Курсовая работа: Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Курсовая работа: Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПЛАН
Понятие
и общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей
Отказ
в государственной регистрации. Ответственность за нарушение порядка регистрации
Порядок
подтверждения статуса физических лиц, зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г.
Государственная
регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Внесение
изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в
государственном реестре
Государственная
регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя
Литература
Понятие и общие правила государственной
регистрации индивидуальных предпринимателей
Индивидуальным предпринимателем по российскому праву
является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое
лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без
гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно
(от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным
трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает
полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если
дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.
До 1 января 2004 г. государственная регистрация
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлялась по
правилам, установленным Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О
регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением о порядке
государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,
утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об
упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на
территории Российской Федерации". Более того, на региональном уровне в
этой сфере действовало множество правовых актов, принятых представительными и
исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и даже органами
местного самоуправления. Между тем п. 1 ст. 2 ГК РФ указывает на то, что
порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
должен устанавливаться законом. Поэтому в целях унификации законодательства о
государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным
законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" ,
вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок
государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).
В настоящее время федеральное законодательство о
государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в
соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского
законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению
Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ). Это означает, что
субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования
отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст. 1
указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное
противоречие с Конституцией РФ.
Государственная регистрация индивидуальных
предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной
власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о
приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя,
прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в
соответствии с Законом о госрегистрации (ст. 1 Закона).
Обратим внимание на то, что в соответствии с
приведенным определением понятие "государственная регистрация
индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида
административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами,
актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Они направлены
на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного
лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных
правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от
нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и
не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного
круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются
путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.
К актам государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей относятся:
правообразующие акты, устанавливающие юридический
факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя.
Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей;
правопрекращающие акты, устанавливающие юридический
факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении
физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в
сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном
реестре.
Несмотря на то что названные три вида
административных актов не являются нормативными, они все же содержат
общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные,
муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с
физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной
регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои
действия с содержанием соответствующего административного акта.
Порядок совершения указанных актов определяется
общими правилами ст. 1 - 3 гл. I, ст. 4 - 7 гл. II, ст. 8, 9, 11 гл. III и
специальными нормами ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона о госрегистрации, а также
подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого
Закона.
Моментом государственной регистрации, т.е. моментом,
начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически
значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим
органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных
предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной
регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт
подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания
конкретного акта государственной регистрации. Эти формы определены в п. 5
Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении
форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной
регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных
предпринимателей" (далее - Постановление N 439).
Документами, подтверждающими факт внесения записи в
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:
свидетельство о государственной регистрации
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;
свидетельство о внесении записи в Единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;
свидетельство о государственной регистрации
прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
по форме N Р65001;
свидетельство о внесении в Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном
предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.
Регистрирующий орган, совершивший акт государственной
регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не
позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения
записи в государственный реестр).
Государственная регистрация осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном
Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.
"О Правительстве Российской Федерации". Постановлением Правительства
РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических
лиц" данные функции были возложены на Министерство РФ по налогам и сборам
(МНС России).
За государственную регистрацию уплачивается
государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Размеры государственной пошлины определяются Законом РФ от 9 декабря 1991 г.
"О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31
декабря 1995 г. N 226-ФЗ . В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона размер взимаемой
пошлины составляет 400 руб. - за регистрацию граждан в качестве индивидуальных
предпринимателей и 80 руб. - за регистрацию при прекращении гражданами
деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Сведения о приобретении гражданами статуса
индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве
и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о
госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр, реестр).
Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в
федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что
на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и
способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в
нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Государственный
реестр находится во взаимодействии с другими федеральными информационными
ресурсами.
Принципы ведения реестра, его содержание, правила и
условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в
соответствии со ст. 4 - 7 Закона о госрегистрации. Постановлением Правительства
РФ от 16 октября 2003 г. N 630 утверждены Правила ведения Единого
государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления
содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного
реестра). В соответствии с ними МНС России и его территориальные органы
формируют и ведут названный реестр на муниципальном, региональном и федеральном
уровнях. Реестр содержит (в виде записей) сведения:
о государственной регистрации физических лиц в
качестве индивидуальных предпринимателей;
о государственной регистрации прекращения
физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
об изменении сведений, содержащихся в данном
реестре;
о документах, представленных в регистрирующий орган
в соответствии с Законом о государственной регистрации и названными Правилами.
Состав конкретных сведений, содержащихся в
государственном реестре, определен п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. К ним
относятся:
- фамилия, имя и (если имеется) отчество на русском
языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения
дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании
сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с
законодательством России);
- пол;
- дата и место рождения;
- гражданство (при его отсутствии указывается:
"лицо без гражданства");
- место жительства в Российской Федерации
(указывается адрес - наименование субъекта Федерации, района, города, иного
населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный
предприниматель зарегистрирован в установленном российским законодательством
порядке);
- для российских граждан - данные основного
документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на
территории России;
- для иностранных граждан и лиц без гражданства -
вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в
соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве
документа, удостоверяющего личность соответственно иностранного гражданина или
лица без гражданства;
- для тех же лиц, кроме того, - вид, данные и срок
действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя
временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
- дата государственной регистрации физического лица
в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего
факт внесения в государственный реестр соответствующей записи;
- дата и способ прекращения физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в
связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании
несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с
вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения
права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в
связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно
проживать в России, или окончанием срока действия указанного документа);
- сведения о лицензиях, полученных индивидуальным
предпринимателем;
- идентификационный номер налогоплательщика, дата
постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
- коды по Общероссийскому классификатору видов
экономической деятельности;
- номер и дата регистрации индивидуального
предпринимателя в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда
Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального
страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского
страхования;
- сведения о банковских счетах индивидуального
предпринимателя.
Записи вносятся в государственный реестр на
основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой
записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи
указывается дата внесения ее в реестр.
Документы, относящиеся к государственной
регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя,
которое является частью государственного реестра.
В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены общие
правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при
государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют
общее значение для совершения действий, связанных с государственной
регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях,
когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей по правилам ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона. Поэтому имеет
смысл рассмотреть эти правила подробнее.
Государственная регистрация индивидуального
предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8). Данная
норма традиционна для отечественного законодательства о государственной
регистрации индивидуальных предпринимателей начиная с 90-х годов XX в. Она
сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения
места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо.
Поэтому лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть
зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае если
указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им
неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства.
Норма п. 3 ст. 8 направлена на защиту контрагентов индивидуального
предпринимателя от возможных недобросовестных действий. Во-первых, место
жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя
гражданина-предпринимателя (в соответствии с п. 26 упомянутых ранее Правил ведения
Единого государственного реестра сведения о месте жительства индивидуального
предпринимателя предоставляются по запросу физического лица при предъявлении им
документа, удостоверяющего его личность, в виде выписки из реестра по форме,
установленной в приложении N 6 к Правилам). Во-вторых, место жительства
гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах
общей юрисдикции.
Между тем правило, закрепленное в п. 3 ст. 8, вряд
ли можно признать справедливым и демократичным, ибо многих граждан, социально
незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности, оно лишает
возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не
обратить внимание и на то, что данная норма противоречит ряду положений Конституции
РФ. Она не согласуется с конституционными нормами о том, что каждый имеет право
на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34);
каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,
выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на
жилище (ч. 1 ст. 40). Приведенные нормы Конституции содержатся в гл. 2
"Права и свободы человека и гражданина", в связи с чем уместно напомнить,
что согласно ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отсюда следует, что если лицу, не имеющему
определенного места жительства, отказано в государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя по основаниям подп. "а" и
"б" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, то прокурор и иные лица,
указанные в ст. 192 и 198 АПК РФ, вправе на основании п. 5 той же ст. 23
обжаловать такой отказ в судебном порядке и одновременно требовать признания
недействующими соответствующих положений Закона о госрегистрации по мотиву их
несоответствия Конституции РФ. Такие дела относятся к подведомственности
арбитражного суда. При этом применяются правила, установленные статьями гл. 23
и 24 АПК РФ. В силу ч. 3 ст. 189 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств,
послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых
решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных
лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение,
совершили оспариваемые действия (бездействие).
Законодателю следовало бы изменить редакцию п. 3 ст.
8 Закона о госрегистрации, использовав более корректную формулировку.
Необходимо найти юридическую конструкцию, которая бы, с одной стороны,
обеспечивала беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека
и гражданина, а с другой - гарантировала интересы кредиторов и других
контрагентов индивидуального предпринимателя, не препятствовала применению
правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.
Обратим внимание, что Закон не связывает акт
государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где
фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если
гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а
предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит
государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного
осуществления предпринимательской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|