Реферат: Проблемы реформы электроэнергетики в России
Реферат: Проблемы реформы электроэнергетики в России
Введение
Реформирование
электроэнергетической отрасли России, свидетелями которого являются наши
современники, обусловлено достаточно серьезными предпосылками. Важно отметить,
что еще в 80-х годах прошлого века в электроэнергетике страны начали
проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно
медленнее, чем росло потребление электроэнергии. Позже, в 90-е годы в период
общеэкономического кризиса в России объем потребления электроэнергии
существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически
остановился [1].
К началу последней
четверти 90-х годов прошлого столетия общая ситуация в отрасли
характеризовалась следующими фактами:
1.
По
технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент
полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские
энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
2.
Отсутствовали
стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов
производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
3.
В отдельных
регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис,
существовала высокая вероятность крупных аварий.
4.
Отсутствовала
платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
5.
Предприятия
отрасли были информационно и финансово непрозрачными.
6.
Доступ на рынок
был закрыт для новых, независимых игроков.
Все это вызвало
необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы
для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить
объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении
внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы
экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем
рынке страны.
С назначением на
должность председателя правления РАО «ЕЭС России» А.Чубайса в 1998 г. был продекларирован курс на рыночные изменения в отрасли, были провозглашены цели и задачи
реформы в электроэнергетике. Основная цель реформирования электроэнергетики
России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее
развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и
бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с этим в электроэнергетике
России происходят радикальные изменения: меняется система государственного
регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются
новые компании.
В ходе реформы меняется
структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных функций (передача
электроэнергии по магистральным ЛЭП, распределение электроэнергии по
низковольтным ЛЭП и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально
конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис), и вместо
прежних вертикально-интегрированных компаний (их принято называть «АО-энерго»),
выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на
отдельных видах деятельности.
Предполагается, что генерирующие,
сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут, преимущественно, частными и
будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив,
происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия
для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются
государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники
конкурируют, снижая свои издержки.
Формируемые в ходе
реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на
определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и
контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной
деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального
уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов,
либо являются общероссийскими.
Так, магистральные сети
переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети
предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые
компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений
передаются общероссийскому Системному оператору. Активы генерации также
объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие
компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные
генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные
на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным
образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и
тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых
электростанций, а одна («Гидро-ОГК») – на основе гидрогенерирующих активов
страны. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как
ТГК объединяют станции соседних регионов.
Таким образом, в основе
принятого варианта реформирования лежит принцип «горизонтального» разделения
электроэнергетики, при котором на месте «классических»
вертикально-интегрированных компаний – АО-энерго - образуются генерирующие,
сбытовые, сетевые, сервисные и др. компании. При этом на начальной стадии
авторами реформы рассматривался и альтернативный вариант «вертикального»
разделения электроэнергетики, предусматривающий создание порядка восьми крупных
вертикально-интегрированных компаний. Однако этот вариант так и остался на
бумаге.
Несомненным остается тот
факт, что результаты реформы для страны, ее экономические и социальные
последствия еще не наступили, о них можно говорить лишь предположительно. Это
обусловлено тем, что в электроэнергетике пока еще сохраняются механизмы
государственного регулирования и РАО «ЕЭС России» как координатор и гарант
проведения реформ просуществует еще до середины 2008 г. Вместе с тем ряд бизнесменов, исследователей и профессиональных энергетиков, например,
А.Бранис, М.Гельман, В.Кудрявый и др., в разное время критически оценивали идеологию
реформы, обращали внимание государства, акционеров и общественности на
негативные корпоративные, экономические и социальные последствия. И действительно,
проблемы энергоснабжения, возникшие в 2003 г. в США - в государстве, где много лет функционирует рынок электроэнергии и где сильна роль государственных
регуляторов, являются сигналом, что электроэнергетика – это сложный механизм, и
рынок – это не всеобщая панацея.
В связи с изложенным выше
рассматривать ключевые аспекты реформы электроэнергетики в нашей стране
целесообразно в разрезе прогнозов и выводов как авторов реформы, так и ее
оппонентов.
Глава 1. Современные
системы электроэнергетики
1.1. Мировые тенденции
в электроэнергетике
В последние годы в
электроэнергетике России происходят радикальные преобразования: формируется
новая нормативно-правовая база и система регулирования, меняется структура
отрасли, постепенно формируется конкурентный рынок электроэнергии. Тем самым
Россия становится на путь большинства развитых государств, которые проводят в
настоящее время или уже провели реформы в электроэнергетике, стремясь
приспособить ее к условиям современной экономики.
Необходимость перемен в
электроэнергетике стала очевидной в конце прошедшего столетия. До 1990-х гг. в
большинстве стран мира эта отрасль относилась к естественным монополиям.
Вертикально-интегрированные компании (совмещающие производство, передачу и сбыт
электроэнергии) имели узаконенную монополию в национальных масштабах или в
масштабах отдельных регионов. Тарифы на их услуги обычно устанавливались или
ограничивались государством. Такая система долгое время вполне
удовлетворительно обеспечивала нужды экономики. Однако в условиях значительного
удорожания углеводородного топлива (с 1970-х гг.) и опережающего роста
потребления электроэнергии прежние монополии оказались недостаточно
эффективными. Они часто не успевали реагировать на изменение спроса, им слишком
дорого обходилось поддержание существующих мощностей и ввод новых. При этом
любые дополнительные расходы таких компаний включались в их тарифы и
автоматически ложились на потребителей. Положение осложнялось тем, что во
многих странах было ужесточено экологическое законодательство, что требовало
ускоренной модернизации энергетических мощностей - едва ли не главных
загрязнителей окружающей среды.
Либерализации
электроэнергетики способствовали различные процессы, в том числе, происходящие
вне этой отрасли:
1.
Развитие
газотурбинных технологий, наряду с увеличением объема добычи природного газа и
снятием в некоторых странах ограничений на его использование для производства
электричества, привело к распространению высокоэффективных и относительно недорогих
технологий генерации.
2.
Возросшие
требования к энергоэффективности и «экологической чистоте» производства
подталкивали к модернизации энергетических мощностей и развитию сетей.
3.
Развитие сетей, и,
прежде всего межсистемных связей (магистральных линий высокого напряжения между
ранее замкнутыми энергосистемами), а также информационных технологий, средств
учета и контроля, способствовало увеличению и усложнению энергопотоков,
создавало новые возможности для конкуренции между оптовыми поставщиками энергии.
4.
Все большая
экономическая и политическая интеграция регионов и соседних стран (в частности,
государств Евросоюза, Северной Америки) также способствовала развитию оптовых
рынков электроэнергии.
В результате некоторые
государства начали пересматривать свое отношение к естественной монополии в
электроэнергетике, стали допускать в этой отрасли элементы конкуренции. Это
достигалось либо разделением монополий, с выделением из них конкурирующих
компаний, либо допуском в отрасль новых участников - независимых производителей
электроэнергии, либо и тем и другим. Новая структура отрасли требовала и новых
правил игры. Чтобы независимый производитель был действительно независимым и
имел возможность продавать свою электроэнергию, ему был необходим доступ к инфраструктуре
транспортировки электроэнергии, возможность самостоятельно устанавливать цены.
Необходимые для этого нормы были предусмотрены в законодательстве ряда
государств. В результате в некоторых странах появился свободный рынок
электроэнергии, цены на котором устанавливались на основе спроса и предложения.
Впервые конкурентный рынок заработал в 1990 г. в Англии и Уэльсе, а режим неограниченной конкуренции на оптовом рынке электроэнергии впервые в истории был
введен в 1991 г. в Норвегии [2].
При всем различии моделей
отрасли и путей ее реформирования в Европе, США и ряде других регионов мира
осуществляются схожие шаги по либерализации электроэнергетики: разграничение
естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское
управление) и потенциально конкурентных (генерация, сбыт) видов деятельности,
демонополизация отрасли с параллельным развитием антимонопольного
регулирования, введение для независимых поставщиков электроэнергии
недискриминационного доступа к инфраструктуре, либерализация рынков
электроэнергии. Тем не менее, государств, полностью открывших рынок для
конкуренции, не так много, к ним относятся Швеция, Норвегия, Финляндия,
Великобритания, Новая Зеландия и ряд других. К подобным же стандартам стремится
Европейский Союз в целом, законодательство которого требует полного открытия к 1
июля 2007 г. национальных рынков электроэнергии большинства стран членов этой
организации [9]. Развитие конкурентных оптовых рынков на всей территории страны
также является одним из приоритетов энергетической стратегии США. В ряде
регионов этой страны уже действует конкурентный оптовый рынок электроэнергии,
во многих штатах осуществляется либерализация розничной торговли
электроэнергией.
Таким образом, в большей
или меньшей степени, преобразования в электроэнергетике стали мировой
тенденцией, затронувшей большинство развитых и ряд развивающихся государств
мира. Либерализация отрасли и ее технологическое развитие приводят к
качественному расширению рынков: в Европе и Северной Америке они уже
перешагнули границы отдельных энергосистем и даже национальные границы и
приобретают межрегиональный и международный масштаб. В связи с этим,
преобразования, происходящие в российской электроэнергетике, несомненно,
укладываются в общемировую тенденцию.
1.2. Единая
энергетическая система России и ее кризис
Единая энергетическая
система (ЕЭС) России является одной из старейших в Европе, она изначально
создавалась в качестве общего источника электроснабжения для значительной части
регионов Советского Союза. Россия размещена в восьми часовых поясах, поэтому
одни и те же электростанции могут последовательно обслуживать различные регионы
в нескольких поясах по мере смены в них дня и ночи. Такая возможность и была
реализована благодаря созданию ЕЭС. Исследователи отмечают, что 1956 г., в котором была введена в эксплуатацию крупная гидроэлектростанция - Куйбышевская ГЭС,
принято считать годом начала функционирования ЕЭС в Советском Союзе.
ЕЭС представляет собой
своеобразную систему энергетических бассейнов двух уровней. Первый уровень -
общероссийский - образуют шесть больших сообщающихся между собой бассейнов,
размещенных в европейской части страны, Сибири и Забайкалье, то есть, в
границах шести часовых поясов. Именуются эти бассейны «объединенные
энергосистемы», которые сегодня пока еще являются подразделениями РАО «ЕЭС
России». Наполняются они электроэнергией расположенных внутри них крупных
электростанций, работающих в параллельном режиме, то есть, как единый
генератор. Каждый из этих бассейнов размещен примерно в границах того или иного
федерального округа и питает электроэнергией группу более мелких региональных
бассейнов, которые представляют собой соответствующие региональные
энергосистемы. В большинстве из них также есть свои параллельно работающие
электростанции, но менее мощные, чем в больших бассейнах, - в основном это
теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие одновременно тепло и электроэнергию.
Причем лишь несколько региональных бассейнов могут собственными источниками
полностью обеспечивать своих потребителей, а остальные в той или иной мере
подпитываются из соответствующих больших бассейнов.
В основу построения ЕЭС
были заложены принципы, обеспечивающие высокую надежность электроснабжения всех
потребителей при максимально возможном снижении его общесистемной
себестоимости. Надежность достигалась бассейновым принципом и параллельной
работой всех электростанций. Благодаря перетокам электроэнергии внутри
бассейнов и между ними одновременно создавался и общий резерв мощностей.
Поэтому выход из строя какой-либо станции, как правило, не приводил к
отключению потребителей.
Минимизации себестоимости
электроэнергии достигалась комплексным снижением всех затрат в системе:
1.
Этому
способствовал сам принцип сообщающихся бассейнов, благодаря которому одни и те
же электростанции поочередно снабжают электроэнергией регионы, расположенные в
разных часовых поясах - она перетекает между бассейнами по мере изменения в них
нагрузки. При этом выбирался такой экономически эффективный режим загруженности
каждой станции, когда удельный расход топлива минимален. Кроме того, общий
бассейн позволяет в нем снизить максимум требуемой мощности, так как пиковые
нагрузки отдельных потребителей, в общем случае, не совпадают во времени и
усредняются. Тем самым удалось сэкономить примерно 20 млн. кВт генерирующих
мощностей, которые понадобились бы дополнительно при самообеспечении регионов,
включая резервные мощности.
2.
Стоимость
электроэнергии минимизируется за счет уменьшения дальности ее перетоков - в
основном они организованы между парами соседних сообщающихся бассейнов, то есть,
по принципу работы шлюзов. Поэтому снизились затраты на строительство дальних
линий электропередачи (ЛЭП), а также потери электроэнергии, растущие с
увеличением длины ЛЭП и дальности передачи. Этому способствовало и размещение
многих станций вблизи крупных потребителей. Таким образом, в ЕЭС на расстояние
свыше 800-1000 км экономически целесообразно передавать не более 3-4% всей
мощности ее электростанций.
3.
Стоимость
электроэнергии в бассейнах снижалась благодаря первоочередному использованию
станций с наиболее дешевой электроэнергией и установлению средневзвешенных тарифов
при смешивании энергии разной себестоимости. В советские времена было два
постоянных средневзвешенных тарифа - 2 копейки за 1 кВт.ч для промышленности и
4 копейки - для населения и коммунальной сферы.
ЕЭС, охватывавшая
значительную часть территории Советского Союза, действительно являлась общей
системой энергоснабжения. При этом единые средневзвешенные тарифы исключали, в
частности, преференции или получение ренты для кого-либо из потребителей,
обусловленные более близким размещением к источнику наиболее дешевой
электроэнергии, что не являлось заслугой или результатом действий этих
потребителей. А более высокий тариф для населения и коммунального хозяйства
объяснялся большим количеством «переделов» напряжения - конечным является 220 В
- и необходимостью содержать дополнительно к высоковольтным сетям, к которым
подсоединены промышленные предприятия, еще и обширные распределительные сети
низкого напряжения [4].
Все перечисленные выше
принципы и достоинства ЕЭС были реализованы благодаря тому, что ее организационная
структура хозяйствования и управления полностью соответствовала технологической
«бассейновой» структуре. Технологическое и организационное единство позволяло в
рамках единого хозяйствующего субъекта централизованно управлять
электростанциями и перетоками электроэнергии «сверху вниз», руководствуясь
описанными выше общесистемными критериями надежности и правилами минимизации
себестоимости электроэнергоснабжения потребителей.
Технологическое управление
ЕЭС осуществляла единая диспетчерская служба, Центральное диспетчерское
управление (ЦДУ), которое непрерывно решало задачу оптимизации передачи и
распределения электроэнергии, направленной на поддержание минимальными затраты
в системе. Для этого ЦДУ регулировало перетоки между сообщающимися бассейнами и
управляло станциями, их наполнявшими. Перетоками внутри «больших» бассейнов
управляли их диспетчерские службы - объединенные диспетчерские управления, а
внутри региональных систем действовали свои соответствующие диспетчерские
управления.
Технологическая и
организационная целостность в сочетании с единством управления ЕЭС «сверху
вниз» были обусловлены не только необходимостью достижения максимальной
надежности и экономической эффективности электроэнергоснабжения потребителей,
что, впрочем, трактуется сегодня некоторыми исследователями и авторами принятой
концепции реформы электроэнергетики, как пережиток социализма, но и физической
сущностью электроэнергии. Дело в том, что электроэнергия - виртуальный товар,
который нельзя складировать, она передается по проводам со скоростью света и
должна немедленно потребляться по мере ее производства. Таким образом,
производство, передача, распределение и потребление электроэнергии как процесс
физически единый, неделимый и быстропротекающий требует технологического и
организационного единства в рамках целостной энергосистемы.
Исследователи отмечают,
что многие преимущества ЕЭС после акционирования и приватизации
электроэнергетики в 1992-1993 гг. остались в прошлом, когда было разрушено
организационное единство системы. Вместо единого, хотя и недостаточно
эффективного, хозяйствующего субъекта в лице Министерства энергетики был
образован холдинг РАО «ЕЭС России», включающий свыше 80 дочерних региональных вертикально-интегрированных
компаний - АО-энерго. Как отмечает М.Гельман: «При этом над входами в
сообщающиеся бассейны прибили вывески с названием «Федеральный оптовый рынок
электроэнергии и мощности» (ФОРЭМ), прикрепив к нему в качестве поставщиков
крупные электростанции - тепловые и гидравлические (ТЭС и ГЭС), которые также
стали дочерними акционерными обществами РАО «ЕЭС». Но рынок не возник. И
понятно почему - естественная монополия под него не приспособлена в принципе. А
некогда экономически и технически благополучные крупные электростанции, в
частности тепловые, работающие на ФОРЭМ, пришли в упадок» [4].
Страницы: 1, 2, 3
|