Дипломная работа: Принципы исчисления уплаты налогов и сборов в ОАО "Российские железные дороги"
Главные бухгалтеры структурных подразделений филиалов
административно подчиняются руководителям структурных подразделений филиала и
функционально главному бухгалтеру филиала.
Налоговый учет в ОАО «РЖД» осуществляется в целях
формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей
налогообложения хозяйственных операций, а также для обеспечения информацией
внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет, внебюджетные
фонды.
Налоговый учет – эта система сбора, обобщения и отражения
информации по налогообложению на основе данных бухгалтерского учета,
сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ /17/.
Именно такое определение соответствует концепции формирования налогового учета в
ОАО «РЖД», позволяет интегрировать налоговый и бухгалтерский учет и
обеспечивает снижение затрат на формирование налоговой отчетности и одновременно
повышает контрольные функции учета.
Организация и ведение налогового учета в компании
осуществляется Департаментом налоговой политики и методологии налогового учета
Бухгалтерской службы ОАО «РЖД», службами бухгалтерского и налогового учета
территориальных филиалов, бухгалтериями, действующими в структурных
подразделениях филиалов.
Основными задачами департамента являются:
- выработка налоговой политики и методологическая
поддержка налогового учета компании;
- обеспечение своевременности и полноты уплаты налоговых
платежей, своевременного представления налоговой отчетности;
- защита интересов компании перед налоговыми органами и в
судах при налоговых спорах.
Система налогового учета ОАО «РЖД» строится на некоторых
принципах, основными из которых можно назвать следующие:
налоговый учет должен осуществляться в соответствии с
выбранной налогоплательщиком учетной политикой (обособленные подразделения
налогоплательщиков, ведущие налоговый учет с целью исчисления налогов,
уплачивать их по месту нахождения, обязаны пользоваться учетной политикой,
сформированной налогоплательщиком);
система налогового учета организовывается
налогоплательщиком самостоятельно, но при этом должен соблюдаться принцип
последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. в разных
налоговых периодах должны применяться одни и те же правила;
непрерывности отражения объектов учета для целей
налогообложения, при этом возможны ситуации, когда на практике результаты
некоторых операций учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся
на ряд лет;
отражение объектов учета в хронологическом порядке.
Согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ данные налогового
учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок
определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем
налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую
отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм
создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.
Подтверждением данных налогового учета являются:
первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
аналитические регистры налогового учета;
расчет налоговой базы.
Первичные учетные документы – это фактические
бухгалтерские первичные документы, в которые для целей налогообложения могут
вноситься дополнительные реквизиты. В соответствии со ст. 9 Федерального закона
№129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции,
проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти
документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский и налоговый учет. В целях реализации данного положения закона
Правительство РФ приняло постановление от 8 июля 1997 г. №835 «О первичных документах»,
в соответствии с которым разработаны унифицированные формы первичных документов/38/.
В настоящее время действует ряд постановлений Госкомстата
России, которыми утверждены унифицированные формы первичных документов по учету
(таблица 1).
Таблица 1 – Постановления Госкомстата России,
утверждающие формы первичных документов по учету
Постановление |
Объект учета |
Постановление Госкомстата № 7 от
21.01.2003г. |
Основные средства |
Постановление Госкомстата № 71а от
30.10.1997г. |
Нематериальные активы, материалы,
работы в капитальном строительстве |
Постановление Госкомстата № 66 от
09.08.1999 г. |
Продукция, товарно-материальные
ценности |
Постановление Госкомстата № 132 от
25.12.1998г. |
Торговые операции |
Постановление Госкомстата № 78 от
28.11.1997г. |
Работы строительных машин и
механизмов |
Постановление Госкомстата № 88 от
18.08.1998 г. |
Кассовые операции |
Постановление Госкомстата № 26 от
27.03.2000 г. |
Результаты инвентаризации |
Постановление Госкомстата № 55 от
01.08.2001 г. |
Денежные средства, выданные под
отчет |
Постановление Госкомстата № 1 от
05.01.2004г. |
Труд и его оплата |
Аналитические регистры налогового учета представляют
собой накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные
по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных
документов. На основании данных аналитических регистров составляется расчет
налоговой базы. В аналитических регистрах должны содержаться следующие
реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операций в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
-подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за
составление указанных регистров.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в
них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов
разрабатываются ОАО «РЖД» самостоятельно и устанавливаются приложениями к
учетной политике организации для целей налогообложения. В сводных регистрах
налогового учета филиалы и другие обособленные подразделения ОАО «РЖД» обобщают
данные расчетных регистров налогового и бухгалтерского учета.
Расчетные регистры налогового учета по ОАО «РЖД» в целом
формируются на уровне ОАО «РЖД» на основании данных сводных регистров
налогового учета филиалов и других обособленных подразделений ОАО «РЖД» и
данных бухгалтерского учета/34/.
Расчеты налоговой базы как документы налогового учета
содержат информацию о методике расчета суммы налога, причитающегося к уплате за
налоговый (или отчетный) период. Расчеты налоговой базы могут устанавливаться
налогоплательщиком самостоятельно, руководствуясь при этом требованиями,
правилами порядка исчисления суммы налога, устанавливаемыми НК РФ.
В ряде случаев в налоговых декларациях, имеющих
достаточно сложную структуру, одной из частей является расчет налоговой базы. Содержание
расчетов налоговой базы зависит от содержания самого налога. Суммы самого
налога, подлежащие уплате в бюджет, учитываются в налоговых декларациях.
Налоговый учет в ОАО «РЖД» осуществляется на основании
положения об учетной политики для целей налогообложения открытого акционерного
общества «Российские железные дороги», которое утверждается ежегодно приказом.
Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
и является документом, призванным обеспечить формирование полной и достоверной
информации об объектах налогообложения и налоговых базах отчетных (налоговых)
периодов, организацию единого учетного процесса в ОАО «РЖД» (включая
составление налоговой отчетности), осуществление контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней
налогов и сборов с учетом особенностей финансово-экономической деятельности
предприятия. Данный нормативный документ обязателен для исполнения всеми
подразделениями ОАО «РЖД».
Согласно положению по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/98
«Учетная политика организации» сформированная учетная политика в целях
налогообложения должна обеспечить соблюдение ряда требований при ведении учета:
непротиворечивости данных синтетического и аналитического
учета;
полноты учета всех хозяйственных операций;
приоритета содержания перед формой осуществления
хозяйственных операций;
рациональности ведения учета;
Изменения и дополнения, внесенные в положение вводятся в
действие с начала налогового периода, следующего за периодом их утверждения.
При изменении налогового законодательства Российской Федерации изменения и
дополнения в положение вводятся в действие не ранее дня вступления в силу
изменений и дополнений законодательства.
Для обеспечения индивидуальной ответственности работников
Департамента бухгалтерского учета, Департамента налоговой политики и
методологии налогового учета, бухгалтерской и налоговой служб регистры
бухгалтерского и налогового учета распечатываются и подписываются составившими
их лицами.
Допускается электронная цифровая подпись уполномоченных
должностных лиц в электронных документах налоговой отчетности (включая сводную)
в порядке, установленном в ОАО «РЖД».
Постановка ОАО «РЖД», в том числе по месту нахождения его
филиалов и других обособленных подразделений, на учет в налоговых органах
осуществляется в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов
об особенностях оформления документов, необходимых для постановки на учет ОАО
«Российские железные дороги», утвержденными приказом МНС России от 24 июля
2003г. N ММ6-09/817 и письмом Федеральной налоговой службы (ФНС) России от 3
августа 2006г. № 09-2-03/3794, с учетом изменений внесенных в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО «РЖД» в каждом муниципальном образовании определяет
необходимое количество своих обособленных подразделений, которые осуществляют
взаимодействие с налоговыми органами и исполняют обязанности ОАО «РЖД» по
уплате налогов и сборов. Остальные обособленные подразделения ОАО «РЖД» на
территории муниципального образования не исполняют обязанности ОАО «РЖД» по
уплате налогов и сборов.
Постановка компании на учет в налоговых органах по месту
нахождения недвижимого имущества и транспортных средств осуществляется после
регистрации на указанное имущество прав собственности ОАО «РЖД».
Компания осуществляет постановку на учет в исполнительных
органах Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения
головного предприятия, а также по месту нахождения его филиалов, отделений и
дирекций железных дорог, других подразделений, имеющих отдельный баланс,
расчетный (текущий) счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу
физических лиц.
ОАО «РЖД» и обособленные подразделения уплачивают единый
социальный налог по месту своего нахождения (в том числе за подразделения,
входящие в их состав, но не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего)
счета).
Филиалы и другие обособленные подразделения ОАО «РЖД»,
ответственные за уплату налогов, в установленном порядке исполняют обязанности
ОАО «РЖД» по уплате в соответствующих долях в федеральный бюджет, бюджеты
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в государственные
внебюджетные фонды следующих налогов (включая авансовые платежи), сборов и
платежей:
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
отчисления на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
земельный налог;
водный налог;
налог на прибыль в части бюджетов субъектов Российской
Федерации (кроме города Москвы);
прочие федеральные, региональные и местные налоги и
сборы, а также другие обязательные платежи.
ОАО «РЖД» уплачивает по месту своей государственной
регистрации НДС (федеральный бюджет), налог на прибыль (в части федерального
бюджета и бюджета г. Москвы). Налог на добычу полезных ископаемых начисляется
Департаментом бухгалтерского учета и уплачивается в соответствующие бюджеты
субъектов Российской Федерации.
Реструктурированная задолженность организаций
федерального железнодорожного транспорта перед бюджетами различных уровней и
государственными внебюджетными фондами, переданная ОАО «РЖД», погашается в
следующем порядке:
- перед федеральным бюджетом - ОАО «РЖД»;
- перед бюджетом г. Москвы по налогу на прибыль - ОАО
«РЖД»;
- перед региональными, местными бюджетами и
государственными внебюджетными фондами - соответствующими филиалами и другими
обособленными подразделениями ОАО «РЖД».
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса
Российской Федерации ОАО «РЖД» представляет все налоговые декларации (расчеты)
в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика по
установленным форматам в электронном виде.
Одним из направлений деятельности Департамента налоговой
политики и методологии налогового учета ОАО «РЖД» является создание системы
внутреннего контроля, позволяющей оперативно выявлять риски и предупреждать
потенциальные ошибки непосредственно на этапе отражения хозяйственной операции
в учете.
Опыт крупнейших международных компаний показывает, что
система внутреннего контроля является важнейшим фактором обеспечения
достоверности данных учета и отчетности. Система внутреннего контроля
основывается на соотнесении бизнес-процессов компании и рисков, которые
возникают в рамках этих бизнес-процессов.
В систему внутреннего контроля включаются:
- единое стандартизированное методологическое описание
учетных процессов подразделений ОАО «РЖД» и его дочерних обществ;
- автоматизация учетных процессов на основе единой
методологии;
- специализация бухгалтерских работников по участкам
учета;
- постоянное обучение и повышение квалификации кадров.
Значительная роль в системе внутреннего контроля отведена
организации системы бухгалтерского и налогового учета в рамках общих центров
обслуживания (ОЦО) в специализированных подразделениях, которым предполагается
передать учетные функции. ОЦО представляют собой организационную модель, при
которой часть существующих бизнес-процессов компании передаются в отдельное
подразделение со своей организационной структурой и системой управления. Этого
своего рода внутренний аутсорсинг, при котором административное руководство над
сегментом деятельности компании, переданным в ОЦО, остается внутри компании/34/.
Основная цель создания ОЦО – снижение затрат и повышение
эффективности работы предприятия. Объективным фактором перехода ОАО «РЖД» на
систему ОЦО является то, что централизация системы бухгалтерского и налогового
учета позволит руководству получать стандартизированную, достоверную и
оперативно формируемую информацию по всем подразделениям, что также сделает
более прозрачной и управляемой деятельность компании в целом. Кроме того такая
система позволяет обеспечить системное обучение и сохранить штат
квалифицированных работников.
В ОАО «РЖД» в основу образования ОЦО заложен переход от принципа
формирования отчетности на основе суммирования балансов многочисленных
структурных подразделений и филиалов к принципу формирования отчетности путем
централизации процессов учета с сохранением возможности формирования
соответствующей необходимой отчетности по структурным подразделениям.
Взаимоотношения ОЦО и обслуживаемых ими филиалов предполагают
строиться в рамках регламентов взаимодействия, определяющих обязанности каждого
из участников процесса. Подобная регламентация станет существенным достижением
ОЦО. До сих пор регламентация обязанностей каждого из участников процесса
осуществлялась в отдельных разрозненных документах. В рамках ОЦО регламентация
становится полной и единой, охватывает все участки учетного процесса и всех
участников.
Централизация системы бухгалтерского и налогового учета
позволит повысить достоверность информации по всем филиалам ОАО «РЖД». В рамках
ОЦО сформируется механизм ответственности как работников филиалов – за
своевременную и качественную подготовку первичных документов, своевременное
представление их в бухгалтерскую службу, так и работников ОЦО – за правильность
и своевременность отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете на
основе первичных документов.
Основными целями централизации являются:
- повышение финансовой прозрачности и оперативности бухгалтерской
и налоговой информации, сокращение сроков подготовки бухгалтерской и налоговой
отчетности, повышение ее достоверности в результате создания единого
информационного пространства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|