Дипломная работа: Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути их решения
Таблица 1
Компоновка функций налогов в России
Профессор
|
Точка зрения компоновки функций
налогов
|
Заяц |
1. Распределительная – посредством
которой происходит формирование доходной базы бюджета, а затем направление
этих доходов в целях выполнения государством своих функций |
Профессор
|
Точка зрения компоновки функций
налогов
|
|
2. Контрольная – посредством
которой оценивается
эффективность каждого налогового
платежа и налоговой системы в целом, вносятся изменения в законодательство
|
Родионова |
1. Фискальная |
1. Экономическая:
а. регулирующая
б. стимулирующая
|
Юткина |
1. Фискальная |
2. Регулирующая |
Наиболее распространенными точками зрения являются выделение
двух функций налогов:
1.
Фискальная –
посредством которой происходит формирование денежных фондов государства в целях
его материального обеспечения;
2.
Регулирующая –
посредством которой налоги используются в качестве важнейшего финансового
регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно
воздействующего на состояние экономики в целом.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. Налог –
обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и
законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и
физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и
(или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической,
финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и
элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений
проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную
функции.
Принципы налогообложения возникли в период возникновения
государственности и господства натурального хозяйства, с превращением налогов в
главный источник государственных доходов, что поставило задачу исследования
природы налогов, в том числе источников и принципов налогообложения.
В основу современной мировой налоговой системы положены
принципы налогообложения, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером.
Основоположник классической политической экономии шотландский экономист А.Смит
в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в
1776 г., впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения. Суть
их состоит в следующем.
Правило равномерности гласит, что подданные
всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по
возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам,
которые получает каждый под покровительством правительства.
Суть правила определенности, или известности,
состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно
определен, а не произвольно. Время его уплаты, способ и размер налога должны
быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
Правило удобства означает, что каждый налог
должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика.
Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта
уплаты налогов.
Исходя из правила экономности каждый налог
должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше
сверх того, что поступает в казну государства. Этот принцип налогообложения
утверждает необходимость рационализации системы налогового администрирования и
сокращения расходов на его осуществление.
В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия
непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил
из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил
принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу
которых положил интересы государства. Предложенные принципы налогообложения
А.Вагнер в конце ХIХ в. изложил в девяти основных правилах, которые он
объединил в четыре группы.
1.
Финансовые
принципы:
- достаточность налогообложения;
- эластичность, т.е. подвижность налогообложения.
2.
Экономико –
хозяйственные принципы:
- надлежащий выбор источника налогообложения (доход или
капитал);
- разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями
и условиями их предложения.
3.
Этические
принципы, или принципы справедливости:
- всеобщность налогообложения;
- равномерность налогообложения.
4.
Принципы
налогового администрирования:
- определенность налогообложения;
- удобство уплаты налога;
- максимальное уменьшение издержек внимания.
Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа
системы принципов налогообложения, сочетающей интересы как государства, так и
налогоплательщиков.
Между тем налоговая теория не ограничивается этими
классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования
налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые
принципы налогообложения.
Разработанные в ХVII-ХIХ вв. и уточненные в ХХ в. с учетом
реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в
настоящее время сформулированы в определенную систему. Указанную систему
принципов можно объединить в три направления налогообложения (рис. 3):
Экономические |
|
Организационные |
|
Юридические |
Рисунок 3 – Принципы построения системы налогообложения
Экономические принципы:
1.
Равенства и
справедливости;
2.
Эффективности;
3.
Соразмерности;
4.
Множественности;
5.
Всеобщности.
Организационные принципы:
1.
Универсализации;
2.
Удобства и
времени взимания налогов;
3.
Разделения
налогов по уровням власти;
4.
Единства
налоговой системы;
5.
Эффективности (в
части налогового администрирования);
6.
Гласности;
7.
Определенности;
8.
Однородности
обложения.
Юридические принципы:
1.
Законодательная
форма установления налога;
2.
Равенство и
справедливость (в части отношений государства и налогоплательщика);
3.
Приоритетность
налогового законодательства.
Содержание как всей системы принципов в целом, так и каждого направления
не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют
принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и
принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из
какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.
В то же время приведенные принципы налогообложения
представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться
при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных
экономических, политических и социальных условий развития общества.
Отдельные принципы налогообложения, такие как множественность
налогов, удобство, экономность и некоторые другие, достаточно легко выполнимы и
даже обязательны. Абсолютное же соблюдение других принципов, например равенства
и справедливости, соразмерности и некоторых других, практически невозможно, но
государство обязано стремиться к их соблюдению при построении налоговой
системы.
Нередко теоретики и практики налогообложения выделяют также и
другие принципы. В частности, к числу таких принципов налогообложения нередко
относят принцип федерализма, принцип плавности, принцип единства налоговой и
финансовой политики, принцип равноправия субъектов Федерации в сфере
налогообложения, принцип социальной направленности, принцип разделения
законодательной и исполнительной ветвей власти и т.д. Нетрудно заметить, что
указанные правила представляют собой по существу составную часть приведенных
выше организационных, экономических или правовых принципов, и поэтому придавать
им статус самостоятельного принципа налогообложения вряд ли целесообразно.
Неслучайно поэтому экономическая наука к настоящему времени
так чётко и не определила принципы налогообложения.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо
отметить, что исторически основополагающими положениями налогообложения
являются правила, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером.
Современные принципы построения систем налогообложения объединяют в
экономические, организационные и юридические направления. Важнейшим экономическим
принципом налогообложения является принцип равенства и справедливости. При
формировании налоговых систем должны применяться помимо экономических также
организационные и юридические принципы.
1.2
Характеристика
налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система возникала и развивалась с момента
образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства
неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства
налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны.
Социально-экономическая сущность, роль и назначение налогов
определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами
государства, а также историей становления системы налогов.
Налоги направляются на финансирование расходов, связанных с
обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного
флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по
ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования,
культуры, науки, содержанием органов управления и т.д.
Соотношение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими
лицами, в различных странах неодинаково. В России на современном этапе основная
часть поступлений в бюджет обеспечивается налоговыми платежами юридических лиц.
Удельный вес налогов с граждан еще недостаточно высок ввиду низких доходов
большей части населения и отсутствия накопленного имущества. Но постепенно в
налоговой системе России, как и большинства развитых стран, происходит перенос
налогового бремени с организаций на физических лиц.
С 1992 г. в России действует новая налоговая система,
основные принципы которой определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ»
от 27.12.91г. Им установлен перечень идущих в бюджетную систему налогов,
сборов, пошлин и других платежей; определены плательщики, их права и
обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного
применения налогов.
Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов
в Российской Федерации, в том числе:
1.
виды налогов и
сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2.
основания
возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов;
3.
принципы
установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных
налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4.
права и
обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5.
формы и методы
налогового контроля;
6.
ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
7.
порядок
обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных
лиц.
Основные положения о налогах в Российской Федерации
закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие
положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений
содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них
являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную
стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и
организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ»
и другие законы и подзаконные акты.
На этих конституционных положениях базируется и Налоговый
кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ
понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых,
законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в
соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов
РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых
актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными)
органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые
акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного
самоуправления.
Налоговые отношения регулируются не только законами, но и
подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика
соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы
местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов
издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и
сборах.
Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о
видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию
именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является
совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию
налоговое законодательство является совокупностью норм, регулирующих вопросы
налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных
(представительных) органов власти.
Таким образом, налоговое законодательство состоит из
комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему,
включающую акты федерального налогового законодательства, налогового
законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов
местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют
законодательства о налогах и сборах.
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи
налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение
иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства на общественное производство, его
динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Современное российское законодательство дает определение
налога в Налоговом кодексе РФ (гл.1 ст.8)
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и
муниципальных образований.
Однако данное определение характеризует налог, а сбор имеет
свое определение.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|