Курсовая работа: Государственный долг РФ
Использование заемных средств - это реальная возможность
увеличить доходы субъекта, его осуществляющего, и решить те задачи, реализация
которых не может быть обеспечена в данный момент за счет собственных доходов
бюджета.
Внешние заимствования Российское государство предполагает
осуществлять за счет облигационных займов и кредитов. 76% внешних заимствований
- несвязанные, со сроком погашения от 5 до 17 лет, т.е. использование этих кредитов
может и должно отражать стратегию развития государства. Анализ показывает, что
средства предполагается направить на реализацию транспортных проектов (по
модернизации железнодорожного транспорта России, организации воздушного
движения Дальнего Востока), на содействие структурной перестройке в угольной
промышленности, на поддержку ре- формы в электроэнергетическом секторе, на
проведение реформы социальной защиты и т.д. Но значительную часть федеральных
заимствований, осуществляемых при содействии Международного банка реконструкции
и развития (МБРР), предполагается использовать для получения консультационных
услуг, приобретения вычислительной техники и оборудования - в сфере
статистического учета и в финансово-налоговых сферах. Получателями являются фонд
<Бюро экономического анализа>, Российский фонд правовых реформ,
Российский фонд социальных реформ, Министерство по налогам и сборам,
Министерство финансов, Министерство статистики, Центральный банк. Реализация
проектов субъектов Федерации предполагает решение экологических проблем,
осуществление земельной реформы, устойчивого лесопользования, реформирования
здравоохранения и т.д.
В 2004 году принята программа о государственных внешних
заимствованиях.
Принципы формирования Программы государственных внешних
заимствований:
1.Максимальное ограничение принятия обязательств по
привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых
организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета
2. Сокращение неэффективно используемых займов
и займов, реализуемых в течение длительного времени
3. Максимальное привлечение займов для
финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения
4. Концентрация заемных ресурсов для
реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных
проектов, решения по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов
международных финансовых организаций уже принято Правительством
Заимствования Всемирного банка
включают: компенсирующие
снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку (23,3%), для
развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования
(3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны
окружающей среды (1,3%), социальной
политики (0,7%)
|
2008 |
2009 |
внутренние
займы (тыс.руб) |
2,2307E+11 |
3,56929E+11 |
внешний
займы(доллары США) |
10400000000 |
9500000000 |
курс
доллара |
25,3718 |
30,0087 |
внутренние
займы (доллары США) |
8792044413 |
11894184275 |
сальдо(внутренние-внешние) |
-1607955587 |
2394184275 |
Сальдо.
Изменение суверенного
кредитного рейтинга
Долгосрочный рейтинг
Standard & Poor's оценивает способность эмитента своевременно исполнять
свои долговые обязательства. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей
категории — «ААА» до самой низкой — «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС»
могут быть дополнены знаком «плюс» (+) или «минус» (-), обозначающим
промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.
Краткосрочный рейтинг
представляет собой оценку вероятности своевременного погашения обязательств,
считающихся краткосрочными на соответствующих рынках. Краткосрочные рейтинги
также имеют диапазон — от «А-1» для обязательств наивысшего качества до «D» для
обязательств самого низкого качества. Рейтинги внутри категории «А-1» могут
содержать знак «плюс» (+) для выделения более надежных обязательств в данной
категории.
Рейтинги категорий
«ААА», «АА», «А» и «ВВВ» — рейтинги инвестиционного класса.
Международное
рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный и
краткосрочный кредитные рейтинги Российской Федерации по обязательствам в
иностранной валюте: с "ВВВ+/А-2" до "ВВВ/А-3", говорится в
сообщении агентства. Кроме того, был понижен долгосрочный суверенный кредитный
рейтинг по обязательствам в национальной валюте - с "А-" до
"ВВВ+". Вместе с тем краткосрочный рейтинг по обязательствам в
национальной валюте подтвержден на уровне "А-2". Понижена также
оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных
заемщиков - с "ВВВ+" до "ВВВ". Прогноз по рейтингам -
"Негативный".
BBB
— достаточная способность своевременно и полностью выполнять свои долговые
обязательства, однако более высокая чувствительность к воздействию
неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.
Прогноз
"Негативный" по суверенным кредитным рейтингам Российской Федерации
отражает вероятность понижения рейтингов, если банковский кризис и внешнее
давление продолжат оказывать влияние на бюджетные показатели и если все еще
значительный арсенал ликвидных активов суверенного правительства будет
по-прежнему сокращаться в условиях ухудшения базовых экономических
характеристик.
"Понижение
рейтинга обусловлено рисками, связанными с резким сокращением международных
резервов и инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и проблемам с
привлечением средств, необходимых для удовлетворения потребностей во внешнем
финансировании", - отмечает кредитный аналитик Standard & Poor's
Фрэнклин Гилл.
Соотношение внутреннего
и внешнего долга
Размер внешнего и
внутреннего долга в млрд. руб.
|
01.10.2008 |
01.10.2009 |
Внутренний
долг |
1499,82 |
1863,94 |
Внешний
долг (федеральный сектор) |
1025 |
1142,43 |
Внешний
долг (общий)[1]
|
13908,82 |
14626,24 |
Соотношение внешнего и
внутреннего долга
соотношение |
01.10.2008 |
01.10.2009 |
отношение |
в % |
Разница (млрд. руб.) |
отношение |
в % |
Разница (млрд. руб.) |
внешнего долга федерального сектора к внутреннему |
0,683415 |
68,34153 |
-474,82 |
0,612911 |
61,29114 |
-721,51 |
Общего внешнего долга к внутреннему |
9,27366 |
927,366 |
12409 |
7,846948 |
784,6948 |
12762,3 |
Анализ данных по
внешнему и внутреннему долгу Российской Федерации показал, что соотношение
долгов в процентном выражении снизилось. Так в 2008 году отношение общего
внешнего долга к внутреннему равно 9:1, в 2009 году этот показатель снизился до
7:1. Это означает, что в общей сумме долга доля внешнего долга уменьшается, а
внешнего – увеличивается.
Однако разница между
внешним и внутренним долгом растет, в денежном выражении она составила:
·
12409
млрд. руб. в 2008 году и 12762,3 млрд. руб. в 2009 году (при расчете
использованы данные общего внешнего долга);
·
474,82
млрд. руб. в 2008 году и 721,51 млрд. руб. в 2009 году (при расчете
использованы данные внешнего долга федерального сектора).
Объемы использования средств
стабилизационного фонда
В 2004 году в России за
счет нефтяных доходов был создан Стабилизационный фонд. С 1 февраля 2008 года
Стабилизационный фонд разделен на 2 фонда – Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния. Резервный фонд – это «подушка безопасности» на случай резкого
падения мировых цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральный бюджет.
Фонд национального благосостояния предназначен для софинансирования
добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного
фонда.
Совокупный объем
средств Резервного фонда соответствует сумме остатков на счетах Федерального
казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств
Резервного фонда и средств Резервного фонда, размещенных в резервную позицию
Российской Федерации в Международном валютном фонде, пересчитанных по
официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком
Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам,
рассчитанным на основе указанных курсов.
Совокупный
объем средств Фонда национального благосостояния, выраженный в российских
рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального
казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Фонда
национального благосостояния и на депозитах во Внешэкономбанке, по официальным
курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации
на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе
указанных курсов.
|
01.12.2008 |
01.12.2009 |
объем стабилизационного фонда (млрд. руб.) |
5769,83 |
5008,42 |
в том числе: |
|
|
резервный фонд (млрд. руб.) |
3 661,37 |
2
238,58 |
фонд национального благосостояния (млрд. руб.) |
2 108,46 |
2 769,84
|
Стабилизационный фонд
Российской Федерации в период с 01.12.2008 по 01.12.2009 года сократился на
761.41 млрд. руб. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что Резервный фонд
сократился на 1422.79 млрд. руб., в то время как Фонд социального развития
увеличился на 661.38 млрд. руб.
Используемые инструменты управления
Управление
государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных
на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений
финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и
внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.
К мероприятиям,
способствующим погашению долга государственного, относятся:
·
выплаты
кредиторам;
·
погашение
внешних и внутренних займов;
·
предоставление
гарантий;
·
изменение
условий выпущенных займов;
·
определение
условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.
Выполнение мероприятий
зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом,
что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его
текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней
задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее
погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно
влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления
государственным долгом, включают:
·
процентное
соотношение суммы долга и ВВП;
·
долю
расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме
расходов бюджета.
Для оценки государственного
внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы
внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на
погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке,
характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление
государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3
этапа:
1.
привлечение
финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг;
2.
погашение
долговых обязательств;
3.
обслуживание
долговых обязательств.
На 1-м этапе
определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на
очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и
повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на
внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения
государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления
государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование
текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в
поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания
государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых
обязательств.
Государственные долговые
обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов
страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности,
а также новых заимствований.
Методы управления
государственным долгом
Методы управления
государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы
основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов
государственной власти и управления; они не предусматривают оценку
экономической эффективности и результатов действий по управлению
государственным долгом.
Финансовые методы
состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с
помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от
привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и
обслуживанием.
Наиболее оптимальное
сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и
внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового
кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых
обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности,
используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов,
консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.
Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост,
уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику
страны в целом и в реальный сектор экономики.
[1] Внешний долг частного и федерального сектора.
|