Курсовая работа: Основы налогообложения предпринимательской деятельности
Курсовая работа: Основы налогообложения предпринимательской деятельности
Оглавление
Введение
Глава 1 Фундаментальные основы налогообложения
1.1Сущность налогов, их классификация и функции
1.2Принципы налогообложения
Глава 2 Основные теории налогообложения
2.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория.
2.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и
неоклассицизм
Глава 3. Принципы налогообложения на современном этапе
3.1 Принципы налогообложения на примере предпринимателей
3.2 Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской
деятельности в странах Запада
Заключение
Список литературы
Введение
Ни одно государство не
может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и
других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги
обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций
государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии,
правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки.
Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные
заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату
преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть
средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья
матери и ребенка, окружающей среды . В этом и состоит актуальность данной темы.
Цель данной курсовой
работы – раскрыть сущность налогов, изучить принципы налогообложения, а так же исследовать
теории налогообложения.
В соответствии с
поставленной целью решались следующие задачи:
1) рассмотрение сущности
и классификации налогов;
2) рассмотрение функций
налогообложения;
3) исследование принципов
налогообложения;
4) изучение налоговых
теорий;
Предметом изучения
является принципы налогообложения.
Объектом исследования являются
принципы налогообложения предпринимателей и механизмы налогообложения
предпринимательской деятельности в странах Запада.
Источниками информации
при написании курсовой работы послужили труды отечественных авторов,
нормативно- правовые акты, материал периодической печати машинописного текста.
Курсовая работа выполнена
на 35 листах машинописного текста. Содержит введение, 3 главы, заключение.
Глава 1 Фундаментальные
основы налогообложения
1.1Сущность
налогов , их классификация и функции
Налоги представляют собой
обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами
государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты
различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку,
поскольку экономически оправдано существование государства.
Налогообложение - это
метод распределения доходов между государством и действующим субъектом.
Налоговая политика
государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим
лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования
хозяйств и социальной сферы. Одним из главных элементов рыночной экономики
является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и
социального развития. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но
принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемых в государстве налогов,
сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует
налоговую систему.
Налоги делятся на
разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
- по характеру налогового
изъятия (прямые и косвенные);
Плательщиком прямых
налогов является тот, кто получает доход или владеет имуществом, т.е.
конкретное физическое или юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся:
подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на
наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательный
плательщик этого налога потребитель, на которого налог перекладывается путём
надбавки к цене товара или услуги:
-по уровням управления
(федеральные, региональные, местные, муниципальные);
-по субъектам
налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
-по объектам
налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост
рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
-по целевому назначению
налога (общие, специальные).
Федеральные налоги
применяются на всей территории России. При этом ставка налога полностью или
частично, а также дополнительные льготы могут устанавливаться на региональном
или местном уровне. Пример налога, ставка которого целиком устанавливается на
федеральном уровне - НДС (18%). Пример налога, ставка которого частично устанавливается
на региональном уровне - налог на прибыль (от 13 до 17% из общей ставки в 24%),
налог на имущество предприятий.
Региональные и местные
налоги устанавливаются решением соответствующего законодательного органа, но в
пределах перечня, утвержденного федеральным законом.
В
результате в различных регионах уровень налогообложения может значительно
отличаться. Кроме того, при наличии филиалов или подразделений в разных
регионах такая структура налогов приводит к необходимости уплачивать их в
разные бюджеты по разным ставкам, а также вставать на учет и представлять
отчетность в каждом месте деятельности.
В числе налоговых функций
ученые называют:
1) фискальную,
2) регулирующую
(макроэкономическую),
3) распределительную,
4) социальную,
5) стимулирующую,
6) контрольную,
Посредством фискальной
функции системы налогообложения удовлетворяются необходимые общенациональные
потребности. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной
бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства,
в центре его финансовой политики.
Макроэкономическая
(регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования
макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и
занятости.
Распределительная
функция налоговой
системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом,
динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом
распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и
физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не
только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция проявляется и непосредственно через
механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм
действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная функция
налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее
усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не
отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или
внутрифедеральным отношениям.
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из
важнейших, но это самая "труднонастриваемая" функция. Как и любая
другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и
элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или
ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой
политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской
практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода
защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений
государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной
власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их
реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция,
опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе
принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление
государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы.
И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление
государственной власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении
контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового
законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и
эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в
полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже
отмечено, эффективность других функций.
Следовательно, если
контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает
эффективность налоговой системы в целом.
1.2 Принципы
налогообложения
Под принципами
налогообложения следует понимать основные исходные положения системы
налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений
придавали и придают большое теоретическое и практическое значение.
Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей
работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые
обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в
настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для
налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):
• принцип справедливости
подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства,
каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е.
соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение
этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или
неравенству обложения;
• принцип определенности
налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не
произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и
известны как самому плательщику, так и всякому другому;
• принцип удобства каждый
налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны
для плательщика;
• принцип экономии каждый
налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика
возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
Рассмотрим выделяемые в
настоящее время принципы налогообложения.
1. Принцип законности
налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный
запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным
законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права
собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное,
т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права
(через финансирование государственных нужд по реализации государством и его
органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно
уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности и
равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный
и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно этой статьи
«каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2
ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные
обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции
развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).
Равенство налогообложения
вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч.
1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения
рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или
сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно,
исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному
классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не
принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе),
религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
3. Принцип справедливости
налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный
принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного
Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования
налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства
требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов
справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в
отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст.
6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно
достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и
дифференциации налогов и сборов».
Впоследствии данный
принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без
упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При
установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к
уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть
справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения
понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его
возможностям».
4. Принцип публичности
налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной
финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического
(Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в
конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск
баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом.
Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых
правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только
налогоплательщиков, но и других членов общества.
5. Принцип установления
налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и
реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов
иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3
ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной
(более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В
России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской
Федерации.
6. Принцип экономической
обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть
чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно
иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными).
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными».
7. Принцип презумпции
толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых
сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.
Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой
все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности
налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с
указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить.
9. Принцип единства
экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.
Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской
Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с
рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности
прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
10. Принцип единства
системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования
рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать
налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации
устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и
гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации,
обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому
закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень
региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий
характер.
Основные критерии
выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему
следующие:
Во-первых, принципы
налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е.
быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
Во-вторых, указанный
принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой
системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском
налоговом законодательстве).
В-третьих,
представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным
подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную
систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям
в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к
демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Глава 2. Основные
теории налогообложения
2.1 Налоговые
теории XVII-XIX вв. Классическая теория
Налоговые теории
подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении
налогов, то есть различные варианты моделей налогообложения в государстве в
зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Потребность
установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными
причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую
науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости
взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования
налогов.
Основные налоговые теории
стали формироваться в качестве научных концепций, начиная с XVII века, и как
свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование
«общая теория налогов». Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или
иную систему научных знаний о сущности и значении налогов, их месте, роли
значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными
словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения
налоговой систем государства в зависимости от признания за налогами того или
иного назначения .
В более широком смысле
налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие
теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные
теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учения о соотношении
различных видов налогов, числе налогов, их качественном составе, ставке
налогообложения и так далее.
Страницы: 1, 2, 3
|