Курсовая работа: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования
Курсовая работа: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ"
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра политической экономии
Курсовая работа
Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования
Выполнил:
Студент: Родионова Г.А.
Проверил:
профессор, доктор эк. наук
Толкачев С.А.
Москва, 2007 г.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке
ипотечного кредитования
1.1 Теоретические основы
банковской конкуренции
1.2.Возникновение и развитие банковской конкуренции
1.3 Американская модель ипотечного кредитования
2. Анализ рынка ипотечного кредитования
2.1 Анализ банковского сектора 1990-2007 гг.
2.1.1 Основные характеристики конкурентной среды на рынке ипотеки
2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки
2.2.1 Позиция Сбербанк России
2.2.2 Позиция ВТБ 24
2.2.3 Позиция Москоммерцбанка
2.3 Кризис в США и анализ его последствий на конкуренцию
рынка ипотеки
Заключение
Список использованной литературы
Рынок ипотечного кредитования уже хорошо развит практически во
всех странах Европы, а в США он составляет 90% ВВП. По всему миру финансовый рынок
является наиболее прибыльным и быстроразвивающимся. Не так давно в нашей стране
ипотека была чем-то инородным, незнакомым, жизнь в долг - казалась несбыточными
мечтами. Но всего за несколько лет ипотечное кредитование стало востребованным.
У большинства москвичей нет возможности купить квартиру, комнату или дом, но вполне
реально взять кредит. В связи с появившимся и постоянно растущим спросом, банки
создают свои ипотечные программы и осваивают нишу ипотечного кредитования. У большинства
это получается и они захватывают определенные сегменты. В связи с этим конкуренция
из года в год все накаляется. Так, за последние пять лет ставки снизились с 18-21%
в валюте до 10-12% и с 21-25% до 12-14% в рублях.
Рынок является молодым и только начал развиваться, у банков еще
не выработано наиболее успешных стратегий. Именно поэтому данная тема является наиболее
актуальной.
Предметом исследования данной работы является конкуренция,
объектом - конкуренция банков на рынке ипотечного кредитования.
Для реализации поставленной задачи были выдвинуты следующие цели:
ü выделить существующие
национальные ипотечные программы
ü сравнить 2 модели:
американскую и российскую
ü выделить преимущества
и недостатки отечественной модели
ü провести анализ
рынка ипотечного кредитования
ü охарактеризовать
позиции лидеров российского рынка ипотеки и их конкурентные преимущества
ü проанализировать
влияние американского кризиса на конкурентоспособность отечественных банков
ü сделать вывод о
проделанной работе
Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных
в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов
организации труда и производства в широком смысле слова" [2].
Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции,
такие как:
Ø Наличие свободных
капиталов
Ø Наличие законодательной
и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений
Ø Возможность
свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы
Ø Наличие необходимой
инфраструктуры рынка
Ø Как можно
более низкий уровень монополизации экономики и др.
Выделяют следующие признаки конкуренции:
·
Существование рынков с альтернативными возможностями выбора
·
Наличие субъектов, соревнующихся между собой
·
Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между
конкурентами
Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс
соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого
они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг"
[1].
В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня
конкурентной борьбы:
1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно
делятся на универсальные и специализированные;
2) конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов,
а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов.
Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные
кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают
группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс
и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами
одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту
же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту" [1].
"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями,
основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции,
но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут
переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции"
[2].
Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабов рынках,
причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.
При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии,
банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.
Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации,
их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как всеотраслевые предприятия,
конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают
максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют
в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками
и небанками, имеющими аналогичную специализацию.
Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и
видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые
различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например
предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов).
Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные
для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам.
С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового
характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги
могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью,
господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском
секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых
ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества,
если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.
Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством
перелива капитала или функциональной конкуренции.
Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который
происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения
и завоевания доли на новых отраслях и нишах.
На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные
и выходные барьеры.
Барьер |
Признаки |
Входной |
Отсутствие патентной защиты новвоведений
Правовые ограничения банковской деятельности
Ограниченность доступа к источникам кредитных ресурсов
Дифференциация банковского продукта
Высокие издержки по переориентации потребителей
|
Выходной |
Проникновение кредитных институтов на новые рынки обычно не связано
с их уходом со старых, а осуществляется в рамках диверсификации банковского ассортимента.
В связи с этим выходные барьеры не имеют существенного значения для банковского
сектора |
Ценовая и неценовая конкуренция.
Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является
"отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской
услуги) и его цены" [1].
Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:
1.
процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию
2.
существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль,
что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает
неценовой характер
Неценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества
услуг.
Критерии качества
Для потребителей |
Для самого банка |
Скорость обслуживания,
срочность осуществления операций, наличие ошибок, часы работы банка,
качество консультирования и др.
|
Скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление
ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность
труда и др. |
Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине
XIX века. До этого времени конкуренции
как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности
рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в
конкурентную борьбу; считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов.
На рубеже XIX века
ситуация изменилась и началась жесткая охота на клиентов (банки начали предлагать
услуги прямо на дому, соревнуясь выгодностью предложений).
"В ХХ веке европейское банковское дело пережило две глубокие
структурные перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой
войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование
промышленности и сделки с ценными бумагами….у каждой группы кредитных институтов
была приоритетная сфера влияния, а вмешательство в чужую сферу встречалось относительно
редко. И если крупные банки конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы
ими в качестве конкурентов не рассматривались.
Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой
войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным
расширением безналичного оборота. Благодаря внедрению вычислительных машин банки
охватывали все новые круги клиентуры, что явилось одной из причин усиления концентрации
в банковском секторе экономики……произошел ряд слияний.
Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной
Европы началась в 60-х годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех
кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные
коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем
доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы.
Положение резко изменилось в связи с ростом доходов широких масс населения, чему
способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. Расширение массовых операций
всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими
группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской
конкуренции. В 60-х годах также началась либерализация государственного регулирования
деятельность коммерческих банков, оказавшая значительное влияние на обострение конкурентной
ситуации.
80-н годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции.
Западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленными прежде
всего странами Восточной Европы" [1].
Современные особенности банковской конкуренции.
Банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей,
отличающих ее от конкуренций на других рынках, среди которых:
ü возникла позже,
но не уступает разновидностью форм и высокой интенсивностью
ü конкурентами
могут быть как другие банки, так и небанковские институты
ü на различных
рынках банки могут выступать как продавцы, а на других как потребители
ü внутриотраслевая
конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией
банковского продукта
ü банковские
услуги могут заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних заменителей
ü существуют
проблемы управления качеством и рекламы
ü банковские
рынки являются рынками дифференцированной олигополии
Среди основных закономерностей банковской конкуренции можно выделить
следующие:
универсализация деятельности
либерализация государственного регулирования
расширение сферы деятельности
важное значение неценовой конкуренции
усиление интенсивности конкуренции и концентрации
Особенности отечественной ипотеки:
малоразвитый рынок
низкие доходы заемщиков, что обусловливает трепетное отношения
заемщиков к будущему дому (единственной крыше над головой)
стремление заемщика расплатиться в кратчайшие сроки
политическая подоплека: ипотека - способ достижения результатов
в решении национальной программы "Доступное жилье"
Российская ипотечная система изначально основывалась на базе
именно американской модели, поэтому все основные принципы взяты оттуда. Нет ничего
удивительного в том, что ипотечные программы в РФ и США похожи, как братья-близнецы.
Очевидно, что по своему развитию ипотека в России сильно отстает от американской,
имеющей более долгую историю. Это справедливо в отношении и объемов кредитов, и
масштабов рефинансирования, и доступности ипотеки.
Объем ипотечного жилищного кредитования может достигать половины
ВВП, например как в США, в то время как в России объем ипотеки не превышает 2,4%.
Для лучшего сравнения американской и отечественной ситуаций на
рынке ипотеки была составлена следующая таблица:
Модель
Критерий
|
Российская |
Американская
|
1. Доля покупаемых по ипотеке квартир в общем количестве сделок. % |
10 |
90
|
2. Ставка |
Плавающая, фиксированная |
Плавающая, фиксированная
|
3. Средний размер процента |
12 |
6
|
4. Сроки, в которые заемщики погашают кредит |
В кратчайшие сроки |
Максимально растягивают выплаты во времени
|
5. Предпочитаемый рынок для покупки жилья |
Первичный (экономия 30%) |
Вторичный
|
6. На какой срок выдаются кредиты |
От года до 30 лет |
От года до 30 лет
|
7. Подход к неплательщикам |
Требование предоставить альтернативное жилье зафиксировано законодательно,
но квартир для этих целей нет. |
Законодательство позволяет выселить на улицу, но эти случаи редки,
и обычно решается путем предоставления муниципального жилья
|
8. Возможность досрочного погашения кредита
|
Через полгода-год
|
Через 3 года
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|