рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Иностранные инвестиции в национальной экономике

– Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Данная гарантия, закрепленная ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г., защищает права иностранных инвесторов от изменений в законодательстве РФ, ухудшающих их положение.

– Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Если возник спор между иностранным инвестором в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, то он будет разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

– Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия дает право иностранному инвестору после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов свободно использовать доходы и прибыль на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей, а также может беспрепятственно переводить за пределы Российской Федерации доходы, прибыль и другие правомерно полученных денежные суммы в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

– Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Это означает, что иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанного имущества и информации за пределы Российской Федерации. В этом случае он не должен проходить квотирование, лицензирование, к нему не должны применяться другие меры нетарифного регулирования.

– Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

– Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

– Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия предоставляет право приобретения иностранным инвестором на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. То есть если иностранный инвестор захотел приобрести земельный участок или какое-либо здание, ему это право предоставлено в целях развития его инвестиционной деятельности на территории РФ.

Все вышеперечисленные гарантии прав иностранных инвесторов говорят о том, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. И для этого необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства.

Права иностранных инвесторов в Российской Федерации, привлечение в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Иностранные инвестиции могут послужить стимулом развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для развития экономики страны. При этом российские общественные интересы могут не совпадать с интересами иностранных инвесторов. Следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Для этого необходимо постоянно совершенствовать федеральные программы привлечения иностранных инвестиций и обеспечивать их реализацию.

 

3.2 Основные проблемы стимулирования, привлечения и государственное регулирование иностранных инвестиций

Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Наверняка многие понимают, что без инвестиций государству в наше время непросто выжить. Прежде, лет 20 назад, об иностранных инвестициях мало кто знал. Не было огромного потока иностранных инвестиций, как сейчас. Потому проблема инвестиций в нашей стране актуальна. Эта проблема важна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно сделать много прибыли, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и в то же время не потерять свои деньги.

Большое внимание надо уделить законодательству, так как сегодня именно неопределенность в правовой сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений. России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В Российской Федерации правовая база регулирования иностранных инвестиций развита недостаточно. Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

Сегодня, конечно, не помешала бы вполне последовательная политика избирательного заманивания иностранного капитала, особенно крупнейших транснациональных корпораций, как носителей самых передовых технических знаний и технологий, особенно с учетом нацеленности нашей страны на скорейшее вступление в ВТО.

Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей. Они могут ожидать от масштабного пришествия крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля[18].

Вместе с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки.

Учитывая это, государству следовало бы адекватно регулировать приток иностранных инвестиций в те или иные отрасли и производства, в те или иные области, края и республики РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов.

Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, т.е. всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах. Население, возможно, получит выгоду от качества, цены, разнообразия продукции, способной вытеснить импорт.

Можно предположить, что оздоровление экономической ситуации не устраивает спекулятивный, грабительский иностранный капитал, который рассчитывает прежде всего задешево приобрести российские активы. Поскольку наш капитал стал ориентироваться на модернизацию и расширенное воспроизводство, то исчезают благоприятные условия разграбления отечественной индустрии и других отраслей, в том числе руками нерезидентов.

Кого-то из иностранных инвесторов не устраивает быстрый рост заработной платы в стране в связи с ростом дефицита рабочей силы, который подтверждается статистическими данными.

Следует особенно отметить, что проблема вовлечения в наше производство крупнейших компаний промышленно развитых стран с их инвестиционными ресурсами, ноу-хау и мощнейшим интеллектуальным капиталом во многом обусловлена тем, что транснациональные корпорации являются, прежде всего, важнейшими игроками на мировых рынках товаров и услуг. Для них российский рынок и Россия, как объект приложения капиталов,- это частность, причем во многих случаях не очень существенная на глобальном фоне. Они смотрят на собственные инвестиции в Россию, прежде всего, с точки зрения усиления своей конкурентоспособности в противостоянии с себе подобными в ходе борьбы за передел основных рынков сбыта продукции в масштабах всей планеты.

Для транснациональных корпораций (далее – ТНК), пришедших в Россию, конечно, хотелось бы сохранить все льготы, привилегии и субсидии, пользоваться нашими относительно низкими тарифами на топливо, энергию, на транспорт, извлекать выгоду из протекционистских ввозных пошлин на товары иностранных конкурентов защитного валютного курса рубля. Но вместе с тем ТНК необходимо полноценное участие страны в ВТО, чтобы иметь дискриминационный выход на мировой рынок с продукцией со своих мощностей в России. Им, более технически передовым, чем наши предприятия, не нужен какой-то особо длительный подготовительный период, а предпочтительно скорейшее вступление России в ВТО.

Более того, дабы претендовать на статус страны с рыночной экономикой Центр начал широкое наступление против любых налоговых льгот и бюджетных дотаций для отечественных товаропроизводителей, против государственных инвестиций и прочих субсидий нашему бизнесу. Дело идет к полному регулированию цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, что окончательно добьет еще далеко не отошедшего от глубочайшего экономического кризиса нашего массового предпринимателя и управленца. Россия не сможет быстро и результативно подготовиться к еще большей, чем сейчас открытости экономики, тем более, если учесть жесткую фискальную политику взыскания долгов предприятий бюджету, политику укрепления рубля, неблагоприятную для бизнеса денежно-кредитную политику государства, его намерения увеличить внутренние заимствования под хороший процент, постоянное снижение импортных пошлин, отказ от принятия заявительного порядка образования холдингов и т.п.

Итак, инвестиционная привлекательность каждой компании – потенциального объекта инвестиций определяется как ее материально-техническим и финансовым потенциалом, так и эффективностью его использования, “прозрачностью” финансов и менеджмента, политическим и инвестиционным климатом в стране. Для любого инвестора, в том числе и банка, важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Международные инвесторы придают большое значение положению акций компании на фондовом рынке. Инвесторы готовы платить больше за акции компаний, дающих меньшую прибыль, но работающих в условиях низких страховых рисков.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Как показывает практика, норма прибыли на капитал, который инвесторы готовы вкладывать в акции российских компаний, существенно выше соответствующего показателя для зарубежных фирм. Помимо стабилизации политической и экономической ситуации в стране, важной предпосылкой привлечения инвестиций является обеспечение “прозрачности” деятельности этих компаний, а также гарантирование защиты прав и интересов акционеров. В данной связи, определенный оптимизм внушают развитие методологии оценочной деятельности и принятие новых международных стандартов 2000 г. Речь идет о важнейшем условии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику – гармонизации международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности, прежде всего оценочной, бухгалтерской и инвестиционной.

Главное – обеспечить условия для эффективного функционирования рыночного механизма в целом. Среди них важную роль играет регулирование системы собственности и контроля. Инвестор хочет достоверно знать, кто является основным собственником предприятия, иметь возможность занять свое место в структуре собственности объекта инвестиций, а при необходимости – выйти из нее. Что касается самих предприятий как объектов инвестиций, то не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности предприятия становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подобно многим странам мира, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор ускорения технического и экономического прогресса, модернизации производственного аппарата, овладения новыми технологиями и передовыми методами организации производства, а также более глубокого включения своей экономики в мировое хозяйство. И все-таки пока Россия выглядит на этом фоне бесперспективной страной.

Во-первых, приток капитала сдерживается медленным становлением рыночных отношений, отсутствием разветвленных мощных частных структур, аналогичных тем, которые имеются в других промышленно-развитых странах. Во-вторых, хотя в стране и есть законы о защите иностранных инвесторов, но до сих пор нет механизма их осуществления в полной мере. В частности, отсутствуют гарантии исполнения арбитражных и судейских решений. В-третьих, предприятия с иностранными инвестициями испытывают на себе тяжелые последствия переходного периода в России. И, в-четвертых, пожалуй, самой главной причиной, заставляющей зарубежных граждан остерегаться вкладывать деньги в нашу страну, является политическая нестабильность в России и других государствах СНГ. По мнению экспертов Мирового банка реконструкции и развития, западные компании чрезвычайно обеспокоены политической нестабильностью в этих странах, в условиях которой инвесторы не могут не выражать скепсиса по поводу того, как долго продержится текущая законодательная и экономическая политика, какой бы привлекательной она ни казалась.

В современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

От подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования. Чтобы обеспечить поступательное развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе необходим значительный инвестиционный потенциал.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание.

По ряду системных рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь же неблагоприятен. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких транзакционных и налоговых издержках; высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности. Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.