рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Правовые основы территориальной организации местного самоуправления и их реализация на примере Добровского района


Рисунок 1. Численность постоянного населения на 2004 – 2006 гг.

Как видно из таблицы, происходит сокращение численности населения. С 2004 г. по 2006 г. район покинуло 2 тыс. чел. городского населения, что составляет 13 % от начального периода, и 5 % сельского населения. Снижение численности населения обусловлено оттоком людей из сельской местности, что характерно для всей страны. Прирост (убыль) района, рождаемость и смертность, динамика браков и разводов показана в таблице 2. [13, 256]

Таблица 2.

Демографические показатели Добровского района

Показатель Год
2004 2005 2006
Естественная убыль -345 -306 -310
Миграционный прирост, убыль 15 -86 8
На 1000 населения всего прирост, убыль  - 3,8 -9.9 -7.8
Всего родившихся 364 374 350
Всего умерших 709 680 701
Всего браков 191 169 185
Всего разводов 133 145 171

Данные демографического анализа показывают, что в районе наблюдается снижение численности населения, это связано с высокой смертностью и низкой рождаемостью. 82 % населения, состоящие в браке, разводятся. Это говорит о неблагоприятной обстановке в районе. Во многом такое обстоятельство связано с нестабильной экономической обстановкой. [14, 258]

С опережающими темпами развития сработали: Добровский лесхоз - 113%, ООО «Добровский хлебозавод» - 114,2%, ООО «Липецкмясопродукт» - 123,6%, ООО «Торфопредприятие» - 114,4% и ООО «Довод» - 130%, которые наладили выпуск новой продукции. (Данные с 2004 по 2006 гг.)

Объем произведенной продукции ПО «Доброе» ниже уровня 2003 г. года всего на 5%, это объясняется снижением производства хлебо-булочных изделий - 98,1% за этот же период. Следует отметить, что спад выпуска продукции на предприятиях связан с неполной загрузкой производственных мощностей, износом основных производственных фондов, который в среднем на данный диапазон времени по району составляет 54%, а коэффициент обновления всего лишь 6% по всем промышленным предприятиям.

Хороший урожай получен в ЗАО АПП «Кировское» - 490ц/га, отделении «Замартынье» ЗАО СХП «Мокрое» - 446ц/га. В среднем по району урожайность составила 403 ц/га. В отрасли животноводства реализовано скота на убой 1524 тонны. Произведено молока - 21996 тонн. Наибольшее увеличение молока обеспечили ООО «Авангард» -138% и ЗАО АПП «Кировское» - 104% в среднем за три года. Средний надой молока от одной коровы по району в сельхозпредприятиях составляет 3861 кг. Развитие животноводства, повышение его продуктивности немыслимо без наличия кормовой базы. В целом по району на 1 условную голову заготовлено 68,6 ц. кормовых единиц.

За 2004 - 2006 гг. произведено продукции сельского хозяйства на сумму 1469,1 млн. руб. Применение интенсивных технологий позволило получить высокий урожай. Урожайность зерновых в первоначальном весе составила 32,2 ц/га в среднем за три года. В пяти хозяйствах урожайность зерновых превысила среднерайонный уровень. Выращиванием сахарной свеклы занимались 4 хозяйства, в целом по району получено 150,8 тонн корнеплодов.

В отрасли животноводства реализовано скота на убой 524 тонны (2006 г.). Произведено молока - 7996 тонн. Наибольшее увеличение молока обеспечили ООО «Авангард» -138% и ЗАО АПП «Кировское» - 104%. (относительно 2006 г.)

Средний надой молока от одной коровы по району в сельхозпредприятиях составляет 3861 кг за три года. Наибольший надой от одной коровы получен в ООО «Авангард» - 4748 кг. и ЗАО АПП «Кировское» - 4185 кг. В сельскохозяйственных предприятиях за 2006 г. сократилось поголовье КРС на 3% и коров на 4%. Восстановление поголовья скота одна из основных задач в текущем году и на ближайшую перспективу.

В ходе реализации национального проекта «Развитие АПК» за 2007 год владельцами КФХ и ЛПХ было заключено 77 кредитных договоров и выдано кредитов на 16,5 млн. рублей. По закупкам молока за 2006 г. у населения от одной коровы район находится на 8 месте среди районов области. Всего закуплено 1256,3 тонн молока. В расчёте на одну корову - 925 кг. Дополнительный доход, полученный населением от сданного молока за 2007 год составил 8,5 млн. рублей. Кроме того, субсидия за молоко из областного бюджета в 2006 году составила 1,3 млн. руб. Основные финансовые показатели Добровского района за 2004 – 2006 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Финансовые показатели за 2004 – 2006 гг.

Показатель Год
2004 2005 2006
Балансовая прибыль, убыток -16222 4632 3790
Предприятия, получавшие прибыль, к общему количеству предприятий % 44.4 60.9 55.1
Предприятия, получавшие убыток, к общему количеству предприятий % 55.6 39.1 40.6
Просроченная дебиторская задолженность 12260 54539 59230

Данная таблица показывает, что в районе ухудшается финансовое положение предприятий. Возрастает количество предприятий, получающий убыток. Также наблюдается повышение дебиторской задолженности.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании в среднем за данный промежуток времени получили 258 учащихся, из них награждены золотыми медалями 9 человек, серебряными 24 человека. В 2006 году продолжили участие в эксперименте по введению ЕГЭ. С целью выявления и развития творческих способностей учащихся в среднем проведено 20 районных предметных олимпиад, в которых приняли участие 559 учащихся.

Продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Образование». В его рамках прошли конкурсы общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Всего расходы на содержание системы образования района в среднем за данный промежуток времени составили 170 млн.696 тыс. рублей. На реализацию мероприятий по социальной защите населения в среднем за данный промежуток времени израсходовано 49297 тыс. руб.

Областная целевая программа «Молодая семья» нашла большую поддержку среди молодежи. Единовременное пособие на рождение ребенка неработающим родителям получило 55 человек. Неработающие пенсионеры, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума и не имеют льгот, в количестве 694 человек ежемесячно получают доплату по 174 рубля.

Основные проблемы социально-экономического развития:

-     низкий уровень жизни населения муниципального образования;

-     высокий уровень безработицы;

-     сложная медико-демографическая ситуация;

-     недостаточно развитая материально-техническая база учреждений социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры);

-     отсутствие современной инфраструктуры для развития туризма;

-     высокая изношенность объектов инфраструктуры ЖКХ;

-     низкая обеспеченность населения жильем;

-     высокий уровень износа основных производственных фондов;

-     слабый уровень развития и низкая эффективность сельскохозяйственного производства.

Для анализа социально - экономического развития района используем SWOT-анализ. Стратегический анализ является основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений развития. Главные выводы стратегического анализа муниципального образования интегрированы в соответствии с принципами SWOT-анализа. Выявлены, с одной стороны, собственные сильные и слабые стороны муниципального образования (внутренняя среда), а с другой - определены возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. [31, 220]

Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4.

SWOT – анализ муниципального образования

Фактор Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Географическое положение

·     Разнообразие ландшафта

·     Достаточно мягкий климат

·     Удаленное расположение относительно центра
Природная среда Наличие уникальных заповедных мест ·     Удаленность территории от центра РХ, в связи с этим низкое использование природной среды
Население ·     Низкий уровень социальной конфликтности населения

·     Высокий уровень смертности населения

·     Низкий уровень рождаемости

·     Высокий уровень зарегистрированной безработицы

·     Высокий процент населения пенсионного возраста

Социальная сфера ·     Система социальной поддержки населения

·     Устойчиво высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями

·     Неблагополучная криминогенная ситуация

·     Слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы

Экономика

·     Значительная природно-сырьевая база

·     Достаточные трудовые ресурсы

·     Высокий инвестиционный риск

·     Высокие издержки сельхозпроизводства, вызванные сформировавшейся структурой в сельском комплексе

Продолжение Таблицы 4.
Возможности (О) Угрозы (Т)

·     Наличие частного сектора в сфере жизнеобеспечения и предоставления услуг

·     Возможность привлечения инвестиций

·     Наличие свободных промышленных площадок с коммуникациями для реализации инвестиционных проектов

·     Привлечение региональных средств для решения задач соцподдержки населения

·     Наличие лесосырьевой базы для развития деревообрабатывающей отрасли

·     Развитие туристического и культурно - досугового бизнеса

·     Активная социальная политика

·     Повышение эффективности бюджетных расходов

·     Расширение рынка продукции местных производителей

·     Развитие конструктивного взаимовыгодного партнерства между Администрацией муниципального образования и хозяйствующими субъектами

·     Благоприятная экономическая и правовая среда для развития предпринимательской деятельности

·     Негативные демографические процессы

·     Рост социальных болезней (алкоголизм, туберкулез, венерические заболевания)

·     Низкий уровень жизни населения

·     Высокий уровень безработицы

Данная таблица подробно иллюстрирует проблемное поле в управление социально – экономическим развитием Добровского района.

Для выработки стратегии необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT (табл. 4).


Таблица 5.

Матрица SWOT

Возможности: 1. Возможность привлечения инвестиций. 2. Благоприятная экономическая и правовая среда. Угрозы: 1. Негативные демографические процессы. 2. Высокий уровень безработицы
Сильные стороны: 1.Значительная природно – сырьевая база ПОЛЕ "СИВ" Появление новых рынков – репутация. Расширение производства - активная роль маркетингового отдела, образованное руководство. ПОЛЕ "СИУ" Социально невыгодные условия для производства. Влияние человеческого фактора развитие экономического потенциала
Слабые стороны: 1. Удаленность от центра 2. Высокий инвестиционные риск ПОЛЕ "СЛВ" Развитие производственных мощностей. Снижение рисковых ситуаций ПОЛЕ "СЛУ" Демографический кризис – торможение развития производства. Соотношение негативных социальных процессов порождает риск вложения капитала.

Считается, что при выработке стратегии основное внимание нужно уделить полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление на поле "СИВ" возможности привлечения инвестиций с сильными сторонами создает благоприятные условия прежде всего в отношении расширения производства. В этом случае необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить, как уже было сказано, производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах. На поле "СИУ" угрозы усиления негативных социальных процессов касаются прежде всего развития экономики. С учетом сильных сторон стратегию можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле "слабость и угроза".

2.3 Правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления Добровского района

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

Правовая основа местного самоуправления – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

К муниципальным правовым актам Добровского района относятся:

- Устав района;

- правовые акты, принятые на местном референдуме;

- нормативные и иные правовые акты районного Совета, администрации;

- правовые акты, постановления и распоряжения главы района, иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Устав района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории района. Районный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, настоящим Уставом принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории района, а также решения по вопросам организации деятельности районного Совета.

Председатель районного Совета издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности районного Совета. Глава района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Липецкой области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами районного Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации района.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами районного Совета, главой района, представительными органами поселений, инициативными группами граждан. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. Нормативные правовые акты районного Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств районного бюджета могут быть внесены на рассмотрение районного Совета только по инициативе главы района или при наличии его заключения. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения района, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан) определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца. [12, 180]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.