Курсовая работа: Государственный бюджет: формирование и использование
Чрезмерный рост государственного долга несет в
себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной
системы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы,
направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых
обязательств и расходов по их обслуживанию.
В законе о бюджете ежегодно утверждаются
предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы
внешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних
заимствований Российской Федерации таковы: заимствования не должен превышать
годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего
долга РФ. При этом Правительство вправе осуществлять займы сверх установленного
лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет
сократить расходы по его обслуживанию. Максимальный объем долга субъекта
федерации и муниципального долга не должен превышать объем доходов
соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других
уровней.
Глава 3. Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N
198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010
годов"
Начиная с 2007 г.
Правительство РФ приступило к разработке прогнозов на три года и составлению
бюджета на очередной год и последующие два года - с ежегодным отдалением "бюджетного
горизонта" также на один год.
Такое нововведение
позволяет закрепить намеченные перемены, сдерживает реализацию финансово не
обеспеченных инициатив исполнительной и законодательной ветвей власти в
процессе исполнения бюджета.
В 2007 году был впервые сформирован так называемый
"трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан
Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики
бюджетов последующих трех лет.
Произошло изменение структуры доходов в части их
распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера
нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение
в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих
поколений.
Появление одной из основных особенностей
федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и
бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические
риски.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет
необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение
долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления
состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного
потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний
таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина
государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
В среднесрочном периоде прогнозируется снижение
нефтегазовых доходов на 1,5% и увеличение ненефтегазовых доходов на 34,7%.
Наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета без учета нефтегазовых
доходов продолжают занимать налог на прибыль организаций, налог на добавленную
стоимость и акцизы. Уровень инфляции в 2008 году не должен превысить 7%, в 2009
году - 6,5%, в 2010 году - 6%.
Введение механизма Резервного фонда и Фонда
будущих поколений направлено на сглаживание эффекта колебаний внешней
конъюнктуры. Резервный фонд предназначен для обеспечения выполнения бюджетных
обязательств в течение трех лет при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США
за баррель.
Значительная часть государственных непроцентных
расходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организаций
бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и
приравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных
национальных проектов. По сравнению с 2007 годом значительно увеличены расходы
по разделу "Национальная экономика". В целях достижения устойчивого
роста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новых
механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств
Инвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остается
развитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер по
поддержке авиастроения и судостроения.
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в
2008 год
По предварительной оценке федеральный бюджет за
январь - декабрь 2008 года исполнен (таблица 1):
-
по доходам - в сумме 9 258,06 млрд. рублей, или 103,3% к общему
объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в
редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 122-ФЗ) (далее – уточненный
прогноз доходов);
-
по кассовому исполнению расходов – 7 560,87 млрд. рублей, или
97,7% к уточненной росписи;
-
профицит – 1 697,19 млрд. рублей;
-
первичный профицит составил 1 849,83 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета за январь - декабрь
2008 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов
доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы
администрируемых доходов (таблица 2) :
Таблица 1:
Оперативная информация об основных характеристиках федерального бюджета за 2008
год.
|
Утверждено Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
(с изменениями) |
Уточненная роспись (для доходов и
источников - прогноз поступлений на 2008 год) |
Кассовые исполнения за: |
% кассового исполнения к: |
январь-декабрь |
годовым бюдж. назначениям |
уточненной росписи |
ДОХОДЫ |
8 965 735,6 |
8 965 735,6 |
9 258 061,0 |
103,3 |
103,3 |
РАСХОДЫ |
7 021 926,9 |
7 737 812,8 |
7 560 873,5 |
107,7 |
97,7 |
Процентные расходы |
187 855,0 |
157 355,0 |
152 641,4 |
81,3 |
97,0 |
Непроцентные расходы |
6 834 071,9 |
7 580 457,8 |
7 408 232,1 |
108,4 |
97,7 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) |
1 943 808,7 |
1 227 922,8 |
697 187,5 |
|
|
Таблица 2: Оперативная информация об объёмах поступлений доходов
Федерального Бюджета за 2008 год.
|
Прогноз поступлений доходов в
федеральный бюджет на 2008 год |
Кассовое исполнение за: |
% кассового исполнения |
9 месяцев |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь-декабрь |
Налоги и другие платежи,
администрируемые Федеральной налоговой службой |
4012794,1 |
3225464,7 |
437648 |
203693,6 |
205994,4 |
4072800,7 |
101,495382 |
Налоги и платежи, администрируемые Федеральной
таможенной службой |
4611754,7 |
3530038,1 |
470065,6 |
347135,1 |
337077,3 |
4684316,1 |
101,5734011 |
Поступления, администрируемые
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом |
59045,9 |
46676,2 |
2602,7 |
2090,6 |
27778,3 |
79147,8 |
134,0445315 |
Доходы федерального бюджета,
администрируемые другими федеральными органами |
282 140,9 |
353 538,0 |
26 746,6 |
17 655,5 |
23 856,3 |
421 796,4 |
149,5 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
8965735,6 |
7 155717,0 |
937062,9 |
570574,8 |
594706,3 |
9 258061,0 |
103,3 |
Федеральной налоговой службой – в сумме 4 072,80
млрд. рублей, что составило 101,5% к прогнозным показателям доходов
федерального бюджета на 2008 год;
-
Федеральной таможенной службой – в сумме 4 684,32 млрд. рублей,
что составляет 101,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008
год;
-
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом -
в сумме 79,15 млрд. рублей, или 134,0% к прогнозным показателям доходов федерального
бюджета на 2008 год;
-
Другими федеральными органами – в сумме 421,80 млрд. рублей, или
149,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.
По состоянию на 1 января 2008 года совокупный
объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 3 849,11
млрд. рублей.
Федеральным казначейством 30 января 2008 года
осуществлено перечисление денежных средств в долларах США, евро и фунтах
стерлингов на отдельные счета по учету средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния в долларах США, евро и фунтах стерлингов,
соответственно.
Курсовая разница от переоценки остатков средств на
счетах Стабилизационного фонда в иностранной валюте за период с 1 января 2008
года по 30 января 2008 года составила 2,69 млрд. рублей. Совокупный объем
средств Стабилизационного фонда 30 января 2008 года составил 3 851,80 млрд.
рублей.
По состоянию на 31 января 2008 года совокупный
объем средств Резервного фонда составил 3 069,00 млрд. рублей (что
соответствует 10% прогнозируемого на 2007 год объема ВВП, величина которого
составляет 30 690,00 млрд. рублей согласно прогнозу социально-экономического
развития Российской Федерации на 2008-2010 гг. от 18 апреля 2007 года),
совокупный объем средств Фонда национального благосостояния составил 782,80
млрд. рублей.
В феврале 2008 года в Резервный фонд поступили
доходы от размещения средств Стабилизационного фонда в сумме 28,63 млрд.
рублей.
В августе 2008 года в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 года № 892
"О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и
использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового
трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния"
на счет по учету средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы
федерального бюджета за июль 2008 года в размере 454,60 млрд. рублей. Часть
указанных доходов в размере 26,77 млрд. рублей была направлена на финансовое
обеспечение нефтегазового трансферта. При этом совокупный объем средств
нефтегазовых доходов, направленных с начала 2008 года на формирование
нефтегазового трансферта, достиг суммы 2 135,00 млрд. рублей, утвержденной
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов" в качестве нормативной величины указанного
трансферта. После формирования нефтегазового трансферта часть нефтегазовых
доходов в размере 420,60 млрд. рублей была зачислена в Резервный фонд, что
позволило довести совокупный объем фонда до его нормативной величины,
установленной на 2008 год в сумме 3 500,00 млрд. рублей. Остальная часть
средств нефтегазовых доходов федерального бюджета за июль 2008 года в размере
7,23 млрд. рублей была зачислена в Фонд национального благосостояния.
В сентябре 2008 года нефтегазовые доходы
федерального бюджета за август 2008 года в размере 432,35 млрд. рублей были
направлены на формирование Фонда национального благосостояния в полном объеме,
поскольку совокупный объем Резервного фонда достиг своей нормативной величины.
Во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 955 "О порядке управления
средствами Резервного фонда" в феврале - октябре 2008 года была
приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда
иностранная валюта на сумму 449,23 млрд. рублей в пропорции: 45% - доллары США;
45% - евро и 10% - фунты стерлингов.
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 ноября 2008 года № 805 "О внесении изменений в
Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства
Резервного фонда" Минфин России приступил к размещению средств Резервного
фонда в долговые обязательства Международного валютного фонда (далее – МВФ). К
долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах
заимствования, учитываемые им в связи с формированием и корректировкой
резервной позиции Российской Федерации в МВФ в рамках участия России в Плане
финансовых операций.
В октябре-декабре 2008 года объем сверхпоступлений
от нефтегазовых доходов, перечисленный в Фонд национального благосостояния с
момента достижения нормативной величины Резервного фонда, составил 1 150,64
млрд. рублей.
В соответствии с приказами Минфина России в
октябре-декабре 2008 года средства Фонда национального благосостояния были
размещены на депозит в государственную корпорацию "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 400,00 млрд.
рублей.
Во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 "О порядке управления
средствами Фонда национального благосостояния" в августе-декабре 2008 года
была приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Фонда
национального благосостояния иностранная валюта на сумму 1 190,21 млрд. рублей
в пропорции: 45% - доллары США; 45% - евро и 10% - фунты стерлингов.
Курсовые разницы от переоценки средств Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния с 30 января по 31 декабря 2008 года
составили:
для Резервного фонда – 509,16 млрд. рублей, в
т.ч.:
- от переоценки остатков средств на счетах по
учету средств Резервного фонда – 506,91 млрд. рублей;
- от переоценки средств, размещенных в Резервную
позицию – 2,25 млрд. рублей;
для Фонда национального благосостояния – 211,48
млрд. рублей.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2009 года
совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4
027,64 млрд. рублей, Фонда национального благосостояния – 2 584,49 млрд.
рублей.
Заключение
В результате изучения материалов данной курсовой
работы, можно сделать следующие выводы:
1.
Определяющая роль в формировании и развитии экономики любого
современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в
рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных
механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является
государственный бюджет.
2.
Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, который
дает политической власти реальную возможность осуществления властных
полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
3.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются
Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной
республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе
Российской Федерации, края, области, автономные округа.
4.
Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду
с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и
эмиссии денег.
5.
Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
6.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из
необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
7.
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение
расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением
экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе
основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные
расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и
играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном
обществе.
Список используемой литературы
1.
Макроэкономика. Экспресс-курс
: учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2008. — 304 с.
2.
Бюджетная система России: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. с.540
3.
Экономическая теория: учебник /
под ред. Е.Н. Лобачёвой.- 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2008.с.515.
4.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации. — М.: ТК Велби, Изд-во Б98 Проспект, 2007. — 216 с.
5.
Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; 3-е изд.,М.: Юрайт-Издат, 2003. -
838 с.
6.
Финансы, денежное обращение и
кредит. Литовских А.М., Шевченко И.К. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2003
7.
ФЗ №198 от 24 июля 2007 г. "О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
8.
Об эффективности
государственного бюджета / С. И. Лушин // Финансы. - 2004. - N 10. - С. 12
9.
Основные направления бюджетной
политики Российской Федерации / Э. Л. Рашнанов // Финансы и кредит. - 2004. - N
30. - С. 46
10.
Бюджетная политика и ее роль в
обеспечении экономического роста / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2007. -
N 5. - С. 65
11.
Бюджетный дефицит как индикатор
состояния государственных финансов / А. В. Бликанов // Финансы и кредит. -
2008. - N 5. - С. 15
12.
Проблемы бюджетной трехлетки / А.
Селезнев // Экономист. - 2009. - N 2. - С. 15
13.
http://www.consultant.ru
14.
http://www.minfin.ru
15.
http://www.budgetrf.ru
|