Курсовая работа: Государственный бюджет Российской Федерации
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия
бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур
санкционирования и финансирования.
Основные этапы санкционирования: составление и утверждение
бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета); утверждение и
доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и
бюджетополучателей; утверждение смет доходов и расходов распорядителям
бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений
о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей;
принятие денежных обязательств бюджетополучателями; подтверждение и выверка
исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных
средств.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема
поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до
5%—решением руководителя финансового органа, от 5 до 10% — органа
исполнительной власти, свыше 10% — законом (решением), принимаемым органом
законодательной (представительной) власти). Если последний не принял решение о
сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно
произвести пропорциональное сокращение (секвестр) расходов.
Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные,
полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный,
контрольный орган и казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению
представительным органом.
Важнейшая задача исполнения бюджета—обеспечение полного и
своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому
источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные
бюджетом. Бюджетным кодексом Российской Федерации определяются принципы
исполнения бюджета в современных условиях.
1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все
средства бюджетополучателей находятся на едином счете) — принцип единства кассы.
2. Учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых
распорядителями и получателями бюджетных средств.
3. Планирование и исполнение бюджета ведутся в разрезе детальной
бюджетной классификации Российской Федерации — принцип прозрачности бюджета.
4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по
осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них
лимитов бюджетных обязательств.
5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с
целью закупок товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений.
Внедрение перечисленных принципов значительно увеличивает объем
информации, которую нужно обрабатывать и контролировать. Обработать такие
потоки информации можно только на основе внедрения современных автоматизированных
информационных систем и технологий.
Бюджетополучатель — распорядитель бюджетных ассигнований,
непосредственно осуществляющий расчеты за поставленные товары, выполненные
работы, оказанные услуги.
1.5 Доходы бюджета
Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в
соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной
власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов
бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные
перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых
бюджетных фондов.
Рисунок 1.5.1. Состав
доходов бюджетов
Бюджетная классификация доходов бюджета
В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются
следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.
Налоговые доходы:
1) налог на прибыль (доход) организаций;
2) налог на доходы от капитала;
3) подоходный налог с физических лиц,
1. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные
сборы:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам
минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;
3) федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог
на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте;
4) налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов
малого предпринимательства — вмененный налог на доходы.
2. Налоги на имущество:
1) налог на имущество физических лиц;
2) налог на имущество организаций;
3) налог на недвижимость;
4) налог на наследование или дарение.
3. Платежи на пользование природными ресурсами:
1) платежи на пользование недрами; налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
2) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
3) сбор за право пользования объектами животного мир водными
биологическими ресурсами;
4) лесной налог;
5) водный налог;
6) экологический налог;
7) земельный налог.
4. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:
1) таможенная пошлина;
2) таможенные сборы.
5. Прочие налоги, пошлины и сборы:
1) государственная пошлина;
2) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный бизнес;
6) налог на рекламу.
Неналоговые доходы:
6. Доходы от имущества, находящегося в государственной
муниципальной собственности, или от деятельности:
1) проценты, полученные от размещения в кредитных организациях
временно свободных средств бюджета;
2) проценты, полученные от предоставления бюджетных средств внутри
страны;
3) доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
4) перечисление прибыли Центрального банка РФ;
5) платежи от государственных и муниципальных организаций;
6) доходы от использования имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности;
7) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
8) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной собственности;
9) плата за выделение квот вылова водных биологически ресурсов
совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;
10) прочие поступления от имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
7. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности:
1) доходы от продажи государственных производственных и
непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования;
2) доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества,
кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную
собственность;
3) доходы от реализации государственных запасов;
4) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5) поступления от приватизации организаций, находящихся в
государственной собственности;
6) поступления от продажи государством принадлежащих ему акций
организаций;
7) доходы от продажи квартир;
8) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
9) административные платежи и сборы;
10) штрафные санкции, возмещение ущерба»;
11) доходы от внешнеэкономической деятельности;
12) прочие неналоговые доходы.
8. Безвозмездные перечисления:
1) из бюджетов других уровней;
2) из государственных внебюджетных фондов;
3) из государственных организаций;
4) из наднациональных организаций;
5) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
9. Доходы целевых бюджетных фондов:
1) дорожные фонды;
2) экологические фонды;
3) фонд развития таможенной системы РФ;
4) государственный фонд борьбы с преступностью;
5) фонд
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
6)
целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;
7)
целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.
1.6 Роль налогов в формировании бюджетов
Все указанные налоги выполняют различные функции и по-разному
участвуют в формировании доходов бюджетов (табл. 1.6.1).
Таблица 1.6.1.Структура налоговых доходов федерального бюджета за 1998—2002
гг., %
Источник: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год»;
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год»; Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 2000 год»; Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2001 год»; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год».
Рисунок 1.6.2. доля
налогов в доходах федерального бюджета на 2002 год.
Как видно из таблицы 1.6.1, основную долю доходов федерального
бюджета составляют косвенные налоги — НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.
В сумме эти три налога составляют примерно 2/3 доходов
федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает НДС. В доходах федерального
бюджета 2002 г. его доля составила 38,5%. Значительное место в формировании
доходов федерального бюджета принадлежит акцизам. Хотя их доля за последние
пять лет несколько сократилась, но по-прежнему они составляют около 12% доходов
федерального бюджета.
Существенно выросла в последние годы доля таможенных пошлин. В 2002 г. они уже составляли 16,1% всех доходов федерального бюджета против 7,4% в 1998 г. Увеличение доли таможенных пошлин и сборов, с одной стороны, свидетельствует о расширении
внешней торговли и благоприятной экономической конъюнктуре на мировых рынках,
что обеспечивает увеличение притока денежных средств в федеральный бюджет.
Однако, с другой стороны, увеличение доли таможенных пошлин и сборов в
формировании доходной части бюджета свидетельствует о том, что судьба
федерального бюджета все в большей степени начинает зависеть от внешних
факторов, в частности от изменения мировых цен на энергоносители. В
стратегическом плане это является не совсем верным, так как в случае изменения
ситуации на мировых рынках в худшую для России сторону под угрозой может
оказаться выполнение федерального бюджета по доходам.
Что касается прямых налогов, в частности налога на прибыль, то его
доля в доходах федерального бюджета на протяжении 90-х гг. неуклонно
сокращалась. Если в 1994 г. за счет налога на прибыль формировалось 28% доходов
федерального бюджета, то в 2001 г. — 14,4%, а в 2002 г. — всего лишь 10,3%. Другие прямые налоги - подоходный налог с физических лип, налог па
имущество поступают в основном в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
и не отражаются в доходах федерального бюджета.
Невелика
также доля ресурсных налогов — в среднем 1 — 2% доходов федерального бюджета,
хотя их доля в 2002 г. существенно возросла. С одной стороны, это объясняется
тем, что большинство ресурсных налогов до сих пор поступают в доходы бюджетов
субъектов РФ. Однако, с другой стороны, ставки по ресурсным налогам сегодня
также невелики, что является доказательством того, что российское государство
не в полной мере присваивает и использует на общие цели природную ренту. В
большинстве случаев рентная составляющая используется в интересах отдельных
хозяйствующих субъектов.
В доходы федерального бюджета поступают также налоги на капитал
(доходы от денежного капитала, процентные доходы от вкладов, от покупки ценных
бумаг и т.п.). Однако в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости
и капитала составляет не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд,
в условиях, когда доля смешанного дохода в ВВП неуклонно растет (с 1992 по 2000 г. его доля в ВВП увеличилась с 7,2 до 28%), эти налоги должны составлять более значимую часть
доходов федерального бюджета. Такова общая картина в отношении налоговой
составляющей доходов федерального бюджета.
1.7 Расходы бюджета
Государственные
расходы - одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно
связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд.
Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые
принципы их использования. Они распределяются в соответствии с
социально-экономическими программами правительства, а размер государственных
расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.
Государственные расходы — это широкое понятие. Они охватывают как
расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы
государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и
предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных
расходов занимают расходы бюджета.
Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов:
уровня социально-экономического развития страны;
административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней
политики; приоритетов государства и т.п.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной
классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования
расходов бюджета по целевым статьям.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ включает следующие
разделы:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства;
6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,
гидрометеорология, картография и геодезия;
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11) развитие рыночной инфраструктуры;
12) жилищно-коммунальное хозяйство;
13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных бедствий;
14) образование;
15) культура, искусство и кинематография;
16) средства массовой информации;
17) здравоохранение и физическая культура;
18) социальная политика;
19) обслуживание государственного долга;
20) пополнение государственных запасов и резервов;
21) финансовая помощь бюджетам других уровней;
22) утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение
международных договоров;
23) мобилизационная подготовка;
24) прочие расходы;
25) целевые бюджетные фонды.
Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджетов
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой
расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому
содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление
кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки
товаров, субсидии.
Классификация источников финансирования дефицита бюджета является
группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами
местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов. Экономическая
классификация расходов бюджетов включает следующие статьи:
1) текущие расходы:
а) выплаты процентов;
б) субсидии и текущие трансферты;
в) оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;
2) капитальные расходы:
а) капитальные вложения в основные фонды;
б) создание государственных запасов и резервов;
в) приобретение земли и нематериальных активов;
г) капитальные трансферты;
3) предоставление кредитов (бюджетных, ссуд) за вычетом
погашения:
а) предоставление кредитов (бюджетных ссуд);
б) предоставление государственных кредитов правительствам
иностранных государств;
в) возврат государственных кредитов правительствами иностранных
государств;
г) итого расходов.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является
группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по
распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о
федеральном бюджете на очередной финансовый год, в т.ч. утверждаются затраты на
содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение
средств адресно.
Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной
классификации и ее различных частей. Так, классификация доходов бюджетов РФ,
функциональная, экономическая классификация расходов, классификация источников
внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, классификация видов
государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации являются едиными и
используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а
также при составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
При этом законодательные (представительные) органы субъектов
Федерации и органы местного самоуправления вправе при утверждении
соответствующих бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной
классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной
классификации РФ.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета,
классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета,
классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации
используется только "* при составлении, утверждении и исполнении
федерального бюджета.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»
устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных частей.
Классификация доходов бюджетов РФ, а также функциональная,
экономическая классификация расходов, классификация источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов, классификация видов внутренних долгов РФ и
субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении, утверждении
и исполнении бюджетов всех уровней и при составлении консолидированных
бюджетов.
Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и
органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих
бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной
классификации РФ.
Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который
вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной
классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования
бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и
оптимизировать учетную политику.
РАСХОДЫ
|
% |
Государственное управление |
2,9 |
Оборона |
14,6 |
Образование |
4,1 |
Здравоохранение |
1,6 |
Социальное обеспечение |
22,0 |
Культура |
0,5 |
Сельское хозяйство |
1,4 |
Промышленность, энергетика и строительство |
3,0 |
Обслуживание госдолга |
14,6 |
Таким образом, расходы государственного бюджета представляют собой
денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на
основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда
денежных средств государства по различным направлениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|