Дипломная работа: Повышение качества администрирования налогов, налогов, составляющих основные источники формирования бюджета Республики Марий Эл
автоматическое
предоставление по запросу налогоплательщика текущей информации о состоянии его
расчетов с бюджетом (текущих начислениях и поступлениях, задолженности по
налогам и сборам, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах,
начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях);
расширение
возможностей доступа налогоплательщиков к своим данным о состоянии расчетов с
бюджетом;
минимизация
количества обращений налогоплательщиков в территориальные налоговые органы для
проведения сверки расчетов с бюджетом.
Таким
образом, одной из основных проблем государства является обеспечение поступления
в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных
установленных законом платежей.
Финансовая
деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав
государства будет действенной только в том случае, если будет разработан
оптимальный механизм налогового администрирования.
Администрирование
налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную
совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных
условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую
обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов
налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Основная
задача налоговой службы - обеспечить контроль над полнотой и своевременностью
поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в
региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Основным
региональным документом, регламентирующим налоговые отношения, является Закон
РМЭ "О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл" от
25 ноября 2004 года №46-З [13] (далее - Закон).
В ст.13. Закона
сказано, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. К налоговым
доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные,
региональные и местные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными
налоговыми режимами, а также пени и штрафы.
Среди
всех налоговых доходов в консолидированный бюджет РМЭ можно выделить три группы
источников поступлений:
1) от
федеральных налогов в соответствии с нормативами зачислений доходов в бюджеты
области и муниципальных образований: налог на прибыль, НДС, акцизы;
2) от
региональных налогов;
3) от
закрепленных за местным и региональным бюджетом налогов.
Ст.14
Закона устанавливает размеры зачислений налоговых доходов в республиканский
бюджет Республики Марий Эл.
Надо
заметить, что у двух муниципальных образований республики (г. Волжск и г. Звенигово)
нормативы зачисления в их бюджеты от федеральных налогов существенно ниже. Это
объясняется более высоким уровнем их экономического развития, что вызывает
необходимость регулирования сумм поступлений между республиканским и
муниципальным бюджетом.
Следовательно,
отношения между областным и муниципальным бюджетом строятся на базе бюджетной
обеспеченности, а также с учетом потребностей средств для выравнивания уровня
жизни населения и защиты малообеспеченных слоев населения.
Приведем
данные о поступлении налогов и сборов по уровням бюджетной системы за 2007-09
гг.
В
качестве информационной базы анализа статистики о начислении и поступлении налогов,
сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ служит форма статистической
отчетности 1-НМ "Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных
платежей в бюджетную систему Российской Федерации" Управления ФНС по
Республике Марий Эл (табл.1).
Таблица 1
Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых УФНС по РМЭ, в
разрезе уровней бюджетной системы РФ и РМЭ
Бюджет
Поступление налогов и сборов, (тыс.
руб)
Темп роста 2009 к 2007,%
2007
2008
2009
Бюджеты всех уровней
9008995
10355461
9968904
110,7
в том числе:
федеральный бюджет
2272745
2146697
2453767
108,0
консолидированный бюджет РМЭ
6736250
8208764
7515137
111,6
в том числе:
местные бюджеты
1598762
1953762
1971294
123,3
Как видно
из данных таблицы, за анализируемый период произошел рост налоговых поступлений
во все виды бюджетов, в том числе в федеральный бюджет (на 8,0%, или на 181022
тыс. руб).
Налоговики
Марий Эл достаточно тесно взаимодействуют с налогоплательщиками, что напрямую
отражается на уровне собираемости налогов. Так, например, в 2009 г. в бюджет
страны перечислено 2453 млн. рублей (с учетом поступления ЕСН), что на 307 млн.
рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года, темп роста к уровню прошлого
года составил 14,3%. Рост поступлений в консолидированный бюджет составил 111,6%,
в республиканский бюджет - 123,3%.
В Марий
Эл по итогам 2009 года налоговыми органами республики в бюджетную систему
Российской Федерации было направлено 9968 млн. рублей (включая платежи в
государственные внебюджетные фонды), что на 3,7%, или на 386 млн. руб. меньше,
чем в 2008 году. В структуре поступлений более 75% всех доходов составляют
налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл.
Величина
налоговых поступлений в консолидированный бюджет РМЭ за 2009 год выросла по
сравнению с 2007 годом на 11,6%, или на 778887 тыс. руб). Однако при росте
поступлений налогов в местные бюджеты на 23,3%, на республиканском уровне имело
место увеличение всего в размере 11,6%.
В целом
УФНС по РМЭ в 2009 году собрало примерно в 1,1 раза больше налоговых платежей,
чем в 2007 году. В федеральный бюджет в 2009 году поступило свыше 2453 млн. руб.
налогов и сборов, что на 14,3% или на 307070 тыс. руб., больше, чем за
предыдущий год. В консолидированный бюджет РМЭ было перечислено 7515 млн. руб. налоговых
платежей - т.е. произошло снижение по сравнению с предыдущим годом и составило
к уровню 2008 года всего 91,6% (рис.2).
Основной
причиной такого уменьшения является падение общей экономической активности
предприятий, особенно крупных, в машиностроительной, строительной отрасли
республики, и как следствие - снижение прибыли предприятий и налогооблагаемой
базы.
Администрирование
региональных и местных налогов не перестало быть одним из приоритетных
направлений в работе Управления ФНС по РМЭ. По итогам 2009 года в бюджет
поступило 1971 млн. руб. (на 0,1% больше, чем за 2008 год).
Рис.2. Динамика
формирования бюджетов за 2007-09 гг.
Проанализируем
поступление по отдельным видам налогов в консолидированный бюджет РМЭ за
2007-2009 гг. (табл.2).
Таблица 2
Динамика поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РМЭ (по
основным видам налогов) за 2007-09 гг.