Дипломная работа: Административная ответственность: понятие, признаки, принципы
В
случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы
применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные
нормы в равной мере действуют как в отношении физического, так и в отношении
юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы
относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
При
слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за
совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее
юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому
лицу к административной ответственности за совершение административного
правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении
юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или
нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение
административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому
согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным
сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное
правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое
лицо другого вида к административной ответственности за совершение
административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Причем во всех этих случаях административная ответственность за совершение
административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно
привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте
административного правонарушения до завершения реорганизации.
2.2 Должностные лица как субъекты
административной ответственности
В
соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат
административной ответственности в случае совершения ими административного
правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей.
Поп
должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в
соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя
власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а
равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также
в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях Российской Федерации.
Данное
определение понятия «должностное лицо» впервые появилось в законодательстве об
административной ответственности именно с принятием в 2001 г. КоАП РФ и является более емким (более широким), нежели почти аналогичное определение,
закрепленное в ст. 285 УК РФ, поскольку в соответствии с примечанием к ст. 2.4
КоАП РФ должностные лица (если законом не установлено иное) несут
административную ответственность так же, как и совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных
организаций, также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица. При этом под организационно-распорядительными
следует понимать такие функции, как руководство коллективом, расстановку и
подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и мер
дисциплинарной ответственности к подчиненным, а под
административно-хозяйственными — такие, как управление и распоряжение
имуществом или денежными средствами и пр.
Понятием
организации охватываются юридические лица, как преследующие извлечение прибыли
в качестве своей основной деятельности (коммерческие организации, создаваемые в
форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов,
государственных и муниципальных унитарных предприятий), так и не преследующие
такой цели (некоммерческие организации, создаваемые в форме потребительских
кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений),
финансируемых собственником учреждений, благотворительных фондов, а также в
других, предусмотренных законом формах. (ст. 50 ГК РФ)
Примером
оговорки «если законом не предусмотрено иное» может служить примечание к ст 15
3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», согласно
которому административная ответственность в отношении должностных лиц в данной
статье, а также в статьях 15 4—15.9 и 15.11 КоАП РФ применяется ко всем
указанным в ст. 2 4 КоАП РФ лицам, за исключением лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Нормы
Особенной части КоАП РФ построены таким образом, что в отдельных случаях в
диспозиции или в санкции тех или иных статей указываются конкретные должностные
лица, выступающие в качестве субъектов административной ответственности. Так,
например, в диспозиции ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для
проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением
коллективного договора, соглашения» КоАП РФ в качестве субъекта правонарушения
напрямую указывается работодатель, в диспозиции ст. 5.36 «Нарушение порядка или
сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на
воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся
без попечения родителей» — руководитель учреждения, в котором находятся дети, в
ст. 8.16 «Невыполнение правил ведения судовых документов» — капитан судна.
Наличие у
должностных лиц права совершать те или иные действия властного характера в
некотором роде и предопределяет особенности их административной
ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные
фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие
в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в
круг их служебных обязанностей (в основном это распространяется на различного
рода руководителей). Так, например, директор магазина, зарегистрированный в
качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть
привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение
его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушением
санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары. Следует также
отметить, что противоправное поведение должностных лиц, как правило, наносит
более существенный вред, нежели аналогичное поведение простых граждан, в силу
чего законодатель, регламентируя санкции в виде административного штрафа за те
или иные противоправные деяния, устанавливает более суровые их размеры для
должностных лиц по сравнению с обычными гражданами. Причем оплачивать штрафные
санкции эти лица должны из собственных средств. Относить наложенные на
должностных лиц штрафы на счет соответствующих предприятий, учреждений и
организаций запрещено.
2.3 Особенности административной
ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие
дисциплинарных уставов
Законодатель
в ст. 2.5 КоАП РФ оговорил некоторые особенности административной
ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие
дисциплинарных уставов, причем к категории «иных лиц» отнесены не все, на кого
распространяется действие дисциплинарных уставов (в частности,
железнодорожники, работники морского и речного транспорта, работники связи,
работники организаций с особо опасным производством в области использования
атомной энергии и пр.), а только сотрудники органов внутренних дел, органов
уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и
таможенных органов.
Военнослужащие,
т. е. лица, проходящие кадровую военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также
призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные
правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.
Сотрудники
органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных
органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за
административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (в таможенных
органах это, в частности, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарный устав
таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16
ноября 1998 г. № 1396).
В
то же время КоАП РФ закрепляет и ряд составов административных правонарушений,
за совершение которых военнослужащие и иные вышеупомянутые лица несут
административную ответственность на общих основаниях. К таковым относятся:
•
правонарушения в сфере законодательства о выборах и референдумах;
•
правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
•
правонарушения в области Правил дорожного движения, а также требований пожарной
безопасности вне места службы;
•
правонарушения в сфере законодательства об охране окружающей природной среды;
•
правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) и правил
режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах
пропуска через Государственную границу РФ;
•
административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов;
• невыполнение
законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или
должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном
правонарушении.
В
то же время при совершении этих правонарушений к военнослужащим и иным указанным
лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не может
быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, и наказание в
виде административного штрафа.
2.4 Особенности административной
ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц
Правовое
положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется нормами
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации», Иностранный гражданин — это
физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее
доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а
лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства
(подданства) иностранного государства. Иностранным же юридическим лицом следует
считать юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане
или иностранные организации. Правовое положение иностранных юридических лиц в
Российской Федерации определяется как нормами внутреннего российского
законодательства, так и положениями международных договоров России с другими
государствами. Действующее законодательство (ст. 1202 ГК РФ) исходит из того,
что гражданская правоспособность, организационно-правовая форма, вопросы
создания, реорганизации и ликвидации (в том числе и вопросы правопреемства),
порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя
гражданских обязанностей определяются по праву той страны, где учреждено
юридическое лицо.
В
то же время в соответствии с положениями ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане,
лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории
Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной
ответственности на общих основаниях, т. е. наравне с российскими лицами и между
собой.
Иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие
административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16 (невыполнение
правил ведения судовых документов), ст.ст. 8.17— 8.20 (нарушение правил или
условий действия лицензий; нарушение правил проведения ресурсных или морских
научных исследований; нарушение правил захоронения отходов и других материалов;
незаконная передача минеральных или живых ресурсов), ч. 2 ст. 19.4
(неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор или контроль) КоАП РФ, также подлежат административной
ответственности на общих основаниях.
Единственное
исключение из сформулированного выше правила содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ,
согласно которой вопрос об административной ответственности иностранного
гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами
Российской Федерации (имеется в виду дипломатический иммунитет, консульский
иммунитет и иммунитет членов государственных делегаций, осуществляющих
официальные визиты в Российскую Федерацию) и совершившего на территории
Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в
соответствии с нормами международного права. В отношении же иностранных
юридических лиц (равно как и лиц без гражданства) закон никаких оговорок на
этот счет не делает.
2.5 Обстоятельства, исключающие
административную ответственность
В
теории права существуют основания исключения юридической ответственности и
освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними
в том, что если в первом случае при совершении правонарушения ответственности
нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в
реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае
ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в
законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение
от нее.
Условиями,
исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму
административную ответственность, являются:
1)
невменяемость физического лица (когда лицо не может отдавать отчета в своих
действиях);
2)
наличие обстоятельств, исключающих общественную опасность (вредность) деяния
(непреодолимая сила, необходимая оборона, крайняя необходимость);
3)
отсутствие в деянии признаков юридического состава административного
правонарушения;
4)
казус.
Вменяемость
лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и его
возраст, является характеристикой субъекта правонарушения, который в
совокупности с другими элементами образует состав правонарушения. Поэтому
обоснованность выделения невменяемости в качестве самостоятельного основания,
исключающего юридическую ответственность, вызывает сомнение. Но такова практика
(это обстоятельство отражено во многих законах, в том числе и в ст. 2.8 КоАП
РФ), а практика иногда разнится с теорией.
Согласно
ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо,
которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в
состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и
противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие
хронического психического расстройства, временного психического расстройства,
слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Причем
законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский и юридический.
Медицинский
критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств
психической деятельности человека. Таковых в КоАП РФ указано четыре:
1)
хроническое психическое расстройство (например, шизофрения, эпилепсия,
маниакально-депрессивный психоз и иные длительные формы расстройства психики,
имеющие устойчивый характер и тенденции к прогрессированию);
2)
временное (т. е. краткосрочное) психическое расстройство (например, алкогольный
психоз (так называемая «белая горячка»), временное расстройство психики,
вызванное тяжелым душевным потрясением (патологический аффект), и прочие
болезненные состояния психики, заканчивающиеся выздоровлением);
3)
слабоумие, т. е. либо врожденный (олигофрения), либо приобретенный в результате
изменений мозга при различных заболеваниях (деменция) дефект психики,
проявляющийся в слабости интеллекта;
4)
иное болезненное состояние психики (различного рода заболевания, как таковые психическими
не являющиеся, но сопровождающиеся временным расстройством психики).
Юридический
критерий невменяемости заключается в отсутствии улица способности осознавать
фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это
интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).
Обстоятельствами
непреодолимой силы признаются обстоятельства, не зависящие от воли и желания
лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути
исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения.
К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные
природные явления, в ряде случаев аварии и пр.
Необходимая
оборона и крайняя необходимость — это в некотором роде оценочные характеристики,
зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения, хотя
и достаточно глубоко в теоретическом плане исследованные. Так, например, можно
ли считать совершением административного правонарушения в состоянии крайней
необходимости, когда умирающий от голода человек ворует продукты в магазине и
тем самым совершает правонарушение — мелкое хищение? Подлежит ли такой человек
административной ответственности по ст. 7.27 КоАП РФ или нет? Однозначно
ответить трудно.
Необходимая
оборона — это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав
и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного
посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за
помощью в этом к другим лицам или органам власти. Как такового института
необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.
Крайняя
необходимость — это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях
устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица
или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства,
если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный
вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней
необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ
не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь,
поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может
быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении
противоправного деяния юридическим лицом.
Правонарушение
— это деяние всегда виновное, т. е. умышленное или неосторожное. Неосторожную
вину следует отличать от невинного причинения вреда или казуса
(случая), при котором юридическая ответственность (в том числе и
административная) не наступает (исключается). Суть казуса состоит в том, что
лицо, совершившее то или иное деяние, формально закрепленное как
правонарушение, но при этом не должно и не могло предвидеть общественно опасные
(общественно вредные) последствия своих действий. Например, это очень
распространено при дорожно-транспортных происшествиях.
Исходя
из принципа законности, юридическая ответственность может быть наложена на
конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков
состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного
посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта
правонарушения и его отношения к содеянному — субъективной стороны
правонарушения. И для того, чтобы застраховать людей и их коллективы от
необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с
демократическим характером общества, в том числе и в России, выработан принцип
неответственности, именуемый презумпцией невиновности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|