Дипломная работа: Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан
Учитывая то, что накопительная пенсионная
система одна из важнейших сфер социальной защиты населения страны, государственное
регулирование должно быть неотъемлемой частью системы.
Система имеет сложную структуру, основанную
на трёхстороннем кастодиальном договоре. И если Государство лицензирует деятельность
накопительных пенсионных фондов, то оно обязано строго контролировать и регулировать
их деятельность.
В целях защиты интересов вкладчиков
и получателей пенсий прежде всего необходимо:
установить жёсткий контроль за деятельностью
Накопительных пенсионных фондов, банков-кастодианов и организаций, осуществляющих
инвестиционное управление;
исключить возможность нецелевого использования
пенсионных накоплений накопительными пенсионными фондами посредством их полномочий
по распоряжению активами;
обеспечение сохранности
пенсионных накоплений посредством инвестирования их в активы по ограниченному перечню,
исходя из их надёжности;
исключение обесценения
пенсионных накоплений в результате инфляции за счёт создания условий для инвестирования
их в активы, включая государственные ценные бумаги Республики Казахстан, обеспечивающие
реальную доходность;
публичность и прозрачность
информации финансового состояния накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих
инвестиционное управление;
внешний аудит, оценку
активов и состояние баланса накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих
инвестиционное управление;
введение механизмов
резервирования и страхования средств для защиты от возможных банкротов пенсионных
накопительных фондов в период деятельности;
обеспечение возможности
свободного перевода вкладчиком пенсионных накоплений из одного фонда в другой;
обеспечение возможности
перевода пенсионных активов фондом из одного банка-кастодиана в другой по его выбору,
а также в случае банкротства кастодиана;
к организациям осуществляющие
инвестиционное управление должны предъявляться следующие требования: надёжность
и требовательность, диверсификация рисков, предельные ограничения на маркетинговые
и административные расходы, строгое регулирование и контроль со стороны соответствующего
надзорного органа.
Значение государственного
регулирования пенсионной системы для общества становится всё более существенным.
Кризис на мировом
финансовом рынке оказал свое негативное влияние на деятельность накопительной пенсионной
системы. Сегодняшняя ситуация - серьезный экзамен накопительных пенсионных фондов.
На деле проявляется надежность, которое некоторое время назад многие связывали в
первую очередь с масштабами того или иного фонда. Практика показывает, что в кризисной
ситуации такие ориентиры оказались не совсем верными. Как раз самые большие потери
понесли фонды, входящие по числу вкладчиков в сумме пенсионных активов в первую
пятерку.
Подведя итог дипломной работы, можно
сделать вывод, что создание новой пенсионной реформы, адекватной рыночной экономике
является неотложной задачей реальной защиты населения в новых экономических условиях.
В то же время реализация этой задачи возможна при условии проведения государственной
реформы всей системы социальной защиты. Была определена основная цель пенсионной
реформы - построение финансово устойчивой, учитывающий экономический рост, и справедливой
системы, соразмеряющий трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных
взносов.
Список использованной литературы
1.
Бурда М., Вилош Ч. "Макроэкономика: европейский тест // "Судостроение",
С-Петербург, 2003, с.34-37.
2.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1997 года
N 1342 "Об утверждении Порядка присвоения социального индивидуального кода
гражданам Республики Казахстан в Государственном центре по выплате пенсий".
3.
Постановление Правления Национального Банка РК от 29.05.2005 г. № 177
"Об утверждении правил лицензирования деятельности по инвестиционному управлению
пенсионными активами".
4.
Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I "О пенсионном
обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями
по состоянию на 19.03.2010 г).
5.
Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - с.28-37
6.
Накопительная система пенсионного обеспечения РК // Рынок ценных бумаг Казахстана,
2003, № 12, с.51-56.
7.
Нурмуханбетов Е. Анализ рынка пенсионных услуг Казахствна // Рынок ценных
бумаг Казахстана, 2002, №7, с.40-49.
8.
Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
9.
Пенсионные правила № 10 от 27.04.1998 АО НПФ "Народного Банка Казахстана".
10.
Нурмуханбетов Е. Пенсионная система в действии // Рынок ценных бумаг Казахстана,
2002, № 9, с.4-10.
11.
Арстанбекова К. Не было ни гроша и вдруг алтын // АльПари, 2001, № 3, с.41-43.
12.
Елимбекова С.К. Десятилетие тенге // Банки Казахстана, 2003, №10, с.57-58.
13.
Нурмуханбетов Е. Анализ рынка пенсионных услуг Казахстана за 3 квартал 2003 г. // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, №11, с.44-55.
14.
Алимухамбетов Н. Мы будем строить фонд, который в меньшей степени подвержен
рискам // Панорама, 2003, 24 октября, с.1.
15.
5 лет пенсионной реформе // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, № 6, с.11-23.
16.
РК // АльПари, 2003, №3, с.148-150.
17.
Алимухамбетов Н. Новая методика расчета пенсионных активов // Рынок ценных
бумаг Казахстана, 2003, №9, с.8.
18.
Рыночная оценка пенсионных активов. // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2005,
№9, с.9.
19.
Меркурьев А. Доллар упал. И "свалил" инвестдоход // Кызылординские
вести, 2004, 02 ноября, с.3.
20.
Биржевой фондовый рынок. Обзор // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2005, №12,
с.36-56.
21.
Нурланова Н., Еспенбетова Б. Проблемы управления активами пенсионных фондов
в условиях нового правового поля // Банки Казахстана, 2005, №6, с.56-60.
22.
http://grantum.kz/.
23.
Пенсионные фонды Казахстана. Обзор СМИ за 1 мая 2010 г.
24.
Корягин А. Пенсионные накопления: вопросы и ответы // Финансы Казахстана,
2005, №4 с.64-66.
25.
Ташмбет С. Нововведение в пенсионное обеспечение // Кызылординские вести,
2010, № 6, с.46-49.
26.
Корн П. Лейся пенсия // Известия-Казахстан, 2007, 11 февраля, с.3.
27.
Тодорова Н. Накопления: от созерцания к осмыслению // Казахстанская правда,
2004,20 февраля, с.5.
Приложения
Приложение А
Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах накопительных
пенсионных фондов Республики Казахстан по состоянию на 1 мая 2010 года (в тыс.тенге)
НПФ |
Собственный капитал |
Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного периода (январь-апрель
2010 г.) |
Обязательства |
Активы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
АО "Накопительный пенсионный фонд "Ұлар Үміт" |
7 946 950 |
651 028 |
729 073 |
8 676 023 |
АО "Открытый Накопительный Пенсионный Фонд "АМАНАТ КАЗАХСТАН" |
1 334 325 |
-51 695 |
102 330 |
1 436 655 |
АО Накопительный пенсионный фонд "Атамекен" ДО АО
"Нурбанк" |
1 459 535 |
-32 768 |
123 051 |
1 582 586 |
АО Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ" |
16 336 560 |
1 739 070 |
652 756 |
16 989 316 |
АО "Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан"дочерняя
организация АО "БТА Банк" |
9 483 510 |
-2 058 644 |
2 444 486 |
11 927 996 |
АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана,
дочерняя организация АО "Народный Банк Казахстана" |
23 737 381 |
3 069 068 |
5 254 139 |
28 991 520 |
АО "Накопительный пенсионный Фонд Казахмыс" |
1 363 191 |
53 364 |
116 182 |
1 479 373 |
АО "Накопительный пенсионный фонд "Нефтегаз - ДЕМ" |
1 707 173 |
268 228 |
49 440 |
1 756 613 |
АО "Евразийский накопительный пенсионный фонд" |
2 821 330 |
361 804 |
154 784 |
2 976 114 |
АО Накопительный пенсионный фонд "Коргау" |
617 112 |
-19 757 |
3 057 511 |
3 674 623 |
АО "Накопительный пенсионный фонд "ГРАНТУМ" (Дочерняя
организация АО "Казкоммерцбанк") |
5 286 763 |
327 196 |
317 062 |
5 603 825 |
АО "Открытый накопительный пенсионный фонд "Отан"
(ДО АО "АТФ Банк") |
2 910 197 |
252 228 |
61 899 |
2 972 096 |
АО "НПФ "Капитал" - Дочерняя организация АО "Банк
ЦентрКредит" |
2 921 626 |
197 200 |
40 053 |
2 961 679 |
АО "Накопительный пенсионный фонд "РЕСПУБЛИКА" |
1 028 907 |
5 687 |
44 202 |
1 073 109 |
ИТОГО по НПФ |
78 954 560 |
4 762 009 |
13 146 968 |
92 101 528 |
Примечание - Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка
и финансовых организаций [8]. |
|