Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования
В таблице в
качестве иллюстрации приведены варианты калькуляции взносов на дополнительное
обучение в течение 8 часов в месяц 4 групп по 10 человек. При этом ФОТ 800 руб.
рассчитан по округленному тарифу 13 разряда Единой Тарифной Сетки (ЕТС) – 25 руб./час.
Общая сумма поступлений 9600 руб. рассчитана из сложившейся на рынке
образовательных услуг г. N стоимости часа групповых дополнительных занятий 30 руб.
Первый
вариант калькуляции – фактический расчет себестоимости дополнительного обучения
по гос. расценкам составляет 2246 руб.
Второй
вариант относится к схеме финансирования дополнительного обучения в форме
платных образовательных услуг в порядке, определенном для госучреждений. Здесь
общий фонд оплаты труда учителя составлен из фонда по ЕТС и материального
вознаграждения 800+2619=3419 руб., учтен налог на прибыль, а остаток средств
2033 руб. отнесен в фонд развития школы.[1]
Третий
вариант имеет прямое отношение к системе обращения внебюджетных средств через
общественный фонд. Он предполагает оплату себестоимости обучения по принятым
нормативам (это может быть проведено, например, в рамках договора на оказание
платных образовательных услуг, предусмотренных постановлением Правительства РФ
от 5 июля 2001 г. №505 «Об утверждении правил оказания платных
образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»), выплату
учителю материального вознаграждения 2619 руб. и формирование фонда развития
школы 3797 руб.
Анализ
моделей позволяет сделать следующие выводы:
Дополнительное
образование – высокоэффективная сфера деятельности школы. Ее рентабельность –
отношение прибыли к себестоимости – в сложившихся рыночных ценах составляет
(7353:2246) х100%=327%. Это характерно для сверхдоходных областей и
свидетельствует об адекватной оценке населением значимости и качества
учительского труда.
К окладу
учителя порядка 2000 руб. в месяц при 18‑часовой недельной загрузке
реально доплачивать порядка 4000 руб. за работу в течение 8 часов в неделю в
группах дополнительного обучения.
Внедрение
системы обращения внебюджетных средств через общественный фонд обеспечивает
увеличение фонда развития школы на сумму налога на прибыль – 1765 руб. или в
процентном отношении на 87%.
Эффективность
системы – отношение прибавленной стоимости к расходам на ее появление –
оценивается на уровне более 10. В случае обращения внебюджетных средств через
общественный фонд расходы на функционирование системы (заработная плата
аппарата фонда и операционные расходы по хозяйственному учету [2])
можно оценить на уровне максимум 7% от учитываемых сумм – 672 руб.
Эффективность при этом равна 7353:672=10,9.
Рассматриваемое
образовательное учреждение представляет интерес для понимания потенциала
развития дополнительных платных образовательных услуг в школе. Несмотря на
невысокую платежеспособность родителей учащихся школы, их заинтересованность в
получении детьми качественного образования достаточно высока. Поэтому, исходя
из пожеланий родителей, школа открыла платные курсы по обучению компьютерной
грамоте. В таблице 22 представлены данные о динамике внебюджетных доходов школы
и структуре расходов, производимых за счет этих средств.
Таблица 17. Смета внебюджетных
доходов и расходов школы №1 за период 2002–2004 гг., руб.
Показатель |
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Доходы, руб. (плата родителей за платные дополнительные
услуги) |
42 490 |
55 680 |
126 620 |
Расходы: |
|
|
|
Заработная плата |
7 500 |
14 144 |
40 530 |
Начисления на заработную плату |
2 887,5 |
5 445,44 |
15 685,11 |
Фонд развития |
30 224,89 |
33 766,72 |
67 770,62 |
Коммунальные расходы |
815,36 |
931,84 |
2 634,27 |
Отчисления в дорожный фонд |
1 062,25 |
1 392,0 |
- |
Итого расходов: |
42 490 |
55 680 |
126 620 |
При анализе
таблицы видно, что статья «фонд развития» является своего рода прибылью для
школы, которая, в свою очередь, составляет более 50% от общего дохода.
Аналогичные таблицы можно составить по каждому из оказываемых дополнительных
услуг. Средства, находящиеся в фонде развития, с позволения комитета финансов
будут направлены на улучшение процесса образования. К этому относятся: покупка
учебников, ремонт, покупка хозяйственных товаров, оргтехники, основных средств
и так далее.
Кроме того, в связи с тем, что по вопросу,
касающемуся возмещения из средств бюджетного финансирования расходов,
произведенных за счет внебюджетных средств, стали поступать запросы в
Министерство финансов, Главное управление федерального казначейства дало
разъяснение (письмо Минфина РФ от 26.07.2000 г. №3–01–12/12–335).
Так, в соответствии с п. 6 ст. 254 БК
РФ при недостатке бюджетных средств учреждению разрешено использовать для
выполнения заданий органа исполнительной власти, в ведении которого оно
находится, средства от предпринимательской деятельности и использования государственного
имущества.
При этом действующим бюджетным законодательством
РФ не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов,
произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.
Кроме того, для сравнения расходов и доходов по
дополнительной платной деятельности двух школ в части компьютерных занятий,
автор представляет данные за 2002 год по школе №2.
Таблица 18. Смета доходов и расходов по программе платного
дополнительного обучения компьютерному проектированию в школе №2 в 2006 г.
Показатели
|
Сумма (руб.)
|
Доходы |
12400 |
Расходы, в том числе: |
|
Оплата труда |
6540 |
Начисления на оплату труда |
1595 |
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов |
24,0 |
Фонд развития |
4570,0 |
Коммунальные расходы |
591 |
Итого расходов: |
12400 |
Анализируя
приведенные в таблице данные о финансовом состоянии школ, можно сделать
следующие выводы. Общие расходы обоих школ в течение трех лет выросли почти на
30%. При этом уровень финансирования или обеспечения учебных заведений остаётся
крайне низким. Все статьи, за исключение заработной платы сотрудников и налогов
и отчислений с неё, практически не финансируются в общем объёме, а некоторые
даже на 50%. Самым значительным, по мнению автора работы, является
неудовлетворение потребностей обоих школ в учебных материалах и ремонте зданий.
Если школе №1 удаётся справляться с этой проблемой посредствам закупки книг из
прибыли от дополнительных источников, то школе №2 требуется огромная
спонсорская помощь.
Увеличение
доходов посредствам заключения договоров с юридическими и физическими лицами
остаётся, по сути, самым верным вариантом исправления создавшейся ситуации.
Доходы, которые получает учебное заведение, отправляются в резервный фонд (см.
таблицу №23), которые, с разрешения комитета финансов, могут быть использованы
на развитие образовательной системы.
Если
проследить получение и расходование внебюджетных средств по двум школам за 2002–2004
года, то можно чётко увидеть ежегодное увеличение поступлений от дополнительных
услуг. Расходуются средства в школе №1 и №2 примерно одинаково: на заработную
плату и отчисления с неё, на покупку материалов, хозяйственных товаров, других
необходимых школам предметов, покупку или аренду техники, а также на
коммунальные услуги.
В таблицах №№
представлены данные только за три года. Но недофинансирование было и раньше,
поэтому, если школьные советы ничего не будут предпринимать, то скоро общее
образование не будет эффективным и конкурентноспособным.
Увеличение
внебюджетных поступлений, следовательно, и финансирования – выход для бюджетных
учреждений. Для начала необходимо рассчитать возможности максимального
использования имущества, находящегося в ведении школ. Во-первых, это классы,
спортивный зал и другие помещения, которые можно сдавать в аренду, а во-вторых
– получать прибыль от дополнительно оказанных услуг: тренажёры, работа на
компьютере, ксерокс, факс, сканер и прочее. Автор работы выделил наиболее
возможные и быстрореализуемые варианты получения дополнительных денежных
средств.
1. сдача в
аренду помещений.
1.1 Классы.
Аренда учебных помещений школы наиболее вероятна при заключении договоров с
высшими учебными заведениями. Известно, что почти 90% учеников 10 – 11 классов
уже знают, в какие учебные заведения будут поступать. Практически все они ходят
на курсы в эти заведения. Если школе провести опрос учеников и заключить с
наиболее часто встречающимися в анкетах институтами договора на проведение
занятий в помещениях школы, то такой союз может принести прибыль, так как он
выгоден обоим сторонам договора. Во-первых, подготовительные курсы поздно
заканчиваются, так что гораздо удобнее и быстрее добираться домой после занятий
со школы, а не с института (большинство учеников живут в пределах микрорайона
от нахождения школы). Во-вторых, институты заинтересованы в увеличении числе
абитуриентов, занимающихся у них на подготовительных курсах, что сулит
дополнительный доход, поэтому, заключение договора школы с институтом должен
также устраивать последних. Арендная плата за пользование классами может быть
небольшой, примерно 3000–4000 рублей в месяц. Остановимся на первом варианте
для расчёта годового дохода школы от этого вида услуг (5000 рублей * 8 месяцев
= 40000 рублей).
1.2. актовый
зал и столовая. Актовый зал предназначен для проведения разных мероприятий,
среди которых особое место занимают дискотеки. Так любимые современной
молодёжью. Поэтому заключение договора школы с организацией, занимающейся
проведением дискотек, очень выгодно. Эта услуга может приносить 1000–1500
рублей в месяц, следовательно, 10000 – 15000 рублей в год.
Во многих
школах сейчас берут в аренду прилавки в школьной столовой для продажи продуктов
питания детям. Так как не все имеют право бесплатно питаться в школьных
столовых, многие должны покупать себе обеды. Для школы это означает 2000 – 3000
рублей в месяц, или 16000 – 24000 рублей в год.
1.3.
спортивный зал. Аренда спортивного зала представляет собой услугу, которую
необходимо рекламировать. Есть два возможных способа использования спортивного
зала: аренда самого зала и занятие на тренажёрах. Например, в молодёжных
компаниях люди очень часто занимаются волейболом или баскетболом. Поэтому для
молодёжи аренда недорогого спортивного зала, куда недалеко ехать – выгодно. Кроме
того известно, что в крупных фирмах есть свои спортивные команды, которые
устраивают дружеские встречи по разным видам спорта. Аренда зала фирмами также
мажет приносить доход.
Для расчёта
дохода сначала необходимо рассчитать, сколько часов в неделю можно потратить на
сдачу зала физическим и юридическим лицам. По мнению автора, оптимальным
расчётным временем является с 18.00 до 23.00 (5 часов). Во-первых, сразу после
уроков в школах проводятся тренировки, а во-вторых, арендовать спортивный зал
могут только работающие люди, которые сами приходят с работы вечером. Итак, при
максимальном использовании 5 часов в день или 30 часов в неделю при стоимости
часа 300 рублей, получаем следующие данные: 300 руб. * 30 часов * 32 недели =
288000 рублей в год.
2.
Дополнительные платные услуги.
2.1
дополнительные занятия. Есть определённые предметы, которые очень нужны в
современной жизни, например такие, как иностранный язык, информатика,
математика и т.д.…Школьной программы для углублённого изучения которых
недостаточно, даже при новом образовательном стандарте, поэтому в учебных
заведениях предлагается дополнительное их углублённое изучение. Новый
образовательный стандарт предполагает увеличение количества часов, отведенных
на изучение иностранного языка (теперь он будет изучаться со второго класса). В
основной школе добавлены часы на изучение информатики. Министерство
пошло на этот шаг, понимая, что в наши дни владение компьютерной техникой,
знание информационных технологий являются такими же необходимыми навыками, как
умение писать и считать. Увеличено также число часов, отведенных на изучение
такого предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности», что, по мнению
разработчиков, поможет подготовить школьника к жизненным трудностям, будет
способствовать формированию у школьников чувства защищенности и научит
поведению в критической ситуации.
Для
определения доходов, предположим, что занятия ведутся по трём предметам
стоимостью по 1000 рублей в месяц с человека. Понятно, что экономический доход
зависит от наполняемости групп и от количества преподавателей, проводящих
занятия. Рассчитаем доход для групп из 10 человек. 1000 рублей * 10 человек * 3
группы / предмета * 9 месяцев = 270000 рублей. Известно, что в школе 10
классов, дети из которых вряд ли будут заниматься вместе, так как у них разный
уровень знаний того или иного предмета. Предположим, что дополнительные занятия
начинаются с пятого класса. Поэтому доход для групп необходимо умножить на 7
(ученики 5 класса, 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл., 10 кл., 11 кл.).
То есть:
270000 рублей * 7 = 1890000 рублей – экономический доход для этого вида услуг.
2.2 другие
платные услуги. К ним относятся: Интернет, пользование компьютерами, факсов,
ксероксов и т.д.… Доходы:
– Интернет
– 10 рублей (почасовая оплата) * 40 часов (нельзя забывать о компьютерных
курсах!) * 15 компьютеров * 32 недели = 192000 рублей;
– Компьютеры,
факсы, ксероксы – от 300 рублей в месяц, следовательно, от 2400 рублей в год.
Анализируя
таблицу можно чётко увидеть, что рассматриваемые школы не используют своего
потенциала в части привлечения дополнительных средств даже на треть. В той
ситуации, в какой они оказались из-за недостаточного финансирования, это большая
ошибка.
Из таблицы №21
по данным за 2006 год видна разница в финансировании обеих школ, которая
составляет: у школы №1 1544,26 тысяч рублей (4589,63 – 3345,68 + 300,31), у
школы №2 1930,27 тысяч рублей (5189,12 – 3412,65 + 153,80). Если сравнить данные
по разнице в финансировании рассматриваемых учебных заведений и максимально
возможную прибыль от дополнительных услуг, получается, что при использовании
средств школы можно исправить существующее положение, в котором оказались
учебные заведения, так как максимально возможная прибыль больше чем каждая
сумма недофинансирования школ.
Из третьей
части работы можно сделать следующие выводы: бюджетное финансирование
учреждений общего образования составляет не более 50 – 60% от необходимого. В
последние годы школы начинают восполнять недостающие средства путём оказания
дополнительных платных услуг населению и фирмам, но существующие бюджетные
доходы дают только от 7 до 15–20% необходимых денежных средств. По расчётам
автора работы, при большем использовании школьного имущества возможно получить
доходы, с помощью которых можно получать почти 100-процентное финансирование, а
может, начать и капитальное строительство.
Литература и источники
1. Бабич А.М., Павлова
Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2002 г.;
2. Богданов А.А. Прикладной
бюджетный анализ: методика и подходы. СПб., 2002 // МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИКЛАДНОМУ БЮДЖЕТНОМУ АНАЛИЗУ В СФЕРЕ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
3. Бюджетная
классификация расходов (с 2005 года);
4. Видяпина В.И. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2;
5. Закон Санкт-Петербурга «О
бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год» от 17.11.2004 №578–81 в редакции Закона
Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О
бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год» от 29.06.2005 №363–41 с приложениями;
6. ИНСТРУКЦИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (с изменениями 10 июля
2000 г.)
УТВЕРЖДЕНА приказом
Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. №107н;
7. Инструкция по бухгалтерскому
учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 17.02.99 г.
№15н;
8. Отражение информации о
целевом бюджетном финансировании в отчетности организаций, получающих бюджетные
средства. Статья на Audit-it.ru;
9. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке открытия
и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению
расходов городского бюджета;
10. Приказ Министерства
финансов РФ от 26.08.2004 №70н. Зарегистрирован Минюстом России 05.10.2004 №6055
«ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ»;
11. Приказ от 15 июня 2000 г. №54н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ИНСТРУКЦИИ О ГОДОВОЙ, КВАРТАЛЬНОЙ И МЕСЯЧНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА В
СООТВЕТСТВИИ С БЮДЖЕТНОЙ РОСПИСЬЮ»;
12. Приказ Федерального
казначейства от «22» марта 2005 г. №1н «О ПОРЯДКЕ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА»;
13. Распоряжение Комитета
финансов Правительства Санкт-Петербурга от 4 августа 2005 г. №113‑р «О
порядке зачисления в бюджет Санкт-Петербурга доходов, полученных бюджетными учреждениями
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»;
14. Распоряжение Комитета
финансов Санкт-Петербурга от 15.08.2005 №120‑р «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ФИНАНСОВ ОТ 26.04.2001 №45‑Р»;
15. Распоряжение от «26»
апреля 2001 №45‑р «Об утверждении Инструкции о порядке
финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга и ведения лицевых счетов
главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им бюджетных
учреждений при казначейской системе исполнения бюджета»;
16. Синельников С., Золотарева А., Трунин И., Толмачева И.,
Юдин А. Муниципальные финансы в бюджетной системе России. – М., 1999 г.;
17. Словарь бухгалтерских
терминов на http://provodka.ru/dictionary.php
18. Федеральный закон «О
бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129‑ФЗ
19. http://berator.ru/na/;
20. http://maga.econ.msu.ru/;
21. http://www.1 c.miass.ru/index.php;
22. http://www.rosec.ru/ Порядок
отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования;
23. http://www.xserver.ru/user/finpr.shtml.
[1]
Взимание налога на прибыль, полученную в результате предпринимательской
деятельности образовательного учреждения, по закону «Об образовании» не
предусмотрено. Но Налоговый кодекс его предписывает. Об этом абсурде см. Пинский
А.А. «Новая школа…».
[2] Прибыли у фонда быть не
может. В противном случае его деятельность может быть оценена как
посредническая.
|