рефераты бесплатно

МЕНЮ


Система кредитования и ее современные формы

объекта небольшую долю собственного капитала, в то время как остальную

часть может вложить в более надежное дело), а также организации,

предоставляющей кредит, так как она получает процент по кредиту. При этом

риск вложения минимален, так как недвижимость всегда в цене. В развитой

системе кредитования ипотека как залог недвижимости имеет крайне важное

значение, так как кредитование для банка – это процесс, всегда связанный с

возможным риском потери значительных денежных ресурсов. Именно поэтому для

снижения риска невозврата кредита особенно тщательного анализа требуют не

только вопросы кредитоспособности заемщика, но и его обеспечения1.

Особой формой кредита является государственный кредит, при котором

заемщиком (кредитором) выступают государство или местные органы власти, а

кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через кредитно-

финансовые институты, прежде всего через Центральный банк. Этот вид кредита

следует разделять на собственно государственный кредит и государственный

долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные

секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные

средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке

капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Межбанковский кредит предоставляется банками друг другу, когда у одних

банков возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. Система

межбанковского кредита точно так же, как вся банковская система,

функционирует на двух уровнях. Первый уровень отражает движение (перелив)

средств между Банком России и коммерческими банками; второй уровень – между

коммерческими банками. Роль межбанковского кредита противоречива; занимая

свою нишу в системе экономических отношений, межбанковский кредит чутко

реагирует на конъюнктуру в денежно-кредитной сфере и отражает ее

состояние2. Несмотря на актуальность проблем межбанковского кредита, рынок

которого нуждается в развитии, наукой остаются недостаточно изученными

вопросы сущности, свойств, законов движения и тенденций развития форм этого

кредита и кредитных рынков, а также вопросы взаимодействия подсистем в

единой системе межбанковских кредитов.

Субъектами кредитных отношений межхозяйственного кредита выступают

различные предприятия и организации, дающие средства взаймы друг другу.

Данный вид кредита обнаруживает аналогию с коммерческим кредитом, однако

данный вид носит в основном товарный характер.

Наконец международный кредит охватывает экономические отношения между

государством и международными экономическими организациями. Он имеет как

частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала

в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Таким образом, формы кредита тесно связаны с его структурой и в

определенной степени отражают сущность кредитных отношений.

Когда речь идет о кредитной системе, то обычно подразумевают две ее

стороны. Прежде всего, это совокупность кредитных отношений, форм и методов

кредитования. Кроме того, это совокупность банков, других кредитно-

финансовых институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и

предоставляющие их в ссуду. Считают, что кредитная система – понятие более

широкое и емкое по сравнению с банковской системой, поскольку последняя

включает лишь совокупность действующих в стране банков. Кредитная же

система, помимо банков, являющихся, естественно, ее ведущим звеном,

включает банковский, потребительский, коммерческий, государственный,

международный кредиты со своими формами отношений и методами

кредитирования.

Современная кредитная система состоит из следующих основных звеньев:

1. Центральный Банк, государственные или полугосударственные банки;

2. Банковский сектор, включающий коммерческие банки, сберегательные

банки, инвестиционные банки и т.д.;

3. Страховые и специализированные небанковские кредитно-финансовые

институты.

В лице своих институтов кредитная система конкретизирует все аспекты

ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной,

аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитного механизма.

Через свои многочисленные институты кредитная система аккумулирует

свободные денежные средства и направляет их предприятиям, населению,

правительству.

2. Переходная экономика Российской Федерации

и новые кредитные отношения.

1. Российская кредитная система и ее особенности.

Современная кредитная система, которая является основным элементом

рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных

звеньев, или ярусов:

1. Центральный Банк, государственные и полугосударственные банки.

2. Банковский сектор:

- коммерческие банки;

- сберегательные банки;

- инвестиционные банки;

- ипотечные банки;

- специализированные торговые банки.

3. Страховой сектор:

- страховые компании;

- пенсионные фонды.

4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

- инвестиционные компании;

- финансовые компании;

- благотворительные фонды;

- трастовые отделы коммерческих банков;

- ссудосберегательные ассоциации;

- кредитные союзы.

Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых

стран – в основном для США, стран Западной Европы, Японии.

Кредитная система России имеет ряд существенных отличий, обусловленных

особенностями исторического развития и сложившихся экономических отношений.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации

предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-

экономическими условиями развития нашей страны.

За почти восьмидесятилетнюю историю кредитная система прошла

несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система

развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую

социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она

приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран

того времени.

После революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных

институтов (банков, страховых компаний), на базе Госбанка был создан

Народный банк. Особенность кредитной системы советского типа заключалась в

том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью.

Она была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая

социально-экономические потребности того времени, связанные с

осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система

начала функционировать в рамках командно-административной системы

управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками,

сберегательными кассами и двумя страховыми организациями. Таким образом

структура кредитной системы СССР выглядела следующим образом:

Государственный банк

Стройбанк

Банк для внешней торговли

Система сберегательных касс

Госстрах и Ингосстрах

Однако в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления

экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании

крупных отраслевых специализированных банков, на базе которых в начале 90-

х годов были созданы коммерческие банки.

Нынешняя структура кредитной системы Российской Федерации приближается

к модели кредитной системы промышленно развитых стран.

Прежде всего она прошла экстенсивный путь развития, касающийся в

основном второго звена – коммерческих банков. Их число, в 1995 г.

составлявшее 2,5 тыс., начало затем сокращаться под влиянием процессов

концентрации и централизации банковского капитала1. На 1 марта 1998 г.

осталось 1638 действующих коммерческих банков, а к концу 1998 г. их число

сократилось после экономического кризиса. Однако расширяется круг их

операций, среди которых все более заметную роль играют операции с

драгметаллами.

Растет число кредитных операций, работающих с иностранным участием.

Важное значение имеют российские загранбанки со 100-№-ным российским

капиталом. За рубежом появились филиалы российских банков, а также дочерние

общества. В настоящее время все крупнейшие коммерческие банки располагают

дочерними банками в других странах.

Несмотря на молодость кредитной системы России, начал ускоряться

процесс банкротства коммерческих банков. Происходит ликвидация банков в

связи с отзывом лицензий, в связи с реорганизацией.

Вместе с тем, в структуре кредитной системы России пока еще небольшое

место занимают специальные кредитные учреждения. В значительной мере это

объясняется тем, что Российская Федерация до сих пор не может выйти из

социального и экономического кризисов и оживить инвестиционный процесс.

Среди 22 специальных кредитных учреждений 7 приходятся на клиринговые

организации, 2 – на расчетные палаты межбанковских валютных бирж и столько

же – на расчетные центры Центрального Банка России. Коммерческие банки

работают в основном на краткосрочных кредитах. Долгосрочное кредитование

инвестиций в экономике не играет у них сколько-нибудь заметной роли на

протяжении всей истории Российской Федерации.

Третий ярус кредитной системы, включающий специализированные

небанковские кредитные институты (страховые компании, инвестиционные

фонды), является наиболее слабым ее звеном. Он представлен в основном

страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных

кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и

его второго элемента – рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно

лишь в условиях относительно широкой приватизации государственной

собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса

кредитной системы.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые

компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью:

привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных

банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили

свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу

пирамиды, что вызвало волну банкротств. Кроме того, высокие ставки на

краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в

последующем конвертируются в иностранную валюту, что обеспечивает рубль и

ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской

системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

В целом, для кредитной системы России характерны следующие

особенности:

1. Высокая доля операций банков с иностранной валютой как в активе, так и в

пассиве. Одновременно падает доля рублевых кредитов.

2. Прекращение роста ресурсов банковской системы в реальном выражении;

краткосрочный характер депозитов и активов.

3. Тесная связь банковского кредита с финансированием государства (в

активах банков на кредитование государства приходится около половины всех

кредитов).

4. Значительная часть активов банков почти не приносит доходов, так как

суммы беспроцентных счетов коммерческих банков находятся в распоряжении

Центрального Банка России.

5. Усиление процесса концентрации и централизации банковского капитала. 50

крупнейших коммерческих банков сосредоточили у себя около ѕ общего

объема депозитов. На вершине кредитной системы стоит несколько

уполномоченных коммерческих банков, теснейшим образом сросшихся с

органами власти и принимающих участие в формировании политики1

6. Некоторые изменения в денежно-кредитной политике Центрального Банка

России. С 1996 г. он стал ослаблять денежно-кредитный рестрикционный

курс, имеет место снижение процентных ставок рефинансирования для

коммерческих банков.

Таким образом, кредитно-денежная система России до сих пор страдает

крупными недостатками. Разрушив модель административно-командной системы

управления, руководство страны не смогло пока выработать стабильную новую

модель, соответствующую рыночному хозяйству. Однако несомненно, что шаги в

направлении создания развитой и слаженно функционирующей системы делаются,

поэтому можно с уверенностью сказать, что в будущем в России кредитные

отношения будут оформлены в соответствии с запросами экономических

субъектов.

2. Финансовый кризис 1998 года и кризис

кредитной системы.

Большинство своих функций современное государство реализует путем

формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой

политики. Поэтому в стратегическом плане финансовая политика переходного

периода должна быть направлена на создание оптимальных условий движения

общества к социально ориентированной рыночной экономике и в этих целях к

созданию экономической структуры, сбалансированной на принципах рынка.

Однако осуществление финансовой политики в переходный период, в условиях

неустойчивости экономической системы и неразвитости новых форм

хозяйствования невозможно производить плавно и поступательно, неминуемы

экономические кризисы. Один из острейших финансовых кризисов, которые

Россия переживала за последние десятилетия, - кризис 17 августа 1998 г.

Оценки этого кризиса в научной и публицистической литературе весьма

неоднозначны. Прежде всего это проявляется в том, что существует достаточно

много подходов к выявлению причин, приведших к кризису.

Прежде всего в качестве причин кризиса 1998 г. выделяют

некомплексность целей и индикаторов финансовой политики, нарастание

внутреннего долга и его неблагоприятная структура, а также

неподготовленность в 1996 –1997 гг. условий для широкого допуска

нерезидентов на рынок ценных бумаг и ухудшение в 1997 – 1998 гг. платежного

баланса и его основы – торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ.

В феврале 1998 г. произошло резкое падение мировых цен на нефть с 15 – 16

долларов до 10 – 11 долларов за баррель. Мировые цены на нефть в 1998 г.

были ниже себестоимости ее добычи и транспортировки из Западной Сибири.

Также созданию кризисной ситуации способствовало искусственное

сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его девальвации для

экспорта и улучшения платежного баланса страны. В этот же период были

допущены ошибки в прогнозировании курса рубля и отсутствовали реальные меры

по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость

внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен. Подавляющая часть

финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы

олигархов. Финансовая и кредитная системы не имеют надежных механизмов

включения денежных средств в инвестиционный процесс. Сбережения населения

преимущественно либо конвертируются в доллары и тезаврируются, либо

вывозятся за границу. Нелицензируемый вывоз капитала составил сотни

миллиардов долларов и резко сократил инвестиционные ресурсы роста

российской экономики.

В качестве следующих предпосылок кризиса 1998 г. следует указать

недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения этого кризиса. В

1998 – 1999 гг. эти резервы снизились до 10 млрд. долларов, когда как Китай

имел 140 млрд. долларов, Япония – более 200 млрд. долларов. Некоторые

экономисты усматривают причинно-следственную связь между проводимой

деноминацией рубля и кризисной ситуацией в августе 1998 г., а также в

качестве причины кризиса видят отставку правительства В.С. Черномырдина.

Так или иначе, кризис показал, что обвал курса рубля явился своего

рода детонатором взрыва всей системы цен. Известно, что либерализация цен в

1991 – 1993 гг. привела к резкому снижению курса рубля. Но в российских

условиях 1998 г. цены оказались особенно чувствительны к падению курса

рубля. Связано это с тем, что российская экономика односторонне

ориентирована на импорт и на протяжении 1992 – 1998 гг. его наращивала, в

результате чего доля импорта в товарообороте была в 2 – 3 раза выше, чем

предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25 – 30 %).

При снижении курса рубля для финансирования импорта требуется больший объем

рублей. Для того, чтобы иметь рубли, продавцы и посредники импортной

продукции вынуждены повышать цены.

В анализе августовского кризиса 1998 г. обращает на себя внимание

неэффективность в условиях России политики МВФ. Во-первых, правительство,

следуя политике Международного валютного фонда, соблюдало рекомендованные

им нормативы инфляции, доведя ее до достаточно приемлемого уровня – ниже 1%

в месяц, что сдерживало рост цен. Во-вторых, соблюдался назначенный МВФ

верхний предел внутреннего долга, который, в частности, на 1998 г. был

определен в размере 780,9 млрд. руб. Фактически же на 1 июля 1998 г. он

достигал 628 млрд. руб., а на 1 октября 1998 г. – 699 млрд. руб. Другими

словами, были соблюдены рекомендации Валютного фонда по величине

внутреннего долга, но не учитывалась его структура. В отличие от США, где

основу внутреннего долга составляют долгосрочные государственные

обязательства, в России превалировали «короткие» деньги. Это обстоятельство

как раз и сыграло роковую роль. При первых же симптомах кризиса иностранные

инвесторы сняли свои вклады и покинули страну, разрушив всю банковско-

финансовую систему.

Каким же образом кризис 1998 г. повлиял на кредитную систему?

Инфляция 1992 – 1995 гг. обесценила имевшиеся у предприятий элементы

основных фондов и оборотных средств. В результате проведенных в 1994 – 1997

гг. переоценок основных фондов их балансовая стоимость стала примерно

соответствовать рыночной цене элементов основных фондов на начало 1998 г.

Но элементы оборотных средств переоценены (проиндексированы) не были, так

как по оборотным средствам, в отличие от основных фондов, недостаточно

зафиксировать их современную оценку, нужно было каждому предприятию

перечислять на его счет деньги в сумме дооценки оборотных средств. Или дать

предприятиям кредит в размере суммы дооценки оборотных средств. Но на это

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.