Безналичный денежный оборот
|Чеки |Расчеты с |операциям | |
|Аккредитивы |гарантированным или |прямые и | |
|Векселя |негарантированным |транзитные | |
| |платежом |расчеты | |
Как видим из приведенной схемы, в зависимости от вида расчетного
документа различают: расчеты платежными требованиями[2], расчеты
требованиями-поручениями, расчеты платежными поручениями, расчеты чеками,
расчеты аккредитивами, вексельные расчеты.
В зависимости от способа организации платежа, различают следующие
безналичные расчеты:
- расчет путем зачета взаимных требований;
- плановые расчеты, то есть перечисление денег со счета покупателя на
счет продавца исходя из плановой величины стоимости поступивших товаров или
оказанных услуг;
- факторинговые операции, т.е. передача долговых обязательств
предприятий факторинговым учреждениям;
- лизинговые операции, т.е. услуги по аренде с правом последующего
выкупа;
- расчеты в полной сумме, указанной в расчетном документе (глобальный
платеж), и расчеты в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и
получателей;
- расчеты с гарантированным платежом, т.е. с предварительным
депонированием средств на отдельных счетах в банке по месту нахождения
плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на
счет покупателя, и расчеты без создания специального депозита в банке по
месту нахождения плательщика.
В зависимости от характера экономических связей безналичные расчеты
подразделяются на:
- иногородние, т.е. расчеты между предприятиями, счета которых открыты в
учреждениях банка, находящихся в различных городах;
- одногородние, т.е. счета предприятий открыты в банках одного города или
разных, но обслуживаемых одним вычислительным центром;
- расчеты по товарным операциям, т.е. за товары, услуги, выполненные
работы, и расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты, связанные с
распределением денежных накоплений по кредитным операциям, и т.д.
Особенности реализации продукции диктуют деление безналичных расчетов
на прямые, т.е. осуществляемые непосредственно между поставщиком и
потребителем, и расчеты по транзитным операциям, когда в реализации
продукции участвует промежуточное звено.
Практика безналичных оборота в современных условиях
1 Формы безналичных расчетов
На основании действующего Положения безналичные расчеты в России могут
осуществляться с помощью платежных поручений, платежных требований-
поручений, чеков и аккредитивов. Применение той или иной формы расчетов
определяется договором между плательщиком и получателем средств.
Познакомимся с особенностями каждой формы безналичных расчетов, применяемых
в современных условиях.
Платежные поручения
Это – самая распространенная в настоящее время в России форма
безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение
предприятий обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со
своего счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланке
установленной формы. Поручения действительны в течение десяти дней со дня
выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются от
плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не
оговорено между банком и владельцем счета. При равномерных и постоянных
поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут
осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров
(соглашений) с использованием в расчетах платежных поручений. По
договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и
отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до
отгрузки товара (рис.2), после отгрузки товара (рис.1), либо при частичных
платежах при крупных сделках.
К недостаткам этой формы расчетов относятся: отсутствие гарантий
своевременного платежа, а к достоинствам – простой документооборот,
возможность предварительной проверки качества товара, простая техника
проведения расчетов.
Платежные поручения используются для совершения различных платежей: с
поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и
страхового фондов, при налоговых и иных платежах и т.д.
1
4
2
3
Рис 1. Расчеты платежными поручениями при последующей уплате.
1 – поставка товара (оказание услуг); 2 – передача платежного поручения в
банк и списание средств со счета покупателя; 3 – перевод средств в банк
поставщика и зачисление средств на счет получателя; 4 – сообщение
поставщику о зачислении средств на его банковский счет.
1
5
4. 2
3
Рис. 2 Расчеты платежными поручениями при предварительной оплате.
1 – заключение договора с предварительной оплатой; 2 – передача платежного
поручения в банк и списание средств со счета покупателя; 3 – перевод
средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя; 4 –
сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет; 5 –
поставка товара (оказание услуг).
Платежные требования-поручения
Платежное требование-поручение представляет собой требование
поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий
банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной
по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежные
требования-поручения выписываются поставщиком и вместе с документами
направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает
требование-поручение плательщику. (Рис.3). Плательщик обязан представить в
банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления
его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при
наличии средств на счете плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-
поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех
дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и
извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При
согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение
плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться
счетом, и оттиском печати на всех экземплярах, и сдает их в обслуживающий
банк.
К преимуществам этой формы относится то, что инициатором предъявления
в банк расчетного документа является поставщик, т.е. сторона,
заинтересованная в ускорении расчетов. А недостатки – нет гарантии
своевременности платежа, трудоемкость расчетов.
1
5 1а 2
3
4
Рис.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями.
1 – поставка товара (оказание услуг);1а – передача платежного требования-
поручения в банк покупателя;2 – расчетные документы передаются покупателю
для акцепта;3 – акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где
производится списание средств со счета покупателя;4 – перевод средств в
банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;5 – сообщение
поставщику о зачислении средств на его банковский счет.
Аккредитивы.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка,
выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по
которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести
поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить
такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в
аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. (Рис. 4).
Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению
плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк – банк
поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий,
предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный
балансовый счет «Аккредитивы».
В соответствии с Положением в нашей стране могут открываться следующие
виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые
(гарантированные); отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии
которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или
предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий
банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок
действия обязательств банка-эмитента.
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый
(гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем
предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у
него счета банка-эмитента.
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или
безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным.
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без
предварительного согласования с поставщиком (например, в случае
несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-
эмитента гарантировать платежи по аккредитиву).
Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без
согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик может досрочно
отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями
аккредитива.
В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с
одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива
наличными деньгами не допускается.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в
договоре между плательщиком и поставщиком.
Положительной стороной аккредитива является твердое и надежное
обеспечение платежа. Кроме того, поставщик может получить платеж
максимально быстрым способом, в ряде случаев даже до прибытия товара в
пункт назначения. Эта форма расчетов имеет также ряд недостатков: средства
покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его оборота на срок действия
аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об
открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет
дополнительные затраты по ее хранению.
1
5
4 6 8
2
3
7
Рис.4Аккредитивная форма расчетов
1 – заключение договора;2 – передача в банк заявления на открытие
аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание
средств со счета покупателя;3 – перевод средств в банк поставщика и
зачисление средств на счет;4 – сообщение поставщику об открытии
аккредитива;5 – поставка товара (оказание услуг);6 – расчетные документы
направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счета
и зачисление средств на счет поставщика;7 – сообщение об использовании
аккредитива направляется в банк покупателя;8 – сообщение покупателю об
использовании аккредитива.
Закрытие аккредитива в банке получателя средств
производится:
. по истечении срока аккредитива;
. по заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использования
средств аккредитива до истечения срока. Банку-эмитенту направляется
соответствующее уведомление исполняющим банком;
. по заявлению плательщика.
Чеки
Согласно определению чека, содержащемуся в ст. 34 Основ гражданского
законодательства (1991г.), «…чеком признается ценная бумага, содержащая
ничем не обусловленное распоряжения чекодателя банку уплатить держателю
чека указанную в нем сумму». [Новоселова нормат акты ]. (Рис.5).
Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, являются
платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях,
предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты
чеками между физическими лицами.
Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках
на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом.
Чек удобен для расчетов в случаях:
когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а
поставщик – передать товар до получения гарантии платежа;
когда продавец заранее не известен.
Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только
на территории Российской Федерации. Чек является ценной бумагой. Бланки
чеков являются бланками строгой отчетности.
В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на
именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть
совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному – как в
пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (оформленному на
обороте чека) другому лицу, по предъявительскому – в любого лица,
предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат.
Предъявительские – могут передаваться другому лицу путем простого вручения,
ордерные – путем оформления передаточной надписи (индоссамента).
«Положение о безналичных расчетах» несколько ограничило возможность их
использования. Это выразилось в том, что:
V чекодателю запрещен индоссамент чека;
V чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента.
Положительные стороны чека – гарантируется платеж поставщику,
отрицательные моменты – средства отвлекаются из хозяйственного оборота на
достаточно длительный срок.
3
3а
4 1 2
Рис 5. Расчеты чеками
1 – покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;2 –
банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек);3 – отгрузка товара или
оказание услуг;3а – оплата товара чеком;4 – поставщик предъявляет чек в
банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и
зачисляет их на счет поставщика.
Векселя
Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной
законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по
наступлении срока требовать от должника (векселедателя или акцептанта)
уплаты указанной денежной суммы. Существуют простые и переводные векселя.
Простой вексель представляет собой ничем не обусловленное
обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную
сумму денег держателю. Переводной вексель содержит приказ кредитора –
векселедателя заемщику об уплате в срок указанной суммы третьему лицу
(ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а предъявительский.
(Рис. 6).
4
1
2
5 6 9 8
7
рис.6 Расчеты переводным векселем
1 - товар или услуги;2 – тратта (счет, вексель) для акцепта;3 – акцептует
тратту;4 – передает акцептованный вексель;5 – товар или услуги;6 – передает
вексель;7 – ожидает уплаты векселя;8 – предъявляет к оплате вексель;9 –
оплачивает вексель.
Вексель выполняет важные экономические функции как инструмент кредита
и денежных расчетов. В вексельном обороте может участвовать неограниченное
количество лиц. Большинство векселей погашается путем взаимозачета, тем
самым снижается потребность оборота в наличных деньгах, что способствует
экономии издержек обращения.
Следует упомянуть об одной операции, имеющей всемирное
распространение: учет векселей. Учет векселей – операция покупки или
дисконтирования векселей у своих клиентов. Дисконтом векселей в банковской
практике называется учетный процент, взимаемый банками при учете векселей.
Если проследить динамику учета векселей (Приложение, рис.3), то можно
выявить следующие тенденции:
объем учтенных векселей с номиналом в рублях превышает на несколько
порядков объем учтенных векселей с номиналом в иностранной валюте;
на протяжении 1998г. и первого полугодия 1999г. динамика учета и тех и
других векселей происходила одинаковыми темпами, т.е. если при учете
рублевых векселей на протяжении 1 полугодия 1998г. не наблюдалось темпов
роста, то такую же картину можно увидеть при учете иностранных векселей.
Страницы: 1, 2, 3
|