рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Земельные ресурсы Казахстана

Здесь можно подвести некоторые итоги и сделать вывод.

Важнейший вывод заключается в том, что рыночная стоимость земли, как недвижимости всегда рассчитывается по одному из трех методов, или по их комбинации и модификации, что определяет по сути нормативную методику ценообразования на рынке земли, атрибутом которой является нормативная цена (базовая ставка). Роль базовых ставок, при этом, выполняют исходные показатели: цена продажи, затраты на создание объекта, капитализированный доход; в значения этих показателей вводятся поправочные коэффициенты, учитывающие неценовые рентообразующие факторы индивидуального свойства для каждого объекта.

Несколько слов можно сказать и о налогах на землю. Земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. В Налоговом кодексе установлены базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов. Рассмотрим таблицу 3.4[11].

Таблица 3.4. – Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков), устанавливаются в расчете на 1 кв. м. площади

Вид населенного пункта Базовые ставки налога на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в т.ч. строениями и сооружениями при нем (тенге) Базовые ставки налога на земли, занятые жилищным фондом, в т.ч. строениями и сооружениями при нем (тенге)
Города:
Алматы 28,95 0,96
Астана 19,30 0,96
Актау 9,65 0,58
Актобе 6,75 0,58
Атырау 8,20 0,58
Тараз 9,17 0,58
Караганда 9,65 0,58
Кызылорда 8,68 0,58
Кокшетау 5,79 0,58
Костанай 6,27 0,58
Павлодар 9,65 0,58
Петропавловск 5,79 0,58
Уральск 5,79 0,58
Усть-Каменогорск 9,65 0,58
Шымкент 9,17 0,58
Алматинская область:
Города областного значения 6,75 0,39
Города районного значения 5,79 0,39
Акмолинская область:
Города областного значения 5,79 0,39
Города районного значения 5,02 0,39
Остальные города областного значения 85% от ставки, установленной для областного центра 0,39
Остальные города районного значения 75% от ставки, установленной для областного центра 0,19
Поселки 0,96 0,13
Села (аулы) 0,48 0,09

Расчетом налога в городе Алматы занимается организация Алматыжер.

Из государственных учреждений в городе Алматы, производящих оценку земельных участков, можно выделить Алматинский городской комитет по управлению земельными ресурсами.

Оценка производится в соответствии с положениями Закона «Об оценочной деятельности», Земельного Кодекса, Гражданского Кодекса Республики Казахстан, а также Международных Стандартов оценки.

Чаще всего оценка городской земли проводится в целях выкупа земельного участка под гаражами, индивидуальными жилищными строениями, магазинами, остановочными комплексами, СТО, а также для оформления кредита под залог земли и т.п.

Отдел оценки городских земель выполняет подготовку Акта определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка и договора купли-продажи земельного участка.

Для подготовки Акта определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка необходимы следующие документы:

Копии

1. Акта на землю либо договора аренды.

2. Удостоверения личности.

3. РНН.

Для подготовки Договора купли-продажи земельного участка необходимы следующие документы:

Копии

1. Договор аренды с правом выкупа либо Постановление Акима.

2. РНН юридического лица.

Стоимость услуг:

Изготовление Акта оценочной стоимости для юридического лица – 3078 тенге. Готовится 5 рабочих дней.

Изготовление Акта оценочной стоимости для физического лица – 1302 тенге. Готовится 5 рабочих дней.

Изготовление договора купли-продажи – 1432 тенге. Готовится 20 рабочих дней.

При предъявлении всех необходимых документов клиент заполняет и подписывает бланк Заявления об изготовлении Акта определения оценочной стоимости либо договора купли-продажи земельного участка. Чаще всего возникает необходимость на изготовления Акта оценки и договора купли-продажи вместе. На изготовление Акта оценки заявок поступает меньше.

Весь перечень документов направляется юристам на рассмотрение, затем специалисту, который ставит поправочные коэффициенты в зависимости от целевого назначения земельного участка, затем оценщик производит расчеты и составляет Акт определения кадастровой (оценочной) стоимости, а также договора купли-продажи земельного участка.

Расчеты по определению стоимости земельного участка совсем несложны. Для этого необходимо перемножить следующие показатели: общую площадь земельного участка (в случае необходимости площадь выкупной доли), ставку платы за 1 кв. м. земли и поправочный коэффициент.

Рассмотрим ситуацию, когда необходимо составить договор купли-продажи земельного участка и Акт определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

В нашем случае договор купли-продажи земельного участка готовится на основании Постановления Акима г. Алматы (см. Приложение №1) о продаже земельной доли.

В Постановлении обязательно указывается:

– адрес земельного участка: Алмалинский район, ул. Жамбыла, 175;

– его целевое назначение: эксплуатация и обслуживание салона красоты;

– кадастровый номер: 20–311–014–108;

– площадь земельного участка – 0,2256 га;

– доля в общей площади земельного участка – 0,0046 га;

– краткие сведения о покупателе: Золотарева Нина Андреевна, РНН…

Алматинскому городскому комитету по управлению земельными ресурсами в связи с Постановлением необходимо:

– подготовить проект договора купли-продажи земельной доли;

– в установленном порядке выдать акт на право общей долевой собственности на земельный участок.

В Постановлении также указаны обязанности собственника. Он должен:

1) в течение одного месяца с момента подписания договора продавцом произвести оплату кадастровой стоимости земельной доли;

2) зарегистрировать право общей долевой собственности в Центре по недвижимости г. Алматы;

3) обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок эксплуатирующим службам и предприятиям для технического обслуживания и ремонта инженерных сетей.

Постановление подписывается Акимом г. Алматы В. Храпуновым и секретарем акимата К. Тажиевым, а также заверяется печатью.

Затем производится расчет земельной доли на участке общей долевой собственности. В расчете указывается адрес участка и наименование собственника. Расчет производится следующим образом. Указываются:

Общая площадь участка (кв. м.) 2256 14 39

Площадь дома (кв. м.) 1315

Количество этажей (уровней) 6

Площадь встроенного помещения (кв. м.) 115

Количество занимаемых уровней 1

Доля в натуре 14

Земельная доля 46 кв. м.

В расчете есть Примечание, в котором указывается, что земельная доля подлежит уточнению при регистрации в центре недвижимости. Расчет подписывается исполнителем с указанием даты расчета.

В Акте определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка указываются: инициалы покупателя, документ, удостоверяющий право на земельный участок, целевое использование земельного участка, его адрес, общая площадь земельного участка, доля, поправочный коэффициент, ставка платы за 1 кв. м. земли и кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка.

В нашем случае поправочный коэффициент равен 1,8, который определил специалист в зависимости от целевого назначения участка. Ставка платы за 1 кв. м. земли – 717,00 тенге.

Получаем кадастровую (оценочную) стоимость:

0,0046 х 1,8 х 717 = 59 368 тенге.

Акт подписывают председатель комитета, заместитель председателя комитета, главный специалист комитета, специалист комитета, заверяют печатью.

Как видно из небольших расчетов по определению оценочной стоимости земельного участка, применяется более упрощенный метод ее определения, т.е. нормативная оценка. Совокупность распространенных методов – Затратный, Сравнительный, Доходный – не применяется.

Таким образом готовят Акт определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка и Договор купли-продажи земельного участка в нашем городе на госпредприятии.

По отношению методики оценки территорий городов, зон и кварталов, можно отметить следующее:

– многолетнее функционирование рынка недвижимости (в т.ч. земли) в развитых странах дальнего зарубежья сместило центр тяжести оценочных работ в направлении единичных объектов, поэтому территориальных методик оценки земли в настоящее время нет, их заменяет градостроительное функциональное зонирование;

– элементы территориальной оценки земель на основе градостроительного зонирования имеются в тех странах, где государство в лице городской власти осуществляет значительное регулирование земельных отношений. Это относится, прежде всего, к таким крупнейшим мегаполисам типа Гонконга, Токио, Чикаго и Лондона для ограничения спекулятивных операций с землей и координации сверхприбылей.

Таким образом, чем меньший удельный вес занимает в структуре земельных отношений институт частной собственности на землю, тем большую значимость приобретает нормативная оценка земли.

Кроме того, следует отметить, что для Казахстана большую значимость имеет не столько опыт стран дальнего зарубежья, сколько стран ближнего, к которым, прежде всего, относятся Россия, Украина и Белоруссия.

Обобщение опыта оценки стран ближнего зарубежья позволяет сделать следующие выводы. Во всех странах, недавно перешедших на рыночную экономику, преобладает методика нормативной оценки земли по схеме: базовая ставка → ценовое зонирование → дифференциация базовой ставки по ценовым зонам → оценка объектов оценки (земельных участков) внутри зон, путем применения соответствующих поправочных коэффициентов к значениям базовых ставок ценовых зон.

Особенно продвинуты земельные отношения в Российской Федерации, где нормативные методы формализованы в единой автоматизированной системе земельного кадастра. В связи с тем, что в Казахстане создание этой системы только началось, целесообразно в ближайшей перспективе использовать опыт Украины и Белоруссии, где нормативная оценка земель поставлена на государственный уровень в единой системе земельных, правовых и градостроительных кадастров. Опыт оценки земель в Казахстане на примере г. Алматы показывает, что здесь нет градостроительного кадастра Украины.

В 2002 году специалисты Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами Государственного научно-производственного Центра по землеустройству (ГосНПЦзем) проводили разработку базовых ставок платы за земельные участки (Астана. 2002 г.). Они считают, что в Республике Казахстан назрела необходимость единой методики оценки земель. Однако систему экономической оценки городских земель решить в полном объеме практически невозможно, тем более, когда идет речь о придании результатам оценки определенного правового статуса и включении их в систему городского земельного кадастра. Поэтому, специалисты считают, что естественным решением представляется поэтапное создание системы оценки городских земель. Поэтапное проведение кадастровой оценки в режиме последовательных приближений имеет очевидные преимущества с точки зрения существенного снижения трудоемкости и стоимости работ. В первую очередь, необходимо провести ценовое зонирование для дифференциации базовых ставок по зонам, как предлагают специалисты.

Средний разброс стоимости земель в пределах одной ценовой зоны, считают они, может достигать величины 20–50%. Статистический анализ требований к точности оценки отдельных фрагментов территориально-экономической зоны (например, кадастровых кварталов) показывает, что на первом этапе вполне допустимо определение верхней и нижней границ интервала стоимости земель, достигающего 50%-го среднего значения. Это существенно упрощает требования к исходному информационному обеспечению и методикам оценки.

Для проведения первого этапа кадастровой оценки, достаточно имеющейся информации Центра по недвижимости, городских организаций строительства и архитектурного комплекса, земельных комитетов, фондов имущества и т.д. В некоторых случаях необходимо ее дополнение и актуализация в ходе натурных обследований по упрощенному составу показателей.

Преимущество поэтапного проведения кадастровой оценки городских земель – полная «прозрачность» ее результатов, т.е. возможность выявления уже на первом этапе влияния на точность результатов оценки различных видов стоимости городских земель, а также внесения необходимых коррекций при переходе ко второму, уточняющему этапу.

Этот этап должен базироваться на четком определении критериев оценки земельной недвижимости, которые выявляются на основе анализа конъюнктуры рынка недвижимости. Помимо этого на цену недвижимости оказывают влияние технико-экономические, экономико-правовые и микроэкономические факторы корректировки цен посредством применения соответствующих поправочных коэффициентов. Таким образом, работу в области городских земель с использованием рыночных данных специалисты предлагают разделить на два этапа:

– расчет и дифференциация ставок платы за землю по территории города. Оценка земли на основе рыночной стоимости на этом этапе необходима для того, чтобы определить через соотношение рыночных цен на землю коэффициенты относительной ценности городской территории и платы за землю. Расчеты на основе оценки рыночной стоимости носят объективный характер, в этом их преимущество по сравнению с балльной, экспертной оценкой.

– собственно кадастровая оценка – это установление базовых размеров платы по видам использования земель и категориям землепользователей. Дифференциация ставок платы по территории города производится городскими властями самостоятельно на основе рыночных цен на землю и корреспондирует с реальными затратами города на «воспроизводство» городской территории, выражаемые базовой ставкой.

Отметим также, что трудность применения методов кадастровой оценки на основе рыночных данных состоит не только в недостатке информации, но и в неравномерном распределении сделок по территории города.

При недавнем переходе к рыночной экономике нельзя ограничиваться расчетной ценой земли. Возникает необходимость учета рыночной стоимости земли, поскольку она формируется под воздействием различных факторов. Рассмотрим основные из них:

– влияние городского планирования, нормирования на общий уровень цен. Увеличение доступности в городе равнозначного сокращению транспортных издержек;

– структура цен на землю. В центре города самая высокая арендная плата и цены на землю, чем в других районах города из-за легкодоступности вследствие этого конкуренции между фирмами за занятие участков в центре.

По мере удаления от центра стоимость земли под жилые помещения будет снижаться из-за увеличения плотности застройки и сильной конкуренции с другими предпринимателями. В районах хорошей доступности будут формироваться участки сосредоточения дополнительных предприятий (группы магазинов, фабрик). Промышленные и торговые предприятия всегда могут вытеснить с земли жилые помещения. В этих районах конкуренция однотипных компаний вызовет рост цены за земельные участки по сравнению с соседними жилыми районами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.