рефераты бесплатно

МЕНЮ


Безопасность жизнедеятельности на ЖД транспорте

Безопасность жизнедеятельности на ЖД транспорте

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общая характеристика железнодорожного транспорта.

2.Опасность пожаров на железнодорожном транспорте.

3.Опасность влияния ядовитых веществ.

4.Опасность влияния тепловых излучений.

5.Опасность аварий и травм.

6.Пути уменьшения безопасности.

Общая характеристика железнодорожного транспорта

Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое

целое все области, обеспечивают потребность населения в перевозках и

нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.

Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых

районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных

потребностей людей и развитию связей с другими странами. Любая даже

кратковременная задержка выполнения заявки на перевозки наносит ущерб

нормальной работе предприятия, подрывает договорные основы ведения

хозяйства.

Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями,

техническими устройствами и средствами, основными из которых являются

железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), сооружения

локомотивного и вагонного хозяйства, сооружения и устройства сигнализации,

связи и вычислительной техники, электро- и водоснабжения, железнодорожные

станции и узлы.

Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта представляет

собой огромный, протянувшийся на многие десятки тысяч километров конвейер,

бесперебойная и безаварийная работа которого требует взаимно увязанной

слаженной работы всех его звеньев.

Железнодорожный транспорт – это вид транспорта наиболее приспособлен к

массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года

и атмосферных условий. Железные дороги имеют высокую провозную способность.

На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и

высокая скорость доставки грузов.

Железные дороги является универсальным видом транспорта для перевозок всех

видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка

железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от

топографических, климатических и экологических условий.

На железнодорожном транспорте высока доля расходов, мало зависящих от

размеров движения ( ремонт зданий и других устройств, содержание

административно–технического персонала ); она составляет около половины

общих расходов по эксплуатации. Всё это определяет эффективность применения

железных дорог при значительной концентрации грузовых потоков.

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния

экономически более выгодна, чем на малые, что объясняется высоким удельным

весом расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих

себестоимость их на коротких расстояниях. Сюда относятся расходы на

начальные

операции, включая подачу вагонов к месту погрузки – выгрузки и уборку их,

производство грузовых операций и др.

За последние годы на железнодорожном транспорте произошли

значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое

сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе

электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации,

вычислительной и микропроцессорной техники.

Осуществляется поэтапное внедрение автоматизированной системы

управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). В крупных железнодорожных

узлах действует система « Экспресс–2 » для резервирования мест и продажи

билетов пассажирам. Дальнейшее развитие получили контейнерные перевозки на

основании реализации единой контейнерно – транспортной системы; построены

новые железнодорожные линии.

Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим

совершенствованием методов эксплутационной работы. Для оптимизации

оперативного управления перевозками в Министерстве путей сообщения на

дорогах создают оптимизированные диспетчерские центры управления

перевозками на базе информации, получаемой посредством вычислительной сети

АСУЖТ.

На железнодорожном транспорте назрела необходимость в решении

ряда актуальных проблем. На железной дороге особую остроту приобрели

проблемы безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. При

проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на

первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды.

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта

меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую

энергоёмкость перевозочной работы

Опасность пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте

является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов –

теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические

неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества

пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных

стандартов и правил погрузки ( вызывающие самовозгорание, трение

упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника

зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав.

Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр

за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры

электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на

подвижном составе ( примерно 80% общего количества пожаров на

железнодорожном транспорте ). Это вызывает необходимость разработки более

эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских

вагонах, а также на локомотивах.

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе

важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к

перевозкам грузов, особенно пожаро – и взрывоопасных грузов, а также за

выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в

вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и

подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на

исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на

исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют

вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При

обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, неплотностей в дверях,

люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или

производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов

проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и

электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил

пожарной безопасности,

собенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в

пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на

состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески

генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно – редукторного

привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств,

заземляющих элементов и других средств защиты.

Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть

устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за

исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также

вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо

проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не

допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны

тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и

других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной

опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

V ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся

жидкостей, используемых в процессе производства;

V собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие

материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

V убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после

окончания работ

V , строго контролируют состояние электрических сетей светильников,

электрооборудования и нагревательных приборов;

V следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и

освещение, кроме дежурного, были выключены;

V содержат в чистоте чердачные помещения;

Опасность влияния ядовитых веществ

К вредным веществам относят различные газы, пары и пыль,

выделяющиеся при технологических процессах.

Физиологическое действие паров на организм человека зависит от их

токсичности ( ядовитости ) и концентрации в воздухе производственных

помещений, а также от длительности пребывания в этих помещениях в этих

помещениях рабочих. Установлено, что физиологическая реакция

пропорциональна произведению времени воздействия вредностей и их

концентрации.

Тяжесть труда и метеорологические параметры воздушной среды

существенно усиливают действие производственных вредностей на организм

человека, поскольку при этом резко увеличивается объем дыхания. Например,

при выполнении работ, связанной с ходьбой, скорость передвижения 5 км/ч

считается нормальной. Но даже при незначительном ускорении

ходьбы

( тяжести труда ) до 6,2 км/ч объем дыхания увеличивается в 1,5 раз.

Одновременно с загрязненным воздухом в организм человека

поступает большое количество вредных веществ, часть которых не удаляется с

выдыханием воздуха. Это прежде всего относится к аэрозолям, которые

осаждаются в альвеолярных каналах лёгких. Газы и пары, вдыхаемые с

воздухом, растворяются в лёгочной жидкости. Постепенно происходит

накопление этих вредностей и возрастает их неблагоприятное влияние на

организм человека. Поэтому вредные вещества, обладающие кумулятивной

способностью ( способность накапливаться в организме ), при постоянном их

действии на организм даже в малых дозах вызывают хроническое отравление.

Накопление вредных веществ происходит в жизненно важных органах человека (

печени, селезёнке, костях и мышцах ), вследствие чего наблюдаются их

органические изменения.

К вредным веществам хронического действия относят, как правило,

аэрозоли, свинца, ртути, марганца, окиси кремния и кремнийорганических

соединений. Хроническое поражение организма возникает в результате действия

пыли, содержащей свободную двуокись, которая вызывает развитие силикоза,

проявляющегося в виде фиброзного перерождения соединительной ткани

лёгких. Примером физиологического действия

веществ служит отравление окисью углерода, которая является промышленным

ядом, действующим на кровеносную систему. Попадая в кровь, окись углерода

разрушает носитель кислорода – гемоглобин. В результате организм лишается

нормального питания кислородом и наступает кислородное голодание,

сопровождаемое головной болью, тошнотой, рвотой и другими явлениями. В

особо тяжёлых случаях отравления может наступить смерть. При быстром

прекращении воздействия окиси углерода человек полностью выздоравливает,

так как гемоглобин не теряет своей способности кислородоносителя.

Большая часть промышленных вредностей попадает в организм человека

через органы дыхания и всасывается лёгочными альвеолярными каналами.

Правильный режим дыхания в производственных условиях требует, чтобы

работающие дышали через нос. Этот режим часто нарушается при тяжёлом труде,

неправильной организации рабочих мест и условиях высокой температуры. При

дыхании через рот вредные вещества заглатываются вместе со слюной, что

вызывает заболевание желудочно-кишечного тракта и печени. Такие вредные

вещества, как бензол, ксилол, толуол и другие, проникают в организм через

кожный покров.

Вывод вредных веществ из организма происходит различными путями:

они выдыхаются с воздухом, с потом, мочой, жёлчью, но часть из них обладает

кумулятивной способностью.

Во всех случаях ущерб, наносимый вредными веществами организму

человека, зависит от их токсичности. По степени опасности для организма

вредные вещества в соответствии с Санитарными нормами проектирования

промышленных предприятий ( СН 245-71) и ГОСТ 12.1.007-76 подразделяются на

четыре класса опасности: 1- чрезвычайно опасный; 2 – высокоопасные; 3 –

умеренно опасные; 4 – малоопасные. Класс опасности устанавливают в

зависимости от норм и показателей, предусмотренных ГОСТ 12.1.007-76.

Предприятия железнодорожного транспорта отличаются многообразием

производственных процессов и технологических операций. По выделению

вредностей наиболее опасными являются производственные помещения, в которых

выполняют работы малярные, баббитозаливочные, по переработке полимеров,

зарядке аккумуляторов гальванические, сварочные и другие, а также основные

цехи щебёночных и шпалопропиточных заводов.

При окрасе подвижного состава в воздушную среду выделяется сложный комплекс

опасных вредностей ( толуол, ксилол, красочный аэрозоль), содержание

которых при пульверизационном способе окраски превышает допустимые нормы. В

процессе сварочных и наплавочных работ выделяются окись углерода, окислы

марганца и железа, фтористые соединения. При этом загрязнение воздушной

среды теми или иными веществами зависит от типа обмазки применяемых

электродов. Наименьшее загрязнение наблюдается при автоматической сварке

под флюсом и электрошлаковой сварке.

При переработке полимеров в воздухе обнаруживается сложный

комплекс газообразных химических веществ: окись углерода, хлорорганические

соединения, хлористый углерод, непредельные углеводороды, цианистый

водород, органические кислоты, эфиры, ароматические углеводороды суммарного

действия ( бензол, ацетон и др.). Эти вредности выделяются при

определёнными комплексами при различных температурах от 60 до 250 С в

результате термического действия от различных полимерных материалов. При

механической обработке пластических масс выделяется пыль.

Загрязнение воздуха парами масляного аэрозоля, бензола, толуола,

ксилола наблюдается в машинном отделении тепловоза, в стойловой части депо,

отделении ремонта топливной аппаратуры и в других помещениях. Воздух в

кузнечных и кузнечно – рессорных отделениях загрязняется угарным и

сернистым газами, окислами азота, аэрозолью металлов, а в механическом

отделении – окисью углерода, аэрозолью окислов железа и смазачно –

охлаждающей жидкости и другие.

Опасность влияния тепловых излучений.

На предприятиях железнодорожного транспорт к горячим производствам, в

которых излучение оказывает существенное влияние на организм человека,

относятся литейные и кузнечные участки, баббитозаливочные, пропиточные,

термические и сварочные отделения, а также отдельные сварочные посты и

секции тепловозов.

Потоки тепловых излучений в горячих цехах создаются в основном

инфракрасными лучами с длиной волны от 770 нм. до 1 мм. Тепловой эффект

воздействия облучения на человека зависит от длины волны, интенсивности

излучения, площади облучаемого участка, длительности облучения, угла

падания лучей, расположения облучаемого участка относительно жизненно

важных органов человека, а также от свойства одежды.

Наибольшей проникающей способностью обладают красные лучи видимого

спектра и короткие инфракрасные лучи, глубоко проникающие в ткани и мало

поглощаемые поверхностью кожи. Длительное воздействие коротких инфракрасных

лучей вызывает катаракту глаз.

Инфракрасное облучение при работе в машинном отделении тепловозов

во время их осмотра и ремонта достигает 7,5 – 9,6 кДж / /(м2*ч), что

значительно выше оптимального.

Сварочная дуга является мощным источником излучения как видимого,

так и невидимого спектров. Видимый спектр оказывает слепящее действие.

Невидимый спектр при длительном воздействии часто проводит к общей потери

зрения, а при кратковременном – к светобоязни. Излучение сварочной дуги

вызывает также ожоги незащищённых участков кожи лица и рук сварщиков.

Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования

локомотивов в пути следования. В условиях дефицита времени и стрессового

состояния при поиске и устранения отказа повышается вероятность ошибочных

действий локомотивных бригад.

На деповском ремонте локомотивов и вагонов определённую опасность

представляет выполнение работ на металлообрабатывающих станках, с

использованием домкратов, механизированных приспособлений,

электроинструмента и д.р. специфические опасности характерны для сварочных

работ.

Погрузочно - разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений

стропальщиков и грузчиков, травмирование их грузом. Опасные ситуации

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.