Курсовая работа: Технология социального обеспечения
В результате
такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных
пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения,
т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма
замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин.
Во Франции существуют так называемые
"предпенсионные пособия". В настоящее время право на получение
ранней пенсии получили лица в возрасте 59 лет и старше, имеющие не менее 40 лет
страхового стажа, или лица более раннего возраста, но выплачивающие страховые
взносы не менее 43 лет. Кроме трудовых пенсий, во Франции существует система
социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством всем пожилым людям независимо
от характера и продолжительности профессиональной деятельности. [28]
В результате реформирования технологии
социального обеспечения французское правительство добилось определенного
успеха в стабилизации ее бюджета. Правительство создало "амортизационный
фонд по задолженности в социальной области" за счет взноса
"социального возмещения" в размере 0,5% на все доходы (кроме
минимальных социальных пособий). Кроме того, вводится налогообложение семейных
пособий, повышаются страховые взносы с пенсий и пособий по безработице и
увеличиваются налоги со страховых премий компаний.[28]
В целом во Франции, несмотря на определённые
трудности, государственное регулирование социальной сферы осуществляется
достаточно конструктивно и в значительной степени успешно. Согласно данным
статистики ЕС, в 1997 г. покупательная способность пособий социального
обеспечения на 1 жителя во Франции превышала среднюю цифру по странам ЕС на
14,2%, отставая от Германии и Австрии лишь на 2,4% от Дании на 11%, но
значительно уступая Люксембургу – на 45,3%. Люксембург занимает первое место по
покупательной способности социальных пособий на 1 жителя, опережая ближайшую к
нему Данию на 30%.
Финская система социального обеспечения имеет три
основных элемента: профилактическая политика социального обеспечения и
здравоохранения, социальные услуги и услуги здравоохранения и социальное
страхование. Сущность социального обеспечения состоит в гарантировании средств
на прожитие при помощи всеобъемлющей системы основного обеспечения и льгот,
выплачиваемых в пропорции к доходу (или бывшему заработку), что позволяет
сохранить умеренный уровень потребления в различных крайних ситуациях. Важной
является всеобщая система социальных услуг и здравоохранения. Типичным
для нее является универсальность льгот и финансирование в основном за счет
налоговых средств. Социальная защищенность в Финляндии по примеру других
северных стран базируется обычно на факте проживания в стране. В финскую систему социального обеспечения входит составной
частью прочный принцип равноправия. Самыми главными источниками финансирования
социальных расходов являются государство, муниципалитеты и работодатели. Доля
самих застрахованных в финансировании социальных расходов в Финляндии по
сравнению со средним уровнем стран Европейского Союза несомненно ниже.[29]
Профилактическая деятельность является центральной
частью социального обеспечения Финляндии. Цель - заранее предотвратить или
уменьшить различные риски и проблемы. В Финляндии организация социальных услуг
и услуг по здравоохранению является общей задачей государства и коммун
(муниципалитетов). Государство платит коммуне государственную долю. Самыми
значительными частями секторов обслуживания являются первичное здравоохранение
и специализированное лечение, дневной уход за детьми, уход за престарелыми,
служба для инвалидов, пособие на прожитие, а также защита детей. Пособие на
прожитие - это последний способ поддержки граждан. Определенные льготы, такие,
как отпуск для родителей и надбавки на детей, являются универсальными.
Большая часть социального обеспечения граждан
организована в форме общего законодательного страхования. Пенсии и пособие по
безработице состоят из основной части и из части, пропорциональной доходу.
В Финляндии две пенсионные системы: система
народной пенсии и система пенсии по труду. Через обе эти системы выплачиваются
пенсии по старости, нетрудоспособности и семейная пенсия. Через систему
народной пенсии последняя выплачивается на основании проживания в Финляндии,
через систему пенсий по труду пенсии выплачиваются на основании трудового стажа
и соотносится с заработком. Народные пенсии совмещаются с трудовой пенсией
человека. Народную пенсию выплачивают только тому человеку, у которого низкая
трудовая пенсия или ее нет совсем. Если трудовая пенсия превышает определенный
уровень, то права на получение народной пенсии тогда нет. Трудовые пенсии
оформляются частными страховыми учреждениями, главным центром которых является
Центр пенсионной гарантии. Государственный и муниципальный сектор имеет свои
пенсионные учреждения.[29]
Финские гарантии защиты по безработице состоят из
множества различных видов льгот: пособие по безработице, пропорциональное
заработку, основное пособие по безработице и поддержка рынка труда. Большая
часть работников состоят в своем профессиональном секторе членами страховой
кассы по безработице, где они имеют право на пособие по безработице,
соотносительно к заработку. Страхование по болезни возмещает причиненные
издержки по временной потере трудоспособности. Пособие зависит от доходов
заявителя. Длительная болезнь или длительный период нетрудоспособности влияют
различным образом на жизнь. Реабилитация помогает предотвратить или облегчить
эти воздействия. Льготы по реабилитации предоставляются людям для того, чтобы
улучшать и поддерживать способность работать и справляться с ситуациями
повседневной жизни так хорошо, как это возможно, независимо от степени
инвалидности или нетрудоспособности.[30]
На основании опроса мнений финская система социального
обеспечения пользуется обширной поддержкой граждан.
Министерство социального обеспечения и здравоохранения
определяет основные направления политики социального обеспечения и
здравоохранения, подготавливает законодательство и основные преобразования и
руководит исполнением их, а также осуществляет связь между органами,
принимающими политическое решение. Деятельность Министерства социального
обеспечения и здравоохранения основана на пяти основных стратегиях: стратегии
профилактической политики, стратегии обеспечения льгот и основных услуг, стратегии
финансирования социального обеспечения, стратегии производства услуг, стратегии
планирования будущего.[30]
Основной целью социального обеспечения является
предотвращение проблем, касающихся социального обеспечения и здравоохранения,
предоставление гражданам улучшенных и экономичных услуг, развитие социального
обеспечения, основанного на поддержании активности граждан, поиск альтернатив
для безработицы, а также установление финансирования на устойчивую основу.
Концепция социального обеспечения Японии
предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования
всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного
предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства
здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается
поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем,
чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом
работника, но не выше его.
Финансовая база расходов на социальное
обеспечение складывается из страховых взносов наемных работников и
предпринимателей, государственных средств, доходов от активных финансовых операций.
Эта структура за последние десятилетия не претерпела существенных изменений за
исключением роста доходов от активных финансовых операций и снижения доли
средств государственного бюджета. В соответствии с правительственной
стратегией к 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение до
28,5 -32,5% национального дохода. Кроме того, предполагается изменить структуру
расходов в системе социального обеспечения. Если затраты на выплату пенсий,
страхование здоровья и вспомоществование нуждающимся составляют соотношение
5:4:1, то к 2025 г. оно примет вид 5:3:2. Имеется в виду повысить уровень
социальной защищенности всех нуждающихся, в частности детей и пожилых
людей.[15]
Структура социального обеспечения носит
комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход,
страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Для ее нормального
функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и
каждого отдельного человека.
Наибольшие суммы в структуре социального
обеспечения идут на пенсионные выплаты. Пенсионная система является
двухслойной, т.е. состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия),
которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. Базовая
пенсия выплачивается по старости,
инвалидности, а также всем нуждающимся. 1/3 обеспечивается средствами
государственного бюджета, 2/3 - различными страховыми пенсионными фондами. На
создание пенсионных фондов работает практически все население в возрасте от 20
до 60 лет. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из
отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны
государства. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных
предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые
создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных
дотаций.[15]
Второй компонент технологии социального
обеспечения - страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые
охватывают все население: страхование здоровья наемных работников частного
сектора; страхование моряков; ассоциации взаимопомощи по страхованию
работников государственных предприятий и учреждений; ассоциации взаимопомощи
по страхованию работников муниципальных предприятий и учреждений; ассоциации
взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ;
национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также
неработающих, осуществляемое муниципалитетами;
Третий компонент технологии - общественное
вспомоществование - охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный
уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях
прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные
нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по
безработице, на похороны. Средства для выплат предоставляются центральными и
местными органами власти в пропорции 75:25. Приоритет отдан защите материнства
и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные
центры. Помощь оказывается и пожилым людям (создание реабилитационных центров
и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, учреждение
волонтерских организаций для вовлечения населения в активную деятельность по
месту жительства).[15]
Технология социального обеспечения в Японии имеет
следующие характеристики: массовый охват населения пенсиями и страхованием
здоровья; адресность предоставления различных видов помощи малоимущим и социально
незащищенным слоям; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения
в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в
этой области.
Суть социального обеспечения в Канаде заключается в том, что
государство гарантирует определенный уровень жизни любому человеку, будь он
гражданином Канады, постоянно проживающим на территории страны или беженцем.
Собирая подоходный налог по прогрессивной шкале со всего работающего населения,
государство оказывает финансовую помощь (WELFARE) всем, кто по какой-либо
причине нетрудоспособен или не может найти себе работу. Канадцы часто называют
свою систему социального обеспечения "системой социальной
безопасности". Программы помощи рассчитаны на все слои общества, особенно
на несовершеннолетних детей, безработных и пожилых людей. [16]
Основными видами социальной помощи являются:
1) пособие на детей введено с января 1993 года. Оно выплачивается семьям с
низким и средним доходом, в которых есть дети, не достигнувшие 18 лет. Величина
пособия зависит от совокупного годового дохода семьи.
2) пособие по безработице выплачивается тем, кто работает
менее 15часов в неделю. Величина пособия и продолжительность его получения
зависит от ряда причин: от зарплаты, которую вы получаете, от продолжительности
вашей работы и от темпов роста безработицы.
3) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается людям, которые
получили травму на рабочем месте или страдают профессиональными заболеваниями.
Пособие выдается на протяжении всего курса лечения. После этого таким жителям
полагается пенсия или большая разовая выплата. В случае смерти кормильца
иждивенцам положено получить деньги на похороны, месячный размер пенсии и
разовую выплату. Действие этого пособия распространяется на иммигрантов с того
дня, когда они начинают официально работать, так как деньги на эту программу
отчисляет работодатель. [16]
Пожилые люди могут получать разнообразные пособия,
предназначенные для поддержания обеспеченной старости жителям Канады. Канадский
Пенсионный Фонд (КПФ) предназначен для выплаты пенсий миллионам канадских
жителей, достигнувшим пенсионного возраста (65 лет). Отчисления в этот фонд
обязательны для всех работающих, причем размер отчислений увеличивается
пропорционально увеличению дохода. В пенсионный фонд идут деньги как наемных
работников, так и частных предпринимателей. Пенсию получают все жители старше
65 лет вне зависимости, продолжают ли они работать или ушли на отдых. Пенсия
выплачивается ежемесячно; ее размер постоянно увеличивается для защиты от инфляции.
Пенсионный фонд выплачивает также пенсии по нетрудоспособности, однако их могут
получить только те люди, которых КПФ официально признал нетрудоспособными. С
пенсий, как и с пособий по безработице, взимается подоходный налог.
Фонд "Спокойная старость": пенсии этого фонда выплачиваются
канадским гражданам и жителям Канады, достигшим 65 лет. Возможность получения
пенсии и ее размер зависят от срока проживания в Канаде. Для получения полной
пенсии необходимо прожить в Канаде не менее сорока лет после достижения
совершеннолетия. Неполную пенсию можно получить, прожив в стране как минимум 10
лет после достижения 18-ти лет. Пенсии этого фонда выплачиваются только на
территории Канады.
Фонд дополнительной пенсии выплачивает пособия тем, кто уже получает пенсию из фонда
"Спокойная старость". Это пособие положено на людей с невысоким
доходом или вообще без оного. Размер пособия зависит от дохода в предыдущие
годы или от суммарного дохода семьи. Пособие не облагается налогом.[16]
Фонд пособия на супруга: это незначительное пособие выплачивается тем, кому от 60 до
64 лет, а их супруг (супруга) получают пенсию фонда "Спокойная
старость" и дополнительную пенсию. Размер и право получения этого пособия
зависят от суммарного дохода супругов и срока проживания в Канаде. Вдовы и
вдовцы также могут получать это пособие, с которого не взимается подоходный
налог.[16]
Наиболее распространенный вид пособий в Канаде - GAIN (другие
названия Welfare и Social Assistance). Его выдают тем, кто хочет найти работу,
но временно не может. Суть системы заключается в том, что любой легально
проживающий в Канаде человек, уровень дохода которого по какой-либо причине
находится за чертой бедности, может рассчитывать на финансовую помощь
государства. Есть также пособие за потерю работы - Unemployment Insurance (UI).
Его платят в том случае, если работодатель делал отчисления от зарплаты в
соответствующий фонд, и потеря работы произошла не по вине работника, и он
проработал там не меньше 6-ти месяцев. С 1998 года получающие пособие обязаны
отработать определенное количество часов на общественных работах или учиться на
полный день, получая более нужную стране и пользующуюся спросом на рынке труда
специальность.[16]
Технологии социального обеспечения за рубежом представляют
собой комплексные образования, направленные на конкретного человека как единицу
нуждаемости в определенном виде помощи. Они определяют получение определенного
вида социального обеспечения, основываясь на принципе адресности как
основополагающем элементе в структуре социальной защиты населения. Социальное
обеспечение за рубежом имеет определенную особенность: помощь оказывается
нуждающимся в ней, а на остальных направлена политика государства в сфере
обеспечения занятости трудоспособного населения. В настоящее время к задаче
повышения уровня социальной защиты в каждой стране добавляется новая – не
допустить одностороннего снижения уровня доходов трудоспособного населения.
Политику, направленную на решительные реформы и резкое сокращение социальной
защиты как средство повышения конкурентно способности фирм, а также на создание
частного рынка страхования, поддерживают во многих странах. Основная цель
реформы социального обеспечения – восстановление финансового контроля над
системой и обеспечение ее долговременной стабильности.
2.1. Анализ технологии социального обеспечения в России.
Процесс реформ в России привел к существенным изменениям
структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере
социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается
каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты
заработка либо повышенных расходов при изменении своего материального или
социального положения. Основным из форм защиты граждан от социальных рисков
выступает государственное социальное обеспечение.
Право на социальное обеспечение – одно из основных
конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения – это
назначение вида социального обеспечения, изменение его размера, перевод с
одного вида на другой. Существуют некоторые требования к предоставлению
социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно
должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у
гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным
основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по
имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из
оснований. [14]
Сложившееся централизованное социальное обеспечение
финансируется за счет различных источников (рис.2.2). Созданы государственные
внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Для этих фондов
установлен страховой принцип их формирования, признана самостоятельность и
независимость от федерального, регионального и местного бюджетов. Размеры
страховых отчислений и годовой бюджет каждого фонда утверждается законодателем.
Пенсионный фонд РФ – это организация, источниками
формирования которого являются: страховые взносы работодателей и граждан,
ассигнования из бюджета. Средства предназначены для выплаты государственных
пенсий и пособий.[4]
Фонд социального страхования является финансово-кредитным
учреждением. Источниками образования Фонда являются: страховые взносы
работодателей и граждан, доходы от инвестирования части свободных средств в
ликвидные государственные ценные бумаги, ассигнования из бюджета, взносы
физических и юридических лиц. Он создан для финансовых выплат различных видов
пособий.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
предназначен для организации медицинской помощи в соответствии с договорами
обязательного медицинского страхования. Основными источниками образования фонда
являются: страховые взносы физических и юридических лиц, бюджетные
ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|