рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовая политика Республики Казахстан

В последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса

Вместе с тем, как и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора.

Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства.В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.

Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.

В ближайшей перспективе бюджетная политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно скажется на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики.

В качестве основ финансовой стабилизации рассмотрим методы борьбы с инфляции и регулирование валютного курса.

Деньги - важнейший элемент рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому основным методом борьбы с инфляцией является регулирование денежного обращения Национальным банком Республики Казахстан. [6, 85]

Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит Национальному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в Национальном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов.

Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна быть направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии. Проведение политики жесткой денежно-кредитной рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере обращения, ростом цен и инфляции.

В этих условиях правительство и Нацбанк выбрали основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности национальной валюты и т.д. Указанные направления в основном базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.

Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением Национальный банк может осуществлять в нескольких формах.

Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения Национальным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. Но, естественно, мероприятия Национального банка РК проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, Национальный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в Национальном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается Национальным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, Национальный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности Национальный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, конъюнктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.

В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

В условиях становления рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы Национальный банк РК пользовался жесткими административными методами регулирования, и только в настоящее время осуществил переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, т.е. таргетирование.

Таргетирование - установление Национальным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979 - 1983 и 1986 - 1988 годах) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

Одним махом проблему стабилизации денежно-кредитной системы в целом и национальной валюты, в частности, решить невозможно. Стабильность в указанной сфере связана с уровнем экономического развития. Необходимо насытить внутренний рынок товарами и услугами в самое ближайшее время, создать сильный экспортный потенциал, поддержать платежеспособный спрос, осуществить налоговую реформу, реформу цен и оздоровить бюджет. На все это нужно время. Поэтому введение может быть только поэтапным. Причем, к каждому следующему этапу можно будет переходить, только получив реальные экономические результаты от предыдущих.

Одной из составляющих монетарной политики является определение допустимого уровня инфляции, не препятствующего экономическому росту. Чрезмерно жесткая антиинфляционная политика в переходной экономике с многочисленными структурными барьерами, делающими конкуренцию несовершенной, вызывает ненужную напряженность в стране, приводит к росту неплатежей, падению производства. Таким образом, есть все основания считать, что сдерживание инфляции в пределах 10% не будет противоречить поставленным целям, а именно достижению к 2007 году уровня ВВП 1990 года и дальнейшего 7% -ного роста ВВП.

В связи с этим основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5 до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста экономики.

Более высокие темпы инфляции могут оказать негативное влияние на темпы реального уровня производства в силу снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной перестройки экономики.

Достижение темпов среднегодовой инфляции в пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов денежно-кредитной политики. Но при этом экономическая политика Правительства должна быть также ориентирована на такие уровни инфляции.

Валютная политика Казахстана обеспечивает защиту денежной системы государства и экономики в целом от негативных последствий резких колебаний обменного курса тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства.

В связи с этим основным приоритетом государства в сфере валютного регулирования стал выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан сохраняет режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.

На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан занимает так называемую "пассивную позицию", которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.

В целях своевременного принятия мер по профилактике "перегрева экономики" Национальный Банк Республики Казахстан отслеживает ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков. Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты.

Поскольку лицензирование является одним из административных барьеров при осуществлении финансовых и торговых операций, в практике валютного регулирования стали применяться иные методы воздействия на валютный рынок. Позитивные изменения в экономике республики позволили говорить о том, что в настоящее время становится более выгодным инвестировать капитал в Казахстан, нежели уводить его за пределы республики. В этих условиях сохранение ограничений на вывоз капитала резидентами могло вызвать дисбаланс потоков капитала в экономике и привести к ряду негативных последствий. Например, при сохранении политики свободного плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты будет оказывать давление на обменный курс в сторону его удорожания. Все эти вопросы были проанализированы в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, одобренной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 11 сентября 2002 года № 369, на основе которой правительством были приняты Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы и на 2005-2007 год.

Основным концептуальным положением принятого парламентом Казахстана нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является либерализация валютного режима с 1 января 2007 года. Данный закон, как следует из его текста, которым располагает предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций с 1 января 2007 года с заменой ее на систему регистрации и уведомления о произведенных валютных операциях. В целом принятый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в соответствии с программой либерализации валютного режима в Казахстане, рассчитанной на 2005-2007 годы.

Процесс либерализации валютного режима в Казахстане был разделен на три этапа в зависимости от поставленных целей и приоритетов.

На первом временном этапе либерализация была ориентирована на смягчение отдельных ограничений валютного регулирования. Прежде всего это касается прямых инвестиций за рубеж, которые считаются экономически оправданными, так как содействуют более эффективному распределению финансовых ресурсов и расширению производственной базы. Кроме того, этот процесс коснулся: портфельных инвестиций в ценные бумаги нерезидентов, обладающих высокой степенью надежности и низким уровнем риска; расчетов по экспорту нетрадиционных товаров с целью устранения чрезмерных административных преград, связанных с требованиями валютного регулирования; требований к открытию физическими лицами счетов за рубежом.

Таким образом, требования валютного регулирования уже на первом этапе либерализации были смягчены в отношении тех операций, которые способствуют большей эффективности использования валютных средств, проводятся устойчивыми предприятиями и финансовыми институтами и не способны существенно дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке.

Смягчение требований валютного режима заключается в том, что предпочтительные капитальные операции и операции, в отношении которых существуют альтернативные механизмы контроля, будут последовательно переводиться из разряда тех, что подлежат лицензированию в разряд операций, требующих регистрации (уведомления), либо не требующих таковых.

Из других направлений либерализации валютного режима можно выделить следующие:

упрощение процедуры и смягчение требований к проведению отдельных операций текущего и капитального счета с последующей их отменой. Отмена ограничений на проведение тех или иных операций не должна иметь временный характер;

смягчение сначала требований в отношении капитальных операций долгосрочного, а затем краткосрочного характера (краткосрочные кредиты, инструменты денежного рынка, производные финансовые инструменты);

расширение возможностей учета и мониторинга, в особенности тех операций, которые пользуются особым режимом, т.е. усилением полномочий Нацбанка РК по сбору информации для целей платежного баланса, а также определения требований к ней. При этом должны быть приняты меры по совершенствованию и упрощению системы статистического мониторинга, которая не должна ограничивать экономическую свободу хозяйствующих субъектов.

Отказ от ограничений валютного регулирования на отток капитала в виде краткосрочных вложений в ценные бумаги нерезидентов предполагается осуществить только на последнем этапе либерализации.

Как было отмечено выше, либерализация валютного режима проводится в настоящее время, что подтверждается изменениями, внесенными в действующее валютное законодательство Казахстана.

В целом либерализация валютного режима в Республике Казахстан будет проходить в три этапа. Программа 2-го этапа была начата в 2005 году. При определении временных рамок этапов и перечня приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать необходимые предпосылки для перехода на следующий этап. Полностью либерализация будет завершена к 01.01.2007 года.


Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана

 

3.1 Направления денежно-кредитной политики

В настоящее время финансовая система Казахстана является по сравнению с другими странами СНГ наиболее реформированной и развитой. Успешно функционирует система коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц. Развиваются системы ипотечного кредитования и вексельного рефинансирования. Ведется активная работа по развитию почтово-сберегательной системы, завершается реализация программы перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности.

Денежно - кредитная политика Казахстана нацелена на приближение к мировым стандартам и либерализацию валютного режима. Большое значение придается реформированию системы государственного регулирования финансового рынка. [12,38]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.