Дипломная работа: Банковская система России: пути развития
Однако, несмотря на
то, что президент РФ В. В. Путин поддерживает вступление России в ВТО, среди
аналитиков корпораций внутри страны и за рубежом растет скептицизм. Причиной
этих опасений в основном можно считать отсутствие конкурентоспособности со
стороны России. Как только российская экономика откроется навстречу процессам
глобализации, российские корпорации и банки вряд ли смогут конкурировать с
более сильными предприятиями Запада. Такие сомнения имеют под собой
определенные основания. Без создания стимулов к повышению конкурентоспособности
российских компаний Россия может оказаться скорее жертвой глобализации вместо
того, чтобы получить выгоды от этого процесса. Российский скептицизм также
зиждется на опасениях, связанных с чрезмерными требованиями ВТО, в соответствии
с которыми, в частности, конкретные правительственные распоряжения или определенные
государственные субсидии могут расцениваться как незаконные, нарушающие правила
торговли.
Всемирная торговая организация (ВТО),
выступающая преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января 1995г. В настоящее
время членами организации являются 146 стран. Еще свыше 30 стран, включая
Россию, имеют статус наблюдателя и ведут интенсивные переговоры о
присоединении. [7]
С момента создания ГАТТ обсуждение
глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли
происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП), в которых
принимают участие все члены организации. Особенностью многосторонних
переговоров в отличие от "секторальных" (то есть по отдельным
вопросам) является комплексный и, как правило, долговременный подход к
обсуждению всех проблем повестки, при этом решения по ним принимаются
"пакетно".
Такой подход позволяет более полно
учитывать интересы всех участников переговоров. При этом принимаемые
согласованные решения характеризуются в целом большими масштабами и по
конечному результату более эффективны, что в итоге оказывает глобальное
воздействие на развитие мировой торговли. Начиная с 1947 г. под эгидой ГАТТ
прошло восемь раундов МТП, последний из которых – Уругвайский (1986-1994 гг.),
завершился принятием Заключительного акта и созданием ВТО.
С конца 40-х годов главными целями
деятельности ГАТТ/ВТО являются либерализация мировой торговли путем перехода к
ее регулированию преимущественно тарифными методами при последовательном
снижении уровня импортных пошлин, а также устранение нетарифных барьеров,
количественных ограничений и других препятствий в международном товарообмене.
[27]
Значимость и степень воздействия норм и правил ВТО на
развитие международной торговли определяются практически универсальным
характером деятельности этой влиятельной организации, так как ее членами и
наблюдателями в настоящее время являются почти 4/5 всех независимых государств
мира, а их удельный вес в международном товарообмене чрезвычайно высок.
В 1999 году, по данным Секретариата
ВТО, на долю стран-членов организации приходилось около 92% мирового
товарооборота и 95% торговли коммерческими услугами. Ведущую роль здесь играют
страны так называемой группы "квадро" – США, Евросоюз, Япония и
Канада, удельный вес которых в международной торговле составляет почти 2/3
(63,1% – в сфере торговли товарами и 67,5% – в области поставок коммерческих
услуг). [17]
С возникновением ВТО и подписанием
пакета документов Уругвайского раунда была преодолена двойственность функций
ГАТТ. Последний представлял собой многостороннее соглашение в области
регулирования международной торговли и в то же время – исполнительную
организацию, действующую на временной основе, по претворению в жизнь и контролю
за выполнением данного соглашения, что на практике было не всегда эффективно.
ВТО призвана регулировать
торгово-политические отношения участников организации в сфере мировой торговли
на базе пакета соглашений Уругвайского раунда и служит организационно-правовой
основой современной системы международной торговли. Документы ВТО определяют те
ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться
правительства стран-членов организации при создании и практическом применении
национальных законодательных и нормативных актов в сфере международной
торговли. [2]
ВТО функционирует во
многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными отличиями:
– является постоянно
действующей организацией;
– осуществляет мониторинг
за более широким спектром торговых соглашений, в том числе в принципиально
новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной
собственности и т.д.);
– обладает гораздо
большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия решений
(прежде всего в рамках процедур по разрешению споров);
– эффективно контролирует выполнение
соглашений ВТО, так как они содержат более жесткие и детальные нормы и правила,
включая обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений,
ратифицированных странами-членами организации.
Важнейшими функциями ВТО являются:
– контроль за выполнением
соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
– проведение
многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными
странами-членами;
– разрешение торговых
споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны-члена ВТО на
то, что акция другой страны-члена (или группы стран-членов) противоречит
принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца.
Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране-истцу право быть
выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов
и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой
страны-ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за
нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что
никто не может заблокировать эту процедуру);
– мониторинг национальной
торговой политики стран-членов;
– техническое содействие
развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
– сотрудничество с
другими международными экономическими учреждениями (правительственными и
неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной
экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО
соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных
областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития.
Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты
секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).
К основополагающим
принципам и правилам ВТО относятся:
– предоставление режима наибольшего
благоприятствования (РНБ) в торговле на безусловной основе. (В соответствии со
статьей I ГАТТ-94 ("Общий режим наиболее благоприятствуемой нации")
страны-члены обязаны предоставлять товарам других участников ВТО режим не менее
благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо
"третьей" страны. Таким образом, ни одна страна-член ВТО не должна
устанавливать никаких особых торговых преимуществ или дискриминационных
ограничений для других стран-членов);
– взаимное предоставление
национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. (Статья III ГАТТ-94 ("Национальный режим в
отношении внутреннего налогообложения и регулирования") подразумевает, что
после прохождения импортными товарами таможенной границы к ним на национальном
рынке должен применяться режим, не менее благоприятный, чем тот, который
действует в отношении товаров местного производства, особенно в сфере
налогообложения);
–
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
– отказ от использования
количественных ограничений и других нетарифных мер;
– транспарентность (прозрачность)
торговой политики;
– разрешение торговых споров путем
консультаций. [2]
Основными целями
многосторонней торговой системы является создание хозяйственной среды,
способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту
в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная
среда должна быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается
прежде всего применением "связанных" импортных тарифов (уровни таких
пошлин согласованы и не подлежат превышению), а также перечней обязательств
стран-членов ВТО по формату доступа на их национальные рынки иностранных
поставщиков услуг.
Многие из соглашений ВТО
содержат положения о транспарентности, то есть предусматривают
"прозрачность" и доступность национальной законодательной и
нормативной базы, включая обязательность представления соответствующей
экономической информации путем ее нотификации (уведомления) ВТО, Регулярное
рассмотрение этих уведомлений, а также использование механизма обзора торговой
политики всех стран-членов – ВТО формируют транспарентную среду как на
национальном, так и международном уровнях.
В итоге общие
преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, для любой
страны (не исключая и Россию) можно суммировать следующим образом:
– создание более
благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе
предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами
ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
– доступ к механизму ВТО
по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они
ущемляются партнерами;
– использование ВТО в качестве
средства реализации своих торгово-экономических интересов путем эффективного
участия в многосторонних торговых переговорах. [9]
Особенности институциональной и договорно-правовой
базы ВТО в отличие от других международных организаций определяют специфику
процесса присоединения новых стран. Процедура получения полноправного членства
в ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и
состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот
процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры и правила
полностью распространяются и на Россию, которая начала процесс присоединения в
1995 году. В настоящее время российская делегация, завершив в целом
"информационный" этап, приступила к полномасштабным двусторонним
переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, в ходе которых будет
определена существенная часть условий нашего членства во Всемирной торговой
организации. [28]
ВТО построена на принципах взаимности, в соответствии
с которыми страна-соискатель идет на определенные уступки, то есть платит
"вступительный взнос" за присоединение, получая, в свою очередь,
возможность полноправного доступа к системе международной торговли,
регулируемой нормами и правилами ВТО, включая все льготы и преимущества. Под
этим подразумевается распространение на присоединяющуюся страну выгод от
взаимных уступок, сделанных другими членами ВТО в ходе предыдущих раундов МТП,
в том числе получение статуса РНБ, если соискатель его ранее не имел.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп на
многостороннем уровне осуществляется детальное рассмотрение экономического
механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на основе
официально представленных ею документов. После этого начинаются консультации и
переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной
организации. Они проводятся преимущественно на двустороннем уровне со всеми
заинтересованными странами-членами ВТО, то есть страна-соискатель согласовывает
с ними свои будущие обязательства в ВТО. Такие двусторонние переговоры касаются
прежде всего "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся
страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и
услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по соглашениям,
вытекающих из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает права,
которыми обладают другие члены, что практически будет означать прекращение ее
дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны
какого-либо члена организации любая страна может обращаться с соответствующей
жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для
безусловного исполнения на национальном уровне.
В соответствии с установленной процедурой результаты
двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия
присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
– докладом Рабочей
группы, где изложен весь пакет обязательств, которые страна-соискатель примет
на себя по итогам переговоров;
– Протоколом о
присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на двух и
многостороннем уровнях;
– списком обязательств по
тарифным уступкам в области торговли товарами и сельскому хозяйству (меры
внутренней поддержки и экспортные субсидии);
– перечнем специфических
обязательств по доступу на рынок услуг, а также списком изъятий из РНБ.
Одним из главных условий присоединения новых стран к
ВТО является приведение их национального законодательства и практики
регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями
пакета Соглашений Уругвайского раунда. После завершения стадии переговоров
Генеральный совет утверждает итоговый доклад Рабочей группы и Протокол о
присоединении. Последним этапом является ратификация законодательным органом
страны-соискателя указанных документов. [12]
В итоге, после достижения консенсуса
по спорным вопросам и оформления необходимых документов, страна может считать
себя полноправным членом организации.
Присоединение к ВТО – объективный процесс,
обусловленный высокой динамикой интеграции страны в систему мирохозяйственных
связей, необходимостью "открытия" западных рынков для отечественной
продукции и повышения конкурентоспособности нашей индустрии. Именно потенциал
этого повышения в контексте безальтернативности задачи реализации сравнительных
преимуществ российской экономики, возможность развития конкурентоспособных
производств национальной специализации – вот главная выгода, которую РФ получит
от вступления в ВТО.
Этот шаг, конечно, окажет большое влияние на экономику
России, на методы управления внешнеэкономическими связями и характер взаимодействия
с мировым сообществом. Однако влияние вероятнее всего будет неоднозначным.
Существует закономерность для всех вступивших в ВТО стран – рост экспорта в тех
отраслях, где эффективность производства выше, чем у зарубежных конкурентов, и
рост импорта в тех, где эффективность национальной экономики ниже. [11]
Либерализация
внешнеторговой деятельности, правовое оформление и внедрение рыночных методов
ее регулирования обеспечили создание базовых условий цивилизованного включения
российской экономики в систему мирохозяйственных связей. Дальнейшая интеграция
России в мировое экономическое сообщество ради максимального использования
потенциала внешнеэкономических связей для развертывания радикальной и
прогрессивной структурной народнохозяйственной перестройки становится
стратегическим императивом торгово-промышленной политики.
Однако на этом пути существует ряд серьезнейших
препятствий. Во-первых, российская экономика критически зависима от экспорта
узкого круга товаров, прежде всего топлива и сырья, мировая конъюнктура рынков
которых подвержена резким колебаниям. Сильна наша зависимость и от импорта,
особенно потребительских товаров (в частности, продовольствия) и
технологического оборудования.
Во-вторых, в современной системе мирохозяйственных
связей Россия пока представлена главным образом в качестве субъекта торговли
товарами, будучи слабо вовлеченной в международную кооперацию производства, в
торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности, в миграцию
капитала (в форме прямых инвестиций), в межстрановой научно-технический и
информационный обмен. Степень открытости отечественной экономики и структура
внешнеэкономических связей РФ явно не соответствуют внутренним потребностям
страны, масштабу и глубине стоящих перед ней проблем. При этом никоим образом
не решена задача обеспечения равноправного и недискриминационного доступа
российских товаров и услуг на рынки зарубежных стран.
Хуже того, новейший этап интеграции российской
экономики в систему мирохозяйственных связей характеризуется постоянным
усложнением условий этого доступа. Так, Россия занимает одно из ведущих мест по
числу введенных против ее экспорта ограничительных, включая откровенно
дискриминационные, мер: в 1992–2001 гг. их перечень вырос с 13 до 123, а
количество стран, применяющих такие меры, достигло 26. Причем, если против
традиционных сырьевых продуктов российского экспорта (речь идет о нефти,
природном газе, древесине и цветных металлах) зарубежные партнеры не применяют
практически никаких ограничений даже с учетом того, что Россия не является
членом ВТО (логично прогнозировать их отсутствие и в дальнейшем), то против
отечественной продукции, имеющей значительную долю добавленной стоимости
(такой, скажем, как прокат черных металлов, газетная бумага, минеральные
удобрения и текстиль), задействованы или готовятся к принятию более сотни
лимитирующих мер. По оценкам Минэкономразвития России, в результате уже
применяемых подобного рода ограничений страна ежегодно теряет до 3,5 млрд.
долл., и есть основания сомневаться в том, что наше присоединение к ВТО
приведет к ликвидации этого прессинга.
Машино-техническая и наукоемкая
продукция гражданского назначения составляет лишь незначительную часть
российского экспорта. Однако коль скоро она (оборудование для тепловых, атомных
и гидроэлектростанций, для металлургии, и др.) оказывается конкурентоспособной
на внешних рынках, ее производители сталкиваются с жестким, зачастую
недобросовестным, противодействием иностранных конкурентов. Вступление же
России в ВТО опять же вряд ли изменит данную ситуацию.
В-третьих, Россия ныне не располагает
действенной государственной системой поддержки отечественных производителей
товаров и услуг и стимулирования промышленного экспорта, что подрывает
конкурентоспособность продукции нашей индустрии, как на внешних, так и на
внутреннем рынках.
В данном контексте
предельно ясно: присоединение к ВТО окажет большое влияние, как на внешнюю
торговлю, так и на внутриэкономическое положение нашей страны. Несомненно, и
то, что партнеры по этой организации менее всего будут озабочены развитием
экономики России и повышением ее конкурентоспособности на мировом рынке; их
"сверхзадача"– получение доступа к дешевым сырьевым ресурсам и
продвижение своих товаров и услуг на потенциально емкий российский рынок.
Вот почему правильной представляется та позиция, что
членство в ВТО не должно выступать для Российской Федерации самоцелью,
реализация которой диктуется какими-либо календарными сроками. Это членство
будет иметь позитивный смысл только в том случае, если в результате переговоров
итоговый баланс выгод и потерь окажется для России положительным хотя бы в
долгосрочной перспективе. Адекватная постановка главной задачи – не жалея
времени и сил добиваться таких условий членства в ВТО, которые исключали бы
ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечивали реальный
доступ отечественных товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите
рынка внутреннего. Иначе говоря, предстоит увязать вытекающую из требований ВТО
уступку части нашего экономического суверенитета с коренными национальными
интересами, найти и реализовать соответствующий оптимум. Уступка, о которой
идет речь, должна быть осмыслена и выверена, ибо после присоединения к этой
организации у России уже не будет возможности в одностороннем порядке принимать
протекционистские внешнеторговые меры или выдвигать к партнерам по ВТО
требования относительно либерализации их рынка на важных направлениях
отечественного экспорта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|