рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Роль финансов в регулирование экономики Республики Беларусь

По мнению Дрозда Н. [4], активное участие в повышении эффективности системы поддержки предприятий необходимо принять Министерству финансов. Управления, курирующие финансы отраслей реального сектора экономики, должны оперативно реагировать на ухудшение экономических показателей предприятий, давать объективную предпосылку их развития и предлагать наиболее результативный механизм поддержки таких предприятий. Не должна повториться ситуация, когда невыполнение заявленных бизнес-планов становится причиной «проедания» государственных средств.

Важным инструментом финансовой поддержки предприятий реального сектора экономики, наряду с бюджетной поддержкой и банковским кредитованием, должен стать развитый финансовый рынок. Начата работа над проектом Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2009-2015гг., который будет служить ориентиром для подготовки планов развития отдельных сегментов финансового рынка.

«Сейчас сложное время для экономики. Мы должны понимать, что, поддерживая реальную экономику, мы тем самым способствуем более полному наполнению бюджета доходами. В этом плане мы будем продолжать ту политику, которую активно реализует правительство», - отметил министр финансов. «Мы планируем поддерживать прежде всего те производства, те предприятия, которые несут в себе инновационный характер, а также те, которые способны выпускать экспортоориентированную продукцию», - сообщает Андрей Харковец. «Прямая поддержка в виде финансовой помощи и бюджетных кредитов будет осуществляться только по уже принятым решениям Президента и правительства», - пояснил он [25].

По мнению Дрозда Н. [4], тип финансовой системы является определяющим в процессе перераспределения и регулирования денежных ресурсов в экономике. Экономические субъекты могут регулировать потребности в ликвидности созданием новых долгов; получением финансирования от финансовых посредников и принимая на себя обязательства других экономических субъектов.

В условиях развивающегося финансово-экономического кризиса следует выделять понятие хрупкой финансовой системы. По мнению Каллаур П.В. [7], это такое состояние финансовой системы, в котором она неэластична к негативным воздействиям и даже при самых незначительных негативных шоках переходит в состояние финансовой дестабилизации.

В рамках продуманной государственной финансовой политики, в том числе в отношении финансовых рынков, такой показатель, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, может выступать одним из основных критериев развития национальной финансовой системы и эффективности ее функционирования, отмечает Вольская А.А. [3].

По мнению Каллаура П.В. [7], привлечение внимания участников финансовой системы к проблемам поддержания финансовой стабильности позволяет выходить на новый уровень понимания финансовых процессов и совершенствовать методологию анализа финансовой стабильности. Кроме того, углубление общественной дискуссии по актуальным проблемам финансовой стабильности является инструментом профилактики финансовой дестабилизации, поскольку в данном случае действует принцип «предупрежден - значит вооружен».

Мы согласны с Никитенко П.Г.[10] по поводу того, что сегодня все очевиднее становится своеобразная аксиома: мудрость и искусство управления жизнедеятельностью людей в решающей мере зависят от разума народа и в первую очередь, кадров власти, от рационального использования и оптимизации совокупного потенциала обоих полушарий головного мозга – правого(стабилизационного) и левого (динамического)- и, образно говоря, «двух рук»- правой, которую называют «невидимой рукой рынка» и левой «видимой рукой» государственного регулирования политико- экономического механизма. Сегодня необходимость разумного использования обоих полушарий мозга и «рук» в очередной раз убедительно демонстрирует настоящий кризис.

По нашему мнению, работая в условиях мирового финансово- экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем.

2. Объективные предпосылки и возможность использования финансов для обеспечения производственного процесса

Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Исторический характер финансов как объективной экономической категории прежде всего подтверждает постоянство их сущностных характеристик, изменяющихся кардинально со сменой общественно-экономической формации. Финансы всегда имеют одну цель — создание эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством его функций.

Если говорить о финансах, как источнике обеспечения производственного процесса, следует рассмотреть понятие «финансы» более детально.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Национальный доход выступает главным источником денежных фондов страны. Он представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и предметов труда (средств производства).

Объем национального дохода определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и роста общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Рассматривая стадии движения валового внутреннего продукта (ВВП) и постигая природу и место финансов в совокупности производственных отношений, нельзя не заметить, что в процессе создания ВВП складываются отношения, обусловленные производственно-технологическими и организационными особенностями процесса труда, сугубо технологическим его разделением. Происходит самодвижение продукта внутри предприятия от одного рабочего места к другому, от участка к участку, от цеха к цеху — до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в каждом промежуточном звене технологической цепочки имеет свою денежную оценку. Их сумма составляет стоимость продукции на конечной стадии. После завершения производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции.

Если в производственно-технологическом процессе денежная оценка материально-вещественного содержания продукта происходит параллельно, то на стадии распределения в движении созданного продукта начинается обособление его стоимостной и вещественной форм, относительно самостоятельное проявление получают финансы, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды.

Стоимость созданного ВВП определяют по известной формуле

ВВП = С + V + М,

где С — фонд возмещения израсходованных средств производства,

V — фонд заработной платы,

М — чистый доход.

Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.

Заметим, что в стоимости созданного ВВП два его элемента — С и V — имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. Лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть М, относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений.

Как известно, валовой внутренний продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть —распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению валового внутреннего продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

К ним принято относить денежные отношения, которые возникают:

ü  между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

ü  между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

ü  между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета ряда затрат;

ü  между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;

ü  между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами;

ü  внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств

ü  между правительством Республики Беларусь и правительствами других стран и Международными финансово-кредитными организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции развития и др.) по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения процентов за пользование кредитами;

ü  между отдельными звеньями бюджетной системы;

ü  между хозяйствующими гражданами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых риском.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать производственный процесс, а также выполнение всех функций государства, а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, населения. Их можно физически ощутить, подсчитать, сжечь, закопать в землю (имеется в виду наличные деньги) и т.д. Источниками финансовых ресурсов являются:

ü  на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации ценных бумаг, кредиты коммерческих банков, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

ü  на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

ü  на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным признаком финансов является то, что финансовые отношения связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. При этом формы и методы меняются в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исходя из всего сказанного выше необходимость использования финансов для обеспечения производственного процесса объясняется следующими причинами:

ü  существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег - обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства т субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития;

ü  без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую структуру экономики, стимулировать развитие производства;

ü  наличием государства. С появлением государства возникли налоги как финансовая основа его существования. Поскольку государство выполняет ряд функций, то оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. А эти ресурсы могут формироваться только посредством финансов.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

3. Основные направления использования финансов в общественном производстве

Производство – важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: производство общественного продукта и производство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса.

В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов – это валовая прибыль экономики, для государства – налоги, для работающего населения – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные «чистые» доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы – инструмент стоимостного распределения общественного продукта, т.е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия «распределение». Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление – завершающая стадия производственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.

Использование финансов в общественном производстве полнее всего раскрывается через функции, которые они выполняют:

ü  аккумуляция денежных средств и создание денежных фондов;

ü  распределение и использование денежных средств.

Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой все уровни и звенья народного хозяйства, т.е. государственный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями – производственными и непроизводственными и т.д.;

ü  производственная функция.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают производственный процесс в целом. При этом они активно воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается производство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует производство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все производственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике производство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия;

ü  контрольная функция.

Финансы, связанные с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать производственный процесс в целом и различные его фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе производственного процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств и их целевая направленность;

ü  регулирующая функция.

Государство через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем или в запретительном отношениях.

Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.