Курсовая работа: Государственный финансовый контроль и его роль в рыночной экономике
Государственный финансовый
контроль предназначен для
реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой
стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов
всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой
деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков
и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства
негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств
перед государством включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение
законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий
и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных
расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает
также контроль
со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
·
проверку эффективности и
целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и
привлеченных;
·
анализ и сопоставление фактических
финансовых результатов с прогнозируемыми;
·
финансовую оценку результатов
инвестиционных проектов;
·
правильность и достоверность
финансовой отчетности;
·
контроль за финансовым состоянием
и ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре
контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый постаудит[2],
который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии
производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом
разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей
снижения издержек и улучшение методов финансового прогнозирования.
Следовательно, финансовый контроль – важный элемент
системы управления финансами. Экономические и политические преобразования в РФ
в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных
органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля, в
связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский
контроль.
Появились новые органы финансового контроля:
Федеральное казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам, Счетная палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие.
Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский
контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.
Разгосударствление банковской системы и появление
коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы
финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым
состоянием предприятий-клиентов и за деятельность самих коммерческих банков со
стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со
стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы
контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли
государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного
финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических
процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной
массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в
распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия
негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых
фирм, кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит
определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.
Развитие демократии и парламентаризма в России,
повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более
тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и
углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования
средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Этому способствует и создание специальных контролирующих органов
представительской власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов
происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов
с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.
Важную роль в осуществлении финансового контроля
играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного,
налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его
эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и
законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне
1.3
Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по
разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют:
·
государственный, реализуемый через
общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов
власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти,
контроль финансово-кредитных органов) и ведомственный (структуры подразделений
министерств и других органов государственного управления);
·
негосударственный (внутренний –
внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)) и внешний – аудиторский
(независимый, вневедомственный).
По сфере финансовой деятельности различают:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль и
контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль
подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный финансовый
контроль проводится до
совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения
финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых
программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного
расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс
составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов,
внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и
разработки микроэкономических показателей развития экономики страны. На
микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и
кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных
балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности
и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый
контроль производится в
момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий
и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании
средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности
осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют
бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной
финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов
финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставление финансовых
планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления
предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с
прогнозируемыми и т.д.
По методам проведения, т.е. приемам и
способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследования,
надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
В процессе проведения проверок на основе отчетной
документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы
финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование, в отличие от проверки, охватывает более
широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического
субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив
развития.
Надзор производится контролирующими органами за
хозяйствующими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой
деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих
банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России – за
страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и
ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность
финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или готовой
финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным
капиталом, эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со
стороны кредитных организаций за использование выданной ссуды и финансовым
состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и
снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования,
требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод
финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности,
правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и
тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е.
проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных
ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных
предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами
контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами).
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по
устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к
ответственности.
Государственный и негосударственный контроль тесно
взаимосвязаны и различаются лишь по субъектам контроля, а также целями и
методами. В первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во
втором – аналитическая.
Государственный контроль направлен а отслеживание
стоимостных пропорций распределения ВВП, движение во всех каналах денежных
средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов,
полнотой и своевременностью их поступления и использования, преследуя цель
увеличения поступления ресурсов в государственную казну и сокращение
государственных издержек управления.
Негосударственный контроль (главным образом
внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный)), напротив, преследует
цель сократить отчисления в пользу государства и другие издержки с тем, чтобы
повысить норму прибыли на вложенный капитал.
При этом, конечно государственный и негосударственный
контроль ограничены рамками действующего законодательства.
Глава
2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль
в Российской Федерации
2.1 Счетная
палата как орган финансового контроля
Счетная палата РФ занимает особое место в системе финансового контроля
со стороны представительных органов. Ее деятельность определяется Федеральным
законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Это
независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный
Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ[3].
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной
собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все
юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные
внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки,
страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие
организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием
ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием
бюджетной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных
льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами счетной палаты поставлены
следующие задачи:
·
организация контроля за
исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
·
подготовка предложений по
устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
·
оценка эффективности и
целесообразности расходования государственных средств, в том числе
предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной
собственности;
·
определение степени обоснованности
статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
·
финансовая экспертиза, т.е. оценка
финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
·
контроль за поступлением и
движением бюджетных средств на счетах банков;
·
регулярное представление Совету
Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального
бюджета;
·
контроль за поступлением в
федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной
собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние
государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность
Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность
использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а
также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе
иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой,
- тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных
нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к
ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление
руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое
должно рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых
нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой
ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной
палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том
случае, если предписания не исполняются, коллегии Счетной палаты по
согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении
финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического
лица. Предписанию может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность счетной палаты по закону является
гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
2.2 Финансовый
контроль со стороны Министерства финансов
Важнейшее место в системе финансового контроля со
стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое не
только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина России в
той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин
России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств федеральных
внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует
направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений
Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин России вправе:
·
требовать устранения выявленных
нарушений;
·
ограничивать и приостанавливать
финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у
них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими
соответствующей отчетности;
·
взыскивать государственные
средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет
осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией
бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и
лицензированию аудиторской деятельности[4].
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина
РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут
ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных
фондов.
Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере, а также валютного контроля в 2004 г. образована в ведении Минфина России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее
органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на
государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства
из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую
деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также
исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме
того, органы надзора проводят проверки по мотивированным обращениям
правоохранительных органов.
Органы казначейства призваны: осуществлять
государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального
бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и
экономным использованием государственных средств.
На казначейство возложен контроль за:
·
доходной и расходной частью
федерального бюджета в процессе его исполнения;
·
состоянием государственных
финансов в целом и представление высшим органам законодательной и
исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и
состоянии бюджетной системы;
·
совместно с банком России за
состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
·
государственными федеральными
внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным
бюджетом.
Органы казначейства имеют право производить проверки
различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах,
банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства
федерального бюджета и внебюджетных фондов: приостанавливать операции по их
счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением
штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ, а также
налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими
поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и
внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по
краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы
казначейства взаимодействуют с органами государственной налоговой службы и
правоохранительными органами.
В связи с повышением роли налогов в доходах
государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым усиление
налоговой службы. В 1999 г. было образовано Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за
соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей (с 2004г.
Федеральная налоговая служба).
Страницы: 1, 2, 3
|