Курсовая работа: Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)
-
выдает
специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с
законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в
специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает
срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по
каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;
-
осуществляет
общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью
юридических лиц на территории Республики Беларусь, разрабатывает, согласовывает
и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории
Республики Беларусь нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета
и отчетности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на
основе международных стандартов;
-
осуществляет
методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами,
осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и
аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской
деятельности, лицензионных требований и условий;
-
обеспечивает и
осуществляет практическую деятельность по совершенствованию
внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;
-
обеспечивает
составление планов формирования источников финансирования государственных
валютных расходов и распределение государственных валютных средств;
-
участвует в
подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического
сотрудничества Республики Беларусь;
-
выполняет функции
финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с
международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых
является Республика Беларусь;
-
рассматривает
предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции
Минфина, принимает меры по совершенствованию этой работы;
-
выполняет иные
функции в соответствии с законодательством.
В структуру Минфина входят департаменты с правами юридического лица,
главные управления, в том числе Главное государственное казначейство, управления,
в том числе Государственная инспекция пробирного надзора, отделы, а также его
территориальные органы.
Структуру Министерства финансов Республики
Беларусь можно представить следующим образом:
-
Главное
управление бюджетной политики
-
Главное
управление финансов производственной сферы
-
Главное
управление финансирования государственных, правоохранительных органов и обороны
-
Главное
управление налоговой политики и доходов бюджета
-
Главное
управление финансирования социальной сферы и науки
-
Управление финансирования
чрезвычайных мероприятий и финансов строительной сферы
-
Отдел кадровой
политики
-
Управление
финансов агропромышленного комплекса
-
Главное
контрольно - ревизионное управление
-
Главное
управление регулирования государственных заимствований и денежно-кредитной
сферы
-
Главное
управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга
-
Главное
управление страхового надзора
-
Управление
методологии бухгалтерского учета и отчетности
-
Главное
государственное казначейство
-
Главное управление
драгоценных металлов и драгоценных камней
-
Управление
финансов, учета и отчетности
-
Департамент
государственных знаков
-
Управление
информационного обеспечения
-
Государственная
инспекция пробирного надзора
-
Юридическое
управление
-
Управление аудита
-
Департамент по
ценным бумагам
-
Управление
контроля, делопроизводства и материально – технического обеспечения
Перечень подчиненных Министерству финансов Республики Беларусь государственных
организаций:
-
Белорусское
республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах",
г.Минск
-
Республиканское
унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная
организация", г.Минск
-
Белорусское
республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования
"Белэксимгарант", г.Минск
-
Государственное
учреждение образования "Минский финансово-экономический колледж",
г.Минск
-
Республиканское
алмазообрабатывающее унитарное предприятие "Гомельское ПО
"Кристалл", г.Гомель
-
Республиканское
унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства
финансов Республики Беларусь", г.Минск
-
Учреждение
образования "Государственный учебный центр подготовки, повышения
квалификации и переподготовки кадров Министерства финансов", г.Минск
-
Департамент
государственных знаков
-
Департамент по
ценным бумагам
Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые
управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, а также
организует деятельность подчиненных организаций и осуществляет в установленном
порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных
организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и
сохранности закрепленного за ними имущества.
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей,
численность которых определяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь
по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Министр:
-
руководит
деятельностью Минфина, несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Минфин задач и функций;
-
действует без
доверенности от имени Минфина, представляет его интересы, в установленном
порядке распоряжается средствами и распределяет обязанности между своими
заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Минфина;
-
вносит в
установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты актов
законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина;
-
утверждает
структуру и штатное расписание центрального аппарата Минфина и территориальных
органов Минфина в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;
-
утверждает
положения о структурных подразделениях Минфина, за исключением положений о
департаментах;
-
принимает на
работу, в том числе на контрактной основе, в порядке, определяемом
законодательством, и увольняет с работы работников Минфина, а также
руководителей подчиненных ему организаций;
-
управляет
подчиненными Минфину организациями в порядке, установленном законодательством;
-
в установленном
порядке образует фонд для представительских целей и иных мероприятий;
-
осуществляет
другие права в соответствии с законодательством.
Минфин в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные
правовые акты на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей
юридической силы. В необходимых случаях Минфин может принимать (издавать)
нормативные правовые акты совместно с иными республиканскими органами государственного
управления.
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений
по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя
коллегии), его заместителей и руководителя Главного контрольно-ревизионного
управления (по должности), руководителей департаментов Минфина и других
работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом
Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются приказами Министра либо постановлениями
Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией, возникших при
принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них
Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое
мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
Минфин является юридическим лицом, имеет расчетный счет и иные счета в
банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики
Беларусь и со своим наименованием.
Основными задачами Минфина являются: [4]
-
проведение
государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой
сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других
республиканских органов государственного управления;
-
обеспечение
активного использования финансов в целях повышения эффективности производства,
роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и
структур;
-
разработка
предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и
граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
-
эффективное
проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
-
участие в
организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней
государственной задолженности;
-
контроль за
соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции
Республики Беларусь в мировое хозяйство;
-
государственное
регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней;
-
формирование и
реализация единой государственной политики в области разработки и производства
защищенных бумаг и специальных материалов;
-
проведение
государственной политики в области страховой деятельности, государственный
надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
-
осуществление
лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении
лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в
установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
-
государственное
регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
-
государственное
регулирование аудиторской деятельности;
-
государственное
регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском,
обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой
деятельностью по ценным бумагам.
2. Государственная политика Республики
Беларусь в области финансов
2.1 Роль финансовой системы в
регулировании экономики
Наиболее важной составляющей
целостной системы государственного регулирования социально-экономического
развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность
экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в
процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При
этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств,
которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и
государство.
Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность
финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации.
В узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое
содержание, функции и структура которых определяются политикой государства,
включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения
государственной налоговой службы.
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих
элемента:
1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено
системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает
распределительные отношения между государством, предприятиями, населением,
обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда
финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов
создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения
по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения
многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства,
выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий
аппарат финансовых и страховых органов.
3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и
политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику,
проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели.
Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и
нормативных актах.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и
общественные финансовые отношения.
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это
распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в
общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь,
выделяются три основные сферы: [9, c. 117]
¡
Финансы
предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой
денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов
и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение
обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному
производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
¡
Страхование.
Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных
средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность
связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и
непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии
«раскладывается» между участниками страхования;
¡
Государственные
финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения
стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с
формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и
использованием государственных средств на затраты по расширению производства,
удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд
обороны страны и управления.
В настоящее время некоторыми экономистами сфера страхования заменяется
более широкой – финансовый рынок.
Финансовый рынок – рынок, где объектами купли-продажи
являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие.
Тремя основными составляющими
финансового рынка являются:
- рынок банковских ссуд (кредитный
рынок);
- рынок ценных бумаг;
- валютный рынок.
Между ними нет четкой грани, все три
сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка
функционируют на нескольких или всех его сегментах.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее
частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими
главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать
государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние
хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной
системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов,
банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в
упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных
финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых
потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее
представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним
относятся: "государство-предприятие" (ГП), "предприятие-государство"
(ПГ), "государство-государство" (ГГ),
"предприятие-население" (ПН), "население-государство" (НГ),
"население-предприятие" (НП), "предприятие-предприятие"
(ПП), "население-население" (НН), "государство-население"
(ГН). Связь "государство-государство" характеризует перераспределение,
переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие.
Связь "предприятие-предприятие" отражает финансовые потоки между
предприятиями, а связь "население-население" определяет движение
денежных средств между отдельными группами населения.
Вся совокупность финансовых ресурсов
подразделяется на централизованные (госбюджет, внебюджетные фонды) и
нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, домашних хозяйств).
В системе государственных финансовых
ресурсов можно выделить 4 звена, призванных обеспечить выполнение государством
его функций:
- республиканский бюджет;
- местные бюджеты;
- финансы государственных
предприятий;
- специальные централизованные фонды
(социальной защиты населения, занятости, дорожный, инвестиционный, НИОКР,
конверсии и др.).
Значение финансовой системы
заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации
финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Финансовая система
осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств
безвозвратно и безвозмездно, кредитная система — за плату.
Финансовое регулирование
осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными (налоговая система)
методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условиях централизованного
планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков:
1) высокий уровень централизации
ресурсов;
2) чрезмерная регламентация
финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало
иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижение результатов деятельности
регионов в целом;
3) фискальный характер действующей
системы налогов с предприятий (налог с оборота, отчисления от прибыли), что не
обеспечивало необходимого влияния государства на развитие производства и услуг
в нужном направлении.
С распадом СССР в Республике Беларусь
образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые
институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло
отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и
кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных
ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем размере по сравнению
с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции, роста цен,
обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовых
ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются
высокими.
В соответствии с концепцией Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации
финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства,
концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось:
1) постепенное снижение уровня
централизации финансовых ресурсов государства до 35–40% ВВП;
2) демократизация бюджетного
процесса;
3) завершение формирования казначейства
для более полного учета, контроля и управления государственными ресурсами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|