рефераты бесплатно

МЕНЮ


Инженерная психология

При ядерном взрыве в атмосфере примерно 50% энергии взрыва расходуется

на образование ударной волны. В зоне реакции давление достигает миллиардов

атмосфер (до 10 млрд. Па). Воздушная ударная волна ядерного взрыва средней

мощности проходит 1000 м за 1,4 с, а 5000 за 12 С. Избыточное давление во

фронте ударной волны составляет на расстоянии от взрыва 2,2 км 100 кПа (1

кгс/кв.см), 5,3 км 30 кПа (0,3 кгс/кв.см).

4. Защитное заземление

Общие сведения

Существуют следующие способы защиты, применяемые отдельно или в

сочетании друг с другом: защитное заземление, зануление, защитное

отключение, электрическое разделение сетей разного напряжения, применение

малого напряжения, изоляция токоведущих частей, выравнивание потенциалов.

В электроустановках (ЭУ) напряжением до 1000 В с изолированной

нейтралью и в ЭУ постоянного тока с изолированной средней точкой применяют

защитное заземление в сочетании с контролем изоляции или защитное

отключение.

В этих электроустановках сеть напряжением до 1000 В, связанную с сетью

напряжением выше 1000 В через трансформатор, защищают от появления в этой

сети высокого напряжения при повреждении изоляции между обмотками низшего и

высшего напряжения пробивным предохранителем, который может быть установлен

в каждой фазе на стороне низшего напряжения трансформатора.

В электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью

или заземленной средней точкой в ЭУ постоянного тока применяется зануление

или защитное отключение. В этих ЭУ заземление корпусов электроприемников

без их заземления запрещается.

Защитное отключение применяется в качестве основного или

дополнительного способа защиты в случае, если не может быть обеспечена

безопасность применением защитного заземления или зануления или их

применение вызывает трудности.

При невозможности применения защитного заземления, зануления или

защитного отключения допускается обслуживание ЭУ с изолирующих площадок.

Защитное заземление

Заземлением называется соединение с землей нетоковедущих металлических

частей электрооборудования через металлические детали, закладываемые в

землю и называемые заземлителями, и детали, прокладываемые между

заземлителями и корпусами электрооборудования, называемые заземляющими

проводниками. Проводники и заземлители обычно делаются из низкоуглеродистой

стали, называемой в просторечии железом.

Заземлители в виде штырей, вбиваемых в землю, называются электродами,

и могут быть одиночными или групповыми. Заземлитель имеет характеристики,

обусловленные стеканием по нему тока в землю. К характеристикам заземлителя

относятся:

- напряжение на заземлителе;

- изменение потенциалов точек в земле вокруг заземлителя в зависимости от

их расстояния от заземлителя в зоне растекания тока — вид потенциальной

кривой;

- вид линий равного потенциала — эквипотенциальных линий на поверхности

земли;

- сопротивление заземляющего устройства;

- напряжения прикосновения и шага.

На рис. 4.8 показана схема простого заземлителя в виде стержня или

трубы, забиваемых в землю и вид потенциальных кривых и эквипотенциальных

линий.

При расстоянии менее 40 м между одиночными заземлителями в групповом

заземлителе их зоны растекания накладываются друг на друга, и получается

одна зона растекания группового заземлителя, которой соответствует своя

потенциальная кривая.

5. Организация работ по ликвидации ЧС (общие положения)

Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне

чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами

и средствами разведки и неотложных работ, а также организация

жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами

организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти

субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности

вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального

подчинения, в том числе регионального формирования.

Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя

работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров,

аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа,

электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей,

оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае

необходимости в загородные зоны.

Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные

работы в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени

опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение

пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на

объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной

медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий и

обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение

спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных

мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также

выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное

время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий

отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе

возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после

возникновения чрезвычайной ситуации.

В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной

ситуации проводятся:

1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и

обеспечение ее постоянной готовности.

3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных

ситуаций мИриого времени.

5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за

состоянием объектов, окружающей среды.

6. Организацию взаимодействия с органами военною командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий,

катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

1. 1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению

задач.

2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по

предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к

выполнению СДНР.

4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий,

катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:

1. Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их,

если они были уничтожены, и их защита.

3. Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

4. Организация и управление СДНР.

Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на

работы с целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной

обстановке.

Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения

их из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и

врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные

учреждения.

Спасательные работы включают:

- разведку маршрутов движения и участков работ;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

- розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,

загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и

спасение находящихся в них людей;

- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной

фильтровентиляционной системой;

- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

- вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных

животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды,

обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые

сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи

пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения

спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий

(катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта

и связи.

Другие неотложные работы включают:

- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах

заражения;

- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных,

канализационных и технологических сетях в целях создания условий для

проведения спасательных работ;

- укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих

обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

- ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и

коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в

обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от

возможных повторных ядерных ударов противника;

- СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и

многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со

специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций,

воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-

спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств,

ведомств и организаций РФ;

- учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава

России, а также других министерств и ведомств РФ;

- формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений

Минсельхоза России;

- военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и

предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и

оборудования Минэкологии России;

- части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных

работ МВД России;

- воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО

РФ;

- соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для

ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения

полетов Минтранса России;

- восстановительные и пожарные поезда МПС России;

- аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и

ведомств РФ;

- отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России,

других добровольных общественных организаций.

Наиболее многочисленными по численности являются различные

невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по

спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного

времени.

Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:

- на объекте промышленности используются формирования объекта, а также

могут использоваться формирования города (района), формирования сельского

района (некатегорированного города) и другие силы;

- в городе без районного деления - группировки сил объектовых и

территориальных формирований города, области, войсковые части ГО,

подразделения и части военного гарнизона;

- в городе с районным делением - группировки сил городских районов и

резервы города;

- в области - группировки сил категорированных и некатегорированных

городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности,

группировка сил районов и резервы.

- По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу

предстоящих действий и обеспечивать:

- возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

- своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

- сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

- развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных

работ в предельно сжатые сроки;

- возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах

поражения и осуществление маневра ими;

- устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки

сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% -

формирования общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% -

специальные и специализированные формирования.

Специальные и специализированные формирования состоят из:

- 50% - медицинские формирования;

- 25% - противопожарные формирования;

- 10% - формирования радиационной и химической защиты;

- 10% - службы охраны общественного порядка;

- 5% - прочие аварийно-спасательные формирования.

К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных

ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно

увязанные по производительности и другим показателям основные и

вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения

отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в

зонах чрезвычайной ситуации.

Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях

являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой

механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные,

вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства

индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами

ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и

других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах

стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление

ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие

требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в

сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить

задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления

ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само

управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным,

т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть

выше готовности сил ГО.

В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят

действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят

новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и

средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или)

радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее

обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и

ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств

материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную

обработку и проведение других мероприятий.

Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении

мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в

соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в

интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает

основную задачу.

Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих

условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения

возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров

формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного

обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и

повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.

Успешное проведение СДНР достигается:

- своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею

достоверных данных к установленному сроку;

- быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

- высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

- знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер

безопасности при выполнении работ;

- заблаговременным изучением командирами формирований особенностей

выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-

энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест

расположения и характеристики ЗС;

- непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в

готовности различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым

на готовность к действиям.

Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг

поражения (район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и

резерв.

Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания

спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в

высоком темпе.

Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и

расширения фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной)

замены первого эшелона.

Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и

наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их

проведения.

В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта

промышленности, продолжающих работу в категорированных городах, части

(подразделения) ГО и ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия,

а при необходимости и формирования ГО повышенной готовности близко

расположенных некатегорированных городов и сельских районов.

Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов

промышленности, продолжающих производственную деятельность в городе, не

вошедших в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и

перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов

и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в

первый эшелон.

Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на

смены. Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй -

из 1 -2 смен. Первая смена по численности личного состава составляет

примерно 30%, вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона.

Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12

часов:

- первой смены - не менее 2-х часов;

- второй смены - от 3-х до 4-х часов;

- третьей смены - от 5 до 6 часов.

В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные

формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих сельских районов.

Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага

поражения после выполнения задач.

В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО

заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного,

материального, технического, гидрометеорологического и инженерного,

химического и медицинского обеспечения.

Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору,

обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне

аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на

объектах и участках СДНР.

Основные задачи разведки заключаются в:

- выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними

постоянного контроля;

- выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;

- усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый

период;

- контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах

развертывания сил ГО и эвакуации;

- уточнении состояния маршрутов;

- усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при

возникновении ЧС;

- выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных

бедствий;

- установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

- определении состояния маршрутов после ЧС;

- контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил

ГО;

- выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения

ЧС.

Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная,

радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно-

эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная,

фитопатологическая.

Организация спасательных и других неотложных работ включает:

- принятие решения на проведение работ;

- постановку задач силами ГО;

- планирование проведения работ;

- организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и

возможностей группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для

НТО на проведение СДНР.

Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно

разделить на 3 этапа:

1. 1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению

населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

2. 2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах

поражения, районах ЧС.

3. 3 этап - ликвидация последствий применения противником средств

поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

На первом этапе СДНР решаются две основные задачи:

1. Задачи по экстренной защите и спасению населения:

- оповещение об опасности;

- использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

- эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

- применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи

пострадавшим.

2. Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

- приведение в готовность органов управления;

- организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

- приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ

в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе

вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач

силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее

обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за

выполнением поставленных задач силами и средствами ГО.

Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий,

катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника.

На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей

и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-

, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения;

восстановление жилья и т.д.

Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и

предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных

особенностей каждого предприятия.

Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий

являются: оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и

населения, проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на

котором произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и

поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим

и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий

на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных

работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание

неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося

оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской

службы.

Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация

последствий аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей

привлекаются специальные (объектовые) и территориальные формирования общего

назначения и служб.

Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть

неизвестны спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с

каждым формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО

проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при

выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых

строго обязательно.

На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а

у опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с

предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-

энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих

служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией

последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся

одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой

чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа

ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и

специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям,

указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального,

технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную

смену, отдых и питание личного состава.

К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные

команды, подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи,

технической помощи.

С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с

обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на

всем объекте или по отдельным участкам. В тех случаях, когда имеется

достаточное количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей

площади. Если сил недостаточно, работы приходится проводить

последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где необходимо

оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую опасность.

На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация

последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с

формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет

наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования

общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары,

извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую

медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на

коммунально-энергетических сетях.

Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в

некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и

со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в

охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и

быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение.

Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация

отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой

целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают

отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или

обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной

полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания

отсечной полосы шириной до 50-100 м.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там,

где находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних

этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для

перекачки воды из удаленных источников.

К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды

и противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных

конструкций - специальные строительно-монтажные организации.

В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда

разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в

поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск

начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных

подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных

пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок

спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными

- голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей

начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные

стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с

первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с

соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают

осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД

- изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей

разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя

специальные приспособления.

Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр,

при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных

конструкций. Чтобы сласти людей, находящихся в верхних частях завалов,

применяется осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить,

чтобы не было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если

структура завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки,

перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то

разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В

этом случае рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и

более тонн) - по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения

пораженного необходимо освободить его от мелких обломков и мусора вручную,

не причиняя ему дополнительных повреждений, затем оказать первую

медицинскую помощь.

Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах

разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х

0,8 м.

Для ликвидации последствий производственных аварий применяется

инженерная и другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы,

компрессорные станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для

растаскивания и разведения крупных железобетонных конструкций, вертолеты

большой грузоподъемности и металлорежущие установки. Используются также

средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы,

электронасосы и др.

Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в

условиях загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких

температур; чтобы обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом,

силы ГО делят на смены и выделяют резервы.

Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим,

находящимся в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов

и обломков. Извлечение людей из-под крупных завалов производится с

соблюдением мер предосторожности, им оказывается медицинская помощь с

последующей эвакуацией в лечебные учреждения.

Список литературы

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М: Медицина, - 1998.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.2 /Е.А. Резчиков,

В.Б. Носов, Э.П. Пышкина, Е.Г. Щербак, Н.С. Чверткин /Под редакцией Е.А.

Резчикова. М.: МГИУ, - 1998.

3. Варварин В.К., Койлер В.Я., Панов П.А. Справочник по наладке

электрооборудования. Россельхозиздат, - 1979.

4. Жеребцов И.Н. Основы электроники. М., Энергоатомиздат, - 1989.

5. Иванов Б.С. Человек и среда обитания: Учебное пособие, М.: МГИУ, - 1999.

6. Охрана труда в машиностроении: Учебник /Под редакцией Е.Я. Юдина и С.В.

Белова, М. - 1983

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.