбщественной
экологической экспертизы, утвержденное спциальным уполномоченным органом,
приобретает силу государственной экологической жкспертизы).
4 – органы прокуратуры
(природоохранной прокуратуры).
Основания
возникновения правоотношений:
- отношения возникающие
непосредственно на основании щакона;
- на основе специального
разрешения или лицензии;
- правоотношения,
возникающие на основании договора.
4 Содержание
правоотношения зависит от режима объекта, статуса субъектаи основания
возникновения.
2.Виды:
По фактическому
содержанию
По масштабу (объекту)
По субъекту (по характеру
его праспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в
основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические
лица).
По степени необходимости
получения специального разрешения:
- отношения обзщего
природопользования;
- отношения специального
природопользования
По юридическому содержанию
(по степени необходимости имущественного права на природный объект):
- отношения, не требующие
наличия имущественного права;
- оношения требующие
наличия имущественного права
По способу определения
содержания (пределяются законами,договорами)
3. Объекты
экологических правоотношений – это природные объекты.
Признаки природного
объекта:
- естественное
происхождение;
- нахождение в
экологической взаимосвязи с другими природными объектами.
Виды
природных объектов:
1. земля – это
поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земля – это основопологающий
объект в ряду природных обектов. Все прочие природные объекты так или иначе
связаны с землей.
В ряде случаев правовой
режим земельного участка определяется режимом связанного с ним иного природного
объекта (например, водоема, участка леса, объекта особой охраны).
2. недра – это часть
земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоема, простирающаяся
до глубины, доступной для геологического исследования.
3. воды, находящиеся в
водных объектах, которые подразделяются на наземные и подземные.Правовой режим
определяется водным и земельным законодательством. Правовой режим подземных вод
определяется водным и горным законодательством.
4. лес – это совокупность
древесной, кустарниковой и иной растительности, произрастающих на землях
лесного фонда. Поскольку лес – это часть живой природы, различают: 1) охрану
лесов от незаконных порубок, пожегов и пр. и 2) защиту лесов от вредителей и
болезней.
5. Животный мир –
совокупность живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы.
Охране подлежит: сам животный мир, среда его обитания;
6. Атмосферный воздух –
естественная смесь газов, находящаяся в атмосфере.
Природные
объекты следует отличать от природных ресурсов.
Природный объект –
обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив).
Природный ресурс – источник
удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо
природного объекта (например, водоем, древесина).
Объект – форма; ресурс –
его содержание.
Виды
природных ресурсов:
1. по степени
потребляемости:
- потребляемые природные
ресурсы;
- непотребляемые
природные ресурсы: солнечная энергия, ветровая энергия, энергия приливов.
Потребляемые делятся по
степени воспроизводимости этого вида:
- воспроизводимые;
- невоспроизводимые
(минеральные или полезные ископаемые)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема №4: «Государственный
механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды»
1)
организационный
механизм управления природопользованием;
2)
структура
государственного механизма управления природопользованием.
Президент определяет
основные направления политики, в т.ч. в сфере природопользования. Министерство
природных ресурсов утверждено постановлением от 22.07.04г. Является органом
исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной
политики и нормативно правовому регулированию в области лесных отношений, в
сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов,
включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного
фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных
систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений
(за исключением судоходных), использование объектов животного мира и среды их
обитания (за исключением отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые
природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением
сферы экологического надзора).
Страницы: 1, 2
|