Курсовая работа: Технопарки и парки высоких технологий, их роль в современной экономике
Говоря об
экономическом эффекте парков высоких технологий в данных странах, необходимо
отметить, что Индия начала свой путь достаточно давно, и Беларусь ещё нескоро
сможет догнать Индию по доходам от экспорта ПО (да это и маловероятно). [34]
Если в 1999 году доход Индии от экспорта информационных технологий составил 2,7
млрд. долларов, то в 2003-м он уже достиг 10 млрд., а к 2010-му году, по
прогнозам, доля Индии на мировом рынке данных услуг достигнет 50 млрд.
долларов. [2, c.92]
Нам же до таких показателей ещё очень далеко: в общем объёме производства
товаров и услуг в области программного обеспечения, который составил в 2007
году более 73 млн. долларов, доля экспорта – около 77%, т.е. около 56,8 млн.
долларов. [20]
3 Существующие проблемы в деятельности технопарков
и Парка высоких технологий Республики Беларусь и пути их решения
На данном
этапе, несмотря на достаточно большое число инновационных структур в Республике
Беларусь, существует ряд проблем связанных с их реальной работоспособностью.
1. Несовершенство
законодательных основ деятельности технопарков.
Проведенный
анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства, регулирующей
деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует, о её
несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой
системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной
инфраструктуры Республики Беларусь. [1, c.47-48] В частности, предприятия,
входящие в состав технопарка не получают никаких льгот, сверх тех, которые установлены
для предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью. Для того чтобы
их получать, нет необходимости входить в состав технопарка. На льготных
условиях здесь можно получить услуги, оказываемые только самим технопарком. И
значение косвенных методов государственной поддержки инноваций теряется. В то
время как она определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование
требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым
финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных
субъектов.
Цель создания
технопарков, а именно интенсификация инновационной деятельности малых
предприятий и общей политики инновационной направленности, в стране
труднодостижима, т.к. у малых предприятий отсутствует стимул для вхождения в
технопарк. Для того чтобы деятельность технопарка была эффективна, малые
предприятия в его составе должны получать ощутимые преимущества для ведения
инновационной деятельности. Однако внесение изменений и дополнений в акты
законодательства, регулирующие порядок создания и условия функционирования
субъектов инновационной инфраструктуры не обеспечит в полной мере данные
преимущества, так как эти изменения должны касаться и других законодательных
актов – налогового, таможенного и др. законодательства. Участники технопарка, а
также сам технопарк, должны стать отдельной категорией налогоплательщиков,
особенности налогообложения которых, необходимо предусмотреть в
законодательстве Республики Беларусь о налогах и сборах. [24]
Необходимо
отметить, что качественное законодательство об инновационной деятельности,
эффективное государственное регулирование инновационной сферы являются
необходимыми условиями для реализации государственной инновационной политики. [1,
c.48]
2. Отсутствие
эффективного механизма финансового обеспечения деятельности технопарков и Парка
высоких технологий.
В стране
отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы инновационного
финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. [35] Венчурные
инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в
производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и
развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного
потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие
банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования
являются фактически или потенциально ведущими в своей области. [18, c. 21]
Необходимо
развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды,
страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок), которая
является основой для перехода на устойчиво инновационный путь развития.
Правила
операций на фондовом рынке на адаптированы к потребностям малого и среднего
инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные
бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании
специализированного инновационного подразделения на белорусской
валютно-фондовой бирже. [35] Директор администрации Парка высоких технологий
Валерий Цепкало отметил, что в недалекой перспективе планируется создать
фондовый рынок в области высоких технологий: «Мы хотим сделать так, чтобы люди
держали деньги не в банках, а пропускали их через биржи, тем самым поддерживая
Парк высоких технологий». [20]
Для
стимулирования банковско-кредитных учреждений следует предусмотреть
освобождение от налогообложения части прибыли банков, получаемой ими в
результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные
проекты. Целесообразно разрешить коммерческим банкам не производить отчисления
в резерв Национального банка Республики Беларусь на сумму привлеченных ресурсов
в объеме предоставленных банком инвестиционных кредитов под освоение в
производстве результатов отечественных научно-технических разработок. [21]
3. Отсутствие
отлаженной системы взаимодействия между инновационными структурами и университетами.
В мировой
практике между университетами и фирмами-резидентами технопарков или парков
высоких технологий, устанавливаются партнерские взаимоотношения, которые носят
взаимовыгодный характер. Преимуществами размещения в технопарках для
фирм-арендаторов являются возможность формального и неформального
сотрудничества с научными работниками и преподавателями вуза, льготный доступ к
научным и технологическим разработкам, использование информационных и
библиотечных ресурсов университета. Тесное взаимодействие с арендаторами
технопарка или парка высоких технологий – это возможность для университета
приблизить содержание и цели программ обучения к потребностям перспективных
нанимателей и для повышения шансов на трудоустройство выпускников, что в
конечном счете способствует укреплению репутации и престижа вуза. [22]
В Беларуси же
отношения между инновационными структурами и вузами имеют выраженную учебную
окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее
разовый и очень избирательный характер. [20] Создание Парка высоких технологий
положило начало процессу решения этой проблемы. По словам декана университета
прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета
П. Мандрика, выполнение заказов резидентов парка на научные исследования будет
способствовать совершенствованию учебного процесса, поскольку позволит
«постоянно держаться в русле современного развития науки… и в соответствии с
этим выстраивать программу обучения». Кроме того, сотрудничество с парком должно
«сократить путь прихода в компании специалистов–выпускников». При этом
коммерческая составляющая «по значению вторична». В то же время, по словам
директора администрации ПВТ В. Цепкало, парку еще предстоит найти «оптимальную
схему взаимоотношений между вузами и Парком, между вузами и резидентами Парка.
Так, чтобы можно было просчитать и сказать точно, сколько и каких специалистов
нам будет нужно завтра или, скажем, через пять лет. Под это надо подстраивать и
учебные программы». [22]
4.
Недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами.
Кадры
являются важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных
процессов. По оценкам специалистов, для успешного продвижения инновационных
проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления
инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного
менеджмента вузы не готовят. Это является одной из причин низкой инновационной
активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров
целесообразно осуществлять на базе вузов. [35]
Ситуация
усугубляется процессами так называемой «утечки мозгов». Примечательно то, что отток
кадров наблюдается уже не в сторону США и стран Запада, а в страны ближнего
зарубежья, и в первую очередь, в Россию. В сфере информационных технологий
решением данной проблемы стало создание Парка высоких технологий. Валерий
Цепкало отметил: «Пока еще специалисты у нас не получают такие зарплаты, как в
США, Европе или в Москве (мы очень конкурентоспособны по зарплатам с остальной
Россией). Но зарплата уже не является для нас фактором опасности, поскольку
люди начинают смотреть и на такие факторы, как качество жизни. В Москве вы
тратите по 5-6 часов для передвижения по городу в автомобильном транспорте,
квартира стоит в 4 раза больше, чем в Минске… Когда люди начинают взвешивать
все эти факторы, зарплата становится пусть и важным фактором, но не столь
определяющим», - уточнил он. [19]
Кроме того, в
2007 году администрация ПВТ сконцентрировалась на подготовке необходимого
количества квалифицированных кадров: ПВТ и его резидентами в различных
университетах республики, в том числе в регионах, было создано 20
IT-лабораторий, а объём инвестиций составил около 470 тыс. долларов. В целях
привлечения квалифицированных специалистов в Парк высоких технологий и их мотивации
к творческому и производительному труду разработчики проекта предлагают
разрешить резидентам ПВТ разрабатывать и внедрять системы материального
стимулирования персонала, принятые во всём мире (внутренние тарифные сетки,
требования к квалификации, доплаты и надбавки, схемы премирования и др.). [20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительный
анализ деятельности технопарков и Парка высоких технологий в Беларуси и
аналогичных инновационных структур в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет
сделать ряд следующих выводов.
1. Современные
инновационные структуры в разных странах создаются, как правило, в период
экономического спада, структурной перестройки экономики, когда появляется целый
ряд проблем: сокращение рабочих мест, «утечка мозгов», отсутствие конкурентной,
импортозамещающей продукции. Цели создания технопарков и парков высоких
технологий в основном совпадают: это концентрация высококвалифицированных
специалистов на ограниченном пространстве, создание благоприятных условий для
развития научно-технических фирм-участников (резидентов) парков, обеспечение
процесса внедрения новых технологий в производство, коммерческая реализация
результатов исследований и разработок. Но в отличие от парков высоких
технологий, технопарки создаются не столько для привлечения наукоемких
предприятий, сколько для их создания и развития.
2.
Эффективность технопарков и Парка высоких технологий в нашей стране пока не так
высока, как в других странах. Как известно, их эффективность зависит от таких
составляющих, как наличие площадей, специальная система налогообложения, особые
формы инновационного финансирования и высококвалифицированные специалисты. Для
технопарков, как показал сравнительный анализ, все эти составляющие находятся
на низком уровне и требуют совершенствования. А для Парка высоких технологий первые
два компонента находятся на самом высоком уровне: государство выделило
довольно-таки большую территорию под застройку и предоставило участникам Парка
значительные налоговые льготы, но необходимо отметить, что в ближайшее время для
повышения эффективности требуется решить проблемы финансирования и
недостаточной обеспеченности кадровыми ресурсами.
3. Для
успешной деятельности технопарков и Парка высоких технологий необходимо решать
проблемы, которые испытывают все субъекты инновационной инфраструктуры
Республики Беларусь: отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения
их деятельности, особенно на начальном этапе; отсутствие отлаженной системы
взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры; недостаточная
обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси; недостаточная
инновационная активность научных организаций; низкая инновационная
восприимчивость промышленных предприятий. Но главная проблема, которая присуща
всей инновационной экономике и которую необходимо решать в первую очередь, -
это несовершенство законодательства. В условиях, когда Основные положения
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы предусматривают активное развитие новых институциональных и
организационных форм инновационной деятельности, национальной инновационной
системы страны, важно срочно создавать правовое обеспечение инновационной
деятельности и, в частности, ускорить принятие Инновационного кодекса.
Таким образом,
для создания реально функционирующей инновационной системы в Беларуси предстоит
решить ряд проблем, однако большая работа по созданию самих инновационных
структур уже выполнена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Байнев
В.Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной
интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / Байнев В.Ф., Саевич В.В. –
Мн: Право и экономика, 2007. – 180с.
2.
Балышева
С. Зачем нам стоит ПВТ построить?//Экономика Беларуси. – 2006. – №2(7). –
с.90-93
3.
Благонравин
М. От Харькова до Харбина и обратно // Эксперт-Украина. – 2006. – №28(78). –
с.6-9
4.
Ганаго
А. Все на штурм белорусской «силиконовой долины»! // Налоговый вестник. – 2005.
– №20. – с.5-15
5.
Ганаго
А. Все на штурм белорусской «силиконовой долины»! // Налоговый вестник. – 2005.
– №21. – с.5-14
6.
Декрет
Президента Республики Беларусь №12 от 22.09.2005 «О Парке высоких технологий»
(в ред. Декрета Президента РБ от 04.04.2006 №5)
7.
Иванченко
Н.М. Об организационных основах создания и управления деятельностью Парка
высоких технологий // Постоянно действующий семинар руководящих работников
республиканских и местных государственных органов «Инновационная политика
государства и пути её реализации», 10-11 июня 2004г., г. Витебск / Мн.:
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 156с.
8.
Ковалевич
И. Парк высоких технологий – уникальный шанс для Беларуси или «кладбище»
неиспользованных возможностей? // Налоговый вестник. – 2005. – №19. – с.64-74
9.
Козырев
А. Виртуальный технопарк на основе вычислительной сети как проект регионального
и национального масштаба // Интеллектуальная собственность. Промышленная
собственность. – 2006. – №8. – с.12-20
10.
Лукьяненко
П.П. Парк высоких технологий как фактор повышения конкурентоспособности
национальной экономики // Белорусский экономический журнал. – 2006. – №1. –
с.45-52
11.
Нехорошева
Л.Н. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры // Международная
научно-практическая конференция «Инновационные центры Беларуси: общие подходы,
текущая ситуация и перспективы развития», 5-6 июня 1995г., г. Могилёв /
Могилёв, 1995. – 267с.
12.
Никитина
М. Модели инновационного развития на примере Республики Турция // Мировая
экономика и международные отношения. – 2006. – №6. – с.100-103
13.
Прохоров
А. Виртуальный технопарк как стратегия прорыва // КомпьютерПресс. – 2005. – №3.
с.170-171
14.
Райзберг
Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
– М.: Инфра-М, 2001
15.
Россия
– Беларусь. Инновационная политика и интеграционное взаимодействие / Е.Б. Ленчук,
В.Ф. Байнев, Г.А. Власкин и др. – М.: Институт экономики РАН, 2006. – 268с.
16.
Татьяненко
Т.С. Финансово-экономические условия работы, актуальные проблемы и перспективы
развития инновационных предприятий // Республиканская научно-практическая
конференция «Научно-инновационная политика в регионах Беларуси», 19-20 октября
2005г., г.Гродно / Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. – 100с.
17.
Указ
Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. №1 «Об утверждении Положения
о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменений
и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495»
18.
Ярмолович
М. Финансовые механизмы новой модели воспроизводства. Второе дыхание Парка
высоких технологий и малого предпринимательства // Директор. – 2006. – №5.
с.20-23
19.
www.belarus-china.metolit.by/ru/news.22.htm
20.
www.belarustime.ru/Belarus/economy/courier/c8a4bb86a087cc4b.html
21.
www.blct.metolit.by/ru/news.item.php
22.
www.charko.narod.ru/tekst/an13/I.htm
23.
www.comprice.ru/material/2006-19.phtml
24.
www.cpp.metolit.by/ru/dir/item.php
25.
www.expert.ru/printissues/Siberia/2007/42/interview_lure.htm
26.
www.igpi.ru/center/lib/hist_tradit/east/china/1109186904.html
27.
www.inno.com.ua/index.phtml
28.
www.kv.by/index2005404301.htm
29.
www.metolit.by/ru/dir/index.php
30.
www.amstd.spb.ru/21cent/valley.htm
31.
www.rrc-tver.ru/articles/160.htm
32.
www.seonews.ru/news/info_news/2436.htm
33.
www.socium.sitecity.ru/text_0406113146.phtml
34.
www.sviazist.nnov.ru/article.php
35.
www.technopark.by/business/228.html
36.
www.technopark.by/business/230.html
37.
www.tpark.ict.nsc.ru/analytic/chinatpark.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ
Динамика численности
работников и объёмов экспорта программного обеспечения Парка высоких технологий
Республики Беларусь за 2005-2007 гг.
Таблица -
Динамика численности работников и объёмов экспорта программного обеспечения ПВТ
РБ
Год |
Занятость (чел.) |
Прирост в абсолютных
показателях (чел.) |
Экспорт ПО (млн. дол.) |
Прирост в абсолютных
показателях (млн. дол.) |
2005 |
1762 |
- |
8,33 |
- |
2006 |
2801 |
1039 |
21,9 |
13,57 |
2007 |
4537 |
1736 |
56,8 |
34,9 |
Рисунок
показывает недостаток в специалистах на фоне растущего спроса на белорусское программное
обеспечение в мире.
Рисунок –
Соотношение темпов роста численности работников и объёмов экспорта программного
обеспечения ПВТ РБ
Источник:
рассчитано с использованием информации [20].
[1]
Новые технологии - система производственных и иных операций, методов и
процессов, обладающая более высокими качественными характеристиками по
сравнению с лучшими аналогами, доступными на данном рынке, на определенном
сегменте рынка или рыночной ниши, для которых эти технологии являются новыми.
[2] Высокие технологии - система производственных
и иных операций, методов и процессов, обладающая наивысшими качественными
показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами и удовлетворяющая
формирующиеся или будущие потребности человека и общества.
[3]
Венчурное финансирование - это финансирование новых предприятий и новых видов
деятельности, которые традиционно считаются высокорискованными, что не
позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других
общепринятых источников.
|