Курсовая работа: Налогообложение. Права, обязанности и ответственность таможенных органов и должностных лиц
Курсовая работа: Налогообложение. Права, обязанности и ответственность таможенных органов и должностных лиц
Содержание
Введение
1. Полномочия таможенных органов в области налогообложения
1.1. Права таможенных органов в
области налогообложения
1.2. Обязанности таможенных
органов в области налогообложения
2. Обязанности и ответственность
должностных лиц таможенных органов
в области налогообложения
2.1 Обязанности должностных лиц
таможенных органов
2.2. Ответственность таможенных
органов и их должностных лиц
Заключение
Библиографический список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Главная задача Федеральной налоговой службы Российской
Федерации — контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и
субъектов в ее составе в пределах их компетенции.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации
регулирует налоговые отношения в случаях перемещения товаров через таможенную
границу. В этой связи таможенные органы пользуются правами и несут ответственность
в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым Кодексом, иными
федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Статьей 2 НК РФ установлено, что к отношениям по
установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям,
возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей,
обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц
и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и
сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Указанное положение следует применять при разрешении
коллизий норм, содержащихся в законодательстве о налогах и сборах, и таможенном
законодательстве.
В пункте 1 статьи 3 Таможенного Кодекса РФ закреплена
"зеркальная" норма: "При регулировании отношений по
установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное
законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Успешное решение задач, возложенных законом на федеральные
налоговые органы, невозможно без их делового сотрудничества с таможенной службой,
их подразделениями на местах и другими государственными органами. Необходимость
координации деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них ряда общих
задач по защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределах
своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор
необходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ее
анализ, так или иначе, реагирует на выявленные правонарушения.
Объединение усилий упомянутых служб в борьбе с
экономическими правонарушениями позволяет сконцентрировать их силы, средства и
технические возможности, охватить поисковой работой большее число объектов,
лучше использовать возможности, каждого из этих органов для выявления и
разоблачения преступников.
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за
убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий
(решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или
бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении
ими служебных обязанностей.
Объект исследования – таможенные органы и их должностные
лица.
Предмет исследования – права, обязанности и ответственность
таможенных органов и их должностных лиц в области налогообложения.
Основной целью курсовой работы является изучение
нормативно-правовой базы с целью исследования прав, обязанностей и
ответственности таможенных органов и их должностных лиц в области
налогообложения.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены
следующие задачи:
1. Рассмотреть права и обязанности таможенных органов в
области налогообложения.
2. Охарактеризовать обязанности должностных лиц таможенных
органов.
3. Раскрыть ответственность таможенных органов и их
должностных лиц в области налогообложения.
1.1. Права
таможенных органов в области налогообложения
В статье 34 НК РФ законодатель называет источники
регулирования полномочий таможенных органов и обязанности их должностных лиц по
взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации:
Таможенный кодекс Российской Федерации, НК РФ, иные федеральные законы о
налогах, а также иные федеральные законы.
При исполнении указанных функций таможенные органы и их
должностные лица реализовывают в пределах своей компетенции права и обязанности
налоговых органов (ст.31, 32 НК РФ).
Таможенные органы также вправе
давать разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах в рамках установленных Налоговым кодексом РФ полномочий[1].
Эти права заключаются в следующем:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и
сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы
по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления)
налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. К
документам, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и
перечисления) налогов и сборов, в том числе относятся: налоговые декларации
(расчеты), ведомости, ордера, чеки и т.п.
Эта норма находится в системной связи с обязанностью
налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по
месту учета налоговые декларации (расчеты). За непредставление налоговой
декларации налогоплательщик подлежит ответственности на основании статьи 119 НК
РФ.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ (в редакции Закона N
137-ФЗ) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку,
вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством
вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Статьей
126 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговому органу
сведений, необходимых для осуществления налогового контроля[2].
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК
РФ.
Порядок проведения налоговых проверок установлен главой 14
НК РФ "Налоговый контроль". Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 93
НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством
вручения этому лицу (его представителю) требования о предоставлении документов.
Согласно пункту 4 статьи 93 НК РФ отказ проверяемого лица от
предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или
непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и
влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
3) производить выемку документов у налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в
случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
В соответствии с пунктом 14 статьи 89 НК РФ при наличии у
осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований
полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов
в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
Согласно в случае отказа проверяемого лица от предоставления
запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления
их в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящего
проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном
статьей 94 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 94 НК РФ (в редакции Закона
N 137-ФЗ) выемка документов и предметов производится на основании
мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего
выездную налоговую проверку.
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые
органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи
пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов
либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с
исполнением ими законодательства о налогах и сборах
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ если выявлены
ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями,
содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия
сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в
документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового
контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в
течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления
в установленный срок.
Пунктом 4 статьи 88 НК РФ установлено, что налогоплательщик,
представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в
налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися
в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган
выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные
документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую
декларацию (расчет).
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном
НК РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 31 НК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 НК РФ решение о
приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке
принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим
требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения
налогоплательщиком-организацией этого требования либо в случае непредставления
этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в
течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой
декларации.
Кроме этого, согласно пункту 10 статьи 101 НК РФ приостановление
операций по счетам налогоплательщиков также применяется в качестве обеспечительных
мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решений налоговых
органов, принимаемых по результатам налоговых проверок.
Согласно пункту 1 статьи 77 НК РФ арестом имущества в
качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и
штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции
прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в
отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения
налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате
налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов
достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы
скрыться либо скрыть свое имущество.
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и
распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для
привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 НК РФ.
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, осматривать
любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием
объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации
имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России[3].
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 НК РФ должностное лицо
налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения
обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр
территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится
налоговая проверка, документов и предметов.
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате
налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путём
на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а
также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика
допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных,
складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов
налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу
необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и
расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений
законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных
требований.
Это право налоговых органов находится в системной связи с
обязанностью налогоплательщиков выполнять законные требования налогового органа
об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также
не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных обязанностей (подпункт 7 пункта 1 статьи 23 НК
РФ).
9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке,
установленном НК РФ.
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт
списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и
с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления
этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать
налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных
средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных
предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в
течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных
средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций
(индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми
органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих
организаций (индивидуальных предпринимателей). Такая информация может быть
запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также
в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления
операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
11) привлекать для проведения налогового контроля
специалистов, экспертов и переводчиков.
Данное право налоговых органов реализуется в положениях
статьей 95, 96, 97 НК РФ.
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового
контроля. В соответствии с пунктом 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для
дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления
налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Оформленные в соответствии с общими требованиями,
предъявленными к протоколу, составленному при производстве действий по
осуществлению налогового контроля, установленными статьей 99 НК РФ протоколы
допроса свидетелей являются надлежащими доказательствами по делу.
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о
приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на
право осуществления определенных видов деятельности. Исходя из положений
вышеизложенных норм, налоговый орган вправе высказать свое мнение по вопросу
аннулирования или приостановления действия лицензий; окончательное же решение
остается за уполномоченным лицензирующим органом. Таким образом, к компетенции
налоговых органов не относится право на разрешение или запрет осуществления
определенной деятельности.
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды
иски):
- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые
правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
- о досрочном расторжении договора об инвестиционном
налоговом кредите;
- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или)
муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию
денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового
органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным
взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с
налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
1.2.
Обязанности таможенных органов в области налогообложения
Обязанности таможенных органов в области налогообложения
соответствуют обязанностям налоговых органов в соответствии со ст.32 НК РФ[4]:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах (подпункт 1
пункта 1 статьи 32 НК РФ).
Установленная подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК обязанность
налоговых органов находится в системной связи с правом налогоплательщиков
требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов
соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в
отношении налогоплательщиков, гарантированным подпунктом 10 пункта 1 статьи 21
НК РФ.
Исходя из положений НК РФ к действиям налоговых органов в
отношении налогоплательщиков могут быть отнесены следующие действия:
- по изменению сроков уплаты налогов и сборов (статья 63 НК
РФ);
- по приостановлению операций по счетам
плательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (статья 76 НК РФ);
- по аресту имущества для обеспечения взыскания налога,
пеней и штрафов (статья 77 НК РФ);
- по проведению налогового контроля (статья 82 НК РФ);
- по соблюдению налоговой тайны (статья 102 НК РФ);
- по применению налоговых санкций (статья 114 НК РФ) и
т.д.
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым
контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за
соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов
законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых
органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки
данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для
извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Страницы: 1, 2
|