Организация вексельного обращения в коммерческом банке
прямую обязанность национальных законодателей развития положений
Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности
плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение
иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие
несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается
вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному
закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции,
обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2
Женевской Конвенции.
Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора
с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей
Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же
день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении
переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что
страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе,
обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств,
взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление
вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений
о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в
зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском
законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3
Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по
операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина
РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с
ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем
вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом
действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно
взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но
требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным.
Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым
ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в
наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма
эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма
совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят
Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который
фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о
векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в
отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-
таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности
существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто
формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода
от ответственности не только российскими векселедателями, но и
векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.
Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет
сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам
международного права. Большинство отступлений носят малосущественный
характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для
ограничения действия векселей на территории государства [34].
2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов
Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить
три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:
1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата;
2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного
средства;
3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка
создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют.
Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются
векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального
коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап).
Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе
“Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского
дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое
обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе
сумму в период погашения.
Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной
практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В
частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена
синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и
автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно
классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного
законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против
заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не
может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же
вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на
него эмитентами.
Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в
конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения
денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в
тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не
получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где
не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а
оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и
путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по
векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали
налогооблагаемую базу).
В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения
кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом
народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были
проведены исследования и анализ экономического состояния российской
промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения
предприятий.
Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и
совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве
платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие
специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама
программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе
России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых
обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые
обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются
достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными,
обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым
одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам
долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в
соответствующие обязательства). При этом появляется возможность
дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и
реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет
эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь
сомнительные обязательства клиента..
Таким образом становилось возможным:
- преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного
спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной
активности;
- предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные
обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что
крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении,
что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве
формирования производственных программ;
- банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех
нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска
неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения
материального оборота.
С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки
платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, так как
расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа
векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.
Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую
сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа
под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за
собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.
Кредитование могло осуществляться:
1. Срочными векселями. Для кредита срочными векселями Тверьуниверсалбанка,
дата погашения которых совпадала со сроком окончания кредита, была
установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий
срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки
увеличивался.
2. Векселями с оплатой по предъявлении. Проценты за пользование таким
кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до
погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке
рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания
срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту
превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не
менее меньше ставки обычного рублевого кредита.
По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на векселя,
погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, то есть векселя,
погашаемые банком только через определенный срок от даты составления
векселя или определенного числа.
Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место,
обозначенное в графе “место платежа”, в любой филиал Тверьуниверсалбанка
или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей
Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в
случае их предъявления непосредственно в Тверьуниверсалбанк.
Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу,
как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в
любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного
процента — дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением
срока погашения векселя.
Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств,
находящихся в свободном обращении, на векселя Тверьуниверсалбанка.
Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом
расчета между юридическими лицами. Во многих городах существовала практика
зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. Даже такие
органы, как Пенсионный фонд РФ, активно стали работать по зачёту в счёт
платежей векселей отдельных банков, что было обусловлено тем, что
Пенсионный фонд РФ берет кредиты в банках, которые участвуют в денежных
зачётах.
Таким образом, фактически банк на третьем этапе развития вексельного
обращения пытался эмитировать собственную валюту. В этом нет ничего
принципиально нового — на заре бумажно-денежного обращения коммерческие
банки эмитировали собственные банкноты, а сами бумажные деньги “выросли” из
векселей и в ряде стран сохранили их внешнюю форму.
В отличие от депозитных сертификатов векселя являются платежным
средством, могут выдаваться в качестве ссуды, использоваться в залоговых и
внешнеторговых операциях. Так, предоставляя кредит предприятию в виде
векселя, банк, с одной стороны, не перечисляет со своего счета денежные
средства, а с другой не начисляет процент по выданному векселю. В процессе
расчетов из рыночной ставки по кредитным ресурсам вычитается ставка по
привлеченным ресурсам. Соответственно, общая процентная ставка для клиентов
снижается. В итоге выигрывают все участники данной сделки: клиент — в
результате получения ресурсов и уменьшения величины процентной ставки, банк
— в результате привлечения ресурсов и уменьшения величины резервов,
государство — в результате связанного с существенным распространением
вексельных кредитов сокращения денежной массы в обращении [59].
Банки, обладающие сетью филиалов и имеющие обширные корреспондентские
отношения с другими банками, могут в короткие сроки организовать учет и
погашение векселей, значительно ускорив платежи между клиентами.
Одновременное начисление процентов по векселям в период их обращения
позволяет в определенной мере компенсировать инфляционное обесценение
безналичных денежных средств. Если использовать валютный вексель, можно
одновременно решить проблему взаиморасчетов между резидентами в валюте.
Учитывая все эти преимущества векселей, эмитировать их стали и другие
банки, в том числе Автовазбанк, Инкомбанк, Мосстройэкономбанк, Ковнерсбанк,
Русский национальный кредит, Агропромбанк, Транскредитбанк, Российский
национальный коммерческий банк, Инвестбанк, Сибакадембанк и ряд других,
которые предложили российским предприятиям в условиях кризиса неплатежей
использовать свои векселя для взаиморасчетов. Более того, ряд бирж,
например МТБ, МЦФБ, в 1993 году стали принимать валютные векселя крупных
банковских эмитентов для взноса в страховой фонд, обеспечивающий исполнение
обязательств по заключаемым на биржах фьючерсным контрактам на валюту.
Весьма важным в развитии вексельного обращения следует признать выпуск
государственных казначейских векселей и обязательств, которые были выпущены
под реализацию различных проектов и ликвидацию задолженностей.
К марту 1994 года задолженность государства предприятиям составляла
порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга
стимулировал 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему
хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило
переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994 года
Министерства финансов РФ (Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994
года № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством
финансов Российской Федерации”). Объем выпуска векселей составил 1,1
триллиона рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и
погашения внутри серии, сроком на один год от даты составления. Вексельная
сумма составила 14 миллионов рублей и ею была оформлена государственная
задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составила
40 % годовых.
Вслед за первой эмиссией последовали новые, например:
- в соответствии с письмом Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 "Об
условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для
восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен
погашенных ими централизованных кредитов и процентов по ним Центральному
Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками” (с изменениями
от 29 апреля 1996 года) и соответствующим Приказом Министерства Финансов
Российской Федерации от 21 августа 1995 года № 92, по которому были
выпущены свободно обращающиеся простые векселя Министерства Финансов
Российской Федерации сроком обращения 10 лет (по 31 августа 2005 года
включительно);
- в соответствии с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от
10 апреля 1996 года № 197 “О выпуске векселей Министерства Финансов
Российской Федерации для переоформления обязательств акционерного
общества “КамАЗ” перед коммерческими банками в задолженность по бюджетной
ссуде Министерству финансов Российской Федерации”, по которому для
переоформления обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими банками
России, осуществившими в 1994-1995 годах кредитование АО "КамАЗ" в целях
восстановления мощностей по производству двигателей и стабилизации
производства были выпущены свободно обращающиеся простые векселя
Министерства Финансов Российской Федерации в размере обязательств АО
"КамАЗ" перед коммерческими банками.
Широкое распространение векселей, в том числе банковских, как
рублевых, так и валютных, могло стать ощутимым фактором, влияющим на
уменьшение денежной массы в обращении. Но этот процесс был несколько
приостановлен в связи с неотработанностью ряда налоговых и правовых
вопросов вексельного обращения. Здесь следует констатировать, что налог на
операции с ценными бумагами в отношении векселей не применяется, поскольку
Закон РФ от 12 декабря 1991 года № 2021-1 “О налоге на операции с ценными
бумагами” не может быть распространен на операции с векселями, так как
действие закона ограничено лишь эмитируемыми ценными бумагами. Кроме того,
отсутствие в нем в облагаемом перечне операций, направленных на
возникновение имущественных прав депозитных сертификатов и простых
векселей, противоречит нормам гражданского законодательства, нормативным
документам Центрального Банка Российской Федерации, ставит в неравные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|