рефераты бесплатно

МЕНЮ


Макроэкономический анализ деятельности ЦБ в I квартале, апреле 2003 г.

дополняется укоренившейся "предрасположенностью" банков к ведению дел со

связанными компаниями из ФПГ. «Сторонние» организации банкиры кредитуют не

слишком охотно.

«У крупнейших частных российских банков, получивших рейтинг

Standard&Poor’s, на долю десяти основных заемщиков приходится порядка 40%

ссудного портфеля, что соответствует почти 200% их собственного капитала, -

отмечается в исследовании международного рейтингового агентства. – У

некоторых ведущих банков эти показатели даже выше. … До тех пор пока не

диверсифицируется сама российская экономика, а широко распространенная

практика кредитования банками родственных предприятий в рамках ФПГ не

сократится, риск высокой концентрации активов будет оставаться проблемой

для российских частных банков».

Понижения издержек в отечественной промышленности, надо было уже давно

начинать с реформирования налогового законодательства, только ослабление

налоговой базы на предприятия даст значительное преимущество российским

компаниям в конкуренции с импортом, им не будет так опасен слабеющий

доллар, если их издержки также будут падать. Мы сознательно не будем здесь

рассматривать, то что, правительство назвало реформой налогового

законодательства, так как эта работа посвящена Центральному Банку России, а

это глава появилась, здесь только для того, чтобы дать понять читателю о

невозможности, Банком России регулировать и эту сферу экономики, хотя

конечно как уже не раз отмечалось, вынужден делать и это. Есть название

этой реформе: "реформенный обман", дело в том, что правительство боится по-

настоящему облегчить налоговую нагрузку на предприятия, так как

первоочередной задачей считает сбалансированный профицитный бюджет страны,

не стесняясь при этом выпускать даже облигации с 6 летним сроком погашения.

А также основные усилия свои, сосредоточив на погашение внешнего долга и

своевременного его обслуживания. С одной стороны кабинет министров понимает

необходимость более либеральным реформ в первую очередь в налоговом

законодательстве, а также в таможенном регулирование, но опять же не

хочется рисковать профицитом бюджета, полагая, что в первые годы

либерализации произойдёт резкое сокращение поступлений в бюджет от

собираемых налогов и сборов (так ни разу и не проверив своё предположение в

действие), существенно уменьшая налоговую базу только в высоко доходных

отраслях. Напомним, что с 1 января 2002 г. в Налоговом кодексе произошли

позитивные для банков изменения. Ставка налога на прибыль для них

уменьшилась с 43% до 24%. В результате чистая прибыль банковского сектора

увеличилась за прошлый год в сравнении с позапрошлым на 80-85%.С другой

стороны, рентабельность капитала банковского сектора (16,0% в 2002 г.)

выше, чем в среднем по экономике (7,9%) и по промышленности (10,9%).

Последняя оценка лучше рисует реальную картину доходности банков, поскольку

в их балансах значительную долю занимают привлеченные на возмездной основе

средства. «К началу четвертого квартала 2002 г. доля платных ресурсов в

средствах, привлеченных на внутреннем рынке (без МБК), достигла 63%,

увеличившись с 2000 г. на 8%, – отмечает Олег Солнцев, эксперт Центра

макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – При такой

динамике в ближайшие три года она достигнет 70-72%. Это будет сдерживать

рост прибыли банков». Говоря о вступление с 1 января 2004 г. в силу нового

таможенного кодекса основной упор был сделан на толлинге, то есть ввоз

продуктов переработки товаров или сырья, при вывозе не облагаются

таможенными пошлинами.[13] Правительство, до сих пор, осторожничает,

сохраняя высокие вывозные пошлины на основные ресурсы страны (это ещё

связанно и с тем, что в ближайшие год, полтора ожидается полная

"качественная" переоценка всей ресурсной базы страны) и таким образом

получая дополнительные доходы от высоких в I квартале цен на сырьё. Что

естественно даёт им уверенность в реализации профицита бюджета, и

обслуживанию внешнего долга, так как доходы от сырьевой, а главное нефтяной

базы страны стремительно росли. Также как и капитал ЦБ:

Капитал Банка России на 1 февраля 2003 года составил 339 млрд. 811

млн. рублей, по сравнению с 1 февраля 2002 года он увеличился на 116 млрд.

616 млн. рублей. Об этом сообщает департамент внешних и общественных связей

Банка России.

Средства на счетах в Банке России на 1 февраля 2003 года составили 921

млрд. 802 млн. рублей, из которых средства правительства РФ - 384 млрд. 581

млн. рублей (с 1 февраля 2002 года по 1 февраля 2003 года они увеличились

на 185 млрд. 240 млн. рублей), средства кредитных организаций-резидентов -

377 млрд. 238 млн. рублей (увеличились с 1 февраля 2002 года на 98 млрд.

831 млн. рублей).

Баланс Банка России в 2003 году

(млн. руб.)

| |01.02 |01.03 |01.04 |

|1. Драгоценные металлы |49 144|48 981|48 914|

|2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, |1 491 |1 603 |1 650 |

|размещенные у нерезидентов |122 |358 |672 |

|3. Кредиты и депозиты |218 |214 |212 |

| |403 |280 |786 |

| |

|из них: |

| |

| |3 656 |1 180 |986 |

|— кредитным организациям-резидентам | | | |

| | | | |

| |197 |195 |194 |

|— для обслуживания внешнего долга |298 |772 |559 |

| | | | |

| 4. Ценные бумаги |376 |338 |330 |

| |709 |609 |089 |

| |

|из них: |

| |

| |344 |306 |298 |

|— ценные бумаги Правительства Российской Федерации |356 |524 |636 |

| | | | |

|5. Прочие активы |69 688|69 989|70 033|

| |

|из них: |

| |

| |54 024|53 651|53 264|

|— основные средства | | | |

| | | | |

|Итого по активу |2 205 |2 275 |2 312 |

| |066 |217 |494 |

|1. Наличные деньги в обращении |755 |779 |802 |

| |189 |319 |455 |

|2. Средства на счетах в Банке России |921 |978 |1 001 |

| |802 |480 |416 |

| |

|из них: |

| |

| |384 |384 |398 |

|— Правительства Российской Федерации |581 |684 |829 |

| | | | |

| |377 |414 |419 |

|— кредитных организаций-резидентов |238 |197 |471 |

| | | | |

|3. Средства в расчетах |19 365|20 270|20 051|

|4. Прочие пассивы |168 |157 |148 |

| |899 |342 |789 |

| |

|из них: |

| |

| |— |— |— |

|— кредит МВФ | | | |

| | | | |

|5. Капитал |339 |339 |339 |

| |811 |806 |783 |

|Итого по пассиву |2 205 |2 275 |2 312 |

| |066 |217 |494 |

Но ведь основной прирост денежных средств сложился за счёт

благоприятных цен на нефть, хотя как выяснилось, они послужили и толчком

для инфляции в России. Правительство явно обманывает себя, бессмысленно

растущими показателями, тогда как зависимость всех этих показателей от

экспорта сырья на столько велики, что резкие изменения цены, как вверх, так

и вниз, моментально отображается на российской экономике и промышленности в

целом, как и в том, так и в другом случае – негативно. Нынешний кабинет

министров, это кабинет министров ожидания, а не дела. Предоставив стране

плыть по течению, они всего лишь принимают мало эффективные контрмеры для

защиты российской экономики[14], которые зачастую просто опаздывают и не

способны повлиять на ситуацию в целом. Утверждение: пока правительство не

займётся прямой диверсификацией промышленности, а как следствие и частного

банковского сектора[15], риски в экономике будут велики, нельзя тянуть с

либеральными реформами налогового законодательства, поддерживать

российского производителя надо только уменьшением его собственных издержек,

а не "дедушкиными" способами временного увеличения квот и таможенных

пошлин.[16] Но и это не главное, для малого и среднего бизнеса, в первую

очередь необходимо устранить административные барьеры. На данный момент их

столько, что для полного их описания потребуется ещё одна курсовая,

превышающая в объёме настоящую. Мы уже не говорим об отчисление

предпринимателей бандитам, которых правда стало гораздо меньше, в связи с

приходом на их место силовых структур, которым также платят. Или высочайшие

арендные платежи. Разного рода пожарные, СЭЗ, экологи и т. д. И всем надо

платить, а ведь это не только деньги, но не забывайте про потраченное время

на всевозможные "уговоры" чиновников, большинство предпринимателей

останавливает именно административные барьеры для входа в бизнес, его

расширение. Надо ли упоминать про обналичку, без обналичивающих фирм

российский предприниматель давно перестал бы существовать. Российский

средний и малый бизнес имеет льготный налоговый режим, да, примерно

получается 27 копеек с рубля. Но кому он нужен, если путём повального

"мухлежа" можно платить 5 копеек. Согласны платить 27 и может даже больше,

но чтобы 27 и всё. Или вот ещё одна принципиально новая сторона, мешающая

свободной конкуренции: раньше конкуренции мешал подкуп нужного чиновника

одной из противоборствующих сторон. Сейчас, другая опасность, чиновники

сами участвуют в бизнесе (конечно организация регистрируются на "близкое

лицо"), когда чиновник имеет прямой интерес в той или иной сфере бизнеса, о

какой конкуренции вообще тогда может идти речь. Для примера, вспомним

недавнее требование СЭЗ закрыть большинство предприятий быстрого питания, а

проще говоря - фастфуда. И ведь активно закрывают. Понятно, что они не

соответствуют нормам СЭС, принятым накануне, мерзко то, что при появление у

Елены Батуриной нового бизнеса в Москве (а именно предприятий быстрого

питания), резко закрывают всех остальных. И используется для банкротства

предпринимателей именно пресловутые административные рычаги давления.

Мерзко и то, что для удовлетворения этих требований СЭС (главным из которых

является проведение водопровода в "палатки") надо также обращаться в

различные учреждения. Последние разрешения, на проведение труб, вообще

никому не дают. Наряду с этим принимаются программы правительством Москвы,

направленные на проектирование будущих зданий уже с заранее отведёнными

местами под предприятий фастфуда. Места в этих зданиях выкупаются по ценам

ниже рыночных, причём занижение идёт процентов на 60. Говоря об имуществе в

Москве, можно говорить о такой повальной тенденции, как покупки дорогой

собственности по бросовым, если хотите ценам. Такая покупка с "дисконтом"

осуществляется людьми из ближайшего окружения Ю. Лужкова, чаще любимым

скульптором и голосом России.[17] Нужны качественно новые административные

реформы, настоящего прорыва в экономике без упреждения этого произвола не

достичь, общество всё больше и больше расслаивается, и нет тенденций к

уменьшению социальных разрывов. Среднего класса, как такого нет. Новым

людям в бизнес пробиться крайне сложно, а большинство просто не пытается,

пугает вся эта сложность преодоления барьеров.

Пока Михаил Касьянов выступает "против прорывов", и вот ещё "никаких

прорывов не будет, прорывы всегда грозят ошибками". Необходима также, по

мнению главы правительства, "систематическая кропотливая работа", в

частности, требуется "лучше адаптировать экономику к тем нововведениям,

которые уже произошли". Постоянно говорит премьер и о "создания основ для

роста". Пока, цель, поставленная правительством - поддержки российского

производителя сводится только к защите последнего, от импортной конкуренции

только путём ограничения и как следствие повышение цен на импортные товары,

что на наш взгляд, неприемлемо без комплекснового применения "защитной"

политики с уменьшением себестоимости продукции отечественного производства,

путём уменьшения издержек. Нельзя всё время полагаться на сохранение

деловой активности, так как при замедлении деловой активности, сокращении

экспортных доходов, обострении бюджетных проблем банки столкнутся с

кризисной ситуацией (уже не раз упоминалось о прямой зависимости этих

показателей из-за очень низкой диверсификации промышленности и банковского

сектора, а также не способностью в одиночку Банка России бороться с высокой

капитализацией, в сфере экспорта углеводородов, частных банков России).

Словом, можно резюмировать, что стратегия, которую избрал сейчас

банковский сектор России, будет способствовать его росту в условиях

дальнейшего улучшения положения в российской экономике, но станет

источником кризиса при возможном ухудшении экономической конъюнктуры. Все

это предъявляет повышенные требования к макроэкономической политике

отечественного правительства.

Влияние нефтяного бизнеса на стратегию развития банковского сектора РФ

"Нефтяной комплекс — важнейший сектор российской экономики, который

может полностью удовлетворять текущий и перспективный внутренний спрос на

жидкие углеводороды и продукты их переработки, а также осуществлять крупные

экспортные поставки. Доходная часть консолидированного бюджета на одну

пятую формируется за счет налоговых и других платежей нефтяных компаний, а

выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов является одним из основных

источников поступления в Россию иностранной валюты.[18] Отрасль оказывает

значительное влияние на состояние занятости, инвестиций, фондовый рынок,

банковскую систему страны. Следовательно, нормальное платежное состояние

нефтяного комплекса России является одним из фундаментальных факторов

экономической безопасности России." (Ю. А. Лисин "Платежи и расчеты

нефтегазовых компаний).

На данный момент капитал Центробанка растёт (см. стр. 9), а с ним и

прибыль коммерческих банков (там же) а с ним и доходы правительства. Кстати

сказать, финансовые результаты крупнейшего российского банка, Сбербанка,

показывают, что и его чистая прибыль, рассчитанная по российским стандартам

бухгалтерской отчетности, согласно предварительным данным, выросла в 2002

г. до 31,4 млрд. руб. против 17,5 млрд. руб. в 2001 г. (на 79,4%). По

словам биржевых аналитиков, это наилучший результат, начиная с 1997 г.[19]

Правительство второй год укладывается в профицитный бюджет (в 2002 г. по

оценке Минфина РФ превышение доходов над расходами составило 154,3 млрд.

руб.), постепенно уменьшает нагрузку долга на ВВП (за 2002 г. долг составил

40% ВВП, снизившись на 9% к предыдущему), регулярно перечислят, необходимые

суммы, в счёт обслуживания внешнего долга в этом году. Также, на первый

взгляд, Центральный Банк выполняет, часть взятых на себя обязательств, по

переводу коммерческих банков с 1 января 2004 г., на международный стандарт

бухгалтерской отчётности, пытается сделать как можно прозрачней банковскую

деятельность, поощряя банки, открывающие свои балансы на его

сайте.[20] Но зачем, ведь ни банкам, на даже самому правительству это, на

сегодня, ничего не даёт. Поподробнее, сначала уточним, о каких

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.