рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Бюджетный дефицит и государственный долг

С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возросло. Эти данные указывают на рост абсолютного значения бюджетного дефицита-с 19,4 млн. р. в 1992 г. до 276371,5 млн. р. в 2001 г. В процентам к доходам республиканского бюджета размер дефицита изменялся от 10,8 в 1992 г. до 4,8% в 2001 г. и к расходам, соответственно, с 9,8 до 4,6%. Максимальной отметки бюджетный дефицит достиг в 1993-1994 гг. - 17-18% к доходам бюджета. Почти до такого же уровня он поднялся и в 1999 г.: 16,9% к объему доходов бюджета и 14,4% к объему расходов.

В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому бюджет планировался с профицитом.

В 2000 году дефицит бюджета составил 55,4 млрд. рублей, к расходам и доходам государственного бюджета он составил 1,7%, к ВВП - 0,6%. Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 году не претерпел значительных изменений. Удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составил 34,5% против 33,4% в 2000 году. Покрытие дефицита осуществлялось, в основном, за счет внутренних источников. Таким образом, доходы составляли 3223,2 млрд. рублей (возросли в 2,1 раза), расходы соответственно равнялись 3471 млрд. рублей (в 2,1 раза выше прошлогоднего). Дефицит бюджета был равен 247,8 млрд. рублей (1,6% к ВВП).

Согласно Закону "О бюджете Республики Беларусь" предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2005 год был установлен в размере 910000000,0 тыс. рублей. Сумма доходов, прогнозируемых на 2005 год составляла 18256916005,0 тыс. рублей, в том числе:

текущие налоговые доходы - 7164838955,0,доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций - 1410105256,0,капитальные доходы - 13114550,0,доходы свободных экономических зон - 45900000,0,доходы государственных целевых бюджетных фондов - 3367791342,0.

Расходы планировалось произвести в размере 19 166 916 005,0 тыс. рублей, из них:

государственное управление и местное самоуправление - 351424067,0,международная деятельность - 155253922,0,национальная оборона - 539601974,0,наука - 253018852,0,промышленность - 16017288,0,сельское хозяйство - 426424532,0 и другие.

В 2006 году Законом "О бюджете Республики Беларусь" планировалось поступление в республиканский бюджет 25 508 162 084тыс. рублей, что превышало доходы 2005 года на 7 251 246 079 тыс. рублей. Расходы, прогнозируемые на 2006 год, превысили расходы 2005 года на 7 471 242 079 тыс. рублей и составили 26 638 162 084 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2006 год установлен в размере 1 130 000 000 тыс. рублей.

На 2007 год утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 32 011 083 279,0 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 30 611 083 279,0 тыс. рублей, что на 13,7% выше их ожидаемого исполнения в 2006 году. Предельный размер дефицита республиканского бюджета установлен в сумме 1 400 000 000,0 тыс. рублей.

За январь-август 2007 года доходы республиканского бюджета (с учетом Фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов, в том числе фонда национального развития) составили 22,8 трлн. рублей, или 71,2 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета за январь-август 2007 года составили 20,8 трлн. рублей, или 61,4 процента годового плана.

По состоянию на 1 сентября 2007 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 204,6 млрд. рублей и сократилась с начала года на 30,1 млрд. рублей.

В целом за январь-август 2007 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды.

Профицит государственных финансовых ресурсов, аккумулируемых в республиканском бюджете, за период январь - август 2006 года составил около 590 млрд. рублей за счет опережающих темпов поступающих доходов целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения по сравнению с производимыми расходами.

Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за аналогичный период 2007 года составило 2,0 трлн. рублей в основном за счет опережающего поступления доходов Фонда социальной защиты населения и инновационных фондов над их расходами.

Млрд. руб.

Показатели Уточненный план на 2007 год Исполнено за январь-август В% к плану 2007 года
Всего доходов 31976,1 22781,1 71,2
из них:
 - налог на прибыль 2206,1 1344,7 61,0
 - налог на добавленную стоимость 5800,2 3785,9 65,3
 - акцизы 2825,1 1745,6 61,8
Всего расходов 33848,3 20769,6 61,4
Из них:
 - общегосударственные расходы 9058,6 6142,9 67,8
 - национальная экономика и ЖКХ 7214,6 3662,3 50,8
 - расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) 14149,9 8968 63,4

Превышение доходов над расходами (+),

Дефицит (-)

-1872,2 2011,5

В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 21 897,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН), или 51,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года - 50,3% годового плана). Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходится 37,8%. При этом 18,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, что составляет 45,1% годового плана. В реальном выражении это на 12,2% больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 17%. Профицит консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года составил 1808,6 млрд. рублей, или 4,3% к ВВП (за январь-июнь 2006 года профицит - 2,2% к ВВП).

Данные анализа доходов свидетельствуют о том, что централизация доходов консолидированного бюджета к ВВП в первом полугодии 2007 года составила 51,7%.

Расходы консолидированного бюджета в I полугодии 2007 года профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 4 818,9млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 303,6 млрд. рублей (в первом полугодии 2006 года - 257,1 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,1% на 1.07.2006 г. до 0,87% на 1.07.2007 г. (на 0,2 п. п).

В январе-июне текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 12,2% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы - 43,2%, расходы на жилищные и коммунальные услуги увеличились на 12%, социальную политику - 13,9%. Финансирование национальной экономики сократилось на 4,6% в реальном выражении.

В I полугодии 2007 года по сравнению с I полугодием 2006 года на 2,9 процентных пункта сократилась доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при росте удельного веса общегосударственных расходов на социальную политику на 0,4, на жилищные и коммунальные услуги - на 0,2 процентных пункта.

2.2 Государственный долг

К началу 21 века финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран - экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

Исходной причиной образования государственного долга выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию.

Что касается функций государственного долга, то принято выделять:

фискальную, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы).

Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему "доходы - расходы". Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов.

В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделим:

кредит, полученный правительством в центральном банке страны (монетизация дефицита);

кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т.п.);

объем продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и т.п.), распространяемых среди юридических лиц;

облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;

казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т.п.);

просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий - банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;

вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Еще раз подчеркнем, что главная причина в образовании внутреннего государственного долга - это дефицит государственного бюджета. При более детальном анализе динамики государственного долга следует обратить внимание на:

снижение экономической эффективности национальной экономики;

завышенные государственные расходы ("жизнь не по средствам");

неэффективную налоговую систему страны;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.