Дипломная работа: Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)
– снижение затрат на производство;
– вывод предприятий ЖКХ в режим бездотационного и устойчивого
функционирования;
– разработка комплекса мер по заинтересованности
предприятий ЖКХ в снижении затрат на оказываемые коммунальные услуги, по
социальной защите населения, исходя из того, что энергосбережение – одно из
основных средств социальной защиты в ходе реализации реформы
жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение комфортности проживания в
жилых домах, построенных более 20 лет назад;
– уменьшение объема утилизации ТБО и КГО;
– ликвидация загрязнителей грунтовых вод и улучшение
экологической обстановки в городе;
– экономия природных ресурсов за счет переработки вторичного
сырья.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
основных задач:
– модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
– повышение эффективности управления объектами коммунальной
инфраструктуры;
– привлечение средств внебюджетных источников (в том
числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан)
для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры
Сроки и этапы реализации Программы
2007–2010 годы, в том числе:
первый этап – 2007–2008 годы;
второй этап – 2009–2010 годы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
– Повышение качества предоставления коммунальных услуг;
надежность работы систем жизнеобеспечения города,
– Снижение уровня износа основных фондов до величины, не
превышающей 30%;
– Сокращение нерационального использования ресурсов на
предприятиях ЖКХ, в том числе топливно-энергетических не менее чем на 20–25%;
– Снижение себестоимости оказываемых услуг;
– Улучшение экологической ситуации; создание
благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования
проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, администрация города Серпухова в своей
деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса
модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются
недостатки в реализации рассматриваемого процесса.
3. Направления по совершенствованию реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
На муниципальном уровне осуществляется непосредственное
управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным
направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий,
предоставленных органами местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ «О
местном самоуправлении».
В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций
собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций
подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги.
В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного
управления и функции управления как хозяйственной деятельности.
Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения
функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации
объектов ЖКХ.
В отношениях между собственниками и нанимателями
целесообразно как можно скорее перейти к реально подписанным договорам найма
как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.
Это касается как договоров социального найма, так и договоров
найма (коммерческого найма) вне социального сектора. Органы местного
самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном
жилье, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому
договору, утвержденному на федеральном уровне.
Комплекс институциональных преобразований в рамках
реформирования жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие основные
направления изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть
реализованы в региональных программах реформы ЖКХ:
– продолжение изменений структуры собственности в
жилищном фонде (регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации»);
– создание товариществ собственников жилья
(регламентируется Федеральным законом «О товариществах собственников жилья»,
примерным Уставом ТСЖ, примерными положениями об обслуживании и о
финансировании ТСЖ; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований
принимаются соответствующие нормативные документы, отражающие особенности
региона и города);
– преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие
субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, равноправных
партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским Кодексом РФ,
положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том
числе путем акционирования (регламентируется действующей до сих пор Программой
приватизации, содержащееся в которой разрешительное право со стороны органов
местного самоуправления практически остановило процесс акционирования на уровне
1994 г. – 10% числа предприятий водо- и энергоснабжения, что объясняется
часто обоснованными опасениями потери управляемости акционированным
предприятием); необходима разработка на федеральном уровне нового положения,
регламентирующего особенности акционирования коммунальных предприятий – естественных
монополий, в частности, с оставлением за городом контрольного пакета акций;
– муниципализация государственных предприятий ЖКХ
(используются нормативы материально-технического обеспечения ЖКХ).
Развитие договорных отношений
Новый этап в развитии договорных отношений предполагает
переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с
органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового
поля, обеспечивающего сочетание прав обязанностей и ответственности участников
договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и
ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного
самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм
Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное
законодательство находится в совместном ведении Российской и субъектов
Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно
управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять
местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил
нормы, регулирующие права собственности, договор найма жилого помещения,
принципы договорных отношений местного самоуправления, хозяйствующих субъектов,
юридических и физических лиц и потребителей. При разработке региональных
программ целесообразно использовать «Положение о формировании договорных
отношений в ЖКХ», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях
создания служб заказчика».
На федеральном уровне должны быть доработаны примерные
договоры социального и коммерческого найма жилых помещений. До их разработки
государственные органы субъектов Федерации могут разрабатывать и применять свои
соответствующие нормативные акты.
Должны получить свое развитие и совершенствование формы и
содержания договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В
обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания,
уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий
договора. На федеральном уровне должны быть разработаны примерные договоры по
каждому виду услуг, на региональном – утверждены формы договоров, отражающие
особенности и уровень обслуживания конкретного региона, города. Кроме того,
должна быть разработана система правовой и административной ответственности
заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонения от заключения
договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.
Организация управления ЖКХ основана на разграничении функций,
прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с
Постановлением «О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». С целью
государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства,
особенно предприятий – естественных монополистов, должен быть разработан
Федеральный закон «О государственных минимальных стандартах». Важную роль
должна играть в организации регулирования деятельности ЖКХ разрабатываемая «Программа
демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального
хозяйства». Правовой основой антимонопольного регулирования, развития
конкуренции в ЖКХ является закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» и Указы Президента РФ «О
новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»» и «О
развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту
государственного и муниципального жилищного фонда».
В практике деятельности по созданию конкурентной среды в
обслуживании жилищного фонда должно быть использовано «Примерное положение о
порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и
муниципального фондов».
Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и
организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных
обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и региональные
жилищные инспекции. Их деятельность регламентируется «Положением о
государственной жилищной инспекции Российской Федерации», «Примерным положением
о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам», Положением «Об
особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях
разграничения права владения». В процессе государственного регулирования ЖКХ
могут использоваться также «Нормативно-методические документы по организации
лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и
населенных пунктов».
Защита прав потребителей
Правовой основой методов и форм защиты прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг является закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей».
Органами государственной власти субъектов Российской
Федерации должны быть приняты соответствующие ресурсные нормативы для
обеспечения реализации государственных минимальных стандартов в сфере
жилищно-коммунального хозяйства. Необходима разработка «Положения о комиссии по
жилищным спорам», утверждение «Правил теплоснабжения, водоснабжения,
канализации и электроснабжения». Для обеспечения защиты низкодоходных семей при
переходе жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим работы и
расширения сферы действия системы жилищных субсидий (в том числе, при
пересмотре и упорядочении действующей системы льгот и переводе большей части их
в систему субсидий) должны быть приняты на региональном уровне «Порядок
предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг» в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и
нормами. Также должен быть разработан нормативный акт, определяющий состав
доходов, включаемый в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций
(субсидий) на оплату услуг ЖКХ, в соответствии с рекомендациями Министерства
труда Российской Федерации.
Правовой основой реализации намеченного поэтапного перехода к
безубыточной работе отрасли является закон Российской Федерации «Об Основах
федеральной жилищной политики». Постановление Правительства Российской
Федерации №707 от 18.06.96 г. «Об упорядочении систем оплаты жилья и
коммунальных услуг». При разработке реформ финансирования и ценообразования в
ЖКХ могут использоваться «Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных
услуг», «Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги
ЖКХ», «Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на
капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и
ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального
жилищного фонда».
Важным элементом реформы является выбор рациональной тактики
изменения действующих тарифов для населения. Критерием рациональности этого
процесса является предотвращение социальной напряженности и роста неплатежей
при обеспечении срока перехода к безубыточной работе ЖКХ. Для методической и
правовой поддержки указанных мероприятий реформы требуется разработка
методических рекомендаций по определению динамики тарифов на услуги ЖКХ с
учетом доходов населения.
Для обеспечения финансирования за счет привлечения
внебюджетных средств развития объектов ЖКХ, ликвидации сложившегося
значительного переизноса основных фондов должна быть разработана «Методология
технико-экономических обоснований инвестиционных проектов для привлечения
средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства
на развитие объектов инфраструктуры».
Организация проведения реформы ЖКХ
Основным документом, определяющим принципы, направления и
пути реформирования ЖКХ является «Концепция реформы жилищно-коммунального
хозяйства», утвержденная Указом Президента Российской Федерации.
Механизм формирования межбюджетных взаимодействий,
направленный на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального
хозяйства.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации предусматривает, что при сохранении за органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему
оплаты жилья коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой
субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую
очередь в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых
следующих федеральных стандартов:
а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот
стандарт составляет 18 м2 общей площади на одного члена семьи
из трех и более человек, 42 м2 – на семью двух человек и 33 м2
– на одиноко проживающего человека;
б) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот
стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный,
теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение в
среднем по всем видам этих услуг);
в) федеральный стандарт максимально допустимой доли
собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.
Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы
площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от
совокупного семейного дохода);
г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
Этот стандарт определяется дифференцированно по экономическим
регионам Российской Федерации. При фактическом перечислении средств
федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет
производиться уменьшение расчетного размера трансфертов с учетом величины
дополнительных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, предоставляемых в
рамках консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате
отклонения от установленных Федеральных стандартов. В то же время не будет
допускаться уменьшение размера трансфертов для субъектов Российской Федерации,
снижающих бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству в ходе проведения
его реформы.
Органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ,
а также органам местного самоуправления рекомендуется в рамках собственной
компетенции привести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного
уровня граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли
собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в
соответствие с федеральными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные
бюджетные источники для дотирования отрасли ЖКХ сверх федеральных стандартов.
При определении трансфертной политики субъекта Федерации по
отношению к муниципальным образованиям рекомендуется пользоваться теми же
подходами для определения размера трансфертов в зависимости от отклонения от
региональных нормативов проведения жилищной реформы, которые также могут быть
установлены в пределах субъекта РФ.
Особое внимание следует уделить выполнению федеральных
стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы жилищных
субсидий, в первую очередь – установлению дифференцированной социальной нормы
площади жилья в зависимости от состава семьи.
Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий
рекомендуется выделить отдельной строкой в расходной части местных бюджетов и
рассматривать как защищенную статью. В первоочередном порядке средств на
компенсацию жилищных субсидий должны перечисляться на счете товариществ
собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Вместе с тем, неурегулированность
вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить
основанием для отказа в начислении компенсаций гражданам. В случае отсутствия
либо перерасхода бюджетных средств, предоставление компенсаций производится как
выпадающие доходы.
При формировании региональных и местных нормативов уровня
платежей граждан за услуги ЖКХ и предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг следует предусматривать анализ тарифов на эти услуги
с целью их понижения за счет исключения за счет исключения необоснованных
затрат. Проведение такой работы может привести к ситуации, когда уровень
платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат без изменения стоимости
этих услуг для населения. Достижение таких результатов позволит снизить бюджетное
дотирование отрасли и будет демонтировать эффективность проведения
жилищно-коммунальной реформы.
Методы использования внебюджетных источников
Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить
потребности города в реконструкции и развитии городской жилищной
инфраструктуры: снижается качество и ритмичность предоставления коммунальных
услуг наряду с повышением эксплуатационных издержек; соответственно растут
затраты, которые необходимо предпринять в будущем для исправления ситуации.
Вместе с тем, сокращение бюджетных источников финансирования
капиталовложений приводит к переосмыслению самой концепции инвестирования в
жилищную инфраструктуру, пересмотру приоритетных направлений капитальных
вложений, поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики.
Сама практика финансирования капиталовложений из
государственных и муниципальных бюджетов, при которой решения о
капиталовложениях в инфраструктуру зачастую принимаются в расчете на
краткосрочные результаты, без учета соображений экономической эффективности и
социальной справедливости, должна быть подвергнута переоценке.
Одним из приоритетных направлений в этой связи следует
считать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций
в жилищную инфраструктуру, причем, главным образом в тепло- и энергосберегающие
проекты. В частности, перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых
энергоемких водонасосов на современные многоскоростные, внедрение установок по
выработке биогаза на очистных сооружениях с последующим использованием
полученного топлива для выработки электроэнергии и тепла на предприятиях
водоканализационного хозяйства позволяет значительно снизить себестоимость
производства соответствующих коммунальных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|