Курсовая работа: Сравнительный анализ расходов бюджета в социальной и экономической сферах
¾
в виде ассигнований на содержание
бюджетных учреждений;
¾
в виде средств на оплату товаров, работ
и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или
муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или
муниципальных нужд);
¾
в виде различных по своим целям
трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного
самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством
РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами
местного самоуправления;
¾
в виде ассигнований на осуществление
отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;
¾
в виде ассигнований на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению
бюджетных доходов;
¾
в виде бюджетных кредитов юридическим
лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и
платежей и других обязательств;
¾
в виде субвенций и субсидий физическим
и юридическим лицам;
¾
в виде инвестиций в уставной капитал
действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
¾
в виде бюджетных ссуд, дотаций,
субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ,
государственным внебюджетным фондам;
¾
в виде кредитов и займов внутри страны
за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного
самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации,
правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
¾
осуществление отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
¾
в виде кредитов иностранным
государствам;
¾
ценных бумаг.
Рассмотрим
некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.
Трансферты – бюджетные
средства для финансирования обязательных выплат населению – пенсий, стипендий,
пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации,
правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетные
ассигнования – это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной
росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Они могут
предоставляться на:
¾
содержание бюджетных учреждений;
¾
оплату товаров, работ и услуг,
выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или
муниципальным контрактам;
Субвенция – это
бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной
основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это
бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Бюджетные
инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических
лиц предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в
федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии
с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной
власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.
Бюджетная ссуда – это
бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной,
безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах
финансового года.
Дотации – это
бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской
2.2 Механизм бюджетного финансирования
Механизм бюджетного
финансирования – составная часть финансового механизма, представленная
совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических
методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и
финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный
механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через
формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств,
условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств,
мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами,
органами местного самоуправления.
В зависимости от
экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре
бюджетного механизма выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств
в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджета
средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм
межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В каждом из
звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и
поступлений. Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются
конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на
прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям,
принадлежащим государству, и др.); звена предоставления бюджетных средств – конкретные
виды бюджетных расходов (на содержание аппарата управления, на федеральном
(региональном, муниципальном) уровне, целевые программы, на погашение
государственного (муниципального) долга и т.д.); звена межбюджетного
распределения и перераспределения финансовых ресурсов – формы поступления
средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых
ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и
др.). Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов),
способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.
Способы исчисления
бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного
финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части бюджетного
механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного
воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние
характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых
бюджетных средств. В зависимости оттого, сколько и где изымается денежных
средств в распоряжение государства, куда и в каких объемах направляются
бюджетные ассигнования, формируются возможности расширения обществ,
производства, повышения его технической оснащенности, роста квалификации
кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д.
Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды
доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов.
Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в
стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное
использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет
ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать
достижение желаемых результатов. В структуре бюджетного механизма могут
выделяться также отдельные блоки, что обусловлено функциональными особенностями
управления бюджетными отношениями.
При
функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе
выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;
исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны
специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи,
возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов,
используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы,
отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации,
регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и
расходов федеральные, региональные и местные бюджеты используются не только для
оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного
контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах,
муниципальных образованиях. Адресность бюджетных показателей, отражающих через
конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями
экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием
дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные
показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая
отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы
для принятия оперативных правительственных решений. На построение бюджетного
механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Например,
в федеративных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными
процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:
федеральный бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев,
частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления
характеризуется спецификой, обусловленной (и предопределенной) совокупностью
бюджетных прав, закрепленных за федеральными, региональными и муниципальными
органами и отраженными в бюджетном законодательстве. Бюджетный механизм
является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой
политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью
государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач,
сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на
соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей,
поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются
задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм. Особенно большие изменения
происходят при смене общественно-экономических формаций и методов
хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования
сопровождался коренной перестройкой всего бюджетного механизма, который во всех
его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты:
прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено
методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений
и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило
бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку
и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными
показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов;
большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д. Совершенствование
бюджетного механизма продолжается в соответствии с «Программой развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.».
Реализация намеченных в Программе мер будет способствовать постепенному
превращению российского бюджета в один из главных инструментов государства при
осуществлении экономических и социальных преобразований[2].
2.3 Анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах
за 2005–2008 годы
В приложении А
видно, что большая часть расходов приходится на социально-культурные мероприятия,
на которые в 2005 году было израсходовано 3642 млрд. рублей, что составляло 53,4%
от общей суммы расходов бюджета. В 2006 году наблюдается увеличение доли
расходов на социально-культурные мероприятия от общих расходов на 0,88%, а сама
сумма расходов возросла на 904,4 млрд. руб. Расходы на социально-культурные
мероприятия растут ежегодно примерно на 20%, что является показателем
должностного внимания к социальной политике. Расходы на социальную политику в
2008 году составляют 7122,1 млрд. руб., что на 48% больше, чем в 2005 году. Увеличение
расходов на социальную сферу говорит о том, что правительство уделяет должное
внимание социальным проблемам.
Рассмотрим
динамику некоторых бюджетные расходов в социальной сфере – в сфере
здравоохранения; образования; культуры, кинематографии и СМИ.
Расходы
федерального бюджета на здравоохранение увеличились в связи с тем, что в 2006
году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье»,
который привел вот к таким данным по расходам бюджета на здравоохранение:
Таблица 1 –
Расходы бюджета на здравоохранение за 2005–2008 гг.
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
млрд. руб. |
797,1 |
962,2 |
1381,5 |
1546,3 |
В 2007 году в
рамках проекта выделено 15,4 млрд. руб. из федерального бюджета на закупку
около 23000 единиц оборудования для муниципальных поликлиник и больниц.
Одной из важных
задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого
характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период
2007–2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды ее
реализации (2002–2006 гг.) из федерального бюджета выделялось 18–19%
общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45%.[3]
Образование
финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Из федерального
бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные
исследования в образовательной сфере. В 2007 году расходы на образование увеличились
на 40,2% по сравнению с 2005 годом и составили 23% от расходов на
социально-культурные мероприятия. В 2008 году расходы возросли еще на 19%, что
говорит о том, что правительству важно поддерживать уровень образования на
высшей точке. Рост расходов на образование показан в таблице 1.1
Таблица 1.2 –
Бюджетные расходы на образование за 2005–2008 гг
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
млрд. руб. |
801,8 |
1036,4 |
1343,0 |
1658,1 |
В 2008 году
расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 310,6
млрд. руб., что на 50,4% больше, чем в 2005 году. Очевидно, что государство
заинтересовано в том, чтобы культура, кинематография и СМИ были на достаточно
современном уровне и каждый мог по желанию получить доступ к нужной информации.
Бюджет культуры
состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа
«Культура России» (2006–2010 годы), которая нацелена на решение конкретных
задач в области культуры и достижения определенных результатов.
За счет текущих
расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные
театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения
образования в системе культуры и соответствующие научные организации.
Но требуется не
только сохранять имеющиеся учреждения и предприятия, но и создавать новые,
которые были бы экономически эффективнее старых.
Расходы на
культуру, кинематографию и СМИ за 2005–2008 годы предоставлены в таблице 1.3:
Таблица 1.3 –
Бюджетные расходы на культуру, кинематографию и СМИ
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
млрд. руб. |
153,8 |
188,6 |
246,2 |
310,6 |
Иными словами,
увеличиваются расходы на социально-культурные мероприятия, но не улучшается
качество. Должностным образом не уделено внимание таким расходам, как, к
примеру, на жилищно-коммунальное хозяйство.
Страницы: 1, 2, 3
|