рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Развитие пенсионной системы Казахстана и пути ее совершенствования

В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что «размер пенсии зависит от величины накопленных сумм», и то не в письменном виде. К тому же при заключении пенсионных договоров вкладчику письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке Национального банка Республики Казахстан.

Одним из важнейших принципов совершенствования организации негосударственных накопительных пенсионных фондов является правовое обеспечение всей пенсионной реформы. Необходимо изменить концептуальный и правовой характер действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан ». Следует подготовить новое законодательство в этой области с целью устранения имеющихся недостатков в деятельности негосударственных накопительных пенсионных фондов и создания более благоприятных условий для функционирования ННПФ.

Сохраняющаяся бедность, безработица, старение населения, глобализация рынков, а также рост так называемого неформального сектора, требует дальнейшего углубления социальных реформ. Это и вызвало необходимость разработки Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, направленной на создание трехуровневой системы социального обеспечения, основными характеристиками которой являются финансовая устойчивость и распределение ответственности между государством, работодателем и работником.

Если в переходный период социальная защита была направлена в основном на социально уязвимые слои населения, то в условиях экономического роста назрела необходимость в создании новой модели соцобеспечения, адекватной рыночным условиям. Проведена реформа оплаты труда работников бюджетной сферы, введена накопительная пенсионная реформа, осуществлена замена натуральных льгот выплатой денежных пособий.

Целью Программы является: создание финансово устойчивой, экономически эффективной, социально справедливой трехуровневой системы пенсионного обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. Программа предусматривает:

- поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным стандартам;

- развитие социального страхования основных социальных рисков (наступление старости, потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы);

- совершенствование организации социальной помощи;

- расширение доступности пенсионного обеспечения и социальных услуг;

- совершенствование социальной реабилитации инвалидов;

- дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование системы пенсионного и социального обеспечения;

-совершенствование нормативной правовой базы системы социального обеспечения и др.

Единым базовым социальным индикатором должен стать прожиточный минимум, определяемый на основе стоимости минимальной потребительской корзины, необходимой для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определение других минимальных государственных стандартов в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, предоставления социальной помощи будет осуществляться на основе прожиточного минимума, что позволит реализовать государственные гарантии удовлетворения минимальных потребностей и обеспечит их системную зависимость. С учетом единства и соподчинения будут определены и государственные стандарты оказания социальных услуг.

Система государственных социальных стандартов будет совершенствоваться поэтапно с приближением ее к международным стандартам. Для этого необходимо:

- внести изменение в методику определения величины прожиточного минимума. Его основой будет выступать потребительский бюджет, отражающий минимальный социально необходимый уровень жизненных благ и услуг;

- определить прожиточный минимум базовым стандартом для исчисления минимальных размеров пенсий и пособий и других социальных выплат (с 2006 года);

- обеспечить применение величины прожиточного минимума для определения порядка формирования расходов государства на содержание граждан, находящихся на полном или частичном государственном обеспечении (медико-стационарные учреждения и др.).

Дальнейшее углубление социальных реформ предусматривает создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

первый уровень (базовый)- социальные пособия, минимальный размер которых гарантирован государством. Это обеспечит всем категориям социально уязвимых слоев населения реализацию равного права на получение минимальных по уровню выплат при одинаковых социальных рисках, независимо от трудового стажа и заработка.

По поручению Главы государства, начиная с 2005 года, введена базовая пенсия. И выплачиваться она независимо от того, трудится человек или нет. Необходимость такого решения Президент связывает с тем, что сила любой нации заключается в способности заботиться о тех, кто по возрасту или состоянию здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы.

Все граждане Республики Казахстан при наступлении основных социальных рисков, независимо от трудового стажа и заработка, будут иметь право на базовое социальное пособие.

Базовый уровень социального обеспечения включает следующие социальные выплаты:

- государственная базовая пенсионная выплата по старости;

- государственное базовое пособие по инвалидности;

- государственное базовое пособие по потере кормильца;

- государственное пособие на погребение (только для получателей базовых социальных выплат).

Для формирования базового уровня системы социального обеспечения планируется:

- поэтапное изменение методики исчисления размеров пособий из средств государственного бюджета (по возрасту, инвалидности, потере кормильца). Размеры пособия определяются в отношении к прожиточному минимуму;

- поэтапное введение с 2006 года базовой пенсионной выплаты для всех граждан Республики Казахстан при достижении пенсионного возраста.

На первом этапе (2006-2007 гг.) только для участников солидарной пенсионной системы размер базовой пенсионной выплаты установлен на уровне от 20 до 25 % от прожиточного минимума (ПМ). На следующих этапах будет упразднена выплата государственного пособия по возрасту и все граждане республики при наступлении старости, будут получать базовую пенсионную выплату, размер базовой пенсионной выплаты будет доведен до 75 % ПМ. Наряду с этим вплоть до полного перехода к накопительной пенсионной системе сохранится выплата солидарной (распределительной) пенсии гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж до 1998 года. В перспективе планируется сохранение политики повышения пенсий в распределительной системе.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты, осуществляемые за счет обязательного социального страхования работающего (работавшего) населения. Источником социальных страховых выплат являются обязательные страховые взносы работодателей и/или работников. Уровень социального обеспечения в данном случае зависит от продолжительности и размеров участия каждого человека в системе страхования;

третий уровень (дополнительный) – предполагает осуществление социальных выплат за счет добровольных отчислений. В данном случае отчисления являются частными, накопительными, добровольными и/или профессиональными.

Развитие системы пенсионного и социального обеспечения будет осуществляться на основе введения обязательных и добровольных схем страхования социальных рисков в дополнение к базовому уровню.

Для участников системы социального страхования при наступлении старости предусматривается:

1. в части солидарного пенсионного обеспечения:

- поэтапное повышение размеров пенсионных выплат из государственного центра по выплате пенсий (далее ГЦВП) с учетом роста потребительских цен и ограничений по выплатам в соответствии с действующим законодательством;

2. в части обязательного накопительного пенсионного обеспечения:

- совершенствование механизма пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов (далее –НПФ) и страховых организаций:

- оптимизация платежей накопительной пенсионной системы (через ГЦВП) в целях реализации законодательно установленного принципа « один вкладчик-один фонд» (с 2005 года);

- создание системы мониторинга поступивших обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции в целях расчета возможных сумм государственных обязательств;

- обеспечение дальнейшего развития субъектов накопительной пенсионной системы в части повышения требований к финансовой устойчивости и надежности;

- разработка долгосрочной политики государственного заимствования на внутреннем рынке посредством выпуска государственных ценных бумаг со сроком обращения 10 лет и более, индексированных по уровню инфляции;

- изучение возможности государственного субсидирования обязательных пенсионных взносов в пользу работающих по найму женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до одного года (с 1 июля 2006 года);

- продолжение работы по расширению круга надежных финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов;

- расширение формата ежегодной обязательной информации с представлением сведений вкладчику НПФ о ежемесячных инвестиционных доходах (убытках), ежемесячных взносах и суммах комиссионных вознаграждений;

- проведение работы с НПФ по созданию фонда страхования пенсионных активов;

3. в части добровольного накопительного пенсионного обеспечения:

- разработка мер по стимулированию добровольных и профессиональных пенсионных схем; финансированию добровольных профессиональных пенсионных взносов в пользу работников организаций, в том числе и бюджетных, профессии которых включены в Перечень профессий работников;

- проведение совместных действий с профессиональными союзами, неправительственными организациями и общественными объединениями по стимулированию формирования добровольных и профессиональных схем страхования.

Четкое требование Послания Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»…перейти к осуществлению пенсионных выплат за текущий месяц, выделив на эти цели порядка 30 миллиардов тенге.

С первого января 2007 года выплата пенсии и пособий производится за текущий месяц.

Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан № 1212 «О повышении размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий с 1 января 2007» получателям пенсионных выплат произведено повышение размера пенсии на восемь процентов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан « О республиканском бюджете на 2007 год» размер государственной базовой выплаты остается в сумме 3000 тенге, размер минимальной пенсии установлен в сумме 7236 тенге, размер прожиточного минимума составляет 8861 тенге, размер месячного расчетного показателя 1092 тенге.

С января 2007 года введено в действие постановление Правительства Республики Казахстан № 819 от 25 августа 2006 года «Правила назначения и осуществления выплаты государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий, государственной базовой пенсионной выплаты, государственных пособий» предусматривающее некоторые изменения и нововведения в порядке обращения граждан за назначением пенсий и пособий.

Всего на реализацию Программы из республиканского бюджета потребуется дополнительных средств на сумму 182887,6 млн.тенге, в том числе в 2005 году-26524,4 млн.тенге, в 2006 году- 62649,5 млн.тенге, в 2007 году- 93713,7 млн.тенге.

Совершенствование системы пенсионного обеспечения и увеличение доходов населения приведут к повышению платежеспособного спроса и послужат импульсом экономического роста.

2.2      Анализ деятельности Аршалынского ГЦВП Акмолинской области

Республиканское государственное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 1997 года № 926, является юридическим лицом, имеет 16 филиалов в областных центрах, городах Алматы и Астане, 198 отделений во всех городах и районах.

Учредителем государственного Центра по выплате пенсий является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Одним из таких отделения Акмолинского филиала является Аршалынское отделение государственного центра по выплате пенсий

(далее ГЦВП). Местонахождение отделения: Республика Казахстан, Акмолинская область, поселок Аршалы, улица Ташенова 31.

Отделение производит:

- осуществление выплаты пенсий, государственных социальных и специальных государственных пособий;

- введение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Республики Казахстан;

- формирование центральной базы данных по вопросам выплаты пенсий, государственных социальных пособий и специальных государственных пособий;

- обслуживание всех состоявших к началу пенсионной реформы пенсионеров, а также граждан имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года на начало реформы;

- представление консультационных и иных видов услуг соответствующим уставным целям пенсионного центра:

1.Присвоение социальных индивидуальных кодов гражданам Республики Казахстан, а также иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами;

2.Осуществление переводных операций, выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег;

3.Оказание услуг физическим и юридическим лицам, накопительным пенсионным фондам, банкам второго уровня для оптимизации процесса сбора, учета и перечисления пенсионных взносов и иных видов услуг, не противоречащих действующему законодательству Республики Казахстан и уставным целям Центра.

Государственный центр по выплате пенсий и его структурные подразделения имеют право:

-осуществлять прием и проверку комплектности документов для передачи их

уполномоченному органу по назначению пенсионных выплат;

-на основании решения уполномоченного органа по назначению пенсионных выплат направлять запросы о переводе на счет ГЦВП денег;

-получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, средства из республиканского бюджета за оказание услуг, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». 

Рисунок № 1

Выплаты, проходящие через ГЦВП

Основные:

1.Пенсии;                                                                      прочие:

2.Госсоцпособия;                                                         1.ЕДК пострадавшим на Семи-

3.Спецгоспособия;                                                        палатинском полигоне;

4.Госспецпособия (список № 1);                                  2. Экологические выплаты;

5.10% обязательных пенсионных взносов;                 ГЦВП      3. ЕДК жертвам политических

6.Выплаты на погребение получателей и пособий;    .репрессий

7.Единовременное пособие в связи с рождением ребенка;

8.Пособие по уходу за ребенком до одного года;

9.Выплаты с ГФСС.

Наше отделение обслуживает пенсионеров по возрасту в количестве 3289 человек на общую сумму 44015,3 тыс.тенге; получателей государственных социальных пособий на 1122 получателя на сумму 9806,5 тыс.тенге; специальными государственными пособиями охвачено 1699 получателей на сумму 4749,7 тыс.тенге. Ежемесячно выплачивается пособие по рождению и уходу за ребенком до 1 года в среднем 30 получателям.

Так что же такое пенсионная выплата из Центра?

Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме назначаются по достижению возраста: мужчинам, 63 года и при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года; женщинам, 58 лет - при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года.

Исчисление размера пенсионных выплат осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года.

Размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в порядке, определяемом центральным исполнительным органом в области социальной защиты населения.

Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Рассмотрим данные пенсионных выплат по возрасту в полном объеме по Аршалынскому отделению за три года в следующей таблице:

Таблица № 3

Численность получателей и размер пенсионных выплат по возрасту в полном объеме

Год 2004 2005 2006
Численность получателей пенсионных выплат,человек 3238 3247 3185
Средний размер назначенных пенсионных выплат, тенге 8048 8549 9193

Проанализировав таблицу 3 мы видим, что количество пенсионеров по возрасту в полном объеме уменьшается по причине выхода на пенсию военного и послевоенного годов рождения, т.е. 1941-1949 годы, высокой смертности населения, эмиграции за пределы республики. Женщины в списке пенсионеров по возрасту составляют 2237 человек, соответственно мужчины 1039, в сельской местности проживает 2249 пенсионеров.

Качественный анализ выявляет следующую картину: количество пенсионеров получавших минимальный размер пенсии (6700 тенге) это 267 человек, из них женщин 185, от 6700 до 11000 тенге получали в 2006 году 205 человек, максимальный размер пенсии (12028 тенге) получали 25 пенсионеров, выше 12100 тенге это 15 человек. Средний размер пенсионных выплат составил 9193 тенге. А повышение среднего размера пенсии связано с ежегодным повышением, индексацией пенсий по Постановлению правительства Республики Казахстан.

Наряду с уменьшением численности пенсионеров, ежегодно увеличивается сумма расходов на выплату пенсий.

Таблица № 4

Расходы на выплату пенсий по возрасту в полном объеме

Год 2004 2005 2006
Общая сумма пенсионных выплат, тенге 318394586 413706609 496503815

Вторым направлением в пенсионном обеспечении является выплата государственного базового социального пособия. Это ежемесячная денежная выплата, осуществляемая за счет бюджетных средств, предоставляемое гражданам при наступлении инвалидности, потери кормильца и по возрасту. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.