рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Налог на доходы физических лиц

В аналогичном порядке не учитываются при заполнении карточки государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством (п. 2 ст. 217), все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных действующим законодательством, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, выплачиваемых в случаях, указанных в п. 3 ст. 217, и так далее. Также не отражаются в налоговой карточке отдельные виды доходов, освобождаемые от налогообложения в соответствии с пунктами 1, 2, 4 ст. 213 НК РФ, получаемые в виде страховых выплат или пенсионных выплат из негосударственных пенсионных фондов. Доходы, частично освобождаемые от налогообложения, указанные в ст. 217 НК РФ, учитываются в Налоговой карточке в соответствии с правилами, приведенными в порядке ее заполнения.

В Налоговой карточке не отражаются доходы, полученные налогоплательщиком от других налоговых агентов.

Карточки на работников обособленных структурных подразделений российских организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, ведутся ООО «СервисХост» по месту начисления дохода работникам этих подразделений.

Первые два раздела содержат необходимую справочную информацию о налоговом агенте и налогоплательщике и заполняются на основании соответствующих документов, в том числе удостоверяющих личность налогоплательщика и подтверждающих его статус налогового резидента.

При определении статуса налогоплательщика следует иметь в виду, что граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2009 г. в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода с последующим уточнением исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода. При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом, временно пребывающим на территории Российской Федерации, трудовых отношений, и выезде его за пределы Российской Федерации, налоговым агентом производится перерасчет налога по ставке 30% со всей суммы полученного дохода без предоставления каких-либо налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ в случае, если период фактического нахождения такого лица на территории Российской Федерации в отчетном календарном году составляет менее 183 дней.

Заполнение разделов III, IV и V карточки, содержащих расчет налоговой базы по видам доходов, облагаемых налогом по ставке 13, 30 или 35%, производится организациями - налоговыми агентами на основе данных регистров бухгалтерского учета, отражающих совершение соответствующей хозяйственной операции, в результате которой налогоплательщику был начислен доход, а также иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.

Индивидуальные предприниматели - налоговые агенты исчисляют налоговую базу на основе своих данных по учету доходов и расходов и хозяйственных операций, осуществляемому в порядке, согласованном с налоговыми органами.

Удержание исчисленной суммы налога с начисленных доходов производится налоговыми агентами непосредственно из таких доходов при их фактической выплате.

Налоговые агенты, являющиеся работодателями, вправе по заявлению физического лица, которое может быть подано по его выбору одному из работодателей, при определении налоговой базы по доходам, облагаемым налогом по ставке 13%, предоставлять стандартные налоговые вычеты на работника и каждого его ребенка, установленные ст. 218 НК РФ. Сумма таких стандартных вычетов учитывается при заполнении раздела III карточки.

В случае осуществления налоговыми агентами выплат по договорам гражданско-правового характера, облагаемых налогом у источника выплаты по ставке 13%, сумма выплачиваемого вознаграждения может быть уменьшена на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 221 НК РФ. Эти вычеты предоставляются на основании заявления налогоплательщика в размере документально подтвержденных расходов, связанных с выполнением работ по таким договорам. Если налоговый агент выплачивает авторские вознаграждения, расходы могут учитываться по нормативам затрат, приведенным в ст. 221 НК РФ. Сумма таких предоставленных налоговым агентом профессиональных налоговых вычетов также отражается при заполнении раздела III Налоговой карточки.

Социальные и имущественные налоговые вычеты, установленные статьями 219 и 220 НК РФ, предоставляемые налогоплательщикам в связи с направлением части своих доходов на благотворительность, учебу, лечение, приобретение жилого дома или квартиры, могут быть получены только на основании заявления налогоплательщика и его декларации, подаваемой в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода. В связи с чем при заполнении Налоговой карточки и исчислении налога источником выплаты дохода социальные и имущественные налоговые вычеты не предоставляются, в том числе тем работникам, которые в 2008 г. пользовались льготой в связи с осуществлением строительства (приобретения) жилья, и полностью ее по состоянию на 1 января 2009 г. не использовали.

Сумма задолженности по другим доходам, кроме заработной платы, начисленным налогоплательщику в отчетном периоде, фактически не выплаченным (не перечисленным, не переданным) налогоплательщику в этом периоде, при расчете общей суммы налога по итогам календарного года из налоговой базы этого года исключаются.

Соответственно корректируется исчисленная по начислению сумма налога. В таком случае удержанный налог должен соответствовать исчисленной сумме платежа, либо, в случае выплаты дохода только в натуральной форме, исчисленный налог может быть передан на взыскание в налоговый орган. В ином порядке в целях налогообложения учитывается задолженность по заработной плате, образовавшаяся после введения в действие части второй НК РФ.

Так, в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ, суммы заработной платы, начисленные в 2009 г., независимо от даты их фактической выплаты учитываются как доходы, полученные налогоплательщиком в последний день месяца, за который произведено их начисление.

Например, заработная плата за февраль, выплаченная в апреле, при заполнении раздела III карточки учитывается в поле «Февраль», и соответственно принимается в расчет налоговой базы, полученной за январь--февраль. Сумма налога, исчисленного с такой заработной платы, должна удерживаться при ее фактической выплате, то есть в апреле месяце. Если задолженность по зарплате будет переходить на 2010 г., сумма налога, исчисленного с невыплаченной заработной платы, образовавшаяся на конец года, должна указываться в поле «Перенесено в налоговую карточку следующего года Долг по налогу за налогоплательщиком».

В Налоговой карточке следующего года такая переходящая задолженность отражается в поле «На начало налогового периода Долг по налогу за налогоплательщиком». Удержание налога производится по мере выплаты задолженности по зарплате. Удержанная сумма налога отражается в Налоговой карточке отчетного года, в котором произведено такое удержание.

Что касается задолженности по зарплате, образовавшейся до 1 января 2009 г., такие выплачиваемые в 2009 г. суммы в общеустановленном порядке учитываются при расчете налоговой базы и налога в разделе III Налоговой карточки.

При заполнении формы № 1-НДФЛ следует обратить внимание на правильное применение кодов, присвоенных видам доходов, получаемых налогоплательщиком начиная с января месяца 2001 г. Справочник «Виды доходов», приведенный в разделе II приложения к формам № 1-НДФЛ и № 2-НДФЛ, утвержден в новой редакции, излагающей наименование видов доходов применительно к их группировке, данной в соответствующих статьях главы 23 НК РФ. Например, при расчете налоговой базы в 2009 г. суммы, выплачиваемые по больничным листам, следует указывать в налоговых карточках (раздел III) и в справках о доходах за 2009 г. (раздел II.I) по коду 2300, а сумма заработной платы будет записываться по коду 2008. Эти же выплаты в 2008г. указывались по одному коду 0200.

Имущественный вычет по доходам, полученным от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика, может быть получен только на основании письменного заявления и декларации, подаваемой по месту жительства налогоплательщика. Налоговые агенты, выплачивающие физическим лицам соответствующие доходы от продажи их имущества, определение налоговой базы для целей исчисления и удержания налога на доходы не производят. Вся сумма произведенной выплаты независимо от ее размера указывается при заполнении раздела VII Налоговой карточки и раздела IV листа 2 Справки о доходах. При заполнении других разделов карточки названные суммы не отражаются.

В случае выплаты дохода от продажи имущества, принадлежащего физическому лицу - нерезиденту, со всей суммы начисленного дохода производится исчисление и удержание налога по ставке 30% с отражением произведенной операции в разделе III Налоговой карточки.


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:

Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным «бумагомаранием» граждан.

Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).

Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты. Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.

Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.

Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев.

Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения.

Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации.

В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам.

Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.

Думается, что пришло время в принципе изменить систему поддержки отдельных слоев населения, и делать это не через налоговые льготы, а через пенсии и пособия. Перед налогами должны быть равны все - и пенсионер, и предприниматель, и Президент.

Вполне правомерна постановка вопроса об отнесении к экономически необоснованной налоговой форме и такого платежа, как подоходный налог с суммы жалованья, выплачиваемого из бюджетных средств работникам бюджетных сфер деятельности. Более того, сфера применения этого налога может значительно расшириться, поскольку проект Налогового кодекса вносит для законодательного оформления положение о налогообложении доходов военнослужащих. Платеж в виде подоходного налога с жалованья работников бюджетных сфер деятельности (за исключением коммерческих доходов) не может быть классифицирован как собственно налог. Работники бюджетных сфер, в том числе и военнослужащие, получая не заработную плату, а жалованье от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Коммерческая деятельность в данном случае не рассматривается. Здесь налог теряет свое сущностное содержание, т. е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в производстве. Взимание этого налога представляет собой искусственно созданный перераспределительный процесс. Налогооблагаемой базой по подоходному налогу с работников бюджетных сфер является жалованье, выплачиваемое из бюджета. В бюджете эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий. Жалованье по своей экономической сущности не относиться к категории «заработная плата « - объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основной, при распределении которой возникают финансовые отношения. Только в составе этих финансовых отношений могут складываться налоговые отношения. В противном случае получается, что мы берем налог с сумм, сформированных в бюджете в основном теми же налогами. Вышеназванное несоответствие (в отношении подоходного налога с работников бюджетных сфер) может быть устранено за счет уменьшения жалованья на сумму налоговых изъятий.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. В настоящее время порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ Налог на доходы физических лиц, вступившей в действие в 2001 году и положившей начало применению совершенно новой системы налогообложения доходов физических лиц, которая сменила действовавшую на протяжении ряда лет систему подоходного налогообложения граждан.

Основным новшеством в налогообложении доходов физических лиц было введение плоской шкалы налогообложения и установление четырех налоговых ставок, применяемых к различным видам доходов. Кроме этого, был введен ряд налоговых льгот для физических лиц, установлены доходы, освобождаемые от налогообложения, расширен круг налогоплательщиков и др.

За восемь лет существования НДФЛ не раз подвергался реформированию. Следует отметить, что кардинальных изменений за это время не произошло. В основном реформированию подвергались суммы налоговых вычетов и порядок их представления, корректировались некоторые ставки и виды доходов. Так, например, стандартный вычет на ребенка был увеличен с 300 до 600 руб., при этом с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. увеличилась предельная величина дохода, при достижении которой прекращается предоставление данной льготы. Размер вычета при покупке и строительстве жилья увеличен с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. Кроме этого, изменился порядок предоставления данного вычета работодателям дано право предоставления вычета при наличии уведомления из налогового органа. С 6 до 9 процентов была увеличена ставка НДФЛ по доходам, выплачиваемым в виде дивидендов. Размер материальной помощи, освобождаемой от налогообложения, увеличен с 2 до 4 тыс. руб. Список доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен доходами, полученными в порядке дарения от членов семьи и близких родственников .

Ряд поправок, внесенных в 23 главу НК РФ, вступил в силу с 1 января 2009 года. О внесении изменений в статью 218 части второй налогового кодекса Российской Федерации.

Изменение 1: предел предоставления вычетов.

С 1 января 2009 года:

- стандартный налоговый вычет на самого получателя дохода предоставляется до момента достижения размера дохода нарастающим итогом с начала года суммы в 40 000 рублей (ранее – в 20 000 рублей);

- стандартный налоговый вычет на ребенка налогоплательщика – получателя дохода предоставляется до момента достижения размера дохода нарастающим итогом с начала года суммы в 280 000 рублей (ранее – 40 000 рублей).

Как видим, повышение порога предоставления вычета на ребенка до порога регрессии по ЕСН и ПФР является принципиальным. Оно означает, что данный вычет будет влиять на фактический располагаемый доход не только низкооплачиваемых сотрудников, но и сотрудников, чей доход относится к средним заработкам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.