рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классе

эффективности действия естественного отбора. Наследственная изменчивость –

способность организмов изменять свои признаки и передавать изменения

потомству. Роль мутационной и комби-нативной изменчивости особей в

эволюции. Изменение генов, хромосом, генотипа – материальные основы

мутационной изменчивости. Перекрест гомологичных хромосом, их случайное

расхождение в мейозе и случайное сочетание гамет при оплодотворении –

основа комбинативной изменчивости.

4. Популяция – элементарная единица эволюции, накопление в ней рецессивных

мутаций в результате размножения особей. Геноти-пическое и фенотипическое

разнообразие особей в популяции – исходный материал для эволюции.

Относительная изоляция популяций – фактор ограничения свободного

скрещивания, а значит, и усиления генотипического различия между

популяциями вида.

5. Борьба за существование – взаимоотношения особей в популя

циях, между популяциями, с факторами неживой природы. Способность особей к

безграничному размножению, увеличению численности популяций и

ограниченность ресурсов (пищи, территории и др.) – причина борьбы за

существование. Виды борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с

неблагоприятными условиями.

6. Естественный отбор – процесс выживания особей с полезными в данных

условиях среды наследственными изменениями и оставления ими потомства.

Отбор – следствие борьбы за существование, главный, направляющий фактор

эволюции (из разнообразных изменений отбор сохраняет особей преимущественно

с полезными мутациями для определенных условий среды).

7. Возникновение наследственных изменений, их распространение и накопление

в рецессивном состоянии в популяции благодаря размножению особей.

Сохранение полезных для определенных условий изменений естественным

отбором, оставление этими особями потомства – основа изменения генного

состава популяций, появления новых видов.

8. Взаимосвязь наследственной изменчивости, борьбы за существование,

естественного отбора – причина эволюции органического мира, образования

новых видов.

3.

Можно составить следующие пищевые цепи в аквариуме: водные растения –>

рыбы; органические остатки –> моллюски. Небо-

льшое число звеньев в цепи питания объясняется тем, что в ней обитает мало

видов, численность каждого вида небольшая, мало пищи, кислорода, в

соответствии с правилом экологической пирамиды потеря энергии от звена к

звену составляет около 90%.

Билет № 9

1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Роль ядра, рибосом и

эндоплазматической сети в этом процессе. Матричный характер реакций

биосинтеза.

2. Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль

мутаций в эволюции органического мира и селекции.

3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота углерода

в нем. Объяснить, почему необходимо систематически подкармливать рыб.

1.

1. Пластический обмен – совокупность реакций синтеза органических веществ

в клетке с использованием энергии. Синтез белков из аминокислот, жиров из

глицерина и жирных кислот – примеры биосинтеза в клетке.

2. Значение пластического обмена: обеспечение клетки строительным

материалом для создания клеточных структур; органическими веществами,

которые используются в энергетическом обмене.

3. Фотосинтез и биосинтез белков – примеры пластического об

мена. Роль ядра, рибосом, эндоплазматической сети в биосинтезе белка.

Ферментативный характер реакций биосинтеза, участие в нем разнообразных

ферментов. Молекулы АТФ – источник энергии для биосинтеза.

4. Матричный характер реакций синтеза белков и нуклеиновых кислот в

клетке. Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК – матричная основа

для расположения нуклеотидов в молекуле иРНК, а последовательность

нуклеотидов в молекуле иРНК – матричная основа для расположения аминокислот

в молекуле белка в определенном порядке.

5. Этапы биосинтеза белка:

1) транскрипция – переписывание в ядре информации о структуре белка с ДНК

на иРНК. Значение дополнительности азотистых оснований в этом процессе.

Молекула иРНК – копия одного гена, содержащего информацию о структуре

одного белка. Генетический код – последовательность нуклеотидов в молекуле

ДНК, которая определяет последовательность аминокислот в молекуле белка.

Кодирование аминокислот триплетами – тремя рядом расположенными

нуклеотидами;

2) перемещение иРНК из ядра к рибосоме, нанизывание рибосом на иРНК.

Расположение в месте контакта иРНК и рибосомы двух триплетов, к одному из

которых подходит тРНК с аминокислотой. Дополнительность нуклеотидов иРНК и

тРНК – основа взаимодействия аминокислот. Передвижение рибосомы на новый

участок иРНК, содержащий два триплета,

и повторение всех процессов: доставка новых аминокислот, их соединение с

фрагментом молекулы белка. Движение рибосомы до конца иРНК и завершение

синтеза всей молекулы белка.

6. Высокая скорость реакций биосинтеза белка в клетке. Согласованность

процессов в ядре, цитоплазме, рибосомах – доказательство целостности

клетки. Сходство процесса биосинтеза белка в клетках растений, животных и

др. – доказательство их родства, единства органического мира.

2.

1. Наследственная изменчивость – свойство организмов приобретать новые

признаки в процессе онтогенеза и передавать их потомству. Виды

наследственной изменчивости – мутационная и комби-нативная. Материальные

основы наследственной изменчивости – изменение генов, генотипа; ее

индивидуальный характер (проявление у отдельных особей), необратимость,

передача по наследству.

2. Комбинативная изменчивость – результат перекомбинации генов при

скрещивании организмов. Причины перекомбинации генов – перекрест и обмен

участками гомологичных хромосом, случайный характер распределения хромосом

между дочерними клетками в ходе мейоза, случайное сочетание гамет при

оплодотворении, взаимодействие генов. Пример: появление дрозофил с темным

телом и длинными крыльями при скрещивании серых дрозофил с длинными

крыльями с темными дрозофилами с короткими крыльями.

3. Мутационная изменчивость –

внезапное, случайное возникновение стойких изменений генетического

аппарата, вызывающее появление новых признаков в фенотипе. Примеры:

шестипалая рука, альбиносы. Виды мутаций – генные (изменение

последовательности нуклеотидов в гене) и хромосомные (увеличение или

уменьшение числа хромосом, потеря их части). Последствия генных и

хромосомных мутаций. – синтез новых белков, а значит, и появление новых

признаков у организмов, которые чаще всего ведут к снижению

жизнеспособности, а иногда и к смерти.

4. Полиплоидия – наследственная изменчивость, вызванная кратным

увеличением числа хромосом. При этом увеличиваются размеры, масса, число

семян и плодов у растения. Причины – нарушение процессов митоза или мейоза,

нерасхождение хромосом в дочерние клетки. Широкое распространение в природе

полиплоидии у растений. Получение поли-плоидных сортов растений, их высокая

урожайность.

5. Соматические мутации – изменение генов или хромосом в соматических

клетках, возникновение изменений в той части организма, которая развилась

из мутировавших клеток. Соматические мутации потомству не передаются, они

исчезают с гибелью организма. Пример – белая прядь волос у человека.

3.

Растения поглощают углекислый газ из окружающей среды и

используют его углерод в процессе фотосинтеза на создание органических

веществ. Их используют как сами растения, так и животные (рыбы, моллюски).

Они питаются ими, создают из них вещества, свойственные организму.

Органические вещества организмы используют в процессе дыхания, при этом в

окружающую среду выделяется углекислый газ. Расщепление мертвых остатков

микроорганизмами сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа.

Так происходит круговорот углерода. В аквариуме масса пищи, а значит, и

содержание углерода не соответствует правилу экологической пирамиды (масса

растений должна в 1000 раз превышать массу животных), поэтому рыб

приходится подкармливать.

Билет № 10

1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение

хлоропластов и их роль в этом процессе.

2. Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от

млекопитающих животных.

3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота

кислорода в нем. Объяснить, почему необходимо периодически накачивать в

аквариум воздух.

1.

1. Фотосинтез – вид пластического обмена, который происходит в клетках

растений и некото

рых автотрофных бактерий. Фотосинтез – процесс образования органических

веществ из углекислого газа и воды, идущий в хлоро-пластах с использованием

солнечной энергии. Суммарное уравнение фотосинтеза:

[pic]

2. Значение фотосинтеза – образование органических веществ и запасание

солнечной энергии, необходимой всем организмам, обогащение атмосферы

кислородом. Зависимость жизни всех организмов от фотосинтеза.

3. Хлоропласты – расположенные в цитоплазме органоиды, в которых

происходит фотосинтез. Их отделение от цитоплазмы двумя мембранами.

Образование гран – многочисленных выростов на внутренней мембране, в

которые встроены молекулы хлорофилла и ферментов.

4. Хлорофилл – высокоактивное вещество, зеленый пигмент, способный

поглощать и использовать энергию солнечного света на синтез органических

веществ из неорганических. Зависимость активности хлорофилла от включения

его в структуры хлоропласта.

5. Фотосинтез – сложный процесс, в котором выделяют световую и темновую

фазы.

Световая фаза фотосинтеза:

1) поглощение на свету хлорофиллом энергии солнечного света и ее

преобразование в энергию химических связей (синтез молекул АТФ);

2) расщепление молекул воды на протоны и атомы кислорода;

3) образование из атомов молекулярного кислорода и выделение его в

атмосферу;

4) восстановление протонов электронами и превращение их в атомы водорода.

Темновая фаза фотосинтеза – ряд последовательных реакций синтеза

углеводов: восстановление углекислого газа водородом, который образовался в

световую фазу при расщеплении молекул воды. Использование запасенной в

световую фазу энергии молекул АТФ на синтез углеводов.

2.

1. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как

о наиболее высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках

человека и человекообразных обезьян.

2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства

происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства

принадлежности человека к классу млекопитающих:

1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие, наличие

диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы

(копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы – проявление у

людей признаков далеких предков (многососко-вость, сильно развитый

волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из

оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка

жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного

возраста, мозг

зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб).

3. Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также

развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми,

проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда;

2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп

крови, общие болезни, паразиты.

4. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и

человекообразных обезьян – доказательства их родства, происхождения от

общих предков Признаки различий (присущие человеку мышление, речь,

прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) – доказательства

дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных на

правлениях.

3.

Надо исходить из того, что организмы тесно связаны со средой. Так,

растения в процессе фотосин теза поглощают углекислый газ и воду, а

выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Аквариум –

искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ, расход кислоро

да в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за счет

фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях

накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в

аквариум воз-дух.

Билет № 11

1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и

хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.

2. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека.

Биологические и социальные факторы эволюции.

3. Сравнить колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных

растения одного вида) и выявить у них различия по фенотипу. Объяснить

причины этих различий.

1.

1. Деление клеток – основа роста и размножения организмов,

передачи наследственной информации от материнского организма (клетки) к

дочернему, что обеспечивает их сходство. Деление клеток образовательной

ткани – причина роста корня и побега верхушками.

2. Ядро и расположенные в них хромосомы с генами – носители наследственной

информации о признаках клетки и организма. Число, форма и размеры хромосом,

набор хромосом – генетический критерий вида. Роль деления клетки в

обеспечении постоянства числа, формы и размера хромосом. Наличие в клетках

тела дипло-идного (46 у человека), а в половых – гаплоидного (23) набора

хромосом. Состав хромосомы – комплекс одной молекулы ДНК с белками.

3. Жизненный цикл клетки:

интерфаза (период подготовки

клетки к делению) и митоз (деление).

1) Интерфаза – хромосомы дес-пирализованы (раскручены). В интерфазе

происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ, самоудвоение молекул ДНК

и образование в каждой хромосоме двух хро-матид;

2) фазы митоза (профаза, мета-фаза, анафаза, телофаза) – ряд

последовательных изменений в клетке: а) спирализация хромосом, растворение

ядерной оболочки и ядрышка; б) формирование веретена деления, расположение

хромосом в центре клетки, присоединение к ним нитей веретена деления;

в) расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки (они становятся

хромосомами);

г) формирование клеточной перегородки, деление цитоплазмы и ее органоидов,

образование ядерной оболочки, появление двух клеток из одной с одинаковым

набором хромосом (по 46 в материнской и дочерних клетках человека).

4. Значение митоза – образование из материнской двух дочерних клеток с

таким же набором хромосом, равномерное распределение между дочерними

клетками генетической информации.

2.

1. Антропогенез – длительный исторический процесс становления человека,

который происходит под влиянием биологических и социальных факторов.

Сходство человека с млекопитающими – доказательство его происхождения от

животных.

2. Биологические факторы эволюции человека – наследственная изменчивость,

борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков

человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза,

прочного крестца – наследственные изменения, которые способствовали

прямохождению; 2) изменения передних конечностей – противопоставление

большого пальца остальным пальцам – формирование руки. Усложнение строения

и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани – основа

формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

3. Социальные факторы эволюции – труд, развитое сознание, мышление, речь,

общественный образ жизни. Социальные факторы – основное отличие движущих

сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Главный признак трудовой деятельности человека – способность изготавливать

орудия труда. Труд – важнейший фактор эволюции человека, его роль в

закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека.

4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека.

Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и

возрастание значения социальных факторов.

5. Стадии эволюции человека:

древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии

эволюции – австралопитеки, черты их сходства с человеком и

человекообразными обезьянами (строение черепа,зубов, таза). Находки

остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.

6. Древнейшие люди – питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и

височных долей мозга, связанных с речью, – доказательство ее зарождения.

Находки примитивных орудий труда – доказательство зачатков трудовой

деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела,

позвоночника древнейших людей.

7. Древние люди – неандертальцы, их большее сходство с человеком по

сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого

подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня,

коллективная охота.

8. Первые современные люди – кроманьонцы, их сходство с современным

человеком. Находки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков –

свидетельство высокого уровня их развития.

3.

Надо исходить из того, что каждый сорт имеет свой генотип. Значит, один

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.