рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)

– снижение затрат на производство;

– вывод предприятий ЖКХ в режим бездотационного и устойчивого функционирования;
– разработка комплекса мер по заинтересованности предприятий ЖКХ в снижении затрат на оказываемые коммунальные услуги, по социальной защите населения, исходя из того, что энергосбережение – одно из основных средств социальной защиты в ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение комфортности проживания в жилых домах, построенных более 20 лет назад;

– уменьшение объема утилизации ТБО и КГО;

– ликвидация загрязнителей грунтовых вод и улучшение экологической обстановки в городе;

– экономия природных ресурсов за счет переработки вторичного сырья.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

– модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

– повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

– привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации Программы

2007–2010 годы, в том числе:

первый этап – 2007–2008 годы;

второй этап – 2009–2010 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

– Повышение качества предоставления коммунальных услуг;

надежность работы систем жизнеобеспечения города,

– Снижение уровня износа основных фондов до величины, не превышающей 30%;

– Сокращение нерационального использования ресурсов на предприятиях ЖКХ, в том числе топливно-энергетических не менее чем на 20–25%;

– Снижение себестоимости оказываемых услуг;

– Улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, администрация города Серпухова в своей деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются недостатки в реализации рассматриваемого процесса.


3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства

3.1 Реформирование управления жилищным фондом

На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органами местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ «О местном самоуправлении».

В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного управления и функции управления как хозяйственной деятельности.

Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.

В отношениях между собственниками и нанимателями целесообразно как можно скорее перейти к реально подписанным договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.

Это касается как договоров социального найма, так и договоров найма (коммерческого найма) вне социального сектора. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном жилье, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном уровне.

Комплекс институциональных преобразований в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть реализованы в региональных программах реформы ЖКХ:

– продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде (регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»);

– создание товариществ собственников жилья (регламентируется Федеральным законом «О товариществах собственников жилья», примерным Уставом ТСЖ, примерными положениями об обслуживании и о финансировании ТСЖ; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные документы, отражающие особенности региона и города);

– преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, равноправных партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским Кодексом РФ, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том числе путем акционирования (регламентируется действующей до сих пор Программой приватизации, содержащееся в которой разрешительное право со стороны органов местного самоуправления практически остановило процесс акционирования на уровне 1994 г. – 10% числа предприятий водо- и энергоснабжения, что объясняется часто обоснованными опасениями потери управляемости акционированным предприятием); необходима разработка на федеральном уровне нового положения, регламентирующего особенности акционирования коммунальных предприятий – естественных монополий, в частности, с оставлением за городом контрольного пакета акций;

– муниципализация государственных предприятий ЖКХ (используются нормативы материально-технического обеспечения ЖКХ).

Развитие договорных отношений

Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил нормы, регулирующие права собственности, договор найма жилого помещения, принципы договорных отношений местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц и потребителей. При разработке региональных программ целесообразно использовать «Положение о формировании договорных отношений в ЖКХ», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания служб заказчика».

На федеральном уровне должны быть доработаны примерные договоры социального и коммерческого найма жилых помещений. До их разработки государственные органы субъектов Федерации могут разрабатывать и применять свои соответствующие нормативные акты.

Должны получить свое развитие и совершенствование формы и содержания договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора. На федеральном уровне должны быть разработаны примерные договоры по каждому виду услуг, на региональном – утверждены формы договоров, отражающие особенности и уровень обслуживания конкретного региона, города. Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонения от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.

3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ

Организация управления ЖКХ основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с Постановлением «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». С целью государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства, особенно предприятий – естественных монополистов, должен быть разработан Федеральный закон «О государственных минимальных стандартах». Важную роль должна играть в организации регулирования деятельности ЖКХ разрабатываемая «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства». Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Указы Президента РФ «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»» и «О развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда».

В практике деятельности по созданию конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда должно быть использовано «Примерное положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального фондов».

Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и региональные жилищные инспекции. Их деятельность регламентируется «Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации», «Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам», Положением «Об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения». В процессе государственного регулирования ЖКХ могут использоваться также «Нормативно-методические документы по организации лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов».

Защита прав потребителей

Правовой основой методов и форм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг является закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты соответствующие ресурсные нормативы для обеспечения реализации государственных минимальных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходима разработка «Положения о комиссии по жилищным спорам», утверждение «Правил теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электроснабжения». Для обеспечения защиты низкодоходных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим работы и расширения сферы действия системы жилищных субсидий (в том числе, при пересмотре и упорядочении действующей системы льгот и переводе большей части их в систему субсидий) должны быть приняты на региональном уровне «Порядок предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» в соответствии с установленными на федеральном уровне правилами и нормами. Также должен быть разработан нормативный акт, определяющий состав доходов, включаемый в совокупный доход семьи при предоставлении компенсаций (субсидий) на оплату услуг ЖКХ, в соответствии с рекомендациями Министерства труда Российской Федерации.

3.3 Совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ

Правовой основой реализации намеченного поэтапного перехода к безубыточной работе отрасли является закон Российской Федерации «Об Основах федеральной жилищной политики». Постановление Правительства Российской Федерации №707 от 18.06.96 г. «Об упорядочении систем оплаты жилья и коммунальных услуг». При разработке реформ финансирования и ценообразования в ЖКХ могут использоваться «Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», «Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ», «Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального жилищного фонда».

Важным элементом реформы является выбор рациональной тактики изменения действующих тарифов для населения. Критерием рациональности этого процесса является предотвращение социальной напряженности и роста неплатежей при обеспечении срока перехода к безубыточной работе ЖКХ. Для методической и правовой поддержки указанных мероприятий реформы требуется разработка методических рекомендаций по определению динамики тарифов на услуги ЖКХ с учетом доходов населения.

Для обеспечения финансирования за счет привлечения внебюджетных средств развития объектов ЖКХ, ликвидации сложившегося значительного переизноса основных фондов должна быть разработана «Методология технико-экономических обоснований инвестиционных проектов для привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие объектов инфраструктуры».

Организация проведения реформы ЖКХ

Основным документом, определяющим принципы, направления и пути реформирования ЖКХ является «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденная Указом Президента Российской Федерации.

Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации предусматривает, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:

а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 м2 общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м2 – на семью двух человек и 33 м2 – на одиноко проживающего человека;

б) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение в среднем по всем видам этих услуг);

в) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.

Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода);

г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Этот стандарт определяется дифференцированно по экономическим регионам Российской Федерации. При фактическом перечислении средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет производиться уменьшение расчетного размера трансфертов с учетом величины дополнительных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, предоставляемых в рамках консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате отклонения от установленных Федеральных стандартов. В то же время не будет допускаться уменьшение размера трансфертов для субъектов Российской Федерации, снижающих бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству в ходе проведения его реформы.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления рекомендуется в рамках собственной компетенции привести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного уровня граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для дотирования отрасли ЖКХ сверх федеральных стандартов.

При определении трансфертной политики субъекта Федерации по отношению к муниципальным образованиям рекомендуется пользоваться теми же подходами для определения размера трансфертов в зависимости от отклонения от региональных нормативов проведения жилищной реформы, которые также могут быть установлены в пределах субъекта РФ.

Особое внимание следует уделить выполнению федеральных стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы жилищных субсидий, в первую очередь – установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья в зависимости от состава семьи.

Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий рекомендуется выделить отдельной строкой в расходной части местных бюджетов и рассматривать как защищенную статью. В первоочередном порядке средств на компенсацию жилищных субсидий должны перечисляться на счете товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Вместе с тем, неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в начислении компенсаций гражданам. В случае отсутствия либо перерасхода бюджетных средств, предоставление компенсаций производится как выпадающие доходы.

При формировании региональных и местных нормативов уровня платежей граждан за услуги ЖКХ и предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг следует предусматривать анализ тарифов на эти услуги с целью их понижения за счет исключения за счет исключения необоснованных затрат. Проведение такой работы может привести к ситуации, когда уровень платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат без изменения стоимости этих услуг для населения. Достижение таких результатов позволит снизить бюджетное дотирование отрасли и будет демонтировать эффективность проведения жилищно-коммунальной реформы.

Методы использования внебюджетных источников

Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребности города в реконструкции и развитии городской жилищной инфраструктуры: снижается качество и ритмичность предоставления коммунальных услуг наряду с повышением эксплуатационных издержек; соответственно растут затраты, которые необходимо предпринять в будущем для исправления ситуации.

Вместе с тем, сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений приводит к переосмыслению самой концепции инвестирования в жилищную инфраструктуру, пересмотру приоритетных направлений капитальных вложений, поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики.

Сама практика финансирования капиталовложений из государственных и муниципальных бюджетов, при которой решения о капиталовложениях в инфраструктуру зачастую принимаются в расчете на краткосрочные результаты, без учета соображений экономической эффективности и социальной справедливости, должна быть подвергнута переоценке.

Одним из приоритетных направлений в этой связи следует считать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем, главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты. В частности, перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых энергоемких водонасосов на современные многоскоростные, внедрение установок по выработке биогаза на очистных сооружениях с последующим использованием полученного топлива для выработки электроэнергии и тепла на предприятиях водоканализационного хозяйства позволяет значительно снизить себестоимость производства соответствующих коммунальных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.