Реферат: Социально-экономические реформы в Казахстане в начале становления
Реферат: Социально-экономические реформы в Казахстане в начале становления
Социально-экономические
реформы в Казахстане в начале становления
1.
Экономические реформы в Казахстане
Американский
профессор М.Б. Олкотт оценила процесс обретения суверенитета республиками
Средней Азии словами "катапультирование в независимость". Сказанное в
полной мере относится к Казахстану.
Казахская
ССР была одной из самых богатых республик СССР по запасам полезных ископаемых.
На территории Казахстана сосредоточено около половины запасов меди, % - свинца,
более 1/3 - цинка СССР. На долю республики приходилось свыше 1/5 железорудных
запасов СССР.
Казахстан
располагал 1/5 пахотных земель СССР, занимая 2-3 места среди республик страны
по производству зерновых и зернобобовых культур.
Республика
вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная
многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами. В
"наследство" от Казахской ССР Республике Казахстан достались
тяжелейшие экологические проблемы.
Во-первых
- Арал. К 1991 году уровень воды в море понизился на 14 метров, береговая линия
отошла на 50-80 метров, местами 100 метров, соленость воды возросла на 28-30 г
на литр, из 70 видов млекопитающих и около 300 видов растений осталось
соответственно 30 и 168. На обнажившемся морском дне образовалась пустыня
площадью 25 тыс. кв. км., с которой в атмосферу ежегодно поднимаются десятки
миллионов тонн солевой пыли. Сократилось рыболовство -выросла безработица. В
3.5 раза сократилось потребление воды среди населения и, как следствие,
возросли болезни. Проблемы Арала ООН охарактеризованы термином -
"экологическая катастрофа".
Во-вторых
- Семипалатинский полигон. С 1949 года по 1963 годы - в воздухе, с 1963 года
подземных - было взорвано 470 атомных и водородных бомб, и еще около 35 - в
других областях Казахстана. Последний ядерный взрыв был произведен в октябре
1989 года Под ядерный полигон было отчужденно 18 тысяч кв. км. земель, из
которых 720 кв. км. непригодны для сельского хозяйства. Результат - уровень
самоубийств превышал в 2 раза общесоюзный, экстрагенитальные заболевания женщин
возросли с 26% в 1986 г. до 50% в 1988 г. В Семипалатинской области за период с
1969 года смертность от лейкозов возросла в 3 раза. Детская мертворождаемость
выросла с 6% в 1960 году до почти 30% в 1985 году на 10 тыс. родившихся детей.
Полигон стал национальной трагедией народа Казахстана. К тому же, действовал
еще Мангышлакский атомный энергокомбинат с реактором на быстрых нейтронах (г.
Шевченко/Актау) и реактор в Институте ядерной физики (под Алма-Атой).
В-третьих,
в экономике республики по-прежнему абсолютно преобладала сырьевая
направленность - 97% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты.
В
первой половине 1992 руководство республики выработало основные стратегические
направления социально-экономического развития Казахстана, изложенные в работе
Н.Назарбаева "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного
государства".
В
сфере экономики предполагалось достижение следующих целей:
- формирование
социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, с сочетанием
и взаимодействием основных форм собственности (частной и государственной),
каждая из которых будет выполнять свои функции в общей системе экономических и
социальных взаимосвязей;
- создание
правовых и других условий для реализации принципа экономического
самоопределения человека;
- введение
национальной валюты и обеспечение ее внутренней, а затем и внешней
конвертируемости;
- завоевание
собственных или разделение с другими странами конкретных позиций на мировых
товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его
экономики за счет опережающего развития перерабатывающих и наукоемких отраслей,
экспортных и импортозамещающих производств с привлечением современной
зарубежной и отечественной техники и технологий;
- насыщение
потребительского рынка;
- привлечение
и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.
Были
определены и хронологические рамки достижения основных экономических целей.
На
первом этапе - 1992-1995 гг. - разгосударствление, приватизация собственности и
насыщение потребительского рынка товарами.
На
втором - 1996-2005 гг. - постепенное преодоление сырьевой направленности
экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций,
формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков - капитала,
рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.
Третий
этап, по мнения авторов стратегии, продолжительностью 5-7 лет будет
характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа,
достижением на этой основе стратегических целей переходного периода,
укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых
индустриальных государств.
Президентом
были отмечены факторы, как способствующие, так и препятствующие реализации
социально-экономических задач.
Это,
с одной стороны:
- широкий
спектр полезных ископаемых, создающий надежную сырьевую основу практически
любого вида производства;
- большие
площади сельскохозяйственных угодий и пашни, позволяющие Казахстану после
реформы земельных отношений стать заметным даже на мировой арене экспортером
продовольствия;
- наличие
достаточно развитого производственного потенциала и грамотного контингента
рабочих во всех отраслях;
- богатый
арсенал научных открытий, идей и изобретений.
С
другой:
- сырьевая
направленность экономики;
- экологическая
загрязненность многих регионов;
- отставание
инфраструктуры;
- отсутствие
новых технологий.
В
марте 1993 года Н.Назарбаев подвел итого первого этапа (1991-1993 гг.)
приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность
работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа
работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного
жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания.
В
торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4.5%
розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% их общего количества. В
бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных
50%.
Тем
не менее, власти с энтузиазмом приступили к осуществлению второго этапа
приватизации. В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие
"Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике
Казахстан на 1993-1995 гг. (2 этап).
Согласно
Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы:
- объекты,
подлежащие разгосударствлению и приватизации;
- объекты,
приватизация которых запрещена.
Ко
второй группе относились земля, ее недра, воды, воздушное пространство,
растительный и животный мир- все, что составляет исключительную собственность
государства.
Объекты,
подлежащие приватизации, в свою очередь, по количеству работающих делились на
три группы:
- малые
предприятия с численность работающих менее 200 человек;
- средние
предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 человек;
- крупные
предприятия с численностью работающих более 5000 человек. Методы приватизации
определялись:
- для
малых предприятий - продажа через аукционы и конкурсы;
- для
средних предприятий (т.н. массовая приватизация) - посредством приватизационных
инвестиционных купонов;
- крупные
и уникальные объекты государственной собственности - по индивидуальным
проектам.
В
апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С.
Терещенко "Программа неотложных антикризисных мер и углубления
социально-экономических реформ". Основную задачу правительство определило
в достижение макроэкономической стабилизации, ускорении преобразовании собственности
и создание конкурентной рыночной среды.
Принятие
программ проходило на фоне непрекращающегося спада производства, падения
денежных доходов населения и роста цен. В 1993 году экономическое положение
Казахстана характеризовали следующие показатели:
Показатели |
1993
г. в% |
1.
Национальный доход |
к
1992 83.7 |
к
1991 60.9 |
2.
Объем промышленной продукции |
88.7 |
76.7 |
3.
Цены выросли |
в
61 раз |
|
В
1992 году Россия "отпустила" цены, что привело к резкому витку
инфляции. Тогда же в Казахстане началась секретная операция по подготовке своей
валюты. С Англией была заключена договоренность об изготовлении клише. В том же
году тайно было отпечатано 20% тенге.
Летом
1993 года в России были введены деньги нового образца. Центральный банк России объявил
о том, что все рублевые банкноты, выпущенные до 1993 года, более не являются
законным платежным средством России.
Неожиданно
для себя Казахстан стал обладателем валюты, которая не только отличалась от
российской, но и обменный курс которой начал стремительно падать. В республику
начался массовый "сброс" старых, советских денег, сначала из Кыргызтана,
потом из России.
Далее
предоставим слово Н. Назарбаеву: "Мы нашли семь миллионов долларов и
оплатили расходы по изготовлению оставшегося объема тенге. Наняли четыре
самолета ИЛ-76 и привезли 60% валюты. Это была секретная операция. В документах
значилось: оборудование для строящейся резиденции главы государства. У нас к
тому времени в областях были подготовлены подземные склады. Четыре самолета за
неделю сделали восемнадцать рейсов туда и обратно: Лондон - Уральск и далее по
областям Казахстана. 12 ноября я назначил день ввода валюты. Оставалось меньше
20 дней... Самое тяжелое - развести деньги по всем районам, по всем банкам. Это
было сделано за 8 дней... 11 октября вечером я выступил по национальному
телевидению и объявил о переходе на новую валюту".
При
таких, почти детективных обстоятельствах - 15 ноября 1993 года Казахстан ввел
собственную национальную валюту - тенге.
Весной
1996 года Кабинет министров и Комитет по управлению государственным имуществом
подвели итоги второго этапа приватизации.
По
официальным данным, в рамках малой приватизации было продано в частные руки 9
тысяч объектов, что составляет почти 2/3 всех объектов, подлежащих малой
приватизации.
Полностью
была завершена массовая приватизация. За три года на 22 аукционах были проданы
акции 2000 предприятий. В агропромышленном секторе из 2120 государственных
хозяйств преобразовано в частную собственность 1962 -
(93%).
Приватизация
по индивидуальным проектам осуществлялась как через непосредственную передачу
предприятий в частную собственность, так и через этап передачи гигантов
индустрии Казахстана в управление отечественным и иностранным фирмам. Так, с
конца 1994 года, с ними было заключено 42 контракта, из которых на начало 1996
года действовали 30. В управление перешли такие предприятия, как ПАЗ, Донской
ГОК, Ермаковский и Актюбинский ферросплавные заводы, Карметкомбинат и др.
Несмотря
на неоднозначное отношение в обществе к преобразованиям собственности, цифры
говорят, что их ход стал практически необратим. Так, если в 1990 году доля
хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности составляла 40%, то
на конец 1994 года их доля составила 60%. Если в 1990 году удельный вес
продукции, производимой в частном секторе, составлял 8%, то в конце 1994 года -
уже 38%. В 1994 году впервые частный сектор на селе превзошел государственный в
производстве мяса и молока.
Была
проведена реформа банковской системы. К началу 1994 года в республике, помимо
пяти преобразованных государственных банков, функционировали 175 коммерческих,
включая частные.
Тем
не менее, в 1992-1994 года экономическое положение Казахстана по -прежнему
можно было охарактеризовать термином - кризис (см. таблицу).
Показатели
- в%
|
1992 к 1991 г. |
1993 к 1992 г. |
1994 к 1993 г. |
Валовой внутренний
продукт |
88 |
87.5 |
74.6 |
Объем промышленной
продукции |
85.2 |
85 |
71.5 |
Объем производства потребительских
товаров |
79 |
85 |
66.8 |
Главным
для ускорения экономических реформ, безусловно, оставалось формирование
законодательной базы рыночной экономики.
В
июне 1997 года Президентом был издан Указ «О государственной поддержке малого
предпринимательства». Закон регулирует государственную поддержку малого
предпринимательства по следующим направлениям:
1. Создание
льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных
финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов,
а также научно-технических разработок и технологий;
2. Организация
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого
предпринимательства;
3. Установление
упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
4. Установление
правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства;
5. Создание
системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для
поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;
6. Поддержка
внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая
развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с
зарубежными партнерами;
7. Принятие
специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с
определением финансовых источников;
8. Предоставление
преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных
закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг.
В
1997 году в послании Н. Назарбаева к народу была обнародована стратегическая
программа развития страны - «Казахстан - 2030».
Важнейший
момент, из которого исходит Стратегия, состоит в том, что ядро мировой
экономики будет постепенно перемещаться в Азию, на Юго-Восток, в
Азиатско-Тихоокеанский регион и Казахстан окажется в центре равновесия
экономических сил.
Утверждены
семь долгосрочных приоритетов страны до 2030 года:
1. Национальная
безопасность;
2. Внутриполитическая
стабильность и консолидация общества;
3. Экономический
рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;
4. Здоровье,
образование, благополучие граждан Казахстана;
5. Развитие
энергетических ресурсов,
6. Развитие
инфраструктуры (особенно транспорта и связи);
7. Профессиональное
государство;
В
составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи,
предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий,
как для всех ветвей власти, так и для населения. В частности, в стратегию
экономического роста и развития экономики включены такие задачи, как:
•
ограничение вмешательства государства в
экономику, стабилизация макроэкономики;
•
укрепление институтов частной собственности,
завершения приватизации;
•
открытая и свободная торговля, обеспечение защиты
иностранных инвестиций;
•
формирование индустриальной технологической
стратегии, диверсификация производства и т.д.
Попыткой
решить экономические проблемы стало решение легализовать теневые капиталы. В
апреле 2001 года был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в
связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев
подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. В течение 20
дней любой гражданин страны мог беспрепятственно легализовать свои ранее
незадекларированные доходы независимо от того, находятся ли они сейчас в
Казахстане или за его пределами, не опасаясь преследования со стороны
правоохранительных органов. Для этого были задействованы 16 коммерческих банков
республики. Такого рода акция проводилась впервые в СНГ.
По
расчетам Министерства финансов, внутри страны в подпольном хранении имелось 500
млн. долл., по данным Национального банка - 300 млн. Уникальность казахстанской
акции заключается и в том, что возвращаемые в страну деньги не облагались
налогом.
Для
создания необходимых условий вовлечения легализованных средств в экономику
правительство своими решениями отменило однопроцентную ставку таможенной
пошлины на ввоз наличной иностранной валюты, а также установило на трехмесячный
срок нулевую ставку сборов за лицензирование, регистрацию юридических лиц и
прав на недвижимое имущество.
Тогда
была проведена акция по уничтожению всех деклараций о доходах, а также всех
сведений о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по
2000
год.
По
официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны
было возвращено около 480,2 млн. долл. Из почти 500 млн. долл. легализованных
доходов лишь 50,5 млн. долл. (или немногим более 10%) пришло из-за рубежа.
Решающим
фактором подъема производства и повышение его конкурентоспособности является
научно технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи
сложившейся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.
Результаты
экономической политики за годы независимости характеризуются следующими
данными.
С
1991 по 2000 гг. число промышленных предприятий сократилось с почти 20 тыс. до
почти 14,5 тыс. В 2000 г. к 1990 г., в Казахстане снизилось производство по
всем основным видам продукции, кроме добычи нефти, а именно: железной руды на
83%, угля на 55%, электроэнергии на 59%, стали на 69%, минеральных удобрений на
11%, тракторов на 95%, цемента на 13%, тканей на 94% и т. д.
По
данным официальной статистики, в 2000 году в Казахстане было добыто 35
миллионов тонн нефти и газового конденсата. Нефтяной экспорт только из
Мангистауской области составил 1,1 миллиарда долларов.
Доля
сельского хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 1999 г. Посевные
площади сельскохозяйственных культур сократились почти в три раза. Численность
крупного рогатого скота сократилась с 1990 по 2000 гг. с 9.8 млн. голов до 4.1
млн., овец - с 36.2 до 9.8 млн., свиней с 3.2. до 1 млн., лошадей с 1.6 до 0.9
млн., птиц с 59.3 млн. до 18.8 млн.
За
годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций
(главным образом из - США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году
в стране работало 1.500 зарубежных компаний.
По
официальным данным, на 2000 г. внешний долг Казахстана составлял 7 млрд. 893
млн. долл. или половину (49,9%) ВВП страны. Из него "государственный и
гарантированный государством" - 4 млрд. В пересчете на каждого казахстанца
- 527 долларов.
2.
Социальная политика в Казахстане на современном этапе
Численность
населения Казахстана на 2002 год составила около 15 миллионов человек, из них
более 50% - городское население и более 40% -сельских жителей.
В
общей численности населения женщины составляли более 50%, дети и подростки -
более 30%, более 50% - население трудоспособного возраста и более 12% -
пенсионеры.
Стратегические
цели в начале 1992 года в сфере социального развития были сформулированы
следующим образом:
- создание
общества, в котором было бы на деле обеспечено благосостояние всех;
- обеспечение
каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в
любой другой сфере деятельности с тем, чтобы более способный, трудолюбивый и
предприимчивый достигал в обществе более высокого социального статуса;
- развитие
этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия
Казахстана, укрепление на этой основе его престижа в мире как региона со
стабильным общественно-политическим климатом;
- повышение
трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, ее
интеграции в мирохозяйственные связи, но не допуская незаконного обогащения.
Реализуя
на практике стратегию социального развития, в 1994 году Президент сформулировал
факторы как позитивного, так и негативного характера, влияющие на проведение
социальной политики.
К
первым относятся: более высокий уровень индустриализации по сравнению с другими
странами, проводящими радикальные реформы; сравнительно высокий уровень
образования населения; развитая система социальной поддержки населения со
стороны государства в виде обязательного среднего образования, бесплатной
медицины, доступности базовых культурных услуг; наличие массовых социальных
групп интеллигенции и управленцев, составляющих потенциальную базу будущего
среднего слоя.
К
отрицательным факторам Президент отнес: сохраняющаяся психология иждивенчества;
резкая региональная неравномерность распределения населения и ресурсов
социального развития; отсталость производственного аппарата.
Тогда
же исполнительной властью были сформулированы основные направления социальной
политики:
•
осуществление государственной политики социальной
защиты пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, детей и молодежи, других малообеспеченных
граждан;
•
формирование социального слоя предпринимателей
как ключевого фактора реализации экономических и социальных преобразований;
•
создание условий для реальной социальной
мобильности населения за счет расширения массивов занятости и экономических ниш
в негосударственных структурах;
•
развитие многообразных систем страхования как
дополнительных каналов социальной защиты;
•
подтягивание уровня социального развития отсталых
регионов за счет льготного режима хозяйствования.
Подходы
к социальной политике существенно изменились. Суть изменений свелась к резкому
сокращению государственного финансирования социальной сферы (образование,
здравоохранение, социальная помощь безработным, инвалидам, многодетным,
жилищное строительство и т.д.).
Были
образованы фонды социального, медицинского страхования, занятости. Средства
фондов образуются за счет страховых взносов работодателей, граждан,
занимающихся предпринимательской деятельностью, независимо от форм
собственности и видов деятельности, обязательных страховых взносов работающих
граждан.
С
1992 г началось реформирование системы образования. Были разработаны
Национальная программа государственной поддержки образования, Концепция
государственной политики в области образования, Концепция гуманитарного
образования и другие.
В
рамках реформы было неоднократно упразднены и преобразованы Министерство
высшего и среднего образования и Министерство просвещения. Появились новые
формы школьного образования: лицеи и гимназии. В систему высшего образования
внедрились новые предметы, системы тестирования при оценке знаний студентов,
степени бакалавра и магистра. Появилась и расширилась сеть частных высших
учебных заведений.
В
1995-1996 гг. началась реорганизация системы здравоохранения. Основным
направлением реформирования стало введение многоукладной медицины
(государственное здравоохранение, обязательное медицинское страхование, частный
сектор). Только в 1997 году было закрыто 181 амбулаторно-поликлиническое
учреждение, сокращено 26 тысяч больничных коек.
В
1998 году началась пенсионная реформа Ее основным принципом стал переход от
государственной "солидарной" к накопительной системе пенсионного
обеспечения. Для претворения пенсионной реформы созданы: Государственный центр
по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Национальное
пенсионное агентство. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов,
банки-кастодианы, компании по управлению пенсионными активами., сущность
которой заключалась в переходе от распределительной к накопительной системе.
Согласно концепции реформы, отныне существует три вида пенсий -
государственной, выплачиваемой из государственного бюджета, фондовых,
формируемых за счет частного обязательного пенсионного страхования и
дополнительных фондовых пенсий, формирующихся за счет частного добровольного
пенсионного страхования.
Важным
направлением социальной политики стала работа по возвращению в страну казахов,
вынужденно покинувших Казахстан. В 1992 году на Всемирном Курултае казахов было
принято решение о приглашении на историческую родину репатриантов. Этнические
казахи-иммигранты получили название оралманов.
По
данным Агентства по демографии и миграции, за период с 1991 по 2000 год в
республику прибыло свыше 42 тыс. казахских семей или более 183 тыс. человек. Из
них около 60% прибыло из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана,
России и других стран.
Из
дальнего зарубежья прибыли репатрианты из Монголии, Ирана, Турции, Афганистана,
Китая, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран. Выходцы из Монголии
составляют свыше 80% от общего числа казахских семей, прибывших в республику из
стран дальнего зарубежья.
На
протяжении всего периода репатриации квота приема оралманов уменьшалась и в
2001 году по сравнению с 1993 годом сократилась в 20 раз (на 1993 год квота
иммиграции составила 10 тысяч семей, 1994 год - 7 тысяч, 1995 год - 5 тысяч,
1996 год - 4 тысячи, 1997 год - 2,2 тысячи, 1998 год - 3 тысячи,
1999-2000
годы - по 500 семей, 2001 год - 600 семей).
В
октябре 2001 года была утверждена отраслевая Программа миграционной политики на
2001-2010 годы, предусматривающая систему мер по реализации миграционной
политики, в частности в отношении оралманов.
Заметным
феноменом общественной жизни страны стала Ассамблея народов Казахстана,
созданная по решению Форума народов Казахстана в декабре 1992 года и начавшая
функционировать в соответствии с Указом Президента с 1995 года. Ей был придан
статус консультативного - совещательного органа при главе государства.
Задачей
Ассамблеи была определена консолидация граждан Казахстана всех национальностей
на пути модернизации политической, экономической и социальной сфер жизни
республики. С 1995 по 2001 год прошло 8 сессий Ассамблеи.
Социальные
последствия переходного периода или результаты социальной политики за десять
лет независимости следующие.
В
результате миграционного оттока численность населения население республики с
1991 года сократилось почти на 2 млн. человек. За десять лет независимости в
Казахстан приехало около 183 тыс. казахов, а уехало свыше 100 тыс.
С
1991 по 2001 год средняя продолжительность жизни в стране снизилась на 4 года -
с 68 до 64. В три раза упал за десять лет естественный прирост
населения, в 1,5 раза - рождаемость. Общая смертность населения увеличилась на
треть - в 1991 году - 7,7 человека на каждую тысячу, в 2001-м - более 10.
Более
40% населения страны (в сельских районах - почти половина) имели доходы ниже
уровня прожиточного минимума (3484 тенге в 2001 году).
По
официальным данным, в 2001 г. уровень общей безработицы составил 12,7%
трудоспособного населения (более 900 тыс. человек). Независимые экономисты
называют цифру - 4 миллиона "скрытых безработных", или 40%
трудоспособного населения.
Благодаря
реализации Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы
удалось снизить долю населения, имеющую доходы ниже прожиточного минимума до 27%
и уровень безработицы до 9,4% в 2002 году
Тяжелая
ситуация сложилась в здравоохранении. В 1999 году госбюджет покрывал нужды
учреждений здравоохранения только на треть, практически прекратилось
строительство объектов здравоохранения за счет госбюджета, обострилась проблема
обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием. Как следствие, смертность
за десять лет возросла почти на 20%.
Происходит
неуклонное снижение уровня образования населения. С 1991 года в шесть раз
сократилось число дошкольных учреждений, (это означает, что лишь 11 детей из
100 имели доступ к дошкольному образованию), с 1998 года прекратилось
строительство новых дошкольных учреждений. Государственные расходы на
образование неуклонно сокращались и составляли в процентах от ВВП в 1991 год -
6.5%, в 1998 году - 3.9%. Как следствие, доля учащихся сократилась с 67% в 1991
году до 64% в 1998 году.
Появился
частный сектор в образовании. Количество негосударственных средних специальных
учебных заведений выросло с 7 в 1994 -1995 учебном году до 117 в 2000-2001
учебном году, количество негосударственных высших учебных заведений выросло
соответственно с 32 до 112.
По
отчету ООН, по индексу человеческого развития, (индекс измеряется на основании
трех компонентов: продолжительной и здоровой жизни, приобретении знаний и
реального ВВП на душу населения), Казахстан занимал среди 175 стран: • в 1991
году 61 место;
• |
в
1995 |
-
64; |
• |
в
1996 |
-
72; |
• |
в
1997 |
-
93; |
• |
в
1999 |
-
76; |
• |
в
2000 |
-
79; |
• |
в
2001 |
-
75. |
|