рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовый аппарат государства, его структура и функции

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1, 8 млрд., перед Венгрией - 480 млн, Республикой Корея - 170 млн, Болгарией - 100 млн, Польшей - 20 млн долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом (подробнее см. подраздел «Долг СССР по межправительственным соглашениям»).

Россия реструктурировала свой долг одной из последних. К настоящему моменту проблемы долга коммерческим банкам в глобальном международном понимании как таковой не существует - около 30 стран реструктурировали долги на общую сумму почти 250 млрд. долл. После долгих колебаний было решено, что для России более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризации вообще никаких ограничений нет - их можно проводить бесконечно, так и не приступая к выплате основной части долга.

1.2 Россия и международные финансовые организации: взаимодействие с международными финансовыми организациями

Взаимодействие с международными финансовыми организациями (МФО) продолжает оставаться одним из важных направлений российской экономической дипломатии.

Наблюдающееся с 2000 г. общее улучшение экономической конъюнктуры в России позволило не прибегать в последнее время к финансовой помощи Международного валютного фонда. Ранее сотрудничество России с Фондом осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. Начиная с 1992 г. Россия использовала ресурсы МВФ восемь раз на общую сумму около 22 млрд.долл. США.

В последние четыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед Фондом на 1 апреля 2004 г. сократилась до 4,6 млрд.долл. США. В январе 2005 г. в соответствии с параграфом (а) раздела 7 статьи V Устава МВФ (о досрочном погашении кредитов МВФ членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо платежного баланса по текущим операциям и увеличили размер валютных резервов) Российская Федерация выплатила Фонду весь объем накопленной задолженности.

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения кредитов МВФ.

Проведенный специалистами Фонда обзор российской экономики за 2004 г. был выдержан в благоприятном для России ключе. В нем, в частности, было отмечено дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, а также прогресс в проведении структурных экономических реформ в ряде важных областей. Положительно оценил экономический курс России Совет директоров МВФ.

Продолжается плодотворное сотрудничество России со Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), успешная реализация проектов которых на территории России способствует развитию инфраструктуры и экономическим реформам.

Основными направлениями работы с упомянутыми МФО являются улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.

На 1 апреля 2004 г. сумма 53 займов в рамках портфеля действующих и закрытых проектов МБРР составляла 9,77 млрд долларов. Из них закрыты 30 займов на сумму 7,89 млрд долларов; действуют 23 займа на сумму 1,88 млрд долларов. Всего израсходовано 8,45 млрд долларов.

В ходе визитов в Россию в 2000-2004 гг. Президент Всемирного банка Дж. Вулфенсон неоднократно подтверждал заинтересованность в дальнейшем развитии отношений конструктивного сотрудничества с Российской Федерацией, готовность к оказанию содействия реализации экономической программы российского правительства.

В июне 2002 г. Совет директоров Всемирного банка утвердил новую стратегию деятельности Банка в России на 2003-2005 финансовые годы. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространение инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.

В свою очередь, российская сторона в настоящее время также разрабатывает новую программу сотрудничества со Всемирным банком на 2005-2007 гг. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

За прошедшие с начала операций в Российской Федерации годы Европейский банк реконструкции и развития фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. С 1991 г. по 2004 г. инвестиции Банка в российские проекты составили 16,1 млрд.евро, из которых 5,9 млрд. евро (30% стоимости всех соглашений по линии ЕБРР) выделено за счет собственных средств. В 2004 г. объем инвестиций ЕБРР в Россию составил 1,2 млрд. евро, из которых 0,9 млрд. евро освоено. В целом руководство Банка подтверждает свою приверженность поддерживать годовой объем операций в России на уровне 1,2-1,3 млрд.евро.

География проектов Банка распространяется от Калининграда до Камчатки (операции Банка осуществляются в 49 из 89 регионов России). В 1997 г. Правительство Российской Федерации дало согласие на открытие, помимо московского, дополнительных региональных представительств ЕБРР в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

В отраслевом разрезе формирования структуры портфеля российских проектов ЕБРР выделяются четыре основных сектора: финансовые учреждения, инфраструктура и муниципальное хозяйство, промышленный сектор, сырьевой сектор и агропромышленный комплекс. Наибольшая часть операций ЕБРР в нефинансовом секторе приходится на сырьевую промышленность и энергетику, развитие инфраструктуры, транспорта и сельского хозяйства.

В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн.евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

С учетом стабилизации экономического положения России Среднесрочной стратегией ЕБРР на 2004-2008 гг. предусмотрена возможность повышения 30%-й доли России в общем кредитном портфеле Банка. Совет директоров одобрил Стратегию ЕБРР для России на 2005-2006 гг. в рамках Среднесрочной стратегии. Основные направления Стратегии: инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру, помощь малому бизнесу, содействие модернизации банковской системы.

В ходе 14-го Ежегодного заседания Совета управляющих ЕБРР (май 2005 г., г.Белград) руководство Банка в целом позитивно оценило реализуемую российским правительством стратегию структурных реформ, отметив, что в последние годы Россия стала экономически более привлекательной и стабильной. Подчеркнуты, в частности, существенные улучшения в налоговой системе, принятие мер по дебюрократизации экономики, усиление борьбы с коррупцией и «отмыванием» денег.

Основными приоритетами ЕБРР в работе на российском направлении на ближайшее время является осуществление финансирования инфраструктурных проектов, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия, усиление темпов развития малого бизнеса и поддержка процесса реформ в финансовом секторе. При выборе своих проектов ЕБРР тщательно учитывает такие факторы, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиций на цели энергосбережения.

В 2003 г. было ратифицировано Рамочное соглашение между Россией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), регулирующее его деятельность в России.

Вступление в силу этого Рамочного соглашение позволяет России в перспективе привлечь с помощью Банка долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, в первую очередь, в инфраструктурные проекты. В настоящее время наряду с Европейским банком реконструкции и развития и Северным инвестиционным банком ЕИБ вовлечен в предоставление кредитов для финансирования проекта завершения строительства защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (доля ЕИБ - 40 млн.евро).

В 2004 г. было принято решение о расширении мандата Банка на проведение операций в России и СНГ, что позволяет ему выделять кредиты до 500 млн.евро, причем не только на экологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малого предпринимательства, а также инвестиции в инфраструктуру.

В последние годы продолжалось осуществление практических шагов по анализу условий и возможностей оформления полноформатного участия России в Межамериканском банке развития (МАБР) и Азиатском банке развития (АзБР). В качестве наблюдателя российские делегации принимают участие в работе ежегодных собраний советов управляющих указанных банков.

Возможное членство России в АзБР и МАБР способствовало бы укреплению политических и торгово-экономических позиций России в Азии и Латинской Америке в долгосрочной перспективе, продвижению интересов российского бизнеса на азиатском и латиноамериканском рынках.

Важным направлением внешней политики оставалось нахождение приемлемого решения долговых вопросов. В рамках Парижского клуба кредиторов (ПК) продолжилось конструктивное взаимодействие России со своими зарубежными кредиторами. Его особенностью по-прежнему оставалось четкое, а в отдельных случаях – и с опережением графика, обслуживание Россией всей своей внешней задолженности исключительно за счет собственных средств, без привлечения новых займов.

На 1 января 2005 г. общая сумма задолженности России перед Парижским клубом с учетом капитализации процентов составила 47,7 млрд.долл.США (из них около 38 млрд.долл.США – советская часть российского долга).

С начала 2005 г. активно обсуждался вопрос о досрочном урегулировании части российской задолженности перед клубом. Прошло несколько раундов соответствующих переговоров как в многостороннем формате в рамках ПК, так и на двусторонней основе. В итоге было принято решение о досрочной выплате Россией 15 млрд.долл.США до конца 2005 г.

Параллельно с погашением долга идет поиск альтернативных путей урегулирования данной проблемы. В частности, среди членов ПК обсуждается инициатива о возможности конверсии части советского долга в долевое участие иностранных инвесторов в акционерных капиталах российских компаний. Переговоры о возможности использовать схемы «долг в обмен на инвестиции» ведутся с Германией (крупнейших кредитор России в рамках ПК), Италией и Испанией.

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с ПК, особенностью которого является осуществление всех текущих платежей по обслуживанию внешней задолженности в полном объеме. Ведется комплексная работа по обеспечению погашения задолженности иностранных государств перед Россией с использованием взаимоприемлемых схем выплат долга.

Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции.


2. Характеристика финансовой системы РФ

2.1 Понятия финансовой системы и её звенья

Основой финансовой системы государства являются финансы предприятий и организаций.

Необходимо знать природу финансов, глубоко разбираться в их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развитие предприятия[4, с. 112].

Для выполнения самых разнообразных функций государство в условиях рыночной экономики существенно активизирует свою деятельность, используя для этого различные экономические инструменты, и прежде всего финансы.

Финансы государства с рыночной экономикой, исходя из их условий и роли в национальном хозяйстве, можно определить как совокупность денежных отношений, посредством которых осуществляется аккумулирование и распределение части доходов и накоплений госсектора, частного предпринимательства, кооперации, населения в целях разрешения социально-экономических и политических задач общества в переходный к рынку этап развития, образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства для ускорения строительства нового общества.

Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут представить (одолжить) на определенных условиях.

Основные функции кредитного рынка:

1. Объединение мелких, разрозненных денежных сбережений населения, государственных подразделений, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.

2. Трансформация денежных средств в ссудный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.

3. Предоставление займов государственным органам и населению для решения таких важнейших задач, как покрытие бюджетного дефицита, финансирование части жилищного строительства и др.

Кредитный рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики.

Основой кредитной системы исторически являются банки.

Выполнение отдельных банковских функций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичных расчетов. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге(1618 г.). Банки обслуживали преимущественно торговлю и расчеты; они недостаточно были связаны с обслуживанием промышленного капитала. Не была развита у них такая важная функция, как выпуск кредитных денег.

Кредитно-финансовые институты подразделяются на:

1)центральные банки;

2) коммерческие банки;

3) специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные организации) [6, с.123].

Валютный рынок - это по величине самый большой финансовый рынок мира. Он играет значительную роль в обеспечении взаимодействия различных составляющих мировых финансовых рынков. Это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валют[3, с. 12].

Основной товар валютного рынка – это любое финансовое требование, обозначенное в иностранной валюте. Формально в США сюда относятся ценные бумаги в иностранной валюте, выпущенные заемщиками других стран (например, облигации правительства Германии в немецких марках), переводные векселя (тратты), подлежащие оплате в фунтах стерлингов, валюта, выпущенная правительством Франции. В Великобритании на валютном рынке совершаются сделки с ценными бумагами правительства США в американских долларах, валютами, выпущенными правительствами других стран, например, Франции или Италии, а также траттами, подлежащими оплате голландскими гульденами или японскими иенами.

С точки зрения рыночного механизма, валютный обмен – это обмен валюты одной страны на валюту другой [6].

Основные участники валютного рынка – это банки-дилеры и другие банки, экспортеры, транснациональные компании, финансовые учреждения, инвесторы, правительственные агентства, предприятия и частные лица. Все они имеют разнообразные потребности, включая необходимость хеджирования открытых позиций на валютном рынке, потребность инвестировать средства в различные районы мира и передавать покупательную способность от одной страны к другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.