рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учет затрат вспомогательных производств в с/х предприятиях

списать калькуляционную разницу по потребителям воды. Субсчет

«Водоснабжение» закрывается и сальдо не имеет.

2.4.3. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг ремонтно-

механических мастерских

Объектами учета затрат в ремонтно-механических мастерских являются

отремонтированные объекты (трактора, комбайны, оборудование и др.) или

изготавливаемые изделия (малоценный инвентарь и др.).

Затраты мастерских делятся на прямые и цеховые. В состав прямых затрат

включаются: оплата труда с отчислениями на социальные нужды рабочих,

занятых ремонтом объектов или изготовлением изделий, стоимость

израсходованных запасных частей, ремонтных материалов, топлива» смазочных

материалов, затраченных на ремонт и изготовление объектов.

Прямые затраты группируют в журнале учета затрат на аналитических

счетах по видам ремонтов (работ) и изготовляемым изделиям на основании

ведомостей дефектов машин, лимитно-заборных карт, накладных, нарядов по

каждой ремонтируемой машине и прочим работам по изготовлению изделий и

инвентаря. Здесь же учитывают и затраты по ремонту и техническому

обслуживанию, произведенному непосредственно в бригадах, затраты на ремонт,

выполняемый в сторонних организациях.

В течение года фактические (прямые и цеховые) затраты собираются в

дебетовой части счета 23 субсчета «Ремонтно-мехалические мастерские». При

этом могут использоваться следующие статьи затрат:

1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.

2. Запасные части и ремонтируемые объекты.

3. Работы и услуги.

4. Цеховые расходы мастерских.

5. Прочие затраты.

Предварительно цеховые расходы мастерских собираются на отдельном

аналитическом счете. К ним относят оплату труда с отчислениями на

социальные нужды цехового персонала (заведующего мастерской, механика,

бухгалтера), расходы на ремонт, износ основных средств мастерской (здания,

оборудования). Цеховые расходы ремонтной мастерской могут учитываться по

следующим статьям:

1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.

2. Затраты на содержание основных средств,

3. Расходы на мероприятия по технике безопасности и охране труда.

4. Прочие расходы.

В течение года ежемесячно цеховые расходы в плановых размерах

(пропорционально прямой зарплате рабочих) списываются на себестоимость

выполненных работ в ремонтно-механических мастерских (кредит аналитического

счета «Цеховые расходы»), а в конце года плановый размер цеховых расходов

корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на

незавершенное производство.

Следовательно, аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первым

в составе субсчета «Ремонтные мастерские».

В течение года фактическая себестоимость законченного ремонта или

изготовленного объекта в ремонтной мастерской списывается на те

производства, для которых выполнялись работы, и оформляется записью: дебет

счетов 20/1, 20/2, 20/ 3, 12, 26 и другие кредит счета «Ремонтно-

механическая мастерская ».

В связи с этим объектами калькуляции в ремонтно-механических

мастерских являются отремонтированные объекты и изготовленные изделия,

калькуляционной единицей — 1 шт. Метод калькуляции — простой.

Фактическую себестоимость отремонтированного объекта или

изготовленного изделия можно определить по формуле:

Фс = Пз + Пц +(-) Оц (2)

где Фс — фактическая себестоимость отремонтированного объекта или

изготовленного изделия;

Пз — фактические прямые затраты в течение года;

Пц ,— плановый размер цеховых расходов в течение года;

Оц — отклонения фактических цеховых расходов от плановых в конце года.

Например, по данным журнала учета затрат в ремонтной мастерской,

затраты на ремонт зерноуборочного комбайна составили 12800 руб., в том

числе затраты на оплату труда — 3200 руб. Плановый размер цеховых расходов

мастерской по отношению к прямым расходам на оплату труда равняется 10% .

Следовательно, на ремонт комбайна следует отнести 320 руб. (3200 : 100х10)

цеховых расходов. Это оформляется записью: дебет счета «Ремонтная

мастерская» и кредит счета «Цеховые расходы». Фактическая себестоимость

ремонта комбайна составит 13120 руб. (12800 + 320 тыс.), которая по

окончании ремонта списывается: дебет счета 20 «Растениеводство», кредит

счета 23 «Ремонтная мастерская».

В конце года на тех же потребителей услуг мастерской относят

отклонения фактических цеховых расходов от плановых методом дополнительного

списания или сторнирования.

После чего субсчет «Ремонтная мастерская» закрывается и сальдо не

имеет.

Для этих целей можно составлять ведомость распределения цеховых

расходов. Рассмотрим на конкретном примере порядок списания цеховых

расходов.

1. Цеховые расходы ремонтной мастерской за год составили 9800 руб.

(дебет счета 23 субсчет «Ремонтно-механические мастерские», аналитический

счет «Цеховые расходы»).

2. В течение года списаны цеховые расходы в плановой оценке на

конкретные ремонтируемые и изготавливаемые объекты в размере 7200 руб.

(кредит аналитического счета «Цеховые расходы»).

3. Отклонения фактических цеховых расходов от плановых + 2600 руб.

4. Прямая зарплата в основных затратах — 18000 руб.

5. Отклонения фактических затрат от плановых на 1 руб. прямой зарплаты

(стр. 3 : стр. 4) составляют 0,1444 руб.

Путем умножения данного отклонения (0,1444 руб.) на базу распределения

(прямую зарплату рабочих) можно установить сумму отклонений фактических

цеховых расходов от плановых по потребителям (табл. 2).

Следовательно, исчисление фактической себестоимости от ремонтированных

объектов и изготавливаемых изделий в ремонтно-механических мастерских

сводится к корректировке цеховых расходов, так как прямые затраты в течение

года учтены и списаны на конкретные объемы учета в фактических суммах, а

цеховые расходы — лишь в плановой оценке.

После распределения корректировки цеховых расходов затраты ремонтной

мастерской по выполненным работам будут списаны на объекты учета

(аналитические счета тех производств, для которых выполнялись ремонтные

работы) в фактической сумме.

Таблица 2

Ведомость распределения отклонений фактических цеховых расходов

ремонтной мастерской от плановых

|Ремонтируемые объекты |Прямая з/плата|Сумма |Дебет |

|основных средств и |рабочих, руб. |отклонений, |счетов |

|изготавливаемые пред меты |(база |руб. | |

| |распределения)| | |

| | | | |

|Ремонт зерноуборочных |2000 |+289 |20/1 |

|комбайнов | | | |

|Ремонт коровника |3000 |+433 |20/2 |

|Ремонт мельницы |1800 |+260 |20/3 |

| | | | |

|Изготовление инструментов |3200 |+462 |l2 |

| | | | |

|Изготовление основных |5400 |+780 |08 |

|средств | | | |

| | | | |

|Услуги на сторону |2600 |376 |46 |

|Всего: |18000 |2600 |Кредит |

| | | |счета 23 |

| | | |аналит. |

| | | |счет |

| | | |«Цеховые |

| | | |расходы» |

| | | | |

В небольших мастерских в течение года цеховые расходы ежемесячно не

списываются, а накапливаются на отдельном аналитическом счете. В конце года

фактические цеховые расходы распределяются на ремонтируемые и

изготавливаемые объекты пропорционально прямой оплате труда

производственных рабочих.

2.4.4. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг автотранспорта

Затраты по эксплуатации грузового автомобильного транспорта

группируются в накопительной ведомости учета работ этого транспорта, записи

в которой производят на основании путевых листов и товарно-транспортных

накладных. Учет затрат по автотранспорту рекомендуется вести раздельно с

учетом специализации автомобилей. Для этого к счету 23 «Вспомогательные

производства» субсчета «Автомобильный транспорт» открываются отдельные

аналитические счета;

— Грузовой автотранспорт;

— Специализированный автотранспорт (тягачи, автокраны, пожарные и т.

д.);

— Пассажирский автотранспорт (автобусы, грузовые машины,

переоборудованные для перевозки людей);

— Цеховые расходы (общегаражные).

В затраты по эксплуатации грузового автотранспорта относят стоимость

нефтепродуктов, суммы амортизационных отчислений по транспорту, затраты на

ремонт, технический уход, восстановление тин, стоимость обтирочного

материала, спецодежды, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные

нужды водителей, и т. д.

При учете затрат могут использоваться следующие статьи:

1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.

2. Нефтепродукты.

3. Затраты на содержание основных средств.

4. Работы и услуги.

5. Цеховые расходы.

6. Прочие затраты.

К цеховым расходам относят суммы амортизационных отчислений на здание

гаража, затраты на ремонт отопления, освещение гаража, на оплату труда с

отчислениями на социальные нужды персонала (заведующий, диспетчер, сторож и

т. д.).

Цеховые расходы предварительно учитывают на отдельном аналитическом

счете «Цеховые расходы». В конце отчетного периода их распределяют и

включают в себестоимость грузовых и пассажирских перевозок пропорционально

машино-дням пребывания в организации (кредит счета «Цеховые расходы»).

Распределение затрат по автотранспорту производится ежемесячно по

потребителям услуг пропорционально объему работ в тонно-километрах и их

плановой себестоимости с корректировкой в конце года до уровня фактических

затрат. При этом затраты по пассажирскому транспорту и по специальным

машинам относятся на потребителей услуг пропорционально количеству машино-

дней и их плановой себестоимости (кредит счетов «Грузовой автотранспорт»,

«Специальный' автотранспорт», «Пассажирский автотранспорт»).

В связи с этим объектом калькуляции по автотранспорту является тонно-

километры и работа машины. Калькуляционными единицами являются 10 т/км и 1

машино-день.

Перед определением себестоимости услуг автомобильного транспорта

затраты необходимо уменьшить на стоимость оприходованного отработанного

масла, шин, пригодных к использованию (кредит счета «Автотранспорт»).

В конце года фактическую себестоимость 10 т/км можно определить по

формуле:

[pic](3)

где

ФС — фактическая себестоимость 10 т/км, руб.;

ФЗ — фактические затраты по грузовому автотранспорту, руб.;

ПЗ — плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже

распределены (счет закрыт), руб.;

ПС — плановая оценка услуг по самообслуживанию, руб.;

ПП — плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой

автотранспорт перевозил людей), руб.;

CВ — стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т. д.), руб.;

Кф — фактический объем работ за год, т/км;

KЗ — фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым

уже распределены (счет закрыт), т/км;

КС, — фактический объем работ, выполненных для самообслуживания, т/км.

Аналогичным образом исчисляется фактическая себестоимость одного

машино-дня по пассажирскому автотранспорту и специальному грузовому

транспорту. После того плановая оценка услуг доводится до фактической

методом дополнительного списания или сторнирования, счет закрывается и

сальдо не имеет.

Рассмотрим на примере, как рассчитывается фактическая себестоимость 10

т/км. Допустим, что затраты по эксплуатации грузового автотранспорта за год

составили 258700 руб. (дебет счета «Грузовой автотранспорт»), В течение

года грузовым автотранспортом отработано 796000 т/км по плановой

себестоимости 10 т/км 3,3 руб. на сумму 262680 руб. (кредит счета «Грузовой

автотранспорт») в том числе:

в растениеводстве — 220000 т/км на сумму 72600 руб., в животноводстве

— 430000 т/км на сумму 141900 руб., на пилораме — 80000 т/км на сумму 26400

руб., на самообслуживании — 28000 т/км на сумму 9240 руб., для сторонних

организаций — 38000 т/км на сумму 12540 руб.

Кроме того, в течение года от грузовых автомашин оприходовано

отработанного масла на сумму 180 руб. (кредит счета «Грузовой

автотранспорт»).

Чтобы закрыть счет, необходимо исчислить фактическую себестоимость 10

т/км по формуле (3):

[pic]

Следовательно, фактическая себестоимость 10 т/км оказалась ниже

плановой на 0,05 руб., поэтому калькуляционную разницу необходимо списать

методом «красное сторно» по потребителям (табл. 3).

Таблица 3

Ведомость распределения отклонений в себестоимости работ грузового

автотранспорта

|Потребители услуг |Объем работ, | |Сумма | |В дебет |

| |т/км | |отклонени| | |

| | | |йруб. | | |

| | | | | | |

|Растениеводство |220000 | |1192 | |20/1 |

| | | | | | |

|Животноводство |430000 | |2329 | |20/2 |

| | | | | | |

|Пилорама |80000 | |433 | |20/3 |

| | | | | | |

|Сторонние организации |38000 | |206 | |46 |

| | | | | | |

|Итого |768000 | |4160 | |Кредит |

| | | | | |счета |

| | | | | |«Грузовой |

| | | | | |автотранспорт|

| | | | | |» |

В результате списания калькуляционной разницы счет «Грузовой

автотранспорт» закрывается и сальдо не имеет.

Распределять калькуляционную разницу нужно не всегда на те счета, на

которые относились в течение года затраты по автотранспорту. Например, их

можно не относить на расходы по доставке кормов, а списывать

непосредственно на животноводство.

В сельскохозяйственных организациях используются и специальные

автомобили: молоковозы, бензовозы. Но в связи с сезонностью производства в

течение года такие автомобили выполняют значительно меньший объем работ,

чем бортовые, а следовательно, себестоимость одного тонно-километра

бортовых машин значительно выше.

Установленный Методическими рекомендациями по планированию, учету и

калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском

хозяйстве, утвержденными Минсельхозпродом России от 04.07.1996 г. № П-4-

24/2068, порядок учета затрат на эксплуатацию автомобильного транспорта

несовершенен, так как он не обеспечивает обособленного, исчисления

себестоимости работ, выполненных грузовыми автомашинами специального

назначения (бензовозы, молоковозы) и бортовыми, в результате чего

искажаются фактические затраты на производство и реализацию

сельскохозяйственной продукции. На наш взгляд, учет затрат по специальным

грузовым автомашинам надо вести по видам автомобилей, а затраты по ним

списывать на потребителей услуг. Например, затраты по эксплуатации

молоковозов включать в полную себестоимость молока.

2.4.5. Учет затрат и исчисление себестоимости услуг машинно-

тракторного парка

Затраты по эксплуатации машинно-тракторного парка группируются в

накопительной ведомости учета работы, записи в которой производят на

основании путевых листов, ведомости распределения износа (амортизации),

отчислений в ремонтный фонд и других распределительных затрат.

Машинно-тракторный парк может использоваться на полевых и транспортных

работах. Следовательно, в учете необходимо разграничить выход услуг.

Поэтому к счету 23 субсчета «Машинно-тракторный парк» могут открываться

аналитические счета «Машинно-тракторный парк на полевых работах» и «Машинно-

тракторный парк на транспортных работах».

В затраты по эксплуатации машинно-тракторного парка включают оплату

труда с отчислениями на социальные нужды трактористов-машинистов, стоимость

нефтепродуктов, израсходованных на работу тракторного парка, сумму

амортизационных отчислений, затрат на ремонт тракторов, и т. д.

Учет этих затрат в течение года осуществляется в дебетовой части счета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.