Курсовая работа: Безработица и занятость по федеральным округам РФ
Рисунок 1. Субъекты РФ с наибольшим уровнем занятости по итогам 3 квартала
2010 года (в %)
Очевидно, что наилучшим образом ситуация с занятостью обстоит в Чукотском
автономном округе, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном
округе, Москве и других представленных на рисунке 1 субъектах РФ.
Таким образом, была рассмотрена динамика общего уровня занятости в РФ в 2008-2010
годах, а также выявлены округа РФ и субъекты РФ, характеризующиеся наивысшим уровнем
занятости. Перейдем к анализу уровня безработицы.
2.2 Анализ
безработицы в Российской Федерации
Как уже было отмечено выше, переломным в динамике уровня безработных в мире
вообще и в России в частности, стал кризисный 2008 год.
Динамика общего уровня безработных в процентах от общего уровня экономически
активного населения за период с 2008 по 3 квартал 2010 года, представлена на рисунке
2.
Рисунок 2. Уровень общей безработицы в процентах от экономически активного
населения
Так, численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в декабре 2008
года увеличилась по сравнению с декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув
к концу декабря 2008 года 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения.
Такое резкое увеличение числа безработных явилось негативным последствием складывающейся
под влиянием финансового кризиса экономической ситуации. В целом за 2008 год численность
безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек [17].
Начиная с ноября 2008 года, наблюдался рост численности официально зарегистрированных
безработных; однако, к концу 2008 года численность этой категории безработных граждан
не превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически
активного населения. При этом ожидалось, что сокращение численности занятых будет
происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как финансовая
деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных
ископаемых, обрабатывающие производства.
Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения
службы занятости населения, на конец 2008 года уменьшилась по сравнению с 2007 годом
на 231,6 тыс. человек, число вакансий в конце декабря 2008 г. составило 894,7 тыс.
человек. Коэффициент напряженности (который определяется как численность незанятых
граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию),
по сравнению с декабрем 2007 года увеличился с 1,5 до 1,9 в декабре 2008 года.
В 2009 году негативное влияние экономического кризиса на рынок труда продолжилось.
Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009
году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек, эти люди пополнили
собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность
безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3
млн. человек (8,4% экономически активного населения) [16].
При этом, численность официально зарегистрированных безработных в среднем
за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически
активного населения).
Влияние мирового финансово-экономического кризиса заставило работодателей
принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников
в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на
30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).
При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме
неполного рабочего времени, с одной стороны, позволило сохранить кадровый потенциал
компаний, с другой стороны данные работники расширили категорию потенциально безработных
граждан.
Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, однако,
наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве,
в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении,
и в торговле.
В 2010 году ситуация на рынке труда начала выправляться. Так, в среднем по
итогам 3 квартала 2010 г. численность безработных, определяемых по методологии МОТ,
составила 5,2 млн. человек или 6,8% экономически активного населения, что на 0,4
млн. человек меньше, чем в прошлом квартале. На конец сентября 2010 г. численность
граждан, не имеющих работы, составила 5,0 млн. человек или 6,6% экономически активного
населения, что на 732 тыс. человек меньше, чем на конец сентября прошлого года.
Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в
стране и восстановлением спроса на труд [15].
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости
населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За семь месяцев 2010 года она
стала меньше на 30% или на 697 тыс. человек. На конец сентября 2010 г. численность
официально зарегистрированных безработных составила 1,598 млн. человек (или 2,1%
экономически активного населения). По сравнению с концом сентября 2009 г. численность
безработных снизилась на 437 тыс. человек.
Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за сентябрь
2010 г. снизилось на 21 тысячу и по состоянию на конец сентября текущего года составило
1,236 млн. вакантных рабочих мест. Однако, вследствие сокращения численности незанятых
граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент
напряженности (в расчете на 100 вакансий); так, в сентябре текущего года коэффициент
напряженности составил 146,0 против 211,7 в сентябре прошлого года.
В таблице 2 представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным
показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень
безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих
работу 12 месяцев и более.
Таблица 2
Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке
труда (в %)
Федеральные округа |
Уровень безрабо-тицы, в % |
Среднее время поиска работы безработными,
месяцев |
Доля безработных, ищущих работу 12
месяцев и более, в % |
|
|
Центральный федеральный округ |
5,6 |
7,2 |
25,3 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
7,1 |
6,9 |
24,6 |
|
Южный федеральный округ |
8,7 |
7,3 |
29,5 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
19,5 |
9,0 |
40,8 |
|
Приволжский федеральный округ |
9,1 |
7,2 |
27,3 |
|
Уральский федеральный округ |
9,6 |
7,5 |
26,8 |
|
Сибирский федеральный округ |
10,4 |
7,7 |
31,1 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
10,5 |
7,2 |
27,4 |
|
Примечание: таблица
составлена на основе данных [14]
Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность
на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности
идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.
Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся наивысшими значениями уровня безработицы,
представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Субъекты РФ, характеризующиеся самым высоким уровнем безработицы
(в процентах)
Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия,
Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской
Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 3.
Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период
с 2008 по 2010 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация
на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем
к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых
правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.
2.3 Социальные
последствия безработицы
Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые
проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся
психологические, социальные и политические последствия потери работы.
На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в
том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу,
это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства)
и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника
дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие
типы асоциального поведения.
На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают
рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся
военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной
и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы
на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране,
а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери,
которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку
и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются
не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить [5, с.619].
Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так,
наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на
рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного
возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные
и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы
ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные
специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе,
как правило, ниже.
Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного
регулирования, а также минимизации негативных последствий.
В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение
уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:
-стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
-содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
-подготовка и переподготовка рабочей силы;
-страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.
В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные
на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы
на смягчение ее негативных последствий [11, с.427].
К активным мерам относят следующие:
-создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;
-содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного
дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений,
приобретении оборудования, получении кредитов);
-содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение
и переподготовка) и межрегиональной;
-развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.
Меры пассивного характера включают в себя следующие:
-поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее
форм (например, надомная занятость);
-субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты
полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты
на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за
недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация
работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа
лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей,
молодежь, лица предпенсионного возраста);
-досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|