Курсовая работа: Государственные доходы и расходы
Теперь перейдем к характеристике неналоговых доходов. В
соответствии с БК РФ неналоговым доходам относятся:
·
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности;
·
доходы от продажи
или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
·
доходы от платных
услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами
местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в
ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства,
полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и
уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а
также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской
Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия;
·
доходы в виде
финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской Федерации;
·
иные неналоговые
доходы.
Как отмечает Деева А.И, к доходам от использования имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся
следующие средства: арендная либо иная плата за сдачу во временное владение и
пользование имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в
кредитных организациях; плата за передачу государственного имущества под залог
и в доверительное управление; возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том
числе средства полученные от продажи имущества переданного в качестве гарантий
по кредитам и ссудам; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными
на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в
уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ,
принадлежащим государству или муниципальным образованьям; дивиденды по акциям,
принадлежащим государству.[[15]]
В состав неналоговых доходов включены также доходы от продажи
земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из
негосударственных источников, которые в соответствии с международными
стандартами статистики государственных финансов относятся к капитальным доходам,
и др.
К неналоговым доходам относится и часть прибыли Центрального
банка РФ, так в соответствии со ст. 21. Федерального закона «О федеральном
бюджете на 2004 год»: "После утверждения годовой финансовой отчетности
Центрального банка РФ советом директоров Центральный банк РФ перечисляет в
федеральный бюджет 80 % фактически полученной по итогам года прибыли,
остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом
РФ. Оставшаяся прибыль Центрального банка РФ направляется советом директоров в
резервы и фонды различного назначения".
К неналоговым доходам относятся также доходы от
внешнеэкономической деятельности и доходы от реализации государственных запасов
и резервов.
Неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального
бюджета составили в 1996г. 11,5%, 1997г. – 5,8, 1998 г. – 9,4, в 1999г. – 7,0%., в 2000 г. –7,76, 2001г.- 5,38, в 2002 г. – 4,91%., в 2003г. – 6,02%[[16]].
В их структуре ведущее место принадлежит доходам, поступающим от
внешнеэкономической деятельности, например в 2003г. их размер составил 55932,7
млн. руб., или 2,3%, а также доходам от имущества в федеральной собственности
83158,8 млн. руб., или 3,4% от всех запланированных доходов федерального бюджета в размере
2417791,8 млн. руб.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы осуществляется в
форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов[17].
Хотя финансовая помощь подлежит учету в доходах того бюджета, который является
получателем таких средств, но в соответствии с ч.3. ст 47 БК РФ «Финансовая
помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета
государственного внебюджетного фонда.».
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от
физических и юридических лиц, международных организаций, правительств
иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. Безвозмездные
перечисления, классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов;
бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных
организаций; наднациональных организаций; средств, передаваемых в целевые
бюджетные фонды; прочих безвозмездных перечислений. В доходы бюджетов могут
также входить безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.[[18]]
Доходы бюджетного учреждения, полученные от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме
учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в
доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы
от оказания платных услуг.(ч.2.ст.42 БК РФ)
Доходы целевых бюджетных фондов образуются в соответствии с законодательством РФ за
счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных
видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и
распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными
фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год. Такие доходы группируются по видам целевых бюджетных фондов.
Например, в доходы федерального бюджета РФ на 2004, в
соответствии со статьей 7, зачисляются средства:
·
поступающие от
налогоплательщиков в счет погашения задолженности по состоянию на 1 января 2001
года по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, пеням и штрафам за
несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся в Федеральный
дорожный фонд РФ, а также доходы, которые являлись до 1 января 2001 года
источниками формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за
исключением 15 % сумм штрафов, налагаемых в административном порядке,
зачисляемых ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью);
·
поступающие от
налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января
2002 года по ЕСН, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в
части, зачисляемой ранее в бюджет Пенсионного фонда РФ;
·
поступающие от
налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января
2001 года по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения РФ,
пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанных взносов, а также средства
указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее
заключенными договорами (соглашениями);
·
целевого
бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии.
Доходы целевых бюджетных фондов включены в доходную часть
бюджета в размере 7,7% - в 1996г., 8,2% - в 1997г., 7,1 % - 1998г., 8,8% - в
1999г., 7,58% - 2000г, 1,17% - 2001г., в 2002 г - 0,6% объема доходов федерального бюджета[[19]].
К доходам государства, относятся и государственные займы.
Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством
и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик
средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер
и основан, как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. К государственным
займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае
необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при
составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух
формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных
бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска
государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам.
Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ
создает финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять
государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность
и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные
программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по
проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды,
по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны,
поддержке социальных программ.
Таким образом, обоснованное формирование доходов федерального
бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля
являются гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном
бюджете объемах.
1.2.
Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов
Расходы государства представляют собой затраты, возникающие в
связи с выполнением государством своих функций. Государственные расходы в экономически
развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные
расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарат
управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов
другим странам.
Расходные полномочия государства состоят в перераспределении
общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан,
путем предоставления бюджетных средств. Базовым правовым инструментом в части
расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ[[20]],
принятый в 1998 г.
Предоставление бюджетных средств может осуществляться в
следующих формах:
·
ассигнований на
содержание бюджетных учреждений;
·
средств на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным
контрактам;
·
трансфертов
населению[[21]];
·
ассигнований на
осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
·
ассигнований на
компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых
органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или
уменьшению бюджетных доходов;
·
бюджетных
кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и
рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств);
·
субвенций и
субсидий физическим и юридическим лицам;
·
инвестиций в
уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
·
бюджетных ссуд,
дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ,
государственным внебюджетным фондам;
·
кредитов и
заимствований внутри страны за счет государственных заимствований;
·
кредитов
иностранным государствам
Расходы бюджета классифицируются, по ряду признаков. В
финансовой теории расходы государства подразделяются на текущие и капитальные.
От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства.
Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их
направленность на выполнение государством своих функций – социальных,
экономических, управленческих, военных и т.п.[[22]]
В то же время направления использования бюджетных средств
классифицируется по трем основным принципам: функциональному, экономическому и
ведомственному.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление
бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем
названной классификации расходов являются разделы. Приведем примеры разделов 01
– «Государственное управление и местное самоуправление»; 06 – «Фундаментальные
исследования и содействие научно- техническому процессу»; 14 – «Образование»;
17 – «Здравоохранение и физическая культура» и т.д. разделы состоят из подразделов,
конкретизирующих направление бюджетных средств на осуществление деятельности
государства в определенной области. В таблице 1 дадим пример подразделов в разд
14 – «Образование».
Таблица 1
Распределение расходов
федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации
(Извлечение)[[23]]
Наименование
|
Рз |
ПР |
Сумма
(тыс. рублей)
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
14 |
|
117 791 867,0 |
Дошкольное образование |
14 |
01 |
802 607,3 |
Общее образование |
14 |
02 |
2 013 440,4 |
Начальное профессиональное
образование |
14 |
03 |
24 810 237,6 |
Среднее профессиональное
образование |
14 |
04 |
15 285 091,9 |
Переподготовка и повышение квалификации |
14 |
05 |
1 502 256,7 |
Высшее профессиональное образование |
14 |
06 |
68 299 015,7 |
Прочие расходы в области
образования |
14 |
07 |
5 079 217,4 |
Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов
РФ – целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным
направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах
подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Виды расходов
образ четвертый уровень указанной классификации, они детализируют направления
финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех
уровней по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с
помощью которых государство выполняет свои функции, как внутри страны, так и во
взаимоотношениях с другими государствами. Согласно экономической классификации
все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической)
структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда
государственных служащих, выплату различных субсидий, капитальные вложения в
основные фонды и др.). Данная классификация состоит из следующих категорий:
текущие расходы, капитальные расходы и предоставление бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую
текущее функционирование органов государственной власти и местного
самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций
на текущее функционирование. Так, в соответствии со ст. 84 БК РФ исключительно
из федерального бюджета финансируются следующие виды капитальных расходов:
обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной
палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов
исполнительной власти, а также другие расходы на общегосударственное
управление, функционирование федеральной судебной системы, национальную оборону
и обеспечение безопасности государства, поддержку железнодорожного, морского и
воздушного транспорта, осуществление международной деятельности в общефедеральных
интересах.
Так, на международную деятельность в 2004г. предусмотрены
расходы в сумме 45085221,9 тыс. рублей, в том числе: на Международное
сотрудничество - 35614470,8 на реализацию межгосударственных договоров в рамках
СНГ - 1291046,2 тыс. руб.; на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам
- 1727669,7 тыс. руб.; на Международные культурные, научные и информационные
связи - 186587,9 тыс. руб.; на реализацию международных обязательств в сфере
военно-технического сотрудничества 6265447,3 тыс. руб[[24]].
Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда входят расходы,
предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические
лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства,
предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели
юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие, связанные
с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся в собственности федеральной, субъектов
РФ и муниципальных образований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|