рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственная пенсия

Внешне причины инвалидности для военнослужащих по призыву сформулированы более кратко, чем для остальных военнослужащих.[30]

Для того чтобы установить, являются ли эти понятия идентичными, следует обратиться к определению обязанностей военной службы. Так, согласно ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ[31] военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы не только в случаях исполнения должностных обязанностей, несения боевого дежурства, участия в учениях, выполнения приказа или распоряжения начальника и т.п., но также при следовании к месту службы и обратно, нахождении на лечении и др.

Военнослужащий не признается получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за ее пределами места военной службы, за исключением следующих случаев, которые признаются исполнением обязанностей такой службы: нахождения в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Военнослужащий не признается получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным (п. 2 ст. 37 названного Закона).

Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний военнослужащих, в том числе бывших, определяется военно-врачебными комиссиями (ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.[32] В Положении более подробно изложены основания установления той или иной причины инвалидности. Так, в частности, причиной инвалидности признается военная травма, если:

 - увечье получено в результате поражений, обусловленных действием радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов;

 - заболевание возникло в период пребывания на фронте, службы за границей, где велись боевые действия, либо если заболевание, возникшее ранее, в указанные периоды достигло такой степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности к военной службе.

Заболевание, в частности, признается полученным в период военной службы, если: оно возникло в период прохождения службы, а также если возникло ранее, но в период службы достигло степени тяжести, которая меняет категорию годности или приводит к негодности освидетельствуемого к службе; увечье получено в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; увечье получено в период прохождения службы, но на момент освидетельствования отсутствуют документы об обстоятельствах получения увечья (п. 41 Положения).

Заключение ВВК о причине увечья выносится в соответствии со справкой о травме, выдаваемой командиром воинской части, в которой гражданин проходил службу в момент получения увечья (см. п. 48 Положения). При отсутствии такой справки во внимание могут быть приняты иные документы, отражающие обстоятельства получения увечья. Кроме того, основанием для установления факта ранения или увечья (но не контузии или заболевания) могут быть показания двух или более свидетелей, проходивших службу вместе с освидетельствуемым. Факт прохождения службы должен быть заверен командиром воинской части или руководителем органа внутренних дел по месту прохождения службы или военным комиссаром по месту жительства свидетелей.

В случае наступления инвалидности вследствие совершения преступления права на пенсию, установленную для военнослужащих, не возникает. В данном случае речь может идти о назначении социальной пенсии (п. 4 ст. 8 Закона).

в) Пенсия по случаю потери кормильца

 Закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ устанавливает условия назначения пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семей лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС; лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны.

Пенсия по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС

Законом частично урегулированы и изменены условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, а также других радиационных и техногенных катастроф.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается по правилам рассматриваемого Закона, если кормилец: получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; был инвалидом вследствие этой катастрофы; принимал участие в ликвидации ее последствий в зоне отчуждения.[33]

Пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца (п. 4 ст. 10 Закона). К нетрудоспособным членам семьи отнесены: нетрудоспособные родители умершего, независимо от нахождения на его иждивении; учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения 25-летнего возраста; супруг, занятый уходом за детьми умершего, не достигшими 14 лет, независимо от факта работы и от нахождения на иждивении умершего; супруг независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, если он достиг 50 лет (вдова) или 55 лет (вдовец) либо является инвалидом.[34]

Пенсия по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи лиц, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин

Членам семей военнослужащих пенсия назначается в случае их гибели (смерти) в период прохождения военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с этой службы. Если же смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, пенсия назначается независимо от срока, прошедшего после увольнения (п. 3 ст. 8 Закона). К сожалению, в новом Законе не воспроизводится норма Закона 1990 г. № 340-1 о том, что семьям умерших пенсионеров, ставших инвалидами вследствие военной травмы, пенсия назначается как семье военнослужащего, умершего вследствие военной травмы, независимо от причины смерти пенсионера. Следовательно, в случае смерти такого пенсионера от общего заболевания у правоприменительных органов нет оснований для назначения его нетрудоспособным иждивенцам пенсии как семье военнослужащего.

 аконодатель оговаривает случай, когда пенсия не может быть назначена как семье военнослужащего. Если гибель (смерть) кормильца наступила вследствие совершения им преступления, речь может идти только о назначении социальной пенсии (п. 4 ст. 8 Закона).

При отсутствии права на рассматриваемую пенсию (например, если кормилец умер вследствие общего заболевания по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы) должно быть проверено право на трудовую пенсию, для назначения которой, как отмечалось выше, достаточно страхового стажа кормильца любой продолжительности.

Круг нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на рассматриваемую пенсию, в основном такой же, как и при обеспечении трудовой пенсией.[35]

г) Пенсия за выслугу лет

Понятием «федеральные государственные служащие» охватываются граждане, замещавшие те должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, которые определены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.[36]

Пенсия за выслугу лет не может быть назначена, если не назначена (не назначается) данная трудовая пенсия. При этом не имеет значения, идет ли речь о пенсии по старости на общих основаниях или назначаемой досрочно (это может быть и пенсия, именовавшаяся ранее пенсией за выслугу лет). Не имеет значения и тяжесть инвалидности (достаточно III группы либо I степени ограничения способности к трудовой деятельности).

Сохранены те же условия установления пенсии за выслугу лет, которые требовались ранее для получения доплаты к пенсии. Необходим стаж государственной службы не менее 15 лет (п. 1 ст. 7 Закона). Требуется факт увольнения с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона:

1) ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

2) увольнению с должностей, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

3) достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

4) обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;

5) увольнению по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

При увольнении по указанным выше основаниям, кроме ликвидации государственных органов и сокращения штата, необходимо, как и ранее, дополнительное условие – замещение федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

В стаж государственной службы для назначения рассматриваемой пенсии включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. Порядок включения этих периодов в стаж госслужбы устанавливается Правительством РФ (ст. 19 Закона).

Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по тем же правилам, по которым ранее исчислялась доплата к пенсии. Учитывается среднемесячный заработок за 12 последних месяцев работы федеральной государственной службы, предшествующих либо дню ее прекращения, либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 21 Закона). Сохранено и прежнее ограничение среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия. Этот заработок не может превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности либо 1,8 того должностного оклада, который был сохранен по прежней замещавшейся должности в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 21 Закона).

При наличии требуемого 15-летнего стажа госслужбы размер пенсии равен 45% среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии. Он увеличивается на 3% за каждый полный год службы сверх требуемой, но не может превышать 75% среднемесячного заработка (в сумме с теми же частями трудовой пенсии) (ст. 14 Закона). Иначе говоря, пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы она вместе с базовой и страховой частями соответствующей трудовой пенсии не превышала указанных выше пределов – от 45 до 75% среднемесячного заработка (в зависимости от продолжительности стажа государственной службы). Что касается третьей части трудовой пенсии - накопительной, – то она назначается и выплачивается одновременно с пенсией за выслугу лет без ограничения указанными выше пределами (п. 4 ст. 3 Закона).

В период нахождения на госслужбе, которая дает право на пенсию за выслугу лет, последняя не выплачивается (п. 3 ст. 7 Закона). При увеличении денежного содержания федеральных государственных служащих на индекс такого увеличения индексируются и все ранее назначенные пенсии (ст. 25 Закона).

д) Социальная пенсия

Право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные лица при наличии условий, предусмотренных ст. 11 Закона. Эти условия включают:

 - постоянное проживание в РФ;

 - отсутствие права на трудовую пенсию или на пенсию в соответствии с другими статьями Закона о государственном пенсионном обеспечении (за некоторыми исключениями);

 - факт нетрудоспособности.

Нетрудоспособными применительно к праву на социальную пенсию законодатель признает:

 - инвалидов, которые имеют ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, подтвержденные Государственной службой медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ);

 - детей - инвалидов;

 - детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного или обоих родителей;

-           граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших 55 и 50 лет (соответственно мужчин и женщин);

-           остальных граждан, достигших 65 и 60 лет (соответственно мужчин и женщин). Для последней из названных категорий нетрудоспособных установлено дополнительное ограничение - в период выполнения оплачиваемой работы социальная пенсия им не выплачивается (см. п. 1 и 2 ст. 11 Закона).[37]

Однако лица, получавшие ко дню вступления Закона в силу (1 января 2002 г.) социальную пенсию, установленную в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1, имеют право на получение этой пенсии в сохраненном размере в прежнем порядке вместо пенсии, предусмотренной Законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Это значит, что сохраненная пенсия выплачивается и в период работы.

Размеры социальных пенсий установлены ст. 18 Закона 2001 г. и варьируют в зависимости от категории и тяжести нетрудоспособности от 85% до 125% базовой части трудовой пенсии.

Для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры социальных пенсий определяются с их применением на весь период проживания в указанных районах (местностях).

При выезде за пределы таких районов (местностей) на новое постоянное место жительства пенсии определяются без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 18 Закона 2001 г.).[38]


Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ

Вступивший с 1 января 2002 года в силу Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Каковы основные положения Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в чем их суть? Прежде всего, закон дает основные понятия, которые применяются в законе. Назову некоторые из них:

- обязательное пенсионное страхование – это система мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного пенсионного обеспечения;

- обязательное страховое обеспечение – это исполнение страховщиком (Пенсионным фондом РФ) своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Другими словами, обязательное страховое обеспечение – это трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.[39]

 Страховщик, в частности, обязан:

·          назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий и социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти);

·          осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) пенсий; бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

·          организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 13 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).

 Понятие застрахованных лиц содержится в ст. 7 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.  Согласно этой норме обязательное пенсионное страхование распространяется как на граждан РФ, так и на проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, если они работают по договорам: трудовому, авторскому, лицензионному либо по другому гражданско-правовому, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг. В круг застрахованных включены также лица, которые самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы частной практики, адвокаты); являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств либо родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ст. 7 Закона).

Закон предусматривает еще две возможные категории застрахованных. Лица, работающие за пределами территории Российской Федерации, признаются застрахованными, если добровольно уплачивают за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа по правилам ст. ст. 28 и 29 названного Закона. Застрахованными могут быть также лица, не подлежащие обязательному пенсионному страхованию (за которых законодатель не требует уплаты пенсионных страховых взносов), если за них такие взносы добровольно уплачивают другие физические лица. Размер добровольных взносов в виде определенных фиксированных платежей ежегодно должен утверждаться Правительством РФ. Законодатель не называет возможных плательщиков добровольных пенсионных страховых взносов, оговаривая лишь, что они должны быть физическими (но не юридическими) лицами. Такими плательщиками могут быть, например, супруг, дети или любые другие родственники, страхующие члена семьи, ведущего домашнее хозяйство, занятого уходом за нетрудоспособными и т.п., в целях приобретения им пенсионных прав. Добровольные взносы могут уплачиваться и посторонним физическим лицом за другое на началах благотворительности или по любым иным причинам. Лицо, за которое уплачиваются только добровольные страховые взносы, признается застрахованным на равных основаниях с подлежащими обязательному пенсионному страхованию и соответственно может претендовать на трудовую пенсию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.