Курсовая работа: Оценка использования зарубежного опыта при организации управления государственными (муниципальными) финансами России
3.1 Глобализация -
влияние международных организаций на государственные финансы России и других
стран
Глобализация означает
более тесную интеграцию стран и влияние международных организаций на государственные
финансы всех стран. Интернациональные организации оказывают значительное
влияние на государственные и муниципальные финансы в рамках одной страны, в том
числе и России. Это происходит не только через государственный кредит, оказание
финансовой помощи в рамках определенных программ (например, развитие системы
Казначейства, финансирование Фонда реформирования региональных финансов), но и
путем оказания консультативной помощи по совершенствованию бюджетного процесса,
финансового менеджмента в государственных органах.
Ниже представлены
важнейшие международные организации, оказывающие влияние и на финансы России (в
скобках приведены годы создания):
-
Международный
валютный
фонд
(International Monetary Fund) (1945);
-
Международный
банк
реконструкции
и
развития
(International Bank for Reconstruction and Development/World Bank) (1945);
-
Международный
детский
фонд
ООН
(United Nations Children's Fund) (1946);
-
Офис
ООН
помощи
беженцам
(Office of the United Nations High Commissioner for Refugees) (1950);
-
Международная
организация помощи мигрантам (International Organization for Migration) (1951);
-
Международная
финансовая
корпорация
(International Finance Corporation/World Bank) (1956);
-
Европейский
банк развития (European Development Fund) (1957);
-
Международная
ассоциация
развития
(International Development Association/World Bank) (1960);
-
Фонд
капитального
развития
ООН
(United Nations Capital Development Fund) (1966);
-
Программа
развития
ООН
(United Nations Development Programm) (1966);
-
Объединение
бирж
(Common Fund for Commodities) (1989);
-
Многосторонний
Фонд
для
внедрения
Монреальского
протокола
(Multilateral Fund for the Implementation of the Montreal Protocol) (1991);
-
Фонд
глобальной защиты окружающей среды (Global Environment Facility) (1991);
-
Агенство
атомной энергетики (Atomic Energy Agency) (2002);
-
Фонд
мировой солидарности (World Solidarity Fund) (2002);
-
Международный
Фонд для создания условий для авиационной безопасности (International Financial
Facility for Aviation Safety) (2003);
-
Трастовый
фонд различных групп (Global Crop Diversity Trust) (2004).
Огромное влияние на
внутренний национальный рынок оказывают валютный и фондовый рынки, а также
косвенно и опосредованно воздействует миграция трудовых ресурсов. Встают
вопросы правильного заимствования, правильного управления правительством
бюджетными средствами. Эти вопросы характерны не только для России, но и для
других стран с переходным уровнем развития экономики. Должны ли одалживать,
заимствовать федеральные и субнациональные правительства? Откуда получать
гарантии? Какие ограничения должны накладываться?
Три этапа развития государственных
финансов и уровни финансовых потоков представлены на рис. 4.
Влияние
интернациональных финансов затрагивает и налоговое планирование в России,
например вопросы двойного налогообложения, налогового планирования, налогообложения
организаций в оффшорных зонах.
Рис.
4. Этапы развития государственных финансов
В систему регулирования
деятельности органов власти на субфедеральном уровне в России постепенно
вводится новый инструмент – кодексы лучшей практики управления общественными
финансами. Суть и роль этого инструмента, а также его место в общей системе
регулирования в России еще до конца неясны. Разработка этих кодексов, прежде всего,
основывается на международном опыте. В то же время делается попытка учесть
специфику российского законодательства, проводящиеся реформы и общий
институциональный контекст. Особенности переходного этапа в сфере управления
общественными финансами в России, когда фактически только формируются предпосылки
для ответственного финансового менеджмента, оказывают сильное влияние не только
на понимание сути и значения кодексов лучшей практики, но также на вопросы их
практического применения региональными и местными органами власти.
В последние годы масштабная
работа по разработке принципов и кодексов по эффективному управлению
государственными финансами была проделана международными организациями,
заинтересованными в ответственном и эффективном управлении общественными
финансами – Международным валютным фондом, Всемирным банком и ОЭСР, а также на
региональном уровне, например Азиатским банком развития (АзБР). Европейский
союз (ЕС) ввел ряд конкретных правил в отношении бюджетно-налоговой
ответственности в рамках Пакта о стабильности и экономическом росте и введения
евро в качестве единой валюты для некоторых своих членов. Принятые им правила
(acquis communautaire) в области финансового контроля также имеют обязательное
действие для членов ЕС. В Содружестве наций достигнуто соглашение о правилах
проведения реформы в области управления общественными финансами. Страны-доноры
разработали руководства для применения их на национальном уровне,
предназначенные для использования при оказании технического содействия или
предоставления бюджетной поддержки странам с переходной или развивающейся
экономикой. Правительства некоторых стран или их министерства финансов также
разработали принципы для собственного использования. В Лимской декларации
установлены международно-признанные принципы аудита. Кроме того, в рамках мониторинга
и пересмотра кредитных рейтингов частные рейтинговые агентства внимательно
следят за действиями отдельных стран в сфере управления общественными
финансами. Рассмотрим важнейшие международные правила осуществления
государственного финансового контроля:
1. Процедура ЕС в
отношении чрезмерного дефицита, включая нормы, утвержденные ст. 9 и 104
Договора ЕС и уточненные Положением Совета ЕС № 1055/2005 от 27.06. 2005,
вносящая поправки в "Пакт о стабильности и экономическом росте" от
1997 г. Эти нормы в первую очередь затрагивают некоторые параметры, имеющие
отношение к финансовой ответственности и принятые в качестве обязательных
странами – членами ЕС; при этом они имеют особое значение для стран, входящих в
зону евро.
2. Правила финансового
контроля ЕС в отношении присоединившихся стран являются еще одним примером
обязательных норм, затрагивающих не только использование бюджетных средств ЕС,
но и национальные бюджеты, поскольку условием вступления в ЕС было
распространение действия единых правил в отношении обоих уровней. Кодекс
надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ
(пересмотренный 28 февраля 2001 г.) является одним из принятых на международном
уровне Стандартов и кодексов, мониторинг которых осуществляет Форум по финансовой
стабильности. Благодаря этому он пользуется широкой международной поддержкой.
3. Оптимальная практика
по обеспечению прозрачности бюджета ОЭСР (обновлена в 2001 г.) была формально
одобрена странами – членами ОЭСР и является общедоступным документом о
надлежащей практике по обеспечению прозрачности бюджета.
4. Лимская декларация о
руководящих принципах аудита, принятая членами Международной организации и
высших органов финансового аудита (1977), содержит изложение согласованных
принципов в отношении проведения независимого аудита общественных финансов, а
также соответствующих методов работы.
5. Руководящие принципы
осуществления реформы управления общественными финансами Содружества наций
(2005) предлагают некоторые принципы, которые должны учитываться при
реформировании системы управления общественными финансами, а также содержат
предложения по осуществлению этих реформ.
6. Руководство МВФ по
обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (апрель 1999 г.) содержит
принципы по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, а также
большое число ссылок на иные источники, посвященные двум другим аспектам
эффективного управления общественными финансами . Международный валютный фонд
также подготовил целый ряд документов, касающихся эффективной и ответственной
бюджетно-налоговой политики (включая вопросы, возникающие в связи с
бюджетно-налоговым пространством для содействия экономическому росту), в том
числе вопросы определения содержания этой политики и ее реализации на практике.
7. Руководство по
управлению государственными расходами Всемирного банка (1998), содержащее
всеобъемлющие рекомендации в отношении большинства аспектов управления
общественными финансами и реализации бюджетных реформ в странах с переходной и
развивающейся экономикой.[87]
8. Руководство ОЭСР
(разработанное Р. Алленом и Д. Томмаси) содержит подробные руководящие
указания, направленные на оказание содействия странам с переходной экономикой в
переходе к современным методам управления общественными финансами.
9. Управление государственными
расходами АзБР (С. Скьяво-Кампи и Д. Томмаси, 1999) является еще одним
источником подробных методических рекомендаций.
10. Руководство по
надлежащей практике министерства Великобритании по международному развитию, а
также источники других доноров содержат рекомендации, представляющие интерес
для развивающихся стран, где техническое содействие и финансовая помощь играют
особенно важную роль.
Национальные кодексы
надлежащей практики, например применяемое в Великобритании "золотое
правило", действуют в отношении осуществления заимствований со стороны
государственных бюджетов. Однако данное заимствование должно идти только для
финансирования инвестиций (в среднем с учетом цикличности экономического роста
общий объем чистых заимствований не может превышать общий объем инвестиций). В
зарубежной практике, в частности в Великобритании, кодексы лучшей практики
направлены не только на поддержку передовых муниципальных образований.
Заключение
Подведем
выводы.
Экономическая
роль государства заключается в реформировании отношений собственности,
вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере,
институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между
экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.
Государственные
и муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических
отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Государственные
и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с
обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и
муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития
производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы
и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития
социально ориентированной рыночной экономики.
Финансы
как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между
звеньями финансовой системы.
Финансы
способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система
государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом
конкретном историческом этапе.
Государственные
и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых
ими функциях — распределительной и контрольной.
Роль
государственных и муниципальных финансов в реформировании российской экономики
сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным
преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.
Инвестиционная
активность государства является результатом и индикатором экономического роста.
Трансформация
экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста,
основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической
сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком
жизненном уровне.
Государственная
финансовая политика является элементом макроэкономической политики и нацелена
на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.
Финансовая
политика включает следующие блоки: налоговый; бюджетный; денежно-кредитный;
социальный; инвестиционный.
Для
стабилизации экономики и финансовой системы в современных условиях необходимо:
обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального
прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению
налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля; ориентировать
денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок; повысить
инвестиционную активность государственного и частного секторов экономики в
развитии производства; принять комплекс мер по стабилизации и повышению
жизненного уровня населения.
Современная
финансовая политика отличается высоким динамизмом, постепенным отказом от
нерыночных форм регулирования воспроизводственных процессов.
Список использованной
литературы
1.
Бюджетный
Кодекс РФ.
2.
Федеральный
закон о Бюджетной классификации Российской Федерации № 115-ФЗ от 15 августа
1996 года.
3.
Федеральный
закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год
и на плановый период 2011 и 2012 годов".
4.
Федеральный
закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации" от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ.
5.
Федеральный
закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений".
6.
Вахрин,
П.И. Финансы. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг",
2000.
7.
Годин
А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное
пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002.
8.
Грязновой
А.Г., Маркиной Е.В. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2004.
9.
Дробозина
Л. А. Финансы. М.: ЮНИТИ, 2003.
10. Ермасова
Н.Б. Государственные и муниципальные финансы теория и практика в России и
зарубежных странах. - М.: Издательство: высшее образование, 2008.
11.
Ковалев
В. В. Финансы. М.: Проспект, 2003.
12.
Колпакова,
Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006. –
496 с.: ил.
13.
Лушина
С. И., Слепова В. И. Финансы. М: РЭА, 2000.
14.
Леухин
А.
Финансовый менеджмент на бюджетных организациях. М., Проспект, 2006.
15.
Панкова
Д.А., Е.А. Головковой. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных
организаций.- М.: Новое знание, 2004.
16.
Поляк
Г.Б.
Бюджетная система России. М.: Юнити, 2010 год.
17.
Поляк
Г.Б. Финансы
бюджетной организации. М: Вузовский учебник, 2005.
18.
Самсонов
Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИНФРА-М, 2001.
19.
Свиридов
О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.
20.
Седова
М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации.
Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2001, № 1.
21.
Фетисов
В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов, - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003
22. Журнал
"Финансы и кредит".
23. Справочная
правовая система "ГАРАНТ".
24. Электронный
ресурс www.minfin.ru.
25. Электронный
ресурс www.rg.ru.
Приложение 1
Таблица 7 Объем
государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных
образований на 01.09.2010
в
тыс.руб.
Код
Субъект
Российской Федерации
Объем
государственного долга субъектов Российской Федерации