рефераты бесплатно

МЕНЮ


Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

«обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но

только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде

всего познавательной, деятельности.

В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование

понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав

образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического

воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего

бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)

Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой,

средой и проявляются в общественной жизни».

В современной школе проблема формирования дисциплинированности и

ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с

молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы

воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе

образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации,

когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.

В современных условиях первостепенное значение придается способам

утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества

учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением

ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной

и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников,

развитием самоуправления в ученических коллективах.

Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание

многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в

поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как

раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они

либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в

силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и

стремлений.

Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой

представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом,

в настоящем и в будущем.

В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков

находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность

человека.

Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и

сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их

сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений

и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит

многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные,

непосредственные и опосредованные зависимости.

Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение

знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:

1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности

представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.

2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого

они получают эти знания.

3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и

дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества)

с актуальными проблемами нашего общества.

4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес учащихся

к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на

признание общественного мнения.

5. Ставится ли учителем задача, чтобы сообщаемые школьникам знания и

сознательности и дисциплинированности расширяли их теоретические

представления, служили недостающими звеньями в их мировоззрении

или удовлетворяли лишь познавательный интерес.

6. Удается ли реализовать на практике целостную программу расширения

и углубления мировоззренческих представлений учащихся о порядке и

организованности как необходимой основы в личной, коллективной и

общественной жизни.

Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят

мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их

внутренний мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в

известной мере уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится

активно действующим знанием, или убеждением. Нравственные и политические

представления и понятия перерастают в убеждения о сознательности,

ответственности и дисциплинированности и образуют сложную социально-

психологическую структуру. Ее компонентами становятся: интеллектуальный –

осознанное знание; эмоциональный – чувства, эмоции, закрепляющие ту или

иную мировоззренческую идею; поведенческий – воля, направленность к

действию, поступок.

«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия

многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и

общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и

сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При

этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически

отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего

собственного формирования и развития» [12, С.59] считает Б.Т.Лихачев

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться

максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных

воспитательных воздействий на человека. В современных условиях развития

России данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно

организованное воспитание.

Там, где есть воспитание:

а) учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные

особенности детей;

б) на полную мощность используются положительные влияния общественной и

природной среды;

в) ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней

среды;

г) достигается единство и согласованность всех социальных институтов;

д) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Утверждая решающую роль воспитания в формировании и развитии личности,

А.С.Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе

воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то

в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он

тоже обязан воспитанию, своему детству» [15а, С.363]. В.А.Сухомлинский

писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного

обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»

[31, С.14]. В данном определении ярко выделяется идея взаимообогащения,

взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания

отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и

воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой

педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс

достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности

ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на

основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Термин «процесс» трактуется как количественные и качественные изменения

чего-либо или кого-либо. С этих позиций в процессе воспитания происходят

количественные и качественные изменения как в личности воспитанника так и в

личности воспитателя.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и

последовательных действий, направленных на достижение определенного

результата.

Главный результат воспитательного процесса – формирование развитой,

активной, зрелой личности.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного

количественного и качественного изменения физических и духовных сил

человека.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и

руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в

этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу

реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы,

методы и приемы воспитания.

Воспитание – это передача одним поколением и усвоение его другим,

направленный на развитие человека.

В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных

отношений, обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитуемых в

соответствии с общественно заданными целями формирования личности. Любой

тип воспитательного отношения всегда связан со стремлением изменить

человека, воздействовать на его внутреннюю позицию, поведение и

деятельность, руководить формированием его личности. Поскольку ученик

участвует во взаимодействии с педагогом сознательно, воспитательные

отношения всегда носят субъект-субъектные отношения.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее

(объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного),

переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение

в результатах дальнейшего поведения и деятельности. При этом определяющее

значение имеют не сами по себе условия развития, а фактическое место

человека в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в

них, то, что принято называть социальной ситуацией развития.

Воспитание является длительным, долговременным и, по существу,

непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка в школу и

продолжается всю жизнь.

Результаты воспитательного процесса обычно носят неоднозначный

характер. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития

личности осложняется широким кругом обстоятельств:

- наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы,

неформальных групп и т.п.);

- наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов,

стремлений, привычек, вкусов;

- трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;

- вариативностью результатов одного и того же педагогического

действия.

Это требует от педагога учитывать весь круг данных обстоятельств.

Ученые социологи, психологи и педагоги признают бесспорным тот факт,

что самым глубоким источником человеческой активности являются потребности.

Потребности – основной вид отношений человека к окружающей

действительности, потому что от их удовлетворения или неудовлетворения

зависит само существование и место человека в обществе. Глубочайший смысл

воспитательной работы состоит в отборе и воспитании человеческих

потребностей.

Воспитать – это еще не значит указывать ребенку, какие поступки следует

совершать. Надо выработать у него убеждение в общественной или личной

значимости и ценности правильного поведения. Важно заметить, однако, что

между мотивами и действиями нет однозначной зависимости. Несмотря на

сильную мотивацию, действие нередко и совсем не происходит и может быть и

наоборот. В психике ребенка реально существуют и другие регуляторы

поведения, среди которых первостепенное значение имеет интеллектуальная и

эмоционально-волевая активность человека.

Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше

обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности,

развивает ее интеллектуальную и эмоционально-волевую активность.

Подлинная сущность человеческой личности проявляется в ее поступках и

действиях. Для этого совершенно недостаточно одного желания поступать

определенным образом, сознавать необходимость требуемого поведения: это

лишь предпосылка практической деятельности, хотя и обязательная, но далеко

не сама деятельность.

Поступки и действия ребенка будут характерными для него лишь тогда,

когда они совершаются им неоднократно, много раз повторяются, в результате

чего он на опыте, на практике убеждается в правильности норм, усвоенных и

осознанных им. Можно сколько угодно убеждать ученика в пользе и ценности

дисциплинированности, но все это не даст искомого результата, если ребенок

не испытывает на себе влияния и радости от соблюдения данного качества.

Воспитание не продвинется ни на шаг, если ученик, зная важность

гимнастических упражнений, не будет их сознательно выполнять. Человек

формируется, растет и мужает в разнообразной деятельности, в творческом и

сознательном труде.

Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации жизни

ребенка. Путь к единству сознания и поведения проходит через цепь связующих

элементов, которая включает в себя длительные упражнения в правильном

поступке, реальные взаимоотношения, организацию жизни учащихся на основе их

полезной деятельности и общения. Длительные, многократные упражнения в

правильном поступке порождают навыки и привычки требуемого поведения.

Навыки и привычки поведения – это устойчивые формы действий и поступков

человека, сделавшиеся как бы неотъемлемой его принадлежностью,

потребностью, неудовлетворение которой вызывает неприятные, а иногда даже

мучительные чувства. Чем больше рациональных и полезных действий человека

сделает для себя привычными, тем содержательнее и плодотворнее будет его

жизнь. Добрая привычка – это нравственный капитал человека (К.Д.Ушинский).

Сама по себе привычка еще не свойство личности, но в определенных условиях

она может стать им. Это происходит в тех случаях, когда объединяются

однородные привычки. Сознательный человек всегда является

дисциплинированным, ответственным и наоборот – дисциплинированная личность

всегда сознательная и ответственна. Формирование привычки сознательности и

ответственности в поведении и действиях личности мы опосредованно оказываем

влияние на процесс формирования дисциплинированности; формируя

дисциплинированность как потребность, мы способствует формированию и

развитию сознательности и ответственности личности. В этом смысле можно

говорить как о процессе формирования и развития сознательности и

дисциплинированности как отдельных качеств личности, но можно говорить и о

формировании и развитии сознательной дисциплинированности. В дальнейшей

своей работе будем говорить о процессе формирования дисциплинированности и

понимать, что в результате этого процесса формируется целый комплекс

других положительных качеств личности и том числе и ответственность.

Эффективность воспитательного процесса значительно возрастает, если

приводит в движение мотивационную и практически-действенную сферы личности,

обеспечивает единство сознания, деятельности и общения учащихся, формирует

у них социально ценные способы поведения и привычки.

Что отличает младшего школьника от старшеклассника? Ответ на этот

вопрос прост: учебная мотивация, которая замещает доминантную ранее

игровую. Мотивация является как двигателем учения, так и его тормозом.

Термином мотивация обозначают некоторое не всегда объяснимое позитивное

стремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на

удовлетворение осознанной или неосознаваемой потребности. Различают два

вида потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование

организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании

и пр.). От степени утоления личностных потребностей зависят человеческое

ощущение счастья и состояние благополучия в обществе.

Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора:

его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и

проигнорировать ее он не может без риска для жизни.

1.2. Проблемы дисциплины в истории отечественной школы

В разные исторические периоды формировались принципиально различные

подходы к дисциплине и средствам ее установления. В 20-е гг. на решение

проблемы дисциплины наложили отпечаток романтика и наивный оптимизм первых

послереволюционных лет, реформаторские идеи, господствовавшие тогда

рефлексологические, биогенетические, социогенетические теории, гуманизм и

демократизм советских педагогов.

В жестокой и мелочной регламентации режима воспитания и обучения в 30-

50-е гг., несомненно, сказался дух и направленность тоталитарных

тенденций. Введение единоначалия в школе, строгая ответственность учителей

и администрации за любой недисциплинированный поступок ученика,

формализация работы органов детского самоуправления, трактовка дисциплины

как цели воспитания – все это было направлено на включение школы в качестве

социального института в административно-командную систему. Ребенок

рассматривался как послушный исполнитель правил и постановлений.

В 60-е гг. разнообразные идеи и подходы к дисциплине, рожденные

«оттепелью», столкнулись с консервативными тенденциями сохранить устои

прошлого.

Наиболее плодотворные теоретические разработки творческого подхода к

проблеме дисциплины были осуществлены в 20-е гг. Учителя, поверившие в

коренные преобразования, стремились создать новые формы самоуправления –

без внешнего принуждения, без подавления личности. Единая трудовая школа,

как важный социальный институт новой системы, была призвана разработать

методы работы с детьми, отвечающие их интересам, исключающие насилие в

любой форме. Эта программа была изложена в «Декларации». Дисциплина

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.