рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организация вексельного обращения в коммерческом банке

прямую обязанность национальных законодателей развития положений

Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности

плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение

иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие

несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается

вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному

закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции,

обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2

Женевской Конвенции.

Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора

с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей

Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же

день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении

переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что

страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе,

обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств,

взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление

вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений

о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в

зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском

законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3

Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №

1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по

операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина

РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с

ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем

вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом

действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно

взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но

требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным.

Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым

ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в

наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма

эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма

совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят

Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который

фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о

векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в

отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-

таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности

существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто

формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода

от ответственности не только российскими векселедателями, но и

векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.

Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет

сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам

международного права. Большинство отступлений носят малосущественный

характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для

ограничения действия векселей на территории государства [34].

2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов

Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить

три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:

1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата;

2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного

средства;

3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка

создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют.

Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются

векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального

коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап).

Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе

“Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского

дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое

обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе

сумму в период погашения.

Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной

практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В

частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена

синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и

автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно

классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного

законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против

заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не

может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же

вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на

него эмитентами.

Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в

конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения

денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в

тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не

получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где

не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а

оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и

путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по

векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали

налогооблагаемую базу).

В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения

кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом

народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были

проведены исследования и анализ экономического состояния российской

промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения

предприятий.

Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и

совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве

платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие

специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама

программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе

России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых

обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые

обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются

достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными,

обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым

одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам

долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в

соответствующие обязательства). При этом появляется возможность

дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и

реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет

эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь

сомнительные обязательства клиента..

Таким образом становилось возможным:

- преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного

спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной

активности;

- предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные

обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что

крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении,

что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве

формирования производственных программ;

- банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех

нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска

неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения

материального оборота.

С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки

платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, так как

расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа

векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.

Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую

сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа

под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за

собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.

Кредитование могло осуществляться:

1. Срочными векселями. Для кредита срочными векселями Тверьуниверсалбанка,

дата погашения которых совпадала со сроком окончания кредита, была

установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий

срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки

увеличивался.

2. Векселями с оплатой по предъявлении. Проценты за пользование таким

кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до

погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке

рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания

срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту

превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не

менее меньше ставки обычного рублевого кредита.

По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на векселя,

погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, то есть векселя,

погашаемые банком только через определенный срок от даты составления

векселя или определенного числа.

Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место,

обозначенное в графе “место платежа”, в любой филиал Тверьуниверсалбанка

или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей

Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в

случае их предъявления непосредственно в Тверьуниверсалбанк.

Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу,

как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в

любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного

процента — дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением

срока погашения векселя.

Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств,

находящихся в свободном обращении, на векселя Тверьуниверсалбанка.

Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом

расчета между юридическими лицами. Во многих городах существовала практика

зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. Даже такие

органы, как Пенсионный фонд РФ, активно стали работать по зачёту в счёт

платежей векселей отдельных банков, что было обусловлено тем, что

Пенсионный фонд РФ берет кредиты в банках, которые участвуют в денежных

зачётах.

Таким образом, фактически банк на третьем этапе развития вексельного

обращения пытался эмитировать собственную валюту. В этом нет ничего

принципиально нового — на заре бумажно-денежного обращения коммерческие

банки эмитировали собственные банкноты, а сами бумажные деньги “выросли” из

векселей и в ряде стран сохранили их внешнюю форму.

В отличие от депозитных сертификатов векселя являются платежным

средством, могут выдаваться в качестве ссуды, использоваться в залоговых и

внешнеторговых операциях. Так, предоставляя кредит предприятию в виде

векселя, банк, с одной стороны, не перечисляет со своего счета денежные

средства, а с другой не начисляет процент по выданному векселю. В процессе

расчетов из рыночной ставки по кредитным ресурсам вычитается ставка по

привлеченным ресурсам. Соответственно, общая процентная ставка для клиентов

снижается. В итоге выигрывают все участники данной сделки: клиент — в

результате получения ресурсов и уменьшения величины процентной ставки, банк

— в результате привлечения ресурсов и уменьшения величины резервов,

государство — в результате связанного с существенным распространением

вексельных кредитов сокращения денежной массы в обращении [59].

Банки, обладающие сетью филиалов и имеющие обширные корреспондентские

отношения с другими банками, могут в короткие сроки организовать учет и

погашение векселей, значительно ускорив платежи между клиентами.

Одновременное начисление процентов по векселям в период их обращения

позволяет в определенной мере компенсировать инфляционное обесценение

безналичных денежных средств. Если использовать валютный вексель, можно

одновременно решить проблему взаиморасчетов между резидентами в валюте.

Учитывая все эти преимущества векселей, эмитировать их стали и другие

банки, в том числе Автовазбанк, Инкомбанк, Мосстройэкономбанк, Ковнерсбанк,

Русский национальный кредит, Агропромбанк, Транскредитбанк, Российский

национальный коммерческий банк, Инвестбанк, Сибакадембанк и ряд других,

которые предложили российским предприятиям в условиях кризиса неплатежей

использовать свои векселя для взаиморасчетов. Более того, ряд бирж,

например МТБ, МЦФБ, в 1993 году стали принимать валютные векселя крупных

банковских эмитентов для взноса в страховой фонд, обеспечивающий исполнение

обязательств по заключаемым на биржах фьючерсным контрактам на валюту.

Весьма важным в развитии вексельного обращения следует признать выпуск

государственных казначейских векселей и обязательств, которые были выпущены

под реализацию различных проектов и ликвидацию задолженностей.

К марту 1994 года задолженность государства предприятиям составляла

порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга

стимулировал 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему

хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило

переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994 года

Министерства финансов РФ (Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994

года № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством

финансов Российской Федерации”). Объем выпуска векселей составил 1,1

триллиона рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и

погашения внутри серии, сроком на один год от даты составления. Вексельная

сумма составила 14 миллионов рублей и ею была оформлена государственная

задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составила

40 % годовых.

Вслед за первой эмиссией последовали новые, например:

- в соответствии с письмом Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 "Об

условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для

восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен

погашенных ими централизованных кредитов и процентов по ним Центральному

Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками” (с изменениями

от 29 апреля 1996 года) и соответствующим Приказом Министерства Финансов

Российской Федерации от 21 августа 1995 года № 92, по которому были

выпущены свободно обращающиеся простые векселя Министерства Финансов

Российской Федерации сроком обращения 10 лет (по 31 августа 2005 года

включительно);

- в соответствии с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от

10 апреля 1996 года № 197 “О выпуске векселей Министерства Финансов

Российской Федерации для переоформления обязательств акционерного

общества “КамАЗ” перед коммерческими банками в задолженность по бюджетной

ссуде Министерству финансов Российской Федерации”, по которому для

переоформления обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими банками

России, осуществившими в 1994-1995 годах кредитование АО "КамАЗ" в целях

восстановления мощностей по производству двигателей и стабилизации

производства были выпущены свободно обращающиеся простые векселя

Министерства Финансов Российской Федерации в размере обязательств АО

"КамАЗ" перед коммерческими банками.

Широкое распространение векселей, в том числе банковских, как

рублевых, так и валютных, могло стать ощутимым фактором, влияющим на

уменьшение денежной массы в обращении. Но этот процесс был несколько

приостановлен в связи с неотработанностью ряда налоговых и правовых

вопросов вексельного обращения. Здесь следует констатировать, что налог на

операции с ценными бумагами в отношении векселей не применяется, поскольку

Закон РФ от 12 декабря 1991 года № 2021-1 “О налоге на операции с ценными

бумагами” не может быть распространен на операции с векселями, так как

действие закона ограничено лишь эмитируемыми ценными бумагами. Кроме того,

отсутствие в нем в облагаемом перечне операций, направленных на

возникновение имущественных прав депозитных сертификатов и простых

векселей, противоречит нормам гражданского законодательства, нормативным

документам Центрального Банка Российской Федерации, ставит в неравные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.